Выявление и развитие у обучающихся способностей интеллектуальной и творческой деятельности
Выполнила: Крыловецкая
Алёна Николаевна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №3 г. Вязьмы
Способности - индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению
Различные подходы к определению способностей
К.К.Платонов
«Качество личности, определяющее успешность овладения определенной деятельностью и совершенствование в ней. Способности – подструктура личности, наложенная на ее остальные основные подструктуры»
С.Л.Рубенштейн
«Закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей. В отличие от навыков, способности – результаты закрепления не способов действия, а психических процессов , посредством которых действия и деятельности регулируются»
А.В.Петровский
«Это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся»
СПОСОБНОСТЬ
В.Э.Чудновский
«Индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности»
Ю.Б.Гиппенрейтер
«Индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению»
Основанием развития способностей являются задатки
Задатки –
врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуальные психологические предпосылки для развития и формирования способностей
Классификация способностей
Общие способности
Специальные способности
определяют успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.). Эти способности могут дополнять и обогащать друг друга.
определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, творческие способности и т.д.). Общие способности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, называют одаренностью
Уровни развития способностей
Одаренность
Талант
Одаренным называется человек который с рождения обладает хорошими задатками к развитию способностей
Талантливый – человек который благодаря своим высокоразвитым способностям может добиться (и реально добивается) высоких результатов в том или ином виде деятельности
Гениальность
Гениальный – человек, уже добившийся выдающихся, признанных успехов в определенном виде деятельности
Признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности
Высокий темп обучения соответствующей деятельности
Широта переноса навыка, которая состоит в том, что обучившись применению операции в одной ситуации, человек способен легко применить ее в других аналогичных ситуациях
Энергетическая экономность выполнения данной деятельности
Индивидуальное своеобразие выполнения деятельности
Высокая мотивация, стремление к этой деятельности,
иногда вопреки обстоятельствам
Условия успешного развития способностей
Раннее и полное выявление всех задатков, с рождения ребенка
Активное включение ребенка в те виды деятельности, в которых соответствующие способности формируются и развиваются
Включение ребенка в разноплановые виды деятельности для развития разных способностей
Наличие психологически и педагогически подготовленных учителей
Использование современных развивающих методов и средств обучения
Стимулирование развития способностей
Интеллектуальные способности
Интеллект (Векслер) – это общая способность человека Интеллектуальные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности.
Под интеллектуальными способностями понимается
восприятие
внимание
память
мышление
воображение
речь
Развитие способностей реализуется через следующие формы
Урок
Внеурочной деятельности
Урочная деятельность
Математика
1. Зайди закономерность, продолжи ряд чисел
7, 11, 9, 12, 18, ______________________________________
19, 15, 17, 13, 15, 14, _________________________________
0, 2, 5, 9, 14,20, ______________________________________
3, 6, 4, 8, 6, 12, 10, 20, 18, ______________________________
10, 11, 9, 12, 8, 13, 7, 14, 6, 15, 5, ________________________
2. Реши задачи:
Маша намного слабее, чем Лиза. Маша намного сильнее, чем Нина. Кто слабее всех?
Вера намного темнее, чем Люба. Вера намного светлее, чем Катя. Кто светлее всех?
Через 5 лет Пете будет столько же лет, сколько Диме сейчас. Кто из мальчиков старше?
Через 6 лет Свете будет столько же лет, сколько Вале сейчас. Кто из девочек моложе?
Урочная деятельность
Математика
3. Составь из этих условий и вопросов как можно больше задач. Запиши парами номера подходящих друг другу условий и вопросов.
1. Длина прямоугольника 18 см, а ширина в 2 раза меньше.
2. На уроке труда дети сделали 27 снежинок, а фонариков на 19 меньше.
1. Сколько всего игрушек сделали дети?
2. Сколько снежинок сделали дети?
3. Найди периметр прямоугольника.
4. Сколько дети сделали фонариков?
5. Насколько меньше дети сделали фонариков, чем снежинок?
6. Чему равна ширина прямоугольника?
7. Насколько длина больше ширины?
8. Определи площадь прямоугольника.
Урочная деятельность
Русский язык
1. Подчеркни фразы, наиболее близкие по смыслу.
а)вымыть посуду б) жизнь продолжается
передохнуть взвесить все “за” и “против”
справиться с напряжением тянуть лямку
находиться в отпуске учесть прошлый опыт
2. Соедини стрелками устаревшие слова в левой колонке с современными синонимами из правой колонки:
очи губы
чело глаза
ланиты лоб
уста палец
перст щёки
Урочная деятельность
Русский язык
3. Отгадай шараду.
а) Крик птицы – это первый слог, б) Мой корень – родственник “сраженью”,
Второй – известный всем предлог, Приставка – в слове “заявление”,
А третий – бурная волна, В “наборщике” есть суффикс мой,
Теперь шарада всем ясна. А весь – тружусь я под землёй.
в) Корень извлечь из “начинки” несложно,
Приставка в “сосуде” хранится надежно,
Суффикс в “гудении” ясно услышишь,
Вместе – на темы различны пишешь.
4.Прочитай и запиши слова. Подчеркни “лишнее” слово.
настачй ______ мучезанный ______
лодевой ______ горазвор _______
Кружок
«Любознательный читатель»
Цель: расширение читательского кругозора и создание условий для формирования привычки и способности учащихся к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг.
Задачи:
1.Создать условия для знакомства детей с книгами, доступными их кругу чтения;
2.Создать условия для формирования привычки, а затем потребности самостоятельно и осмысленно выбирать и систематически, по всем правилам читать те детские книги, которые им нужны и интересны;
3.Совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
4.Воспитывать в детях любовь к добру, бескорыстным и благородным поступкам, к природе, науке и искусству;
5.Учить детей уважать труд людей;
6.Развивать интеллектуальные способности обучающихся
.
Внеурочная деятельность
«Любознательный читатель»
1. Синтез.
Прочитай текст. Укажи знаком «+» его тему:
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
О природе ______ О березе______ О лете ______
Внеурочная деятельность
«Любознательный читатель»
2. Анализ.
Прочитай текст. Раздели его на смысловые части.
Купание медвежат.
Наш знакомый охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево. Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два веселых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде. Другой медвежонок испугался холодной воды и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.
Внеурочная деятельность
«В мире книг»
3 . Сравнение.
Сравни два текста. Отметь знаком «+» справочную статью.
Дядя Федор спрашивает: « Как тебя зовут?» Кот говорит: « И не знаю как.
И Барсиком меня звали, и Пушком, и Оболтусом. И даже Кис Кисычем я был. Только мне все не нравится. Я хочу фамилию иметь».
Краткий рассказ, чаще всего в стихах, носящий поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и недостатки в общественной жизни, называется басней.
Внеурочная деятельность
«В мире книг»
4 . Логика.
Прочитай слова. В каждой из двух групп слов определи «лишнее» и подчеркни его.
Песть песиет
Мезойн ретенеч
Сенойл нетемет
Левоной тылёжй
Методики
Методика определения умственного развития детей (7-9 лет) Замбацявичене Э. Ф.
Шкала Станфорд-Бине и/или тест Слоссона и/или тест "WPPSI” для измерение умственных способностей обучающихся (определение «умственного возраста» (МА) и IQ)
Векслеровская шкала интеллекта(WPPSI) (для младших школьников)
Результаты диагностики
Деятельность педагога по выявлению и развитию способностей обучающихся
Выполнила: Макарова
Алёна Николаевна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №3 г. Вязьмы