Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
Методист: Липатникова И.Г.
Учитель: Смагина Н.А.
Перспективная цель: сформировать умениеиспользовать знания у учащихся