1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | -Добрый день, ребята! Меня зовут Сегодня я проведу для вас урок математики. -Давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на партах должен быть учебник, поднимите его, чтобы я увидела. Теперь поднимите тетрадь, затем рабочую тетрадь. А теперь ручку, карандашик и ластик. -У кого все необходимое есть, красиво садятся. Спинка прямая, ручки на парте. -Ребята, какие арифметические действия вы уже знаете? -Назовите компоненты деления. -Молодцы. -И помните, что знание этого материала поможет вам в изучении нового. | Приветствуют учителя, садятся на места. Проверяют готовность к уроку. Поднимают руки с учебником, чтобы показать наличие учителю, поднимают руки с печатными рабочими тетрадями, поднимают руки с рабочими тетрадями в клетку, показывают наличие канцелярских принадлежностей. Красиво садятся, с прямой спинкой, ручки кладут на парту. Сложение, вычитание, умножение и деление Делимое, делитель, частное Хорошо | Коммуникативные- включаться в диалог, в коллективное обсуждение |
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном учебном действии |
Задания на карточках: 1. Вычисли: 63:7 200:4 350:7 490:7 810:9 2. «Цепочки» *,*,32,64,128,*,* -Ребята, я раздала вам карточки, на которых 2 задания. -Прочитайте первое задание на карточках. -Что нужно сделать? -Откройте тетради, запишите число, классная работа. -Какое число сегодня? -Ниже пишем классная работа. -Кто хочет выйти к доске, чтобы выполнить первое задание? -Выходи, Стёпа. Все остальные решают в тетрадях и сверяют с доской. -Сравните свои ответы с доской и поставьте галочку напротив правильных ответов и крестик напротив не верных. -Молодцы. -Какое арифметическое действие мы сейчас выполняли? -А сейчас прочитайте второе задание. -Это задание называется «цепочки». -Как вы думаете, что нам нужно сделать? -Да, верно. -Даю время подумать. -И так, какие два числа вы вставили сначала? -А какие 2 числа вы вставили после? -А какую закономерность вы увидели? -Молодцы. -А какие арифметическое действие вы выполняли, чтобы найти следующее число? -Ребята, сейчас вам нужно будет заполнить текст с пробелом. Обратите внимание на карточки.
Деление-это математическое …, обратное … . В результате деления получается … . -Возьмите ручки и давайте вместе заполним пропуски в предложениях. -Какие слова пропущены в первом предложении? -Молодцы. -Витя, прочитай, что у тебя получилось? -Молодцы. -Какое слово пропущено во втором предложении? -Ваня, что у тебя получилось? -Молодцы. -Ребята, скажите, а какие приемы решения деления мы используем? -А каким удобным способом можно решить данное выражение 384:96? -Где у вас возникло затруднение? -Что нужно сделать, когда возникает затруднение? -Почему оно возникло? -С помощью слов я не смог/ла объясните причину своего затруднения? -Что нам поможет выйти из ситуации затруднения? | Смотрят на карточки Читают задание Нужно вычислить значение выражений Открывают тетради , записывают число и классную работу Сегодня 12 декабря Записывают Желающие тянут руки Степа решает у доски, остальные в тетралях Сравнивают Деление Читают задание Нужно продолжить ряд чисел 8,16 256,512 Каждое число увеличивается в 2 раза Умножение Хорошо Берут ручки Заполняют пробелы Действие, умножение Деление-это математическое действие, обратное умножение Частное В результате деления получается частное Прием подбора и прикидки Затрудняются ответить В выборе способа Остановиться и подумать Мы этого еще не знаем Я не смог/ла назвать подходящий способ, потому что я этого еще не знаю Учебник и знания учителя | Коммуникативные- включаться в диалог, в коллективное обсуждение. Познавательные- осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение; осознанно и произвольно строят речевые высказывания. |
