Министерство образования
Новосибирской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области
«Новосибирский центр профессионального обучения № 1»
Декада «Этика и психология общения»
По теме «Этика семейной жизни»
Разработчик:
Преподаватель Глебова Дарья Алексеевна
Новосибирск 2020г.
Задачи и цели декады:
Цель:
- установление дружественных отношений сотрудничества через совместную деятельность классного руководителя, обучающихся и мастеров;
-закрепление у обучающихся представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;
- расширение знаний о роли семьи и семейных ценностей в жизни каждого человека;
Задачи:
выявить творческие способности детей;
развить чувство солидарности и здорового соперничества;
привить обучающимся чувство любви и уважения к взрослым, гордости за своиходногруппников;
вызвать и укрепить интерес детей и взрослых к совместному проведению досуга;
Разделить в представлении обучащихся понятия "добро", "зло", "терпимость"; убедить в необходимости добра и недопустимости зла;
Формировать у обучащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;
Учить вырабатывать и аргументировано отстаивать свою точку зрения;
Учить задумываться о своем отношении к жизни;
Формировать навыки самоорганизации в индивидуальной работе и участия в коллективной деятельности;
Развивать умение сопереживать другим людям. Лучше понимать их чувства, мотивы поведения;
План декады «Этика и психология общения»
По теме «Этика семейной жизни»
Дата\Время | Мероприятия |
28.03.16г. | Выставка газет на тему: «Семейная жизнь и все, что с ней связанно» |
30.03.16г. 10-05ч. | Открытый урок Пешковой Д.А., по теме: « Я так думаю…..(добро и зло) |
31.03.16г. 16-00ч. | Беседа-интервью на тему: «Семья и семейные ценности» |
02.04.16г. 11-30ч. | Развлекательное мероприятие на тему: «Мастер, препод и я – вместе дружная семья» |
Методическая разработка открытого урока на тему:
«Я так думаю (добро и зло)
Тема урока: « Я так думаю…(добро и зло)».
Цель:
- закрепление у обучающихся представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;
- расширение знаний о роли доброты в жизни каждого человека;
Задачи:
Разделить в представлении обучащихся понятия "добро", "зло", "терпимость"; убедить в необходимости добра и недопустимости зла.
Формировать у обучащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.
Учить вырабатывать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Учить задумываться о своем отношении к жизни.
Формировать навыки самоорганизации в индивидуальной работе и участия в коллективной деятельности.
Развивать умение сопереживать другим людям. Лучше понимать их чувства, мотивы поведения.
Ход занятия:
Эпиграф: «Добра и зла исток – в душе у нас, а не во вне».
(Китайская мудрость)
У: Добрый день, ребята! Наша сегодняшняя встреча посвящена доброте, она называется-«Я так думаю…(добро и зло)».
У:Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Уже 4 в. до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье».
У:В жизни каждому человеку приходится встречаться с добром и злом, оценивать поступки и дела знакомых и близких людей, самому совершать разные поступки: добрые или не очень.
У:Что такое добро? Что такое зло? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы.
(презентация о добре + притча о стакане молока)
Что такое Добро?
Учитель предлагает детям продолжить фразу: «Доброта — это...», затем обобщает ответы ребят.
Д: Заслушиваются ответы детей.
У: В словаре С.И.Ожегова читаем: “Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим”. Добром считаются отношения доверия, справедливости, милосердия, любви. Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, делать это не ради выгоды, не напоказ, а бескорыстно, по велению сердца. Доброе дело - это то, что дарит радость другому человеку.
У: Мы часто говорим друг другу: «желаю вам всего доброго», «желаю вам добра и счастья» — это не просто выражение вежливости, в этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. По-настоящему хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям. Человек доброжелательный не сможет быть злым, грубым, жестоким. Почему же не у каждого получается быть добрым? Ведь даже в семье могут сложиться совсем не добрые и тёплые отношения. Достаточно часто в средствах массовой информации рассказывают о трагедиях, которые случаются среди близких и родных людей. Жестокое обращение с детьми, жестокое обращение с родителями…
У: Доброта - стремление человека дать счастье всем людям.
