СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Деление окружности на равные части. Построение геометрического орнамента»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Совершенствовать навыки деления окружности на равные части.

Задачи урока:

- совершенствовать  навыки работы с измерительными и чертежными инструментами при построении окружности и делении её на равные части посредством актуализации имеющихся представлений и формирования новых.

Учить вычерчивать орнамента из геометрических фигур.

Просмотр содержимого документа
««Деление окружности на равные части. Построение геометрического орнамента»»


Предмет: Черчение

Класс: 8

Тема урока: «Деление окружности на равные части.

Построение геометрического орнамента»

Цель урока: Совершенствовать навыки деления окружности на равные части.

Задачи урока:

Образовательные:

- совершенствовать навыки работы с измерительными и чертежными инструментами при построении окружности и делении её на равные части посредством актуализации имеющихся представлений и формирования новых.

Учить вычерчивать орнамента из геометрических фигур.

Коррекционно – развивающие:

- развитие и коррекция пространственного мышления и его операциональной стороны (анализа, сравнения, классификации) в процессе практической деятельности при выполнении упражнений;

- развитие связной устной речи , пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса;

- корригировать зрительное восприятие, мелкую моторику пальцев рук;

- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки);

- поддержание адекватного эмоционального фона и создании ситуации успеха.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к учебе, предмету;

- воспитывать умение работать в парах, в команде;

- воспитывать самостоятельность;

- воспитывать аккуратность при работе с чертежными и измерительными инструментами.

- воспитывать чувство патриотизма и уважения к истории нашего народа.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование урока: компьютерная презентация с использованием интерактивной доски SMART, справочный материал, карточки со словарными словами и определениями, инструменты и принадлежности для выполнения чертежей: транспортир, циркуль, папки чертёжные, тетради, ручки, простые карандаши.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

 индивидуальная, фронтальная, групповая.

Словарная работа: квадрат, прямоугольник, треугольник,

Радиус, диаметр.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Цель: Создание комфортной ситуации для начала урока. Включение в деловой ритм.

Приветствие.

«Здравствуйте!»

Коррекционное упражнение: «Сделайте глубокий вдох, выдох, расправить плечи, выпрямить спину. Садитесь».

Проверьте всё ли у вас готово к уроку: тетрадь, дневник письменные и чертёжные принадлежности. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы разделим окружность на равные части и выполним построение геометрического орнамента в круге.

Слайд №2. Откройте тетради и запишите дату и тему урока: «Деление окружности на равные части. Построение геометрического орнамента»

  1. Актуализация знаний.

Цель: коррекция и развитие мыслительной деятельности.

Коррекция и развитие зрительных восприятий

Слайд №3.

 – Посмотрите на экран.

-Какие геометрические фигуры вы видите?

Ответ: круг, треугольники, прямоугольники, квадрат.

-Сколько прямоугольников (треугольников) вы видите?

Ответ: 4 прямоугольника и 4 треугольника.

-Дайте вспомним определение квадрата; прямоугольника; треугольника.

Ответ:треугольник – геометрическая фигура, в которой три угла и три стороны;

- квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны;

- прямоугольник – это четырёхугольник, у которого все углы прямые, а противоположные стороны равны.

III. Изучение нового материала.

Цель: Выполнить построение и деление окружности на 16 частей, построить в окружности геометрический орнамент.

Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления. Коррекция и развитие связной устной речи и письменной.


Вопрос. Посмотрите на экран. С какой фигурой мы ещё не работали?

Ответ. Мы ещё не работали с окружностью.

Окружность – единственная кривая, которая может «скользить сама по себе», вращаясь вокруг центра.

Вопрос.

- Дайте определение окружности.

Слайд №4.

Ответ. Окружность - замкнутая кривая линия, каждая точка которой расположена на одинаковом расстоянии от центра.

Что необходимо знать, чтобы построить окружность?

Ответ: Для построения окружности необходимо знать радиус или диаметр.

Слайд №5.

Запишите в тетрадь термины: треугольники, прямоугольник, квадрат, радиус, диаметр.

Слайд №6.

Самостоятельная работаКарточка.

Задание: Сопоставить части текста, соединить стрелками определение.

Отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой на окружности - это  …………..(радиус R)

  Прямая соединяющая две точки окружности и проходящая через её центр О, называется …………. (диаметром D)

 Части окружностей называются …………(дугами)

Инструмент для вычерчивания окружностей и дуг называется…(циркуль)

Поменяйтесь карточками проверьте и поставьте оценку.

Прочесть вслух правильный ответ. Собрать карточки.

Слайд №7.