3. Целеполагание | -Ребята, как вы думаете, о чем мы поговорим сегодня на уроке? -Ребята, перед вами фрагменты целей на этот урок. -Совместно с соседом по парте разложите слова в правильном порядке. -Кто готов прочитать цели на урок? -Молодцы. | Деление трехзначного числа на двузначное число Раскладывают фрагменты в парах Я узнаю правило деления на двузначное число. Я узнаю алгоритм деления на двузначное число Я узнаю как записывать деление на двузначное число. | Регулятивные- по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять ее на протяжении всего урока. |
4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения | -Ребята, откройте учебник на странице 57. -Найдите тему урока и прочитайте ее про себя. -Какая тема урока? -Под темой урока расположено правило. Прочитайте его про себя. -А сейчас с помощью определенных знаков мы поработаем с правилом. -Размещаю на доске знаки. v-я это знал. +-для меня это новая информация. --Я думал по другому, это противоречит тому, что я знал. ?-Это мне не понятно, нужны объяснения. -Ира, прочитай обозначение знаков. -Возьмите в руки простой карандаш и поработайте с правилом, пользуясь этими знаками. -Теперь поработаем с правилом вместе. -Аня, читай первое предложение. -Какой знак поставили около первого предложения? -Почему? -Читаем дальше. -Какой знак возле второго предложения? -Почему? -Читаем следующее предложение. Какой здесь знак? -Почему? Прочитаем следующее предложение. Какой знак поставим возле этого предложения? -Почему? -А теперь давайте остановимся на том, что вам было не понятно. - Ребята, чтобы нам разделить 492 на 82 мы должны заменить делитель ближайшим меньшим разрядным числом. - Чему будет оно равно? - Хорошо, теперь нам нужно разделить 49 на 8. Данное действие выполните сейчас самостоятельно на выданных листочках. - Какой ответ получился? - Хорошо, но это пробная цифра, мы не можем сразу записать её в частном, потому что она может не подойти. Именно по это её назвали пробной. - Что нам нужно сделать, чтобы проверить подходит ли 6? - Хорошо, посчитайте на листочках, что у нас получится. - После проверки что поняли? - Хорошо. - После работы с правилом, мы с вами можем определить и составить алгоритм действий при делении на двухзначное число. - Давайте попробуем его произнести, что мы делаем первым? - Хорошо, второе? - Хорошо, третье? - Как еще можно назвать? - Хорошо, четвертое? - Каким действием мы совершаем проверку? - Хорошо, пятое? - Молодцы! - Раздаю карточки с алгоритмом.
1. Нахожу первое неполное делимое. 2.Определяю количество цифр в частном. 3.Определяю первую цифру частного. 4.Проверяю частное. 5.Пишу цифру в частное. | Открывают странице 57 Читают про себя Деление трехзначных и двузначных чисел Читают правило Хорошо Смотрят знаки Ира читает обозначение знаков Берут простой карандаш и работают с правилом Хорошо -Надо 492 разделить на 82. Разделю 492 не на 82, а на 80, чтобы легче было найти цифру частного. Дети предлагают свои варианты ответа. -«-» Я думала, что что мы сразу будем делить на 82. Для этого разделю 49 на 8, получу 6 Дети предлагают свои варианты ответа. «?» Нам не понятно, нам нужны объяснения чтобы понять, как это сделать. Это пробная цифра, её нельзя сразу записать в частном – сначала надо проверить, подходит ли цифра 6. «+» Потому что для нас это информация новая. Умножу 82 на 6, получится 492, значит цифра 6 подходит. Теперь её можно записать в частном. «v» Потому что мы это уже знаем Для этого разделю 49 на 8, получу 6. Оно будет равно 80. Выполняют действие деления. 6. Нам нужно 6 умножить на 82. У нас получится492 Ч Что число 6 подходит. Первым делом, мы находим первое неполное делимое. Мы определяем количество цифр в частном. Мы определяем первую цифру частного. Пробная цифра. Мы проверяем, подходит ли нам данная цифра. Умножением Цифру ставим в частное, если она подошла. | Познавательные- проводили сравнение и осуществляли анализ объектов. Регулятивные- планировать деятельность, оценивать результаты по выработанным критериям. Личностные- способности к самооценке на основе критериев |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | -Ребята, у вас на партах лежат карточки. -Сейчас мы с вами поиграем в небольшую игру, которая называется «верю не верю». -Посмотрите, у вас на карточках представлены записи, но нам нужно узнать, правильные ли они.