Делайте добро! Это принесет вам счастье.
Давайте вместе с вами составим солнышко добра из качеств человека, в корне которых есть слово добро.
По качествам, определяющим доброту, человека можно назвать:
- Добродетельный (высоконравственный);
- Добродушный (незлобивый, мягкий по характеру);
- Доброжелательный (желающий добра другому);
- Добронравный (обладает хорошим нравом, хорошим поведением);
- Добросердечный (обладает добрым сердцем, ласковый, участливый)
- Добросовестный (честно выполняет свои обязанности)
У: ДОБРО – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Добрый поступок.
Добро делай, никого не бойся. От добра худа не бывает. За добро злом не платят.
Для чего нужно добро? Почему? (Чтобы поддержать друг друга в трудную минуту.)
Если в вашей душе поселились грусть, одиночество, обида, страх, и вы не знаете, как справиться с этими или другими проблемами, то вам помогут
сердечное слово,
ласковая улыбка,
дружеское внимание,
совет.
Где мы можем их найти? (В книгах, в сказках, в народной мудрости.)
Д: Заслушиваются ответы детей.
(клип о добре, которое возвращается по кругу)
А что такое Зло?
Толковый словарь Ожегова. «Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок». Для чего нужно зло? Нужно ли?
Мне очень хочется, чтобы каждому из вас всегда подходили эти определения.
Притча о добре и зле:
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
- Как вы думаете, что же старик ответил ? (выслушиваем ответы каждой группы, причём, ПП даём притчу на листочках, ЛП в этом не нуждаются ,т.к. они аудиалы).
(… Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь ).
Задание 1.
Предложи свой вариант «расшифровки» слов
Д____________
О____________ З____________
Б____________ Л____________
Р____________ О____________
О____________
Д: Заслушиваются ответы детей.
Задание 2. Какое слово лишнее в ряду? Подчеркни
ХУДО ЛИХО ДУШЕВНОСТЬ ЖЕСТОКОСТЬ СВИРЕПОСТЬ
Какое понятие объединяет эти слова? Запиши ___________________________________________________________
Д: Заслушиваются ответы детей.
Задание 3. Какое слово лишнее в ряду? Подчеркни.
МИЛОСЕРДИЕ ДУШЕВНОСТЬ ЧУТКОСТЬ РАВНОДУШИЕ СЕРДЕЧНОСТЬ
Какое понятие объединяет эти слова? Запиши. _____________________________________
Д: Заслушиваются ответы детей.
Задание 4. Выбери правильный ответ:
• Что считается добрым поступком?
а) решить за друга задачу;
б) опоздать на неинтересную встречу;
в) помочь соседу разобрать задачу;
г) забыть о неприятной просьбе.
• Как творят добрые дела?
а) чтобы избежать наказания;
б) в надежде на вознаграждение;
в) в надежде на похвалу;
г) бескорыстно и сознательно.
• Укажи поступки, которые одобряет общество:
а) взаимопомощь;
б) насилие;
в) унижение;
г) обман.
Д: Заслушиваются ответы детей.
У: На доске висят герои русских народных сказок (Кощей Бессмертный,
Баба Яга, Змей Горыныч, Чудо-Юдо, баба-Яга , Иван-царевич, Иван-дурак, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Волк, Лиса, Заяц, Медведь, Змей Горыныч, Колдун, Ведьма, Морозко, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец, Снегурочка, Садко, Леший, Гуси-лебеди, Мачеха, Разбойник).
Одна группа учеников будет собирать добрых героев сказок, а вторая – злых. Чья группа справится быстрее, та и победит. Время пошло.
Придумайте словесные ассоциации к слову «добро».
Д: Заслушиваются ответы детей.
Итак, добро – это….
