Деятельностный подход в обучении математике старшеклассников как технология реализации современного образования
Как повысить уровень математической компетентности обучающихся? Как обеспечить формирование ключевых компетенций у школьников? Каким образом спроектировать учебный процесс, позволяющий вооружить школьников способами самостоятельного открытия знания, организовать эффективную самостоятельную деятельность, в которой каждый ученик может реализовать свои способности и интересы?
Цель деятельностного
подхода обучения :
научить не знаниям, а
работе для получения
знаний
- 1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности.
- 2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
- 3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире .
- 4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
- 5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы.
- 6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
- 7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Дифференциация и индивидуализация обучения
Три группы:
1 группа (уровень) – низкий уровень умений и навыков. Вопроизведение и запрминание.
2 группа (уровень) – средний уровень знаний и умений. Приименение знаний в знакомой ситуациии по образцу.
3 группа (уровень) – высокий уровень знаний и умений. Применение знаний в незнакомой ситуации. Творческий уровень.
Активные формы обучения
1. Изучение нового материала :
- определение плана нового материала
- работа с учебниками и дополнительными источниками
- - работа в группах
- - объяснение трудных моментов в изучении нового материала.
2. Закрепление нового материала:
- индивидуальная работа по уровню.
Основное условие реализации деятельностного подхода:
личностная позиция и профессиональная подготовка учителя, его творчество и желание раскрыть способности каждого ребенка.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности);
уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель : формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель : расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель : формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель : коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической
направленности .
Деятельностная цель : формирование
способности учащихся к новому способу
действия, связанному с построением
структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель : выявление
теоретических основ построения
содержательно-методических линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель : формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель : контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Структура урока
с позиций
деятельностного подхода .
компоненты
Деятельность учителя
Учебная задача
Деятельность ученика
создает проблемную ситуацию
вместе выявляют проблему
принимает проблемную ситуацию
Учебные действия
управляет поисковой деятельностью
Действия самоконтроля и самооценки
обсуждение результатов.
осуществляет самостоятельный поиск
Дифференцированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.
Спасибо
за внимание!