 Большое количество предметов, окружающих нас, имеют форму круга. И при изготовлении многих деталей возникает необходимость деления окружности на 3, 4, 5, 6, … равных частей.

К таким деталям относятся различные колеса, гайки, гаечные ключи, диски, прокладки, плашки, фланцы и т.д.

А, сейчас мы отправляемся в путешествие.Иван приглашает нас в Париж.

Исторические сведения. Выступления учащихся.

Слайд №8.

Ученик 1. Иван. Деление окружности на равные части широко применяли в строительстве. Одним из примеров может служить величественный памятник готической архитектуры Собор Парижской Богоматери (130м длину, 108м - в ширину), который находится в Париже. Фасад Собора украшает удивительной красоты витраж 18 века. Этот витраж называется в архитектуре - “Роза”, он представляет собой круглое окно с радиально расходящимися линиями переплета. Диаметр “розы” Собора Парижской Богоматери - 12м 90см.

Возвращаемся в Россию.

Слайд №9.

Ученик 2. Даниил. В неповторимом архитектурном облике Санкт-Петербурга восторг и удивление вызывает «чугунное кружево» - садовые ограды, перила мостов и набережных, балконные решетки, фонари. Их узоры придают особое очарование городу. Особую воздушность придают окружности, сплетенные в орнамент.

Торжественность и устремленность ввысь – такой эффект в архитектуре зданий достигается использованием арок, представляющих дуги окружностей.

Слайд №10

Невозможно построить колесо обозрения, не умея делить окружность на равные части.

Вопрос. Где еще применяют деление окружности? Расскажет Кирилл.

Слайд №11.

Ученик 3. Кирилл В декоративно - прикладном искусстве дизайнеры, ювелиры с успехом применяли деление окружности, создавая прекрасные произведения. К ним, по праву, можно отнести монеты и ювелирные украшения, ордена, медали.

Слайд №12.

Самые распространенные примеры применения деления окружности на равные части является создание на их основе эмблем, логотипов и товарных знаков различных фирм.

Слайд №13.

Не меньшего внимания заслуживают изделия, созданные кузнецами, мастерами плетения из лозы и соломки, резчиками по бересте и многие, другие умельцы.

Слайд № 14. Физкультминутка.

Вы хорошо потрудились,

- Давайте немного отдохнём.

Руки ноги разомнём.

Быстро встали, улыбнулись.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели - вновь за дело.

Молодцы!

Практическая работа.

Цель: развитие пространственных представлений и ориентации на плоскости. 

- А теперь перейдем к практической работе.

Слайд № 15. Образец чертежа.

Слайд № 16.

Деление окружности на равные части.

Построение геометрического орнамента.

Алгоритм работы:

1. Определить центр окружности.

2. R60

3. ∟90º разделить (∟45º -транспортир, соединить линией точку и центр (пересечение линии и окружности нумеруем-1,2,3,4,5,6,7,8)

4 . R40

5 . R35 (дуги с 1,2,3,4,5,6,7,8)

6.Соединить пересечение дуг с центром окружности.

7. Построение ломаной линии.

Деление окружности на равные части (учитель выполняет построения на доске, а ученики на листах – заготовках, формат А4).

- Возьмите простой карандаш и линейку проведите 2 взаимно перпендикулярные прямые - осевые линии (определение центра окружности).

-Возьмите циркуль и линейку, иголку циркуля прикладываем к 0, а ножку отодвинем на 60 (6 см).

- А теперь переносим циркуль на формат, закрепляем острый конец циркуля в центре и чертим окружность R60.

Ученики: Коломейченко К. и Аладьин А. работают самостоятельно по алгоритму.

- Деление прямого угла выполним транспортиром.

-провести линии, соединить построенную точку и центр, пересечение линии и окружности нумеруем-1,2,3,4,5,6,7,8.

-Возьмите циркуль и линейку, иголку циркуля прикладываем к 0, а ножку отодвинем на 40 (4 см).

-Перенесите циркуль на формат, закрепите острый конец циркуля в центре, начертите окружность R40.

- Вычерчиваем дуги R35 с точек 1,2,3,4,5,6,7,8.

- Соедините пересечение дуг с центром окружности

- Построение ломаной линии. Начинаете построение с точки 1.

  1. Итог урока.

Цель: Обобщение деятельности учащихся, оценка выполненного задания, работы на уроке.

- Сегодня на уроке мы разделили окружность на 16 частей и выполнили построение геометрического орнамента.

Анализ работы класса на уроке.

Антон и Кирилл подготовили сообщения на этапе подготовки к уроку. За проделанную работу вы получаете следующие оценки.....

За работу на уроке …….

Задача этого урока выполнена.

Организованное окончание урока.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!