Д: Заслушиваются ответы детей.
(ответы учеников). Запись ассоциаций на доске.
Игра о Добре и зле.
1 – изобразить с помощью знаков- символов сюжет притчи «Бабочка»
2 – из представленных заготовок ,выберите пословицы о добре и зле; объясните смысл этих пословиц.
Ребята, многим известны пословицы и поговорки про добро и зло. Давайте вспомним их.
1.Жизнь дана на добрые дела.
2.Доброе дело и в воде не тонет.
3.Доброе слово лечит, а худое калечит.
4.Про доброе дело говори смело.
5.Злой не верит, что есть добрые люди.
6.Злом за зло не воздавай.
7.Учись доброму – плохое на ум не пойдёт.
8.За добро постоим, а на зло - настоим.
9.Злой человек не проживет в добре век.
10.Не ищи красоты - ищи доброты.
11.Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
12.Мир не без добрых людей.
13.Худо тому, кто добра не делает никому.
14.Не хвались серебром, а хвались добром.
3 – как без слов ( с помощью мимики и жестов) можно выразить добро и зло?
Составьте, пожалуйста, заповеди доброты, которые пригодятся в дальнейшей вашей работе.
Д: Заслушиваются ответы детей.
У: Мы с вами теперь знаем что же такое доброта. Доброта имеет много граней: это и вежливые слова, и добрые поступки, и помощь, и улыбка, уважение. Все это и многое другое, о чем мы с вами сегодня говорили и есть доброта. Доброта есть в каждом и вас. А что же нам нужно сделать, чтобы доброта поселилась у нас в классе? Как вы думаете, существуют ли какие-нибудь правила доброты?
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЕ КОТОРЫХ ВЕДЕТ К ВЗАИМОПОНИМАНИЮ
* "Ставь интересы других людей выше собственных
* "Будь верен и надежен
* "Уважай других, уважая себя
* "Терпимо относись к другим точкам зрения
* "Воспринимай людей как равным себе
* "Учись сопереживать другим, ставя себя на их место
* "Умей прощать и не будь обидчив
* "Живи в согласии с самим собой и с другими людьми
* "Проявляй чуткость
* "Будь уверен в себе
* "Будь свободен от лжи и обмана
* "Умей контролировать свои желания и поступки
* "Упорно иди к цели, невзирая на препятствия
* "Стремись делать все как можно лучше
1.Прощать ошибки других.
2.Не жадничать.
3.Жалеть других.
4.Не завидовать.
5.Помогать людям.
6.Делиться последним с другом.
7.Защищать слабого.
8.Прощать ошибки другим.
Учитель: Так почему же мы должны спешить делать добро?
(Высказывания детей.)
А сейчас мы с вами проведем анкету “Добрый ли вы человек?”
1.-У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
2.-Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
3. -Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
5. -Любите ли вы злые шутки?
6. -Вы злопамятны?
7. -Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
8. -Умеете ли на практике применять свои способности?
9. -Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
10. -Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
11. -Вы охотно выполняете просьбы?
11. -Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
Подводим итоги.
Вы можете засчитать себе 1 очко за ответ “да” на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ “нет” на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.
От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…
Клип «Животные верят в доброту человека»
Игра : «Верно ли высказывание».
Давайте протестируем следующие высказывания о поведении человека, об общении. Голосуем карточками:
Зеленая – согласен
Красная – не согласен
Желтая – не знаю, затрудняюсь ответить
(учитель зачитывает высказывания , а дети поднимают карточки.
1.Всегда ставь себя выше других.
2.Пообещав что-то сделать – сделай, не можешь – не обещай.
3.Ты не обязан делать всегда то, что делают другие и во всем следовать за всеми.
4.Всегда требуй награды за добрые дела.
Не обращай внимание на советы окружающих и следуй своим собственным.
5.Будь предупредительным к окружающим и в первую очередь кпожилым, старшим.
6.овори только правду, а если правду сказать невозможно, лучше промолчи.
