Учебный проект на тему:
«Декоративно – прикладное искусство в жизни человека».
Творческое название
«Картины из сухих цветов и листьев.
Флористический коллаж»
Автор проекта:
Речнова Елена Викторовна,
преподаватель ИЗО
Основополагающий вопрос:
Является ли коллаж предметом декоративного убранства помещения?
Учебные предметы: изобразительное искусство.
Участники: учащиеся 8 – 10 классов
Тема: «Картина из сухих цветов и листьев»
Обоснование выбранной темы учебного проекта.
Теоретическое обоснование.
Историческая справка.
Технологическая карта.
Экономическое обоснование.
Экологическое обоснование.
Список использованных источников.
Выбор обоснование темы.
Я выбрала данную тему потому, что в проходящих реформах во всех сферах жизни большая роль отводится эстетическому воспитанию. Одним из действенных средств является искусство флористики. Растения и цветы и созданные из них художественные композиции вызывают у людей восхищение и радостные эмоции, желание самим из природного материала создавать красоту.
Трудно переоценить знание приобщения к творчеству детей и подростков для их эстетического и экологического воспитания. Занятия флористикой воспитывают художественный вкус, чувство любви и подлинного уважения к окружающей природе, рождают желание оберегать и сохранять ее.
Цель проекта:
сформировать знания, умения и навыки при работе с природным материалом;
приобщение к ремеслу, ставшему самостоятельным разделом в современном прикладном искусстве.
Овладение навыками флористического коллажа обогатит не только духовно, но и поможет в выборе будущей профессии, подготовит к конкуренции на рынке труда.
В результате составления проекта формируются следующие знания:
история развития флористики;
материалы и инструменты для создания коллажа;
основы композиции;
основы цветоведения;
последовательность заготовки и обработки природного материала;
классификация коллажей;
технология выполнения плоскостных и рельефных коллажей;
оформление готового изделия;
безопасность труда.
Планирование.
Выбор и обоснование темы проекта.
Оформление титульного листа.
Составление технологической картины изготовления изделия.
Выбор инструментов и материала для изготовления изделия.
Экономический расчет изделия.
Работа над изделием.
Подготовка документации и изделия к сдаче.
Защита проекта.
Теоретическое обоснование.
Организация места.
При работе над коллажем необходимо правильно организовать свои рабочие места: стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Надо следить за положением корпуса: не сутулиться, не наклонять низко голову.
Материалы, инструменты и приспособления:
картон тонкий или ватман;
картон с гофрированной прокладкой;
оконное стекло толщиной 2 мм;
гуашь или акварель;
бархатная бумага всех цветов;
клей ПВА;
ножницы большие и маленькие;
пинцет;
карандаши;
кисти средней мягкости.
Классификация коллажа
Рельефные коллажи
Коллаж в интерьере
Плоскостные коллажа
Букет цветов
Арабески
Пейзажные
Букет в раме
Открытки, закладки
Технология изготовления
Потребность
КОЛЛАЖ
моделирование
Традиции, мода
Форма, размеры
Стиль интерьера
Материал
Безопасность труда
Стоимость
Историческая справка.
Коллаж – предмет декоративного убранства, появившийся, вероятно, с открытием первых природных клеев растительного и жизненного происхождения. Название произошло от французского слова «collage», что означает наклеивание.
Коллаж как элемент декорирования комнат был очень популярен в XVIII и IX вв., хотя в те времена еще не было столь интересных для этой работы материалов и таких хороших синтетических клеев, как сейчас.
Популярный темой для флористических коллажей в период великих географических и ботанических открытий были гербарные листы с заморскими растениями, которые, оправлены в рамы, украшали кабинеты ученых и приемные деловых людей.
Использовались и другие, порой необычные материалы, например, морские водоросли. Промытые в пресной воде и отбеленные на солнце, они высушивались между страниц старых журналов и подкрашивались. Водоросли черного, коричневого, светло-коричневого и серо-зеленого цветов приклеивались к основе с помощью смолы трагант и белого уксуса.
В начале ХХ в. Многое художники увлекались коллажами из различных материалов. Известен выполненный в этот период большой яркий коллаж Анри Матисса «Улитка», который выставляется в Лондоне в галерее Тейт.
