Тема: Действия при возникновении пожара в здании. ( 2 класс)
Цель: Познакомить детей с основами пожарной безопасности, с порядком действия при возникновении пожара в здании. Рассказать о способах защиты во время пожара, о правилах поведения в этих условиях. Закрепить знания и навыки учащихся по правилам безопасного поведения во время возникновения пожара.
Оборудование урока: иллюстрации «Причины пожара»,карточки, иллюстрация пожарника и огнетушителя
ХОД УРОКА
І. Организационный момент
Отгадайте загадку:
Без него мы как без рук,
Нам он самый лучший друг,
Но порой он, ребята,
Может стать врагом заклятым!
(Огонь)
Мы все с вами знаем, что огонь может быть другом, а может быть врагом.
ІІ. Сообщение темы и цели урока.
-Дети, как называется профессия человека, который тушит пожары?( Пожарный) Инструмент, которым тушат пожары? ( Огнетушитель).
-Дети, я непросто об этом спросила вас. Они к нам пришли на урок. Как вы думаете почему? ( Потому что будем говорить о причинах пожара, как его потушить т.п)
1. Выступление учащихся
Огонь – друг
Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог людям расселиться по Земле, преодолеть неблагоприятные для жизни человека климатические условия, господствовавшие в отдельных областях земного шара.
Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полеты реактивных лайнеров и космических кораблей стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.
Огонь – символ
С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимся за Родину. Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира.
Огонь – враг
Он оставил свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям. Огонь – враг, если к нему относятся небрежно.
ІII. Работа над новым материалом
1.Соберите из слов пословицу.
Объясните её смысл.
Забава спички игрушка не огонь не ( Спички не игрушка, огонь не забава.)
Объясните смысл пословицы.
2.Игра « Предмет и опасность, которую он несет»
- Однако дома нас может поджидать не только пожар, но и другие опасность!
- Какие опасности дома вы знаете?
Соедините линиями предметы и опасности, которые они несут.
Обогреватель ожог
Розетка падение
Тостер пожар
Чайник удар током
Таблетки повреждение пальца
Стул отравление
Кротким племянником годами
Я живу в нутрии печи
И вару супы с борщами,
Выпекаю калачи.
Я даю тепло для дома,
Но во мне всегда, поверь,
Пострашней раската грома
Кровожадный спрятан зверь. ( Огонь)
3.Иллюстрации «Причины возникновения пожара»
- Ребята, подумайте и назовите, по каким причинам может возникнуть пожар?
(Дети рассматривают иллюстрации объясняют причины возникновения пожара)
4. Правила пожарной безопасности в городской квартире
Пожары опасны тем, что приносят людям громадные убытки, а самое главное – уносят человеческие жизни. От одной непотушенной спички может сгореть целый дом. Лучшая защита от пожара – знание и соблюдение правил пожарной безопасности.
Не балуйтесь дома со спичками, зажигалками. Это – одна из причин пожаров.
Не оставляйте без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизоры, светильники и др. Уходя из дома, не забудьте их выключить.
Не забывайте выключать газовую плиту. Если почувствуете запах газа, не зажигайте спичек и не включайте свет. Срочно проветрите квартиру.
Не сушите белье над плитой. Оно может загореться. Фейерверки, свечи, бенгальские огни зажигайте подальше от елки, лучше вообще вне дома.
5. Отгадывание загадок.
Кто с огнем не осторожен,
У кого пожар возможен.
Дети помните о том,
Что нельзя шутить с….( Огнем)
Ты подумай ой, ой, ой,
Не играй с сестричками
Маленькими… ( спичками.)
Он всегда помочь успеет,
И огонь он одолеет,
Знай ребенок и родитель
Это друг… ( огнетушитель)
Их огнем не испугать,
Им к огню не привыкать
Он победит огонь коварный,
А зовут его … ( пожарный)
Дым, пожар, горит,
Не стой
Заливай скорей…( водой)
Дым увидел не зевай
И пожарных вызывай.
Помни каждый гражданин,
Спасения номер ….( 101)
Если что-то загорится,
То пожарная примчится.
Вы запомните, друзья,
Что с огнем шутить… (НЕЛЬЗЯ!)
6. Работа в группах. Действия при возникновении пожара
- А знаете ли вы, что нужно делать при возникновении пожара?
