Памятка для педагогов
Алгоритм действий при выявленных случаях буллинга
Признаки буллинга:
кого-то «зажимают» в углу помещения, а когда взрослый подходит к группке подростков, они замолкают, разбегаются, резко меняют деятельность (могут обнять "жертву", как будто все в порядке);
учебные принадлежности ребенка (учебники, тетради, личные вещи) могут быть разбросаны по кабинету или спрятаны;
на уроках ребенок ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, а в классе начинают распространяться смех, шум, помехи, комментарии;
ребенка постоянно оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища;
во время перемены, в столовой ребенок держится в стороне от других ребят, скрывается, старается находиться недалеко от учителей и взрослых;
ребенок может быть растерянным, трястись от испуга или страха;
признаки насилия на теле или лице у ребенка (синяки, ссадины, порезы, бледное или красное лицо);
один из детей не выбирается другими во время групповых игр, занятий, то есть находится в изоляции.
Алгоритм поведения при выявленных случаях буллинга
Действия работников школы:
разнимает участников, при необходимости зовет на помощь охрану, других работников образовательной организации;
информирует классного руководителя, ответственного заместителя директора, а в их отсутствие – дежурного администратора.
При наличии внешних признаков угрозы жизни и здоровью пострадавшего любой работник ОО, обучающийся, родитель, оказавшийся свидетелем или узнавший о случае, оказывает пострадавшему первую помощь: отводит пострадавшего в безопасное помещение, если тот с трудом передвигается – обеспечивает максимально возможное удобное положение.
Параллельно ненавязчиво беседует с пострадавшим, заверяя его в том, что помощь уже прибыла и ему ничего не угрожает;
вызывает медицинского работника ОО или сопровождает пострадавшего в медицинский кабинет образовательной организации
Действия учителя-предметника:
1. Не игнорировать, не преуменьшать значение факта буллинга.
В школе следует прийти к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия. Тогда повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать (в том числе наблюдателей и сторонников агрессора) на эту ситуацию.
2. Занять позицию.
Позиция учителей не должна быть отстраненной: «Пусть сами разбираются».
Если учителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен:
занять ясную и недвусмысленную позицию, срочно принять меры, проинформировать родителей.
объяснить участникам ситуации буллинга, каковы психологические последствия для жертвы этой ситуации.
попытаться добиться того, чтобы, по меньшей мере, «наблюдатели», а по возможности и сам буллер изменили свою позицию в отношении происходящего.
При этом не стоит переходить грань и унижать буллера. Нужно понимать, что дети - эмоционально незрелые личности, которые только проходят процесс взросления. Если ученик постоянно самоутверждается за счет более слабого с проявлением агрессии, это может указывать на определенные психологические проблемы этого ребенка.
Действия классного руководителя:
1. Проинформировать педагогический коллектив
Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль.
2. Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он стал жертвой буллинга:
- Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что вы в состоянии помочь ему с его проблемой). Поблагодарите ребенка за то, что он поделился с вами своими переживаниями, выразив желание встретиться с ним еще раз.Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что вы пытаетесь понять его чувства).
- Это не твоя вина (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).
- Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой). Ребенок нуждается в повышении самооценки. Оцените его смелость: «Ты проявил настоящую смелость, рассказав мне все о том, что произошло».
3. Необходимо провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему.
План беседы с детьми должен содержать такие ключевые моменты:
1. Прямота. Назовите проблему своим именем – это – травля, насилие. Объясните, что травля — это проблема класса, а не конкретного человека.
2. Смена ролей. Приведите пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?»
3. Объясните, что люди разные, и у каждого человека имеются свои индивидуальные особенности, которые могут раздражать других.
4. Обсудите и введите новые правила поведения и личную ответственность за их нарушения.