СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деление на 2-х значное число

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Деление на 2-х значное число»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»

Кафедра начального образования





Конструкт урока по математике

На тему: «Деление на двузначное и трехзначное число»

УМК «Школа России» 4 класс















Тема: «Деление на двузначное и трехзначное число»

УМК «Школа России» М.И. Моро

Цели:

Перспективная цель: сформировать способность у учащихся к использованию знаний о делении трехзначных чисел на двузначные в процессе решения математических задач.

Актуальная цель: сформировать представление у учащихся о делении трехзначных чисел на двузначные в процессе решения математических задач.

Задачи:

Обучающая: моделировать ситуации, раскрывающие смысл понятий свойств деления трехзначных чисел на двузначные числа в процессе решения математических задача.

Развивающая: развивать математическую речь, умение осуществлять поиск информации и применять е в конкретной ситуации.

Воспитательная: воспитывать настойчивость, инициативу, чувство самодисциплины и ответственности, а также положительное отношение к уроку математики.

Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам):

Уметь делить трехзначные числа на двузначные

Метапредметные результаты обучения:

Регулятивные- формулировать цель и понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы; планировать деятельность, оценивать результаты работы по выработанным критериям.

Познавательные- наблюдать за изменением делителя и частного в числовых выражениях, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

Коммуникативные- включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность, интегрироваться в группу (пару) сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; признавать свои ошибки.

Личностные- способность к самоопределению, самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Вид урока: комбинированный

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный.

Принципы обучения: принцип непрерывности, принцип деятельности, принцип комфортности.

Список литературы:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт 31.05.2021г. Указ №286;

  • Учебник по математике УМК «Школа России» М.И. Моро, 4 класс 2 часть

Конспект урока:

Этапы урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

-Добрый день, ребята! Меня зовут

Сегодня я проведу для вас урок математики.

-Давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на партах должен быть учебник, поднимите его, чтобы я увидела. Теперь поднимите тетрадь, затем рабочую тетрадь. А теперь ручку, карандашик и ластик.


-У кого все необходимое есть, красиво садятся. Спинка прямая, ручки на парте.

-Ребята, какие арифметические действия вы уже знаете?

-Назовите компоненты деления.

-Молодцы.

-И помните, что знание этого материала поможет вам в изучении нового.

Приветствуют учителя, садятся на места.




Проверяют готовность к уроку. Поднимают руки с учебником, чтобы показать наличие учителю, поднимают руки с печатными рабочими тетрадями, поднимают руки с рабочими тетрадями в клетку, показывают наличие канцелярских принадлежностей.

Красиво садятся, с прямой спинкой, ручки кладут на парту.


Сложение, вычитание, умножение и деление

Делимое, делитель, частное

Хорошо

Коммуникативные- включаться в диалог, в коллективное обсуждение

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном учебном действии

Задания на карточках:

1. Вычисли:

63:7

200:4

350:7

490:7

810:9

2. «Цепочки»

*,*,32,64,128,*,*

-Ребята, я раздала вам карточки, на которых 2 задания.








-Прочитайте первое задание на карточках.

-Что нужно сделать?

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

-Какое число сегодня?

-Ниже пишем классная работа.

-Кто хочет выйти к доске, чтобы выполнить первое задание?

-Выходи, Стёпа. Все остальные решают в тетрадях и сверяют с доской.

-Сравните свои ответы с доской и поставьте галочку напротив правильных ответов и крестик напротив не верных.

-Молодцы.

-Какое арифметическое действие мы сейчас выполняли?

-А сейчас прочитайте второе задание.

-Это задание называется «цепочки».

-Как вы думаете, что нам нужно сделать?

-Да, верно.

-Даю время подумать.

-И так, какие два числа вы вставили сначала?

-А какие 2 числа вы вставили после?

-А какую закономерность вы увидели?

-Молодцы.

-А какие арифметическое действие вы выполняли, чтобы найти следующее число?

-Ребята, сейчас вам нужно будет заполнить текст с пробелом. Обратите внимание на карточки.

Деление-это математическое …, обратное … .

В результате деления получается … .







