Конспект урока математики
«Письменное деление многозначных чисел на однозначное число»
4 класс
Составитель:
учитель начальных классов
МКОУ ООШ №19
Абусаламова Джавгарат Абубакаровна
Урок математики. 4 класс.
Тема урока: «Деление многозначного числа на однозначное. Закрепление».
Цель урока: повторить алгоритм деления и закрепить умения делить многозначные числа на однозначные.
Задачи:
Образовательные:
1. Отрабатывать у учащихся навыки применения различных приемов при делении чисел;
решать задачи изученных видов;
закреплять умение определять количество цифр в частном
Развивающие:
Развивать логическое мышление учащихся, сообразительность, культуру речи, развивать общий кругозор.
Обогащать словарный запас учащихся предметной терминологией.
Воспитательные: воспитывать умение объективно оценивать себя, товарища и работу класса в целом.
Тип урока: урок закрепления знаний
Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, чертежные принадлежности. Карточки для проверочной работы.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
- Урок наш хочу начать с восточной притчи Мудреца (Звучит восточная мелодия, слайд № 1 )
Притча Мудрец
Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».
-Как вы думаете , в чем смысл притчи?
-А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь и перенесите эту мудрость на урок математики. Итак, девиз нашего урока: «Все в ваших руках!»
Устный счет.
-Любая в математике работа не обходится без устного счёта. (На доске запись чисел)
-Прочитай числа в порядке возрастания: 111, 55250, 4362, 632508, 503, 32.
-Назовите самое большое число . (632508)
-Дайте его характеристику. (Многозначное, четное, так как оканчивается на цифру 8, делится на 2 , в нем 632508 ед.,63250 дес.,6325 сот.,632 ед. тыс., 63 дес. тыс.,6 сот. тыс.)
-Сколько классов содержит это число? Назовите их (два класса, класс единиц и класс тысяч).
-Назовите последующее число, предыдущее.
-Какой ваш любимый праздник приближается? (Новый год). Без кого не бывает Нового года?(Слайд № 2)
-В преддверии Нового года Дед Мороз прислал нам письмо. Зачитайте, пожалуйста.
«Дорогие ребята! Скоро наступит мой любимый праздник Новый год! Думаю, что и вы его тоже очень любите! Я приготовил для вас елочку . Но ее необходимо нарядить. Выполните мои задания. Желаю удачи! До скорой встречи!»
-Вот этот мешочек от Деда Мороза сегодня принес вам этот снеговик.
(Дети вытягивают из мешочка снежинки, на которых записаны примеры. Снежинки клеятся на доску, ученики решают ,называют только ответы -работа в парах. А на елке появляются правильные ответы ) Слайд № 3
106*6=636 600:10=60 303*3=909 177:0
840:8=105 140*10=1400 44*1=44 36*0
-Ой, а с этой снежинкой что случилось? (На нуль делить нельзя!)
-Верно. Какие свойства умножения и деления мы с вами повторили?(деление на 10, умножение на 10 и на 1, деление и умножение трехзначных чисел).
-А какой пример был самый легкий?(36*0)
-Молодцы, с заданием справились, елочка наша нарядная.
3.Актуализация опорных знаний .Постановка цели и задач урока.
-В мешке Деда Мороза я нашла еще одну карточку со словом «АЛГОРИТМ».
- Итак, кто из вас знает что обозначает слово «АЛГОРИТМ»? (Определенный порядок действий для достижения результата)
-Подберите синонимы. ( Порядок, рецепт приготовления, инструкция, режим дня…)
(На доске записать все синонимы)
-А как на уроке математики мы можем использовать алгоритм? ( При сложении, вычитании, умножении, делении многозначных чисел, решении задач,…)
-Вспомните, над каким действием мы работали в последнее время на уроках математики?
-С каким действием будет связана тема нашего урока? (Деление многозначного числа на однозначное)
-Что мы должны для этого вспомнить? (Компоненты деления, алгоритм деления, деление чисел с нулем, как проверяют деление)
-А что мы должны знать про остаток? (Остаток должен быть меньше делителя).
-Правильно. Тема нашего урока : «Деление многозначных чисел на однозначные» (Слайд №4)
-Сегодня на уроке мы с вами вспомним компоненты деления, будем отрабатывать навыки деления по алгоритму, а так же решать задачи.
4. Работа над темой урока. Закрепление.
-Итак, пришло время перейти к теме нашего урока.
-Прежде чем приступить к работе, назовите компоненты деления. (Делимое, делитель, частное).
-Этот снеговичок приготовил для вас алгоритм, но по-видимому что-то перепутал . Исправьте ошибки.(На доске листы с записью алгоритма, ученики правильно расставляют порядок.)
Вспомним алгоритм деления на однозначное число.
Выделяем неполное делимое.
Определяем количество цифр в частном.
Делением находим цифру частного.
Умножаем, узнаем, сколько разделили.
Вычитаем. Находим остаток.