7.Спешите делать добро, спешите друг другу на помощь.
Учитель :по результатам тестирования можно сделать вывод. Что вы верны данному слову, предупредительны к старшим, говорите только правду. Я думаю, что эти черты характера вы сохраните на всю жизнь.
Учитель: можно сделать вывод : добру противостоит зло. Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души. Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках). Так что добрым быть нелегко.
Итог занятия
- О чем мы с вами сегодня говорили?
Д: Заслушиваются ответы детей.
У: Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу! От того какие у вас будут друзья, какими вы будете людьми, зависит только от вас. Я хочу, чтобы в заключении нашего разговора вы послушали бы небольшую притчу. (притча бабочка)
- Все в ваших руках, какие совершать поступки в своей жизни. Я надеюсь, что вы будете стараться совершать только добрые поступки, соблюдать правила, которые мы сегодня сами озвучили.
– Если вы здоровы и добры – вы обладаете несметными богатствами. У вас отличное настроение, вы счастливы, открыты, вы приносите людям радость и творите чудеса. А это самое главное. Это здорово. Творите добро, приучайте себя к добрым поступкам.
- Наше занятие подошло к концу, перед каждым из вас лежат альбомные листы, я хочу что бы вы написали что для вас «добро и зло», как вы его видите?!
- а теперь перед каждым из вас альбомный лист и картинки на тему «добро и зло» разместите их на листе согласно порядку – добро к добру, зло к злу. (составление мини коллажей «Я так думаю…).
Методическая разработка развлекательного мероприятия на тему:
«Мастер, препод и я – вместе дружная семья»
Развлекательное мероприятие : «Мастер, препод и я – вместе дружная семья»
Цель: установление дружественных отношений сотрудничества через совместную деятельность классного руководителя, обучающихся и мастеров.
Задачи:
выявить творческие способности детей;
развить чувство солидарности и здорового соперничества;
привить обучающимся чувство любви и уважения к взрослым, гордости за своиходногруппников;
вызвать и укрепить интерес детей и взрослых к совместному проведению досуга.
Прогнозируемые результаты:
создание атмосферы взаимопонимания между взрослыми и детьми;
проявление самостоятельной творческой активности.
Ход мероприятия:
Звучит песня «Дом» (Антон Кузнецов исполнение под гитару)
1-й ведущий: Добрый день, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас в нашей школьной гостиной.
2-й ведущий: Семья — самое главное в жизни для каждого из нас. Семья — это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
1-й ведущий:
Семья — поистине высокое творенье.
Она — заслон надежный и причал,
Она дает признанье и рожденье,
Она для нас — основа всех начал.
Часто, мы употребляем такие понятия как «Семья» и «Семейные ценности» и не задумываемся о их значении. И поэтому, чтобы посмотреть, понимают ли смысл этих слов обучаемые, преподаватели, мастера НЦПО №1 было проведено интервью. Опрашиваемым было задано два вопроса, что для них «Семья» и «Семейные ценности».конечно, не все отвечали на вопросы, многие стеснялись, не хотели отвечать, некоторые не могли в двух словах объяснить, что для них значит «Семья». Но, давайте посмотрим, что получилось
Показ Фильма-интервью «Семья и семейные ценности»
2-й ведущий: Сегодня мы снова вместе, чтобы получить заряд бодрости, блеснуть эрудицией и поболеть за тех ребят и взрослых, что рискнули принять участие в мероприятии
. 1-й ведущий: На нашем мероприятии присутствуют 2 команды, состоящие из детей и взрослых.
Поприветствуем первую команду— семью_Петровых _______________,
вторая игровая команда — семью _Ивановых __________________________,
(Ведущие поочерёдно представляют семейные команды: фамилии, имена, профессии, увлечения, возраст детей и т. д.)
2-й ведущий: А теперь представляем вам семейный совет, выполняющий функции жюри (представление членов жюри и системы конкурсной оценки).
