СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деятельностный метод обучения детей с ОВЗ при организации урока технологии в условиях введения ФГОС ОВЗ

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Деятельностный метод обучения детей с ОВЗ при организации урока технологии в условиях введения ФГОС ОВЗ»

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ОВЗ

Диденко Л.И., учитель МКОУ ОШ № 30

Города Белгорода


Одним из важнейших прав и свобод граждан в современном обществе является право каждого человека на образование, которое гарантируется основными нормативным актами государства.

В целях реализации этого права в Разуменской средней школе №1 созданы все необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов, в максимальной степени способствующих получению образования, а также социальному развитию этих лиц.

Главная задача педагогов, обучающих особенных детей, – подготовить выпускников, обладающих необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих им уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Для ее решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.      Эту задачу помогает решить деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность. 

Для учителя принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение – это совместная деятельность, которая основана на началах сотрудничества и взаимопонимания и достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность и совпадение целенаправленных действий учителя и обучающегося. Функции учителя в такой совместной деятельности изменяются – теперь учитель должен организовать работу детей, чтобы они сами приняли участие в решении ключевой проблемы урока и могли объяснить, как действовать в данных условиях.

Задача учителя при деятельностном подходе требует своевременной постановки перед учеником преград, преодоление которых побуждает к познанию нового,   показывать пути преодоления затруднений (использовать другие варианты, другую последовательность при изготовлении изделия, что-то изменить, взять иной материал др.).

      Уровень собственной познавательной активности обучающихся с ОВЗ недостаточен, и для его повышения учителю необходимо применять средства, способствующие активизации учебной деятельности.

Познавательная активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания.    При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения. 

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ используются следующие активные методы и приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на карточке изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета, карточки с буквами). Дети выполняют задание и оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале.

2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, так как чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос или выполнить предложенное задание лучше других.
3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). 
Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

5.Использование презентации или фрагментов презентации по ходу занятия. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.

6. Использование наглядного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

7. Активные методы рефлексии:

- рефлексия настроения и эмоционального состояния;

- рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
- рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).

Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно. При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.   Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.
Таким образом, создание психолого-педагогических условий путем применения деятельностного метода на уроках технологии повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ.







2