( Позвать на помощь взрослых, вызвать пожарную машину по номеру 101 и т.д.)
- Молодцы, правильно.
– Сейчас каждая группа получит карточки, подготовится по ним и расскажет о том, что нужно делать при возникновении пожара в жилище.
1 группа – ваши действия при загорании телевизора.
1. Обесточить телевизор (вытащить вилку из розетки).
2. Сообщить в пожарную охрану по телефону 101.
3. Если горение продолжается, накрыть телевизор
плотной тканью, подходя к телевизору с боку, можно его
облить водой.
4. Если вы не в силах справиться с огнем, покинуть
помещение, плотно закрыв двери, окна. Сообщить соседям.
2 группа – ваши действия в задымленном помещении, если есть возможность выхода.
1. Позвонить в службу спасения «101».
2. Дышать через мокрую ткань.
3. Двигаться, пригнувшись или ползком к выходу.
4. Не входить туда, где большая концентрация дыма.
5. Плотно закрыв за собой дверь, двигаться вдоль стены к лестнице.
3 группа – ваши действия в случае, когда огонь отрезал путь к выходу.
1.Позвонить в службу спасения «101»
2. Заткнуть тряпками все щели в двери, поливать дверь водой.7
3. Создать запас воды в ванной комнате.
4. Находиться лучше на полу около окна, дыша через мокрую ткань, или выйти на балкон.
5. Взять с собой мокрое одеяло, чтобы защититься от огня (если начнет проникать), фонарик и яркую тряпку для сигнала спасателям.
Учитель:
Чтобы с пожаром бороться умело,
Знать каждому нужно пожарное дело!
Пожарные навыки вам пригодятся,
Затем чтобы знать, как с огнем обращаться.
.Выступления командиров групп
7.Физминутка - игра «Доскажи словечко, повтори движение».
Если всё-таки случился пожар, как мы должны поступить? Что делать?
Помни каждый гражданин главный номер – 101!
Панику не поднимай, адрес сразу сообщай.
Закрой все двери по пути - огню дорогу прегради.
А чтоб от дыма вам не сгинуть
Платок сырой на нос накинуть!
Убегая от пожара, всех о нем предупреди.
Когда огнем этаж охвачен,
Кнопку лифта ты не жми,
По ступенькам вниз беги.
- Какие правила поведения вы запомнили?
8.Первичные средства тушения пожара
Каждой группе даётся задание - собрать из слогов слова. Из которых получатся – первичные средства тушения пожара.
Вода, песок, земля, огнетушители, мыльный раствор, порошок.
9.Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
- А сейчас мы с вами поиграем в игру на внимание. Я буду
спрашивать, а вы, если согласны, отвечайте «ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО
ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ!», а если нет, то хлопайте в ладоши.
Кто, услышав запах гари, сообщат о пожаре?
Кто, из вас заметив дым, закричит «Пожар! Горим!»?
Кто из вас шалит с огнем, утром, вечером и днем?
Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по «104»?
Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?
Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том!
Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
Кто, задорный и веселый, верность правилам храня,
Бережет родную школу от огня?
Кто поджег траву у дома, подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых и строительный забор?
Кто соседской детворе объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром завершается пожаром?
Кто украдкой в уголке жег свечу на чердаке;
Загорелся старый стол, еле сам живой ушел?
10.Викторина.
1.Светит, греет, обжигает.
2. Средства тушения огня.
3. Бытовой прибор, из-за которого, если он будет оставлен включенным, может
произойти пожар.
4. Чем подают воду при пожаре.
5. Сигнал, издаваемый пожарным автомобилем.
6. Откуда набирают воду в пожарные машины для тушения пожара.
7. Основное средство для борьбы с огнем.
8.Для чего применяют пожарную лестницу.
( Если дом многоэтажный и пожарным невозможно подняться в подъезде по лестнице, то они используют пожарную лестницу и влезают в горящую квартиру в окно.)
IV. Итог занятия
- С огнем нужно быть предельно осторожным. Когда он используется в управляемой ситуации, он очень помогает в жизни, и многие процессы невозможны без него. Но в руках безответственных людей огонь становится очень опасным. Помните об этом дети.
V. Рефлексия
Ребята, что вам запомнилось?
Что нового вы узнали?
Какие выводы сделали?