1 Орг. момент Учитель: Как разделить число на 10, на 100? На листочках предлагается записать два примера деления на 10 и два примера деления на 100. Поменяться листочком с соседом по парте. | - Чтобы разделить число на 10 (на 100) надо сократить в делимом столько нулей, сколько в делителе. Записывают и решают примеры, фронтальная проверка. |
2. Актуализация опорных знаний Учитель: Рассуждая так же, как при делении на 10 и на 100 попробуете решить примеры. Примеры на доске. 12 000 : 1 000 900 000 : 100 000 80 000 : 10 000 1 000 000 : 100 000 Прием «вертушка» (групповая работа) - Попробуйте сформулировать правило деления на 1 000, на 10 000…? | Открывают тетради. Записывают примеры. Объясняют решение, начиная с сильного и заканчивая средним учеником . (проверку осуществляют с помощью сигналов с места, сопоставляя со своей работой). - Чтобы разделить число на 1000, на 10000…, надо сократить в делимом столько нулей, сколько в делителе. |
3. Введение знания, постановка учебной задачи. - Можете сформулировать тему урока? - Чтобы закрепить навык предлагаю задание № 343. 800 : 400 1 000 : 50 240 : 80 8 : 4 1 00 : 5 24 : 8 - Сравните результаты в парных примерах. - Иногда удобно разделить делимое и делитель на одно и то же число (если это возможно), а затем найти частное уже полученных чисел. Показать на первый столбик. - На какое число делили 800 и 400? Показать на третий столбик - На какое число делили 240 и 80? - Такой прием называют сокращением частного. Записать пример на доске 600 : 120 - На сколько можно сократить 600 и 120 Записать 600 : 60 = 10 120 : 60 = 2 10 : 2 = 5, зн. 600 : 120 = 5 - Какие знания необходимы для того, чтобы сократить частное? - Для чего нужен прием сокращения частного? Как вы думаете? | - Деление на 1 000, на 10 000… Три человека работают у доски, остальные выполняют решение в парах (проверку осуществляют с помощью сигналов с места, сопоставляя со своей работой). - Результаты одинаковые. - На 100. - На 10. - На 60 - Знания таблицы умножения и деления. - Чтобы быстрее выполнять вычисления. |
4. Включение нового знания в систему знаний. Предложить задание (дифференцированное по степени сложности) - Выполнить деление, сокращая частное. № 345 110 : 10 на 10 360 : 120 на 10 и 3 840 : 280 на 40 100000 : 5000 на 1000 25000 : 500 на 500 Высокий уровень получает только первый столбик, им надо догадаться самим, на сколько сократить частное. Средний уровень задание получает полностью. № 347 На складе было 25 000 кг капусты. Со склада капусту увезли на 7 машинах, погрузив на каждую 2 тонны. Сколько тонн капусты осталось? Работа группами. - Что необходимо сделать, прежде всего? - Каким приемом воспользовались? Для чего? - Смогли вы сразу ответить на вопрос задачи? - Теперь можете ответить на вопрос? № 348 - Подумайте, может ли человек иметь: массу 82 000 г; рост 1 920 мм - Ответ поясните. | Выполняют задания (проверку осуществляют с помощью сигналов с места, сопоставляя со своей работой, начиная со среднего уровня). Решают задачу на листах, решение записывают маркером и показывают учителю. Если решение правильное, записывают в тетрадь. - 25 000 кг перевели в тонны. 25 000 кг = 25 т - Сокращением частного. Чтобы легче было решать. - Нет. Необходимо узнать, сколько капусты увезли со склада. 7 х 2 = 14 (т) - Да. Мы из того, что было, вычли то, что увезли на машинах. 25 - 14 = 11 (т) От каждой группы на вопросы должны отвечать слабые ученики - 82 000 г это 82 кг и человек может столько весить. - 1 920 мм это 1 м 92 см и человек может быть такого роста. |
5. Итог урока. - Какая была тема урока? - Как разделить число на 1 000 и 10 000? - Каким приемом удобно воспользоваться при делении многозначных чисел, оканчивающихся на 0? - В чем удобство этого приема? | - Деление на 1 000, 10 000,… - Надо сократить в делимом столько нулей, сколько содержит делитель. - Приемом сокращения частного. - Чтобы быстрее выполнять вычисления. |