Урок гражданской обороны во 2 классе.
Подготовила Рыбалка А.А.
Тема: «101 – служба МЧС». Действия при возникновении пожара в здании.
Цель:
Познакомить детей с основами пожарной безопасности, с порядком действия при возникновении пожара в здании. Рассказать о способах защиты во время пожара, о правилах поведения в этих условиях. Закрепить знания и навыки учащихся по правилам безопасного поведения во время возникновения пожара.
Задачи урока:
Ознакомить детей с основными причинами пожаров, с первичными
средствами пожаротушения;
Учить правильным действиям при возникновении пожара;
Учить соблюдать правила пожарной безопасности;
Обучать действиям при возникновении пожара;
Повторить телефон пожарной охраны;
Воспитывать чувство ответственности за своё здоровье и жизнь, а также за здоровье и жизнь окружающих людей.
Оборудование урока: маркерная доска, чайнворд, карточки, иллюстрации.
ПЛАН УРОКА
І. Организационный момент
ІІ. Введение в тему занятия
1. Выступление пресс-центра.
ІІІ. Цели и задачи занятия
ІУ. Работа над новым материалом
1. Причины возникновения пожара
2. Правила пожарной безопасности в городской квартире
3. Игра «Доскажи словечко»
4. Работа в группах. Действия при возникновении пожара
5.Выступления командиров групп
6.Закрепление поведения при пожаре
7.Игра «Огонь – вода»
8.Первичные средства тушения пожара
9. Закрепление. Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
10.Чайнворд
V. Итог занятия
1. Конкурс рисунка. Работа в группах
2. Рефлексия
ХОД УРОКА
І. Организационный момент
ІІ. Введение в тему занятия
Учитель: Отгадайте загадку:
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злобы ест дрова,
Целый час, а может два.
Ты рукой его не тронь –
Искусает всю ладонь. (Огонь)
Учитель:
Мы все с вами знаем, что огонь может быть другом, а может быть врагом.
1. Выступление пресс-центра
Огонь – друг
Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог людям расселиться по Земле, преодолеть неблагоприятные для жизни человека климатические условия, господствовавшие в отдельных областях земного шара.
Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полеты реактивных лайнеров и космических кораблей стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.
Огонь – символ
С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимся за Родину. Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира.
Огонь – враг
Он оставил свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям. Огонь – враг, если к нему относятся небрежно.
ІІІ. Цели и задачи занятия
ІУ. Работа над новым материалом
1. Причины возникновения пожара
Соберите из слов пословицу. Объясните её смысл.
КРЕПОСТЬ МОЯ МОЙ ДОМ (Мой дом – моя крепость)
- Однако и дома нас может поджидать опасность!
- Какие опасности дома вы знаете?
Соедините линиями предметы и опасности, которые они несут. Маркерная доска.
Табурет, стул
Розетка
Соковыжималка
Чайник
Лекарство
Обогреватель
ожог
падение
пожар
удар током
отравление
повреждение пальца
У меня характер яркий,
Аппетит у меня жаркий.
Я могу съесть целый дом,
Улицу, микрорайон.
Мне достаточно искры,
Чтоб взметнулись вверх костры.
Ты рукой меня не тронь.
Обожжешься! Я – огонь!
- Ребята, подумайте и назовите, по каким причинам может возникнуть пожар?
Дети. Игры со спичками, непотушенный костер, не выключенный телевизор и т.д.
Учитель обобщает.
Неосторожное обращение с огнем – спички, костер;
Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации печей;
Нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми приборами;
Нарушение правил хранения и использования горючих и
легковоспламеняющихся жидкостей;
Утечка бытового газа;
Неосторожное обращение с пиротехническими изделиями (хлопушки, петарды, бенгальские огни, фейерверки и т. д.)
2. Правила пожарной безопасности в городской квартире
Учитель: Пожары опасны тем, что приносят людям громадные убытки, а самое главное – уносят человеческие жизни. От одной непотушенной спички может сгореть целый дом. Лучшая защита от пожара – знание и соблюдение правил пожарной безопасности.
Не балуйтесь дома со спичками, зажигалками. Это – одна из причин пожаров.
Не оставляйте без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизоры, светильники и др. Уходя из дома, не забудьте их выключить.
Не забывайте выключать газовую плиту. Если почувствуете запах газа, не зажигайте спичек и не включайте свет. Срочно проветрите квартиру.
Не сушите белье над плитой. Оно может загореться. Фейерверки, свечи, бенгальские огни зажигайте подальше от елки, лучше вообще вне дома.
3. Игра «Доскажи словечко»
- А сейчас мы с вами, ребята, повторим причины пожара, я читаю стихотворение, а вы хором подсказываете причину пожара.
Дым столбом поднялся вдруг,
Кто не выключил утюг?
Красный отблеск побежал,
Кто со спичками играл?
Стол и шкаф сгорели разом,
Кто сушил белье над газом?
Столб огня чердак объял,
Кто там спички зажигал?
Побежал пожар во двор,
Это кто там жег костер?
Пламя прыгнуло в листву,
Кто у дома жег траву?