«ВЕРЮ НЕ ВЕРЮ» 410:82=4 296:37=8 208:52=6 216:54=4 -А как нам это сделать? -Молодцы. -Сейчас мы с вами будем читать данные записи и определять, верим мы ей или не верим. -А что обязательно нам нужно сделать? -Будем работать в тетрадях. -отступите 2 клетки вниз и 2 клетки влево. -Молодцы. -Итак, Алена, читай первую запись: 410:82=4(5) -Верим или не верим? -Давайте проверим. -Какой ответ получился? -Правильно записана запись? -Молодцы. -Теперь, Коля, прочитает вторую запись. 296:37=8 -Верим или не верим? -Давайте проверим. -Какой ответ получился? -Значит запись записана правильно? -Молодцы. -Витя, прочитай следующую запись. 208:52=6(4) -Верим или не верим? -Давайте проверим. -Какой ответ получился? -Значит запись…? -Молодцы. -И, Петя, читай последнюю запись. 216:54=4 -Верим или не верим? -Давайте проверим! -Какой ответ получился? -Что значит? -Молодцы. -Что мы сейчас делали? -Вам понравилась такая игра? -Хорошо. | Смотрят на карточки Хорошо Смотрят на записи Чтобы проверить нам нужно будет выполнить деление трехзначного числа на двузначное в столбик Хорошо Обязательно нужно проверить «Доверяй, но проверяй» 410:82=4 Кто-то: верим. Кто-то: не верим Разделю 40 на 8, получу число 5. Теперь умножу 82 на 5, получу 410. Значит 5 это частное. Получился ответ 5 Нет, частное записано не верно 296:37=8 Кто-то: верим, кто-то не верим Разделю число 24 на 3, получу число 8. Умножу 37 на 8, получу 296. Значит частное 8 8 Запись верная 208:52=6 Кто-то: верим Кто-то: не верим Разделю число 20 на 5, получу 4. Умножу 52 на 4, получу 208. Значит частное 4 4 Запись неверная 216:54=4 Кто-то: верим Кто-то: не верим Разделю 20 на 5, получу 4. Умножу 54 на 4, получу 216. Значит частное 4 4 Запись записана верно Мы проверяли правильность записей решением в трехзначных чисел на двузначные Да! | Коммуникативные- включаться в диалог, проявлять инициативу и активность. Личностные- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
6. Самостоятельная работа | -Ребята, а сейчас вам нужно будет поработать самостоятельно. -Я раздала вам карточки с заданием.
Самостоятельная работа Вычисли: 405:81 249:83 159:53 440:44 477:53 -Прочитайте задание. -Все ли вам понятно? -Хорошо. -Можете выполнять задание на карточках и пользоваться черновиком, который я вам также раздала. -Готовность покажите посадкой. -Все закончили? -А сейчас обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. И проверьте работы друг друга. -Давайте вместе проверим, что вы написали.
Самостоятельная работа Вычисли: 405:81=5 249:83=3 159:53=3 440:44=10 477:53=9 -У всех также? -Поднимите руку те, у кого есть ошибка? -Что делать тем, кто допустил ошибку? -Молодцы. | Хорошо Смотрят на карточки с заданием Читают задание Да Хорошо Да Выполняют взаимопроверку Выполняют самопроверку Да Поднимают руку Потренироваться выполнять деление трехзначных чисел на двузначное | Познавательные- проводить сравнение, осуществлять анализ объектов, делать выводы. Регулятивные- планировать деятельность, оценивать результаты по выработанным критериям. Личностные- способность к самоопределению, самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
7. Включение понятия в систему понятия(повторение) | -Ребята, сейчас будем выполнять с вами задание на соотнесение. -Посмотрите на доску. 184:23 3 324:81 7 450:90 5 406:58 4 105:35 8 -Сейчас в тетрадях отступите 2 клетки вниз и 2 клетки влево. Вам нужно будет вычислить значение выражений и определить частное. -К какому случаю отнесем частное 3? -Почему? -Молодцы. Коля соотнеси линией на доске. -К какому случаю отнесем частное 7? -Почему? -Молодцы. Соня соотнеси линией на доске -К какому случаю отнесем частное 5? -Почему? Аня соотнеси линией на доске -К какому случаю отнесем частное 4? -Почему? Маша соотнеси линией на доске -Куда отнесем частное 8? -Почему? Оля соотнеси линией на доске -Молодцы. | Хорошо Смотрят на доску 105:35 Потому что при деление 105 на 35 ответ 3 406:58 Потому при делении 406 на 58 ответ 7 450:90 Потому что при делении 450 на 90 ответ 5 324:81 Потому что при делении 324 на 81 ответ 4 184:23 Потому что при делении 184 на 23 ответ 8 | Познавательные- осуществлять поиск необходимой информации в учебнике. Регулятивные- планировать деятельность, оценивать результаты работы по выработанным критериям. Личностные- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |