Деятельность советника директора по воспитанию
в формировании личностного потенциала обучающихся
Аннотация: в статье отражена суть деятельности советников по воспитательной работе и ее влияния на развитие многогранной личности каждого ребенка в школе, раскрытие его потенциала, формировании и реализации в обществе.
Ключевые слова: советник директора по воспитанию, воспитательная работа в школе, личностный потенциал обучающегося
В современном мире воспитания личности является сложным и многогранным процессом, так как изменения, происходящие в окружающем мире, совершаются достаточно быстро. Вследствие этого одной из главных задач современной системы образования и воспитания является формирование творческой личности во всем богатстве и разнообразии, создание условий для наиболее полной и успешной её творческой реализации.
Система образования и воспитания XXI века базируется на раскрытие личностного потенциала ребенка, учитывая формирующиеся взгляды, интересы, а также творческие способности. В этом проявляется демократизированный индивидуальный подход воспитания, влияющий на каждого ребенка, что позволяет в дальнейшем сформировать целое поколение, осознающее свой потенциал и безграничные возможности в собственной реализации, самопознании и самовоспитании. С учетом индивидуальных личностных качеств каждого ребенка в воспитательном процессе школы определяется вектор работы заместителя директора по воспитательной работе, педагога- организатора, классных руководителей, а также советников директора по воспитанию.
Должность советника по воспитанию при учебном заведении была введена в Саратовской области с сентября 2022 года. В задачи советника директора по воспитанию (Навигатор детства) входят формирование и развитие у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, к закону и правопорядку, к старшему поколению, культуре и традициям нашей страны.
Данные задачи реализуются не нарочитой и навязчивой популяризацией всех аспектов значимых позиций для формирования здорового гражданского общества, а при помощи творческого подхода к каждому обучающемуся в школе, вне зависимости от возрастной категории: представители младшего, основного или среднего звена.
Проблема творческой личности - одна из вечных в науке, литературе и искусстве. Творческая личность - является предметом философского, психологического, педагогического и художественного познания. Философия рассматривает сущностные аспекты творчества с методологических позиций, их содержание, социально-исторические детерминанты, взаимосвязь с культурой, образованием, этикой. Психология изучает творческие процессы, особенности становления и самовыражения творческой личности, уровни ее интересов и стремлений, типологию творческого характера, результативность творческих усилий. Педагогика разрабатывает теоретические, методические и практические основы обучения и воспитания творческой личности, исследует факторы и условия ее развития. Литература и искусство требуют от творца ответа на вопросы: насколько честен был его поиск истины, смысла жизни и творчества.
Естественно, советник директора по воспитанию не обходится без взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогический состав, родители обучающихся. Важным звеном среди участников образовательного процесса для навигаторов детства является педагогический состав в лице классных руководителей.
Для достижения социально значимых результатов в воспитательной работе образовательного учреждения важно взаимопонимание педагога и его учеников. Актуализация их творческого потенциала способна сформировать у педагогов понимания необходимости участия обучающихся в мероприятиях различного уровня и представления работ своих воспитанников с целью повышения престижа профессиональной образовательной организации.
В данном случае направляющим является советник директора по воспитанию, который может не только оказать методическую помощь для данной группы, но и выстроить правильный курс в развитие и росте личностного потенциала ребенка.
Одним из приоритетных показателей благополучной атмосферы в коллективе является общение взрослого с ребенком в форме сотрудничества, которое предполагает равную заинтересованность навигатора детства, педагога, и ребенка в их общей деятельности, совместное участие в ней. Сотрудничество исключает различные формы давления со стороны педагога, и поддерживает при этом стремление ребенка к самостоятельности. Общение всех субъектов данного вида взаимодействия с ребенком в форме сотрудничества обеспечивает наиболее полное его развитие.
Навигаторы детства реализуют свои задачи в рамках внеурочной деятельности не только в стенах образовательного учреждения, но и при взаимодействии с различными молодежными общественными организации, а также непосредственно с Российским движением детей и молодежи. Ведь в современной школе процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков является не единственным процессов. Развитие разносторонней личности ребенка проявляет свое значение в экономических, технологических прогрессах, которые приводят к изменениям и появлению новых возможностей и профессий для будущего поколения.