Москвитин Ю.О. Участие в технических конкурсах, оформление пояснительной документации
Участвуя в технических конкурсах возникает необходимость в правильном оформлении пояснительной документации к изготовленным изделиям. При оценивании работ участников конкурсов учитывается не только работа участника но и пояснительная документация. При составлении пояснительной записки к проекту необходимо правильно показать устройство и описать принцип работы изделия. Можно добавить фотографии различных этапов изготовления изделия. В качестве примера представлена пояснительная документация призера республиканских конкурса «Путешествие в мир техники» ученика ГОУ ЛНР Стахановской гимназии №11 имени Кирилла и Мефодия , Минина Кирилла.
Пояснительная записка
участника республиканского конкурса «Путешествие в мир техники»
Минина Кирилла
учащегося ГОУ ЛНР «Стахановская гимназия №11
имени Кирилла и Мефодия»
«Действующая модель парового двигателя»
Руководитель проекта учитель
технологии Москвитин Ю.О.
Действующая модель парового двигателя позволяет продемонстрировать преобразование тепловой энергии пара в механическую работу. Модель парового двигателя может применяться как учебное пособие на уроках физики или в технических кружках.
Парова́я маши́на — тепловой двигатель внешнего сгорания, преобразующий энергию водяного пара в механическую работу возвратно-поступательного движения поршня, а затем во вращательное движение вала. В более широком смысле паровая машина — любой двигатель внешнего сгорания, который преобразует энергию пара в механическую работу.
Первая паровая машина построена в XVII веке Папеном и представляла цилиндр с поршнем, который поднимался действием пара, а опускался давлением атмосферы после сгущения отработавшего пара. На этом же принципе были построены в 1705 году вакуумные паровые машины Севери и Ньюкомена для выкачивания воды из копей. Значительные усовершенствования в вакуумной паровой машине были сделаны Джеймсом Уаттом в 1769 году. Дальнейшее значительное усовершенствование парового двигателя (применение на рабочем ходу пара высокого давления вместо вакуума) было сделано американцем Оливером Эвансом в 1786 году и англичанином Ричардом Тревитиком в 1800 году.
В России первая действующая паровая машина была построена в 1766 году по проекту Ивана Ползунова, предложенному им в 1763 году.
Основным преимуществом паровых машин, как двигателей внешнего сгорания, в том, что из-за отделения котла от паровой машины можно использовать практически любой вид топлива (источник тепла) .
Между тем в 20-30-е годы многие моделисты использовали на судо-, авто- и даже авиамоделях паровой двигатель. Наибольшей популярностью пользовалась паровая машина с качающимся цилиндром. Конструкция двигателя с качающимся цилиндром была изобретена в 1784 году шотландцем Вильямом Мердохом. Она проста в изготовлении. Паровой двигатель с качающимся цилиндром, как показали испытания, при правильном, аккуратном изготовлении модели выдерживает даже двукратные перегрузки..При изготовлении парового двигателя мы воспользовались чертежами судомоделиста Ильина А.И. опубликованными в журнале «Юный Техник» 1987 №2.
Так как двигатель будет использоваться как демонстрационная модель. Мы расположили цилиндр и маховик вертикально, а не под углом как у автора. Также мы сделали свой котел меньшего объема.
Модель парового двигателя состоит:
-
Котёл
-
Стойка и основание котла
-
Горелка с сухим горючим
-
Паровой двигатель
1-основание – станина
2- болты крепления
3-левая стойка
4-правая стойка
5-маховик
6-ось маховика
7-винт с пружиной
8-пароприёмная трубка
9-цилиндр
10-шатун с поршнем
11-заглушка цилиндра
12- корпус цилиндра
13- кривошип
цилиндр
корпус цилиндра
заглушка цилиндра
кривошип
Котёл состоит:
-
Основание
-
Стойка
-
Хомут
-
Котёл
-
Трубка отвода пара
-
Винт для заливки воды
-
Горелка с сухим горючим
Принцип действия и устройство парового двигателя с качающимся цилиндром.
На рисунках I и II показан принцип ее действия и устройство.
На станине 11 шарнирно укреплены цилиндр (детали 1, 2 и 13) с золотниковой пластиной 8. Для входа и выхода пара в цилиндре и золотниковой пластине просверлено отверстие 3. Кроме того, на станине установлена жестко еще одна золотниковая пластина 4. В ней просверлены два отверстия.
В процессе работы парового двигателя, когда отверстие цилиндра совмещается с правым отверстием золотниковой пластины 4, пар входит в цилиндр (см. рис. I, фаза А). Расширяющийся пар толкает поршень 13 вниз - до так называемой нижней мертвой точки (фаза Б). Благодаря маховику 9 движение поршня в этой точке не прекратится, увлекаемый инерцией, он поднимается вверх, выталкивая отработанный пар. Как только отверстие цилиндра совпадает с левым отверстием пластины 4, пар станет выходить в атмосферу (фаза В).
Золотниковые пластины, должны быть плотно подогнаны друг к другу, иначе пар будет проникать в зазор и эффективность двигателя заметно снизится. Поэтому на оси 7 установлена пружина, поджимающая пластину 4 к пластине 8. Кроме основной функции, этот узел выполняет еще и роль предохранительного клапана. Когда давление в котле по какой-либо причине повысится, пружина сожмется, пластины разойдутся и избыток пара выйдет наружу. Поэтому пружину затягивают гайкой так, чтобы вал двигателя мог сделать несколько оборотов по инерции.
Пар в машину поступает через трубку 5. Один конец ее соединен с отверстием впуска на золотниковой пластине 4, на другой надет шланг 6, соединенный с паровым котлом.
Шланг на паропроводе ничем не закреплен. Это тоже мера безопасности. При увеличении давления пара шланг сорвется с трубки, и давление в котле мгновенно упадет.
Основной рабочий орган машины - цилиндр 1. Сверху он запаян жестяной шайбой 2, снизу закрыт поршнем 13.
Через ее отверстие проходит палец кривошипа 14, На вал установлен маховик 9. Вал паровой машины вращается в опоре.
Запуск двигателя
1.Открупить винт в котле и залить в него шприцом 3-4 см3 воды, закрутить винт
2. Поджечь сухое горючее и поставить горелку под котёл.
3. Через 2-3 минуты, когда вода в котле закипит рукой провернуть маховик по часовой стрелке со стороны поршня. Двигатель начнёт работать.
4. Размещая горелку ближе или дальше к котлу, можно изменять скорость вращения двигателя. 5. Во время работы двигателя горячий пар, попадая на металлические части двигателя, конденсируется и капли воды попадают на двигатель, поэтому, после остановки двигателя его необходимо насухо протереть тканью.