Широко известны талантливые коллажные работы С. Пираджанова (герб английского адмиралтейства, 1984 г.; Ореховое варенье, 1986 г.; Соломенная рыба, 1983 г. и др.), выполнение из бумаги, раковин, пряностей (кардамон, корица, гвоздика), ореховой скорлупы, сухих растений и других материалов.
Сам термин «коллаж» во флористике не был широко распространен до настоящего времени. Чаще он ассоциировался с произведениями, выполненными в абстрактном или свободном стиле, а не с милыми классическими картинами из цветов и декоративными рельефами из плодов и семян.
Сейчас подобные работы во флористике объединены этим термином в одну группу. Сюда относятся все работы декоративного свойства из плоского и рельефного растительного материала, приклеенного к любой поверхности.
Помимо растений, в этих изделиях может присутствовать и другой природный материал – камни, раковины, бумага, кожа, перья, чешуя и т.п. Эти 2смешанные» коллажи (mixed media) тоже считают флористической работой, если посторонний материал в них не доминирует.
Художественно выполненный флористический коллаж будет так же привлекателен, как акварель, живопись маслом и скульптура. Ведь художнику – коллажисту приходится решать схожие проблемы, касающиеся композиции, цвета, фактуры, равновесия гармонии между содержанием и формой произведения.
В коллажах возможно применение разнообразных техник декоративного искусства. Коллажисту необходимо знание и понимание специфики растительного материала, возможности его модифицирования (окрашивания, скелетизирования, послойного наложения и т.п.). Для начала необходимо хотя бы минимальное понимание как старых, традиционных техник и материалов, так и современных приемов. С с течением времени у него выработается свой стиль, начнется поиск, а то и изобретение новой техники, эксперементирование с фактурой и цветом такого обширного мира природы, какому может позавидовать любой художник, работающий в традиционных формах.
Технологическая карта на изготовление флористического коллажа.
№ п/п | Последовательность операций | Графическое изображение | Инструменты, приспособление. |
-
| Нанести рисунок на бумагу или карандаш. | | Карандаш, бумага, картон. |
-
| Подбор красками цветовой гаммы для фона. | | Акварель, гуашь, кисти. |
-
| Подбор аппликации из цветной бумаги. | | Цветная бумага, ножницы. |
-
| Раскладывание флористического материала по подготовленной цветовой заготовке. | | Сухие цветы, листья, семена. |
-
| Закрепление необходимых частей коллажа клеем. | | Клей ПВА. |
-
| Оформление картины в рамку. | | Рамка, стекло. |
Экономическое обоснование.
Коммерческое назначение изделия.
Картина из цветов и листьев, помещенная в деревянную рамку под стекло, выглядит как законченное художественное произведение. Это авторская работа, которая займет достойное место в художественном салоне.
Произведения флористов пользуется заслуженным успехом у поклонников этого искусства в России, Америке и Западной Европе.
Охрана труда.
Правила по технике безопасности при работе с ножницами:
не класть ножницы на край стола;
передавать ножницы кольцами вперед, держать за сомкнутые концы;
хранить ножницы в определенном месте;
нельзя высоко поднимать ножницы;
не держать ножницы лезвием вверх.
Рекомендации по использованию изделия.
Для того чтобы изделие не пылилось, когда будет висеть на стене, лучше поместить картину в рамку под стекло.
Экологическое обоснование.
Экологическая безопасность изделия.
Флорестический коллаж – это экологически чистое производство, т.к. оно практически безопасно, не выделяет вредные вещества, не загрязняет атмосферу, нет опасности для здоровья человека. Флористический коллаж – композиция, составленная из растительных материалов. Поэтому он может быть полностью безопасным для окружающей среды.
Список использованных источников:
Суханова Н.П. «Золотые страницы рукоделия». «Картины из цветов». Москва, ОЛМА – ПРЕСС. Образование, 2004.
Стецюк В.Г. «Картины из сухих цветов». АСТ – ПРЕСС Книга, 2004.
Научно-методический журнал «Школа и производство» № 2, 2000г.
Научно-методический журнал «Школа и производство» № 4, 2001г.