Сейчас мы выясним, какая семья самая дружная.
Команды садятся.
Теперь, в команде вам необходимо распределить роли.
Можно распечатать бейджи (Мама, папа, сын, дочь, бабушка)(вытягивают бумажки, кому что достанется)
1-й ведущий: Ну, что ж, самое время начинать конкурсную программу. Желаем всем удачи! Зрители, ваши аплодисменты будут лучшей наградой для участников конкурса. Итак, наш первый конкурс!
Наряжаемся
Ведущему нужно подготовить аксессуары и завернуть по отдельности в бумагу или непрозрачные пакеты. Мамы, папы и дети тянут наугад сверточек. Кому что попалось? (Соски на веревочке, мужские галстуки, шейные женские платки, детские панамки, галстуки-бабочки, слюнявчики, смешные поролоновые уши, парички, носики, рожки, бусы, браслеты, кухонные фартуки).
После того как все нарядились, для каждой семьи особое задание. У нас будет не просто дефиле по сцене! Семья Ивановых изобразит походку женщины на каблуках с тяжелыми сумками, Петровы пройдутся солдатским строем.
Все семьи проходят от одного края сцены до другого под веселую музыку.
Силач с водой
Пусть сладкий напиток добывает для семьи папа. Мужчинам нужно удержать на вытянутой в сторону руке пятилитровую бутылку воды во время проигрывания песни. Во время куплета мужчина держит бутылку с водой, во время припева танцует под музыку.
Танцевальный батл
Приглашаются по два члена семьи от команды. Необходимо обыграть ситуацию, проигрываемую в песне.
Самая стройная семья
Просим всех членов семьи встать в круг лицом друг к другу и очень крепко обняться и прижаться (детей поднимаем так, чтобы головы были на одном уровне). Ведущий измеряет всех на уровне талии с помощью рулетки. Конкурс шуточный, так как детей может быть несколько и общий объем талии будет большим.
Гусеница с шарами
На первом этапе выдаем участникам шары по количеству членов семьи. Лучше, чтобы у каждой семьи был свой цвет. Если у ведущего нет времени надуть заранее, пусть взрослые надувают сами с помощью наноса, пока на сцене идет какой-нибудь музыкальный номер.
Теперь сама гусеница: члены команды строятся друг за другом, а между спиной предыдущего и животом последующего участника нужно удерживать шарик. Я обычно разрешаю придерживать руками, малыши не справятся по-другому.
Все гусеницы становятся на одну линию и идут до финиша (метров 5 и обратно). «Голова» гусеницы пусть держит шарик просто перед собой. Та гусеница, которая не рассыпалась по дороге и быстрее преодолела дистанцию, побеждает.
Всем любви и верности!
просите участников написать на шариках ручками главные слова сегодняшнего праздника «семья», «любовь», «верность» и подписать имя. На счет «три» все бросают шары в зрительский зал. Чей шар улетит дальше всех, побеждает.
(жюри выставляет оценки)
2-й ведущий: У нас остался еще один конкурс: «Снимай, фотограф!». Каждая команда должна так ярко, убедительно позировать фотографу, чтобы всем стало ясно — вот настоящая, дружная семья!
(делается снимок на память)
1-й ведущий: Наши конкурсы закончился. Большое спасибо нашим участникам-командам за ваши улыбки, смекалку и хорошее настроение. А болельщикам — за активную поддержку. И хочется пожелать вам, чтобы вы всегда и везде сохраняли свой, именно свой, неповторимый стиль взаимопонимания и единства.
2-й ведущий: А сейчас слово предоставляется нашему семейному совету для подведения итогов конкурса (итог, награждение команд памятными призами и подарками)
Алина читает стих
1-й ведущий: Пусть долгие годы сохраняется тепло вашего семейного очага. А сейчас настало время закончит наше мероприятие! Мы желаем счастья вам)
Звучит песня «Мы желаем счастья вам» (сл. И. Шаферан, муз.С.Намин)