Остаток сравниваем с делителем (должен быть меньше делителя)
(Если остаток меньше делителя, то решаем правильно.)
-Итак, давайте решим пример (У доски с проговариванием вслух решают три ученика, один комментирует, два ученика у доски с обратных сторон решают , остальные- пишут в тетрадях.)
-Объясните, почему в частном три цифры? (Вопрос задается тем ученикам. которые решают самостоятельно.)
-Откуда взялись нули? (Если остаток равен нулю и в частном остались только нули, они приписываются справа.)
Физкультминутка «Новогодняя»
-Перед вами карточки с примерами. Решите их в парах. (Слайд №5)
1734:2=867 3468:4=867
-Что заметили интересного в этих примерах? (Одинаковые частные)
-Кто скажет, как проверить деление? (Нужно частное умножить на делитель)
-Выполните проверку любого примера умножением.
-Все верно? Молодцы!
-Ребята, вы знаете, готовясь к этому уроку, я наметила три задачи.
-Просмотрите их и скажите, уместны ли они на данном уроке? Каким действием нужно их решить?
(На доске записаны номера этих заданий с. 92, № 18, с.90 , №428,на доске начерчен квадрат, у которого известна площадь- 24 см в кв., надо найти сторону квадрата)
-Да, все задачи решаются действием деления. Они связаны с темой нашего урока.
-Но Дед Мороз предложил вам вот что (Слайд №6 )
«На елочном базаре в 2013 году продали 7224 елки. В 2014 году продали в 3 раза меньше, чем в 2013 году. А в 2015г. в 2 раза меньше, чем в 2014 году.»
-Скажите, это задача? Чего не хватает?
-Какой вопрос можно задать, чтобы получилась задача?
(Один ученик решает эту задачу у доски, остальные -в тетрадях)
-Какую закономерность вы заметили при решении этой задачи?
-Стоит ли из-за нескольких праздничных дней ней губить лесное чудо?
-Каждый из нас сможет сберечь дерево, лес, планету. Нужно только постараться. Ведь все в наших руках!
-Чем же мы можем заменить елочку? Как называется наука, которая занимается охраной природы?
Физкультминутка
-А теперь небольшой блиц-опрос.
1) О каком месяце говорят: «Году начало-зиме середина»? (Январь)
2)После указа какого царя Новый год на Руси стал считаться 1 января? (Петр 1)
3)Без кого не обходится ни один Новый год? А как его зовут в Англии и в США?(Санта Клаус)
4)В России Дед Мороз приезжает на тройке лошадей, а в какой стране он прибывает на ослике? ( В Германии)
5) В честь какого бога назван месяц «январь»? (В честь римского Бога Януса)
Работа с учебником.
-Решите на выбор задания в учебнике. (Разноуровневые задания)
-Прочитайте задания и скажите, какое будет сложнее решить? А может вы с легкостью справитесь с любым из них?
-Если вы выбрали № 418,то дома выполните № 9, если же вы выбрали № 9, значит дома выполните № 418.
С.89 № 418 (Решить только те примеры, в которых в частном получается трехзначное число)
952:8=119 7224:8=903
4015:5=803 8820:9=980
или с . 91 № 9, в нем решите любые 5 примеров.
-А чтобы проверить, все ли решили верно, ответы записаны в новогодней телеграмме (Слайд № 7 )
№418
119,803, 903, 980.
№9
2470, 970, 103, 304, 9900, 9100, 10600, 10800.
-За каждый правильный ответ в № 9 вы получаете 1 балл. Посчитайте, сколько баллов получили, поставьте себе карандашом.
-Если все примеры выбраны и решены правильно в №418, получаете «5».
-Выйдете те , у кого «5».А теперь те, у кого «4».
-А остальные должны еще немного поработать дома. Ведь все в ваших руках!
5.Рефлексия .Подведение итога .Выставление оценок. (Слайд № 8 )
-Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог. Какие цели и задачи ставили? Что нам на уроке сегодня удалось и над чем еще надо поработать. Убедились, что все в ваших руках?
На столе лежат карточки желтого цвета, на которых написано «Я точно знаю алгоритм деления и смогу решить пример» , и карточка белого цвета с надписью «Мне необходимо поработать над …». Подойдите по очереди к столу , начиная с первого ряда, и выберите ту, которая соответствует вам.
К д.з. хочу добавить вам еще задачу с.90 № 428. Ее мы уже разобрали.
-Вы - молодцы! Спасибо за урок! (Слайд № 9 )
(Приложения )
№418 с. 89
803, 903, 980.
№9 с. 91
2470, 970, 103,
304, 9900,
9100, 10600,
10800.
1.Выделяем неполное делимое.
2. Определяем количество цифр в частном.
3. Делением находим цифру частного.
4. Умножаем, узнаем, сколько разделили.
5. Вычитаем. Находим остаток.
6.Остаток сравниваем с делителем (должен быть меньше делителя)
АЛГОРИТМ
13:13
9