-Возьмите ручки и давайте вместе заполним пропуски в предложениях.

-Какие слова пропущены в первом предложении?

-Молодцы.

-Витя, прочитай, что у тебя получилось?

-Молодцы.

-Какое слово пропущено во втором предложении?

-Ваня, что у тебя получилось?

-Молодцы.

-Ребята, скажите, а какие приемы решения деления мы используем?

-А каким удобным способом можно решить данное выражение 384:96?

-Где у вас возникло затруднение?

-Что нужно сделать, когда возникает затруднение?

-Почему оно возникло?

-С помощью слов я не смог/ла объясните причину своего затруднения?

-Что нам поможет выйти из ситуации затруднения?

Смотрят на карточки















Читают задание

Нужно вычислить значение выражений

Открывают тетради , записывают число и классную работу

Сегодня 12 декабря

Записывают


Желающие тянут руки


Степа решает у доски, остальные в тетралях


Сравнивают




Деление


Читают задание


Нужно продолжить ряд чисел



8,16


256,512

Каждое число увеличивается в 2 раза


Умножение


Хорошо









Берут ручки

Заполняют пробелы

Действие, умножение



Деление-это математическое действие, обратное умножение

Частное


В результате деления получается частное


Прием подбора и прикидки


Затрудняются ответить


В выборе способа

Остановиться и подумать


Мы этого еще не знаем

Я не смог/ла назвать подходящий способ, потому что я этого еще не знаю

Учебник и знания учителя


Коммуникативные- включаться в диалог, в коллективное обсуждение.

Познавательные- осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение; осознанно и произвольно строят речевые высказывания.

3. Целеполагание

-Ребята, как вы думаете, о чем мы поговорим сегодня на уроке?

-Ребята, перед вами фрагменты целей на этот урок.

-Совместно с соседом по парте разложите слова в правильном порядке.

-Кто готов прочитать цели на урок?




-Молодцы.

Деление трехзначного числа на двузначное число



Раскладывают фрагменты в парах


Я узнаю правило деления на двузначное число.

Я узнаю алгоритм деления на двузначное число

Я узнаю как записывать деление на двузначное число.

Регулятивные- по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять ее на протяжении всего урока.

Физминутка

-Давайте чуть-чуть отдохнем, развеемся.

Мы решали, мы решали. Что-то очень мы устали. Мы сейчас потопаем (шаги ногами на месте под счет учителя.)

Ручками похлопаем (хлопки в ладоши.)

Раз присядем, (приседания.)

Быстро встанем (Повороты и ходьба на месте.)

Улыбнемся, тихо сядем!

-Отдохнули? Хорошо!

Выполняют физминутку


4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения

-Ребята, откройте учебник на странице 57.

-Найдите тему урока и прочитайте ее про себя.

-Какая тема урока?

-Под темой урока расположено правило. Прочитайте его про себя.

-А сейчас с помощью определенных знаков мы поработаем с правилом.

-Размещаю на доске знаки.

v-я это знал.

+-для меня это новая информация.

--Я думал по другому, это противоречит тому, что я знал.

?-Это мне не понятно, нужны объяснения.

-Ира, прочитай обозначение знаков.

-Возьмите в руки простой карандаш и поработайте с правилом, пользуясь этими знаками.

-Теперь поработаем с правилом вместе.

-Аня, читай первое предложение.



-Какой знак поставили около первого предложения?

-Почему?

-Читаем дальше.


-Какой знак возле второго предложения?


-Почему?


-Читаем следующее предложение. Какой здесь знак?



-Почему?


Прочитаем следующее предложение. Какой знак поставим возле этого предложения?


-Почему?

-А теперь давайте остановимся на том, что вам было не понятно.

- Ребята, чтобы нам разделить 492 на 82 мы должны заменить делитель ближайшим меньшим разрядным числом.

- Чему будет оно равно?

- Хорошо, теперь нам нужно разделить 49 на 8. Данное действие выполните сейчас самостоятельно на выданных листочках.

- Какой ответ получился?

- Хорошо, но это пробная цифра, мы не можем сразу записать её в частном, потому что она может не подойти. Именно по это её назвали пробной.