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые предметы?
4. Работа в группах. Действия при возникновении пожара
Учитель. А знаете ли вы, что нужно делать при возникновении пожара?
Дети. Позвать на помощь взрослых, вызвать пожарную машину по номеру 101 и т.д.
Учитель. Молодцы, правильно.
– Сейчас каждая группа получит карточки, подготовится по ним и расскажет о том, что нужно делать при возникновении пожара в жилище.
1 группа – ваши действия при загорании телевизора.
1. Обесточить телевизор (вытащить вилку из розетки).
2. Сообщить в пожарную охрану по телефону 101.
3. Если горение продолжается, накрыть телевизор
плотной тканью, подходя к телевизору с боку, можно его
облить водой.
4. Если вы не в силах справиться с огнем, покинуть
помещение, плотно закрыв двери, окна. Сообщить соседям.
2 группа – ваши действия в задымленном помещении, если есть возможность выхода.
1. Позвонить в службу спасения «101».
2. Дышать через мокрую ткань.
3. Двигаться, пригнувшись или ползком к выходу.
4. Не входить туда, где большая концентрация дыма.
5. Плотно закрыв за собой дверь, двигаться вдоль стены к лестнице.
3 группа – ваши действия в случае, когда огонь отрезал путь к выходу.
1.Позвонить в службу спасения «101»
2. Заткнуть тряпками все щели в двери, поливать дверь водой.7
3. Создать запас воды в ванной комнате.
4. Находиться лучше на полу около окна, дыша через мокрую ткань, или выйти на балкон.
5. Взять с собой мокрое одеяло, чтобы защититься от огня (если начнет проникать), фонарик и яркую тряпку для сигнала спасателям.
Учитель:
Чтобы с пожаром бороться умело,
Знать каждому нужно пожарное дело!
Пожарные навыки вам пригодятся,
Затем чтобы знать, как с огнем обращаться.
5.Выступления командиров групп
6.Закрепление поведения при пожаре.
Физминутка - игра «Доскажи словечко, повтори движение».
Если всё-таки случился пожар, как мы должны поступить? Что делать?
Помни каждый гражданин главный номер – 101!
Панику не поднимай, адрес сразу сообщай.
Закрой все двери по пути - огню дорогу прегради.
А чтоб от дыма вам не сгинуть
Платок сырой на нос накинуть!
Убегая от пожара, всех о нем предупреди.
Когда огнем этаж охвачен,
Кнопку лифта ты не жми,
По ступенькам вниз беги.
- Какие правила поведения вы запомнили?
7.Игра «Огонь – вода»
Выбирается ведущий по желанию, либо по считалке или другим способом. Когда ведущий громко говорит: «Огонь» – все начинают приседать, когда говорит: «Вода» – все начинают прыгать. Ведущий старается запутать игроков, повторяя иногда подряд одно и то же слово, меняя при этом интонацию, делая движения, соответствующие другому слову.
8.Первичные средства тушения пожара
Каждой группе даётся задание - собрать слово. Из которого получится- первичное средство тушения пожара.
Вода, песок, земля, огнетушители, мыльный раствор, порошок.
9. Закрепление. Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
Учитель: А сейчас мы с вами поиграем в игру на внимание. Я буду
спрашивать, а вы, если согласны, отвечайте «ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО
ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ!», а если нет, то хлопайте в ладоши.
Кто, услышав запах гари, сообщат о пожаре?
Кто, из вас заметив дым, закричит «Пожар! Горим!»?
Кто из вас шалит с огнем, утром, вечером и днем?
Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по «104»?
Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?
Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том!
Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
Кто, задорный и веселый, верность правилам храня,
Бережет родную школу от огня?
Кто поджег траву у дома, подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых и строительный забор?
Кто соседской детворе объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром завершается пожаром?
Кто украдкой в уголке жег свечу на чердаке;
Загорелся старый стол, еле сам живой ушел?
10.Чайнворд
Вопросы:
1.Светит, греет, обжигает.
2 и 3. Средства тушения огня.
4. Бытовой прибор, из-за которого, если он будет оставлен включенным, может
произойти пожар.
5. Чем подают воду при пожаре.
6. Сигнал, издаваемый пожарным автомобилем.
7. Откуда набирают воду в пожарные машины для тушения пожара.
8. Основное средство для борьбы с огнем.
Учитель. Какое слово получилось в закрашенном прямоугольнике?
Дети. Лестница.
Учитель. Для чего применяют пожарные лестницу?
Дети. Если дом многоэтажный и пожарным невозможно подняться в подъезде по лестнице, то они используют пожарную лестницу и влезают в горящую квартиру в окно.
V. Итог занятия
1. Конкурс рисунка. Работа в группах
Учитель. С огнем нужно быть предельно осторожным. Когда он используется в управляемой ситуации, он очень помогает в жизни, и многие процессы невозможны без него. Но в руках безответственных людей огонь становится очень опасным. Каждая группа нарисует свой рисунок, чтобы люди и дети знали, как опасен огонь!
2. Рефлексия
Ребята, что вам запомнилось?
Что нового вы узнали?
Какие выводы сделали?