СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Декоративная композиция натюрморта

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

развитие умения использовать ограниченность графических средств для силуэтного обобщения формы в декоративном этюдировании. закрепление у детей навыков работы над декоративной композиции;  усвоение общих принципов создания декоративной композиции;

Просмотр содержимого документа
«Декоративная композиция натюрморта»

Тема: Декоративная композиция натюрморта.

Цель: изучение графических выразительных средств, создающих форму.

Задачи:

  • развитие умения использовать ограниченность графических средств для силуэтного обобщения формы в декоративном этюдировании.

  • закрепление у детей навыков работы над декоративной композиции;

  • усвоение общих принципов создания декоративной композиции; Практическая работа: создание эскизов натюрморта при пятновой трактовке форм:

  • натюрморт с натуры с выявлением объема при изучении «большой тени» и «большого света»;

  • вариант «черно-белое изображение»;

  • вариант «черно-серо-белое изображение».

Оборудование:

а) для преподавателя: творческие работы учащихся прежних лет.

б) для учащихся: мольберт, листы формата А-3, простой карандаш ТМ, ластик, гуашь, кисти «белка» №5 и №2.

План урока:

  • Организационный момент;

  • Сообщение нового теоретического материала;

  • Показ преподавателем практических приемов выполнения работы;

  • Самостоятельная работа учащихся над композицией;

  1. Выполнение графических поисков;

  2. Выполнение композиции в материале;

  • Подведение итогов;

Просмотр, обсуждение и оценивание детских работ вместе с учащимися.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели урока.

  3. Введение в тему урока.

Добрый день ребята. Сегодня мы снова с вами погружаемся в прекрасный мир изобразительного искусства. И на этот раз я предлагаю вам побыть в роли художников дизайнеров.

Тема сегодняшнего урока – декоративная композиция натюрморта.

Вспомним, что такое натюрморт.

Натюрморт – это постановка из неодушевленных предметов.

В станковой живописи мы пишем натюрморт традиционно – лепим объем предметов, передаем светотень, линейную и воздушную перспективу, пространство. А в декоративном натюрморте – это становится неважным. Форма изображения предметов становится плоской и условной. Светотень отсутствует. Вместо неё каждый силуэт прорабатывается декоративно.

Нашу композицию мы будем трансформировать, а затем в дальнейшем заполнять тоном и орнаментом.

Выполнение натюрморта монохром.

Давайте вспомним, что такое трансформация.

Трансформация – это преобразование излагаемой формы в условную т.е. рисунок упрощается лишается не нужных деталей. Форма приводится к условно-геометрической, то есть основывается на простых геометрических фигурах (круг, прямоугольник, треугольник).



Например, кувшин можно составить из круга и цилиндра, а сверху и снизу завершить окружностями и эллипсами. Таким образом остается лишь характер предмета. Он должен быть узнаваем. А контуры уже будут трансформированы и приведены к общему стилю.







Существует прием, в декоративном искусстве и дизайнерском деле, такой как наложение и заплетение силуэтов.

Наложение силуэтов друг на друга – это когда предметы заслоняют друг друга и изображение становится многослойным. А вот заплетение сложнее.





Н апример, когда часть кувшина и яблока могут быть отображены художником совершенно другим цветом. Предметы становятся как бы «прозрачными» и их пересекающиеся части видны зрителю. Силуэты предметов переплетаются настолько замысловатым образом, что в итоге их порой бывает трудно различить. И это придает предмету особую привлекательность.

Заполнить контуры предметов можно ещё текстурной. Что это такое? Можно делать набрызг краски, можно укладывать краску хаотичными мазками и т.д. Можно ещё заполнять силуэт орнаментом это сложнее. Художник придумывает некий «орнамент» - хотя это слово здесь не совсем подходит. Этим «орнаментом» он заполняет силуэт. Создается же этот орнамент на основе образующей линии.

Образующая линия – это линия которая образует контур предмета.


Например, контур греческой амфоры будет грациозно изогнутым. Поэтому внутреннее декорирование силуэта будет основано на изогнутых подобных образом линиях. Отдельные части такого декорирования предметов, также, как и сами предметы могут быть заплетены. Также между ними можно пропустить буквальный фрагмент. Поэтому, такое декорирование – это не просто заполнение силуэтов только текстурой или окрашиванием. Это более сложный процесс. Но и более эффективный. На котором основана суть декоративного натюрморта.


И так мы вспомнили все способы декорирования предметов. Теперь приступим непосредственно к созданию самой композиции декоративного натюрморта. Находим правильную компоновку – размещение композиции в листе. Создаём основные объекты композиции путем стилизации и трансформации и приступаем к их декоративному решению. Например, в предлагаемой работе присутствуют силуэты кофейника, яблока и груши. Их можно целиком открасить просто одним цветом или заполнить текстурой (это будет обсуждаться в пункте). Но можно внутреннее пространство силуэта разбить на несколько частей. Форма этих фрагментов может быть разной, однако если она будет основана на образующей линии, повторяющей форму кувшина, то это будет выглядеть гарантированно гармонично и хорошо. Например, наш кофейник будет иметь вытянутое горлышко, широкое дно, ручку, и носик напоминающие форму треугольника. Подобным образом мы можем разбить весь силуэт этого кофейника на несколько частей. Они будут также иметь вытянутые верхние части и широкое приземистое основание и треугольники. То есть характер этих фрагментов будет похож на характер всей формы. Далее, эти фрагменты можно заполнить цветом, текстурой или орнаментом. Заполнив внутреннюю пустоту силуэта таким способом, мы придадим ему особую выразительность и красоту. Хочу обратить внимание на то, что силуэт кофейника не целиком заполняется текстурой или открашивается краской, а открашиваются те фрагменты, которые мы создали уже внутри этого силуэта кофейника. Таким образом, кофейника будет состоять из замысловатых фигур, которые в дальнейшем прорабатываются краской или текстурой. Это, однако, не означает, что нельзя просто заполнить весь силуэт одним цветом или орнаментом с текстурой. Но это будет слишком скучным решением, которое лучше использовать вместе с тем, которое мы обсуждаем. Кроме самих предметов, нам ещё нужно решить фон, на котором расположены наши кофейник, яблоко и груша. Но тут нужно помнить, что в декоративной композиции фон будет условным. Он не должен быть обязательным.

При заполнении предметов и фона декоративными элементами, нужно ещё помнить о преобладании какого-либо мотива. Если представить себе композицию из треугольников и прямоугольников, то какая-то одна из этих фигур должна быть главной. Декоративное заполнение силуэтов здесь тоже может состоять из орнаментов с прямоугольным, треугольным мотивом. Но какой-либо один мотив должен быть преобладающим и основным. Если главный в композиции — треугольник, то разумно сделать главным мотивом декоративного решения силуэтов — треугольный мотив.

IV. Последовательность работой над станковой композицией.

Показ преподавателем практического выполнения.

V. Практическая деятельность учащихся.

1. Выполнение эскизов

2. Выполнение предварительного графического рисунка

3. Выполнение композиции в материале.

VI. Подведение итогов.

Просмотр, обсуждение и оценивание детских работ вместе с учащимися.

VII. Уборка рабочего места.

Самостоятельная работа: эскиз натюрморта с пятновой трактовкой композиции, где все внимание обращается на фактуру.

Цель: закрепление теоретических знаний и практических навыков, полученных на уроке.




3