- Что нам нужно сделать, чтобы проверить подходит ли 6?

- Хорошо, посчитайте на листочках, что у нас получится.

- После проверки что поняли?

- Хорошо.

- После работы с правилом, мы с вами можем определить и составить алгоритм действий при делении на двухзначное число.

- Давайте попробуем его произнести, что мы делаем первым?

- Хорошо, второе?

- Хорошо, третье?

- Как еще можно назвать?

- Хорошо, четвертое?


- Каким действием мы совершаем проверку?

- Хорошо, пятое?

- Молодцы!

- Раздаю карточки с алгоритмом.

1. Нахожу первое неполное делимое.

2.Определяю количество цифр в частном.

3.Определяю первую цифру частного.

4.Проверяю частное.

5.Пишу цифру в частное.








Открывают странице 57

Читают про себя


Деление трехзначных и двузначных чисел


Читают правило

Хорошо


Смотрят знаки






Ира читает обозначение знаков

Берут простой карандаш и работают с правилом







Хорошо

-Надо 492 разделить на 82. Разделю 492 не на 82, а на 80, чтобы легче было найти цифру частного.

Дети предлагают свои варианты ответа.

-«-»

Я думала, что что мы сразу будем делить на 82.

Для этого разделю 49 на 8, получу 6

Дети предлагают свои варианты ответа.

«?»

Нам не понятно, нам нужны объяснения чтобы понять, как это сделать.

Это пробная цифра, её нельзя сразу записать в частном – сначала надо проверить, подходит ли цифра 6.

«+»

Потому что для нас это информация новая.

Умножу 82 на 6, получится 492, значит цифра 6 подходит. Теперь её можно записать в частном.

«v»

Потому что мы это уже знаем



Для этого разделю 49 на 8, получу 6.



Оно будет равно 80.

Выполняют действие деления.



6.





Нам нужно 6 умножить на 82.


У нас получится492


Ч

Что число 6 подходит.





Первым делом, мы находим первое неполное делимое.

Мы определяем количество цифр в частном.

Мы определяем первую цифру частного.

Пробная цифра.

Мы проверяем, подходит ли нам данная цифра.

Умножением


Цифру ставим в частное, если она подошла.



Познавательные- проводили сравнение и осуществляли анализ объектов.

Регулятивные- планировать деятельность, оценивать результаты по выработанным критериям.

Личностные- способности к самооценке на основе критериев

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

-Ребята, у вас на партах лежат карточки.

-Сейчас мы с вами поиграем в небольшую игру, которая называется «верю не верю».

-Посмотрите, у вас на карточках представлены записи, но нам нужно узнать, правильные ли они.

«ВЕРЮ НЕ ВЕРЮ»

410:82=4

296:37=8

208:52=6

216:54=4









-А как нам это сделать?


-Молодцы.

-Сейчас мы с вами будем читать данные записи и определять, верим мы ей или не верим.

-А что обязательно нам нужно сделать?

-Будем работать в тетрадях.

-отступите 2 клетки вниз и 2 клетки влево.

-Молодцы.

-Итак, Алена, читай первую запись:

410:82=4(5)

-Верим или не верим?

-Давайте проверим.



-Какой ответ получился?

-Правильно записана запись?

-Молодцы.

-Теперь, Коля, прочитает вторую запись.

296:37=8

-Верим или не верим?

-Давайте проверим.



-Какой ответ получился?

-Значит запись записана правильно?

-Молодцы.

-Витя, прочитай следующую запись.

208:52=6(4)

-Верим или не верим?

-Давайте проверим.


-Какой ответ получился?

-Значит запись…?

-Молодцы.

-И, Петя, читай последнюю запись.

216:54=4

-Верим или не верим?

-Давайте проверим!


-Какой ответ получился?

-Что значит?

-Молодцы.

-Что мы сейчас делали?



-Вам понравилась такая игра?

-Хорошо.

