государственное бюджетное учреждение Калининградской области
профессиональная образовательная организация «Педагогический колледж»
МДК.02.03 Практикум по организации внеурочной работы в области изобразительной деятельности и декоративно - прикладного искусства
Конспект внеурочного занятия (мероприятия)
в области изобразительной деятельности и декоративно - прикладного искусства
Тема: «Народное декоративно – прикладное творчество. Хохлома».
Подготовила: обучающаяся 33 группы
специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Баранцева Кристина Павловна
ФИО
Черняховск 2019г.
Тема: «Народное декоративно – прикладное творчество. Хохлома»
Цель: создать благоприятные условия для актуализации представления о народном промысле Хохломы; развитие и умение обучающихся в кистевой манере росписи на примере изучения типовых элементов Хохломы, познакомиться с Хохломской росписью.
Задачи:
Воспитательные – воспитывать уважение и интерес к национальным традициям и ценностям культуры русского народа; добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Развивающие – развивать эстетическое отношение к действительности; прививать бережное отношение к природе; пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства; развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к русскому-народному творчеству; формирование творческих способностей, духовной культуры; развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Образовательные – познакомить с историей происхождения техники хохломской росписи; научить самостоятельно, составлять композицию, использовав при этом изученные элементы хохломской росписи; раскрыть истоки народного творчества;
Планируемые результаты:
Личностные: развитие способности к самооценке на основе критериев успешности вне учебной деятельности; развитие трудолюбия; формирование интереса к новому учебному материалу; развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и учебных мотивов.
Метапредметные:
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: развитие умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения; высказывать своих мыслей по тексту (по рисунку), по модели.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развитие умения работать в группе, находить общее решение; развитие умения аргументировать своё предложение; контролировать и оценивать действий партнёра; развитие умения выражать свои мысли.
Формирование познавательных универсальных учебных действий: развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель занятия; находить пути решения задач занятия; работать с информацией (сбор, систематизация, использование); проводить классификацию по заданным критериям.
Предметные: актуализация знаний по теме «Хохлома»; ценностное отношение к русскому - народному творчеству.
Ход занятия:
I. Подготовительный этап:
У.: Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
Меня зовут Кристина Павловна, сегодня внеурочное занятие проведу у вас я!
У.: Ребята, сегодня наш класс превратится в машину времени, он поможет нам перенестись в далекое-далекое прошлое. А вот куда, вам будет необходимо узнать. Готовы?
О.: Да!
У.: Ребята, где мы с вами находимся?
О.: На ярмарке.
У.: Правильно! В наше время для того что бы купить необходимый товар мы отправляемся в магазин, а раньше люди ходили на ярмарки. Обратите внимание, какой колорит представлен на нашей ярмарке, мастера со всей Руси съехались на эту ярмарку. Сколько разных, ярких и красивых товаров мы видим. Давайте посмотрим, что представлено на крайней лавке? Это деревянная посуда, посмотрите какой красивый узор, какие яркие цвета. Интересно, что же это за роспись? Ребята, вы знаете?
О.: Нет!
У.: А вы хотели бы узнать, что это за роспись?
О.: Да!
У.: Тогда давайте вернемся в наш класс и узнаем что же это за чудесная и красивая роспись.
II. Основной этап.
У.: Жил когда-то в нижегородских лесах чудо-мастер. Построил он дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду. Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Слава об этой посуде и до Москвы дошла, и дальше по всему миру пошла. И тогда передал мастер секрет золотой посуды жителям села Хохлома, а сам исчез.
Узнав секрет мастера, жители занялись промыслом – росписью деревянной посуды, они вырезали из дерева тарелки, кувшины, солонки, стаканы. Эти готовые деревянные изделия несколько дней сушили, а затем покрывали очень тонким слоем жидкой глины, смешанной с мелом. Потом снова сушили, полировали, и наконец, покрывали «серебряным» порошком и расписывали. Расписанную посуду покрывали лаком и ставили в горячую печь. От жара лак становился золотым, а серебро под лаковой пленкой начинало гореть как золото.
Свои изделия крестьяне отвозили на ярмарку и там продавали. По названию этого села и посуду стали называть «хохломской». Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохломчане свою посуду: с выдумкой и фантазией придумывают узоры, которые часто видят в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка - былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина — или цветы: маки, колокольчики, ромашки.
И сейчас на фабрике работает много художников и мастеров. Их красивые изделия покупают не только в нашей стране, но и в других государствах.
У.: Вот было бы здорово, если бы у нас была возможность своими руками потрогать и восхититься этой красотой. Ребята, вы согласны со мной?
(стук в дверь, входит почтальон и отдает посылку)
У.: Ребята, что за чудо, нам прибыла посылка из прошлого, давайте откроем и посмотрим, что там. Это же та самая посуда с хохломской росписью. Из чего она сделана?
О.: Из дерева.
У.: Обратите внимание, какие краски использованы при раскраске доски?
О.: Красный, черный, желтый.
У.: Почему именно эти краски использует мастер, мы узнаем из легенды.
Легенда о "Хохломе"
Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому, однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.
Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.
Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.
У.: Золото (жёлтый цвет) олицетворяет счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту. Трава, цветы, ягоды, листья (красный и зелёный) – напоминали людям о молодости, силе.
Чёрный цвет – цвет пепелища, земли.
У.: Еще раз, ребята, присмотритесь к этому чуду. (Выставка репродукций)
Какие элементы используются в хохломской росписи?
О.: Ягоды, листочки, травка.
(Обучающиеся читают стихотворение « Наша Хохлома»)
Хохломская роспись -
Алых ягод россыпь.
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи, перелески,
Шелковые всплески
Солнечно – медовой
Золотой листвы.
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама,
И нигде на свете
Нет таких соцветий!
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома!( П. Синявский)
У.: Вот мы прослушали стихи, рассмотрели основные элементы хохломской росписи.
Физминутка.
Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в настоящей мастерской, что каждый из вас – художник. Представьте узор, который вы хотели бы нарисовать. Теперь разомните ладоши, пальцы. Приготовьте руки для работы.
У.: Но прежде чем приступить к работе, я хочу вам напомнить поговорку: «Каков мастер, таково и дело».
У.: Подумайте, как вы распишите свою фигурку, представьте, что должно получиться. Приступайте к работе.
Выставка работ.
У.: Ребята, вы настоящие мастера хохломской росписи, какие красивые и яркие у вас получились работы! Вы все молодцы!
Рефлексия.
У.: С каким промыслом познакомились?
О.: С Хохломской росписью.
У.: Верно с Хохломской росписью. Какие элементы росписи являются главными?
О.: В Хохломской росписи главными элементами являются цветы: ( травка, ветви с ягодами, листья).
У.: На каких изделиях выполняется роспись.
О.: Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).
У.: Давайте оценим свою работу и настроение на занятии с помощью цвета. Так как в хохломской росписи присутствуют красный и черный цвет, то мы используем эти два цвета. На столе у вас лежат два цвета красный –занятие понравилось, черный- не понравилось. Выберите цвет и прикрепите его на доску.
У.: Наше занятие подошло к концу, благодарю вас за хорошую работу.