Смотрят на карточки

Хорошо


Смотрят на записи










Чтобы проверить нам нужно будет выполнить деление трехзначного числа на двузначное в столбик

Хорошо



Обязательно нужно проверить «Доверяй, но проверяй»



410:82=4


Кто-то: верим. Кто-то: не верим

Разделю 40 на 8, получу число 5. Теперь умножу 82 на 5, получу 410. Значит 5 это частное.

Получился ответ 5

Нет, частное записано не верно


296:37=8


Кто-то: верим, кто-то не верим

Разделю число 24 на 3, получу число 8. Умножу 37 на 8, получу 296. Значит частное 8

8

Запись верная



208:52=6

Кто-то: верим Кто-то: не верим

Разделю число 20 на 5, получу 4. Умножу 52 на 4, получу 208. Значит частное 4

4

Запись неверная



216:54=4

Кто-то: верим Кто-то: не верим

Разделю 20 на 5, получу 4. Умножу 54 на 4, получу 216. Значит частное 4

4

Запись записана верно


Мы проверяли правильность записей решением в трехзначных чисел на двузначные

Да!


Коммуникативные- включаться в диалог, проявлять инициативу и активность.

Личностные- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

6. Самостоятельная работа

-Ребята, а сейчас вам нужно будет поработать самостоятельно.

-Я раздала вам карточки с заданием.



Самостоятельная работа

Вычисли:

405:81

249:83

159:53

440:44

477:53










-Прочитайте задание.

-Все ли вам понятно?

-Хорошо.

-Можете выполнять задание на карточках и пользоваться черновиком, который я вам также раздала.

-Готовность покажите посадкой.

-Все закончили?

-А сейчас обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. И проверьте работы друг друга.

-Давайте вместе проверим, что вы написали.

Самостоятельная работа

Вычисли:

405:81=5

249:83=3

159:53=3

440:44=10

477:53=9









-У всех также?

-Поднимите руку те, у кого есть ошибка?

-Что делать тем, кто допустил ошибку?

-Молодцы.

Хорошо

Смотрят на карточки с заданием







Читают задание

Да


Хорошо




Да

Выполняют взаимопроверку







Выполняют самопроверку





Да

Поднимают руку

Потренироваться выполнять деление трехзначных чисел на двузначное

Познавательные- проводить сравнение, осуществлять анализ объектов, делать выводы. Регулятивные- планировать деятельность, оценивать результаты по выработанным критериям. Личностные- способность к самоопределению, самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

7. Включение понятия в систему понятия(повторение)

-Ребята, сейчас будем выполнять с вами задание на соотнесение.

-Посмотрите на доску.

184:23 3

324:81 7

450:90 5

406:58 4

105:35 8

-Сейчас в тетрадях отступите 2 клетки вниз и 2 клетки влево. Вам нужно будет вычислить значение выражений и определить частное.

-К какому случаю отнесем частное 3?

-Почему?

-Молодцы. Коля соотнеси линией на доске.

-К какому случаю отнесем частное 7?

-Почему?

-Молодцы. Соня соотнеси линией на доске

-К какому случаю отнесем частное 5?

-Почему? Аня соотнеси линией на доске

-К какому случаю отнесем частное 4?

-Почему? Маша соотнеси линией на доске

-Куда отнесем частное 8?

-Почему? Оля соотнеси линией на доске

-Молодцы.

Хорошо

Смотрят на доску











105:35

Потому что при деление 105 на 35 ответ 3


406:58

Потому при делении 406 на 58 ответ 7


450:90

Потому что при делении 450 на 90 ответ 5

324:81

Потому что при делении 324 на 81 ответ 4

184:23

Потому что при делении 184 на 23 ответ 8


Познавательные- осуществлять поиск необходимой информации в учебнике.

Регулятивные- планировать деятельность, оценивать результаты работы по выработанным критериям.

Личностные- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

8. Рефлексивно-оценочные действия

-Какая была тема сегодняшнего урока?

-Что нового вы узнали на уроке?

-Всем все понятно?

-А сейчас оцените свое настроение с помощью кругов, которые лежат у вас на парте:

Зеленое-все понятно.

Желтое-есть недопонимания.

Красный-ничего не понятно.

-Спасибо за урок.


Коммуникативные- включаться в диалог, в коллективное обсуждение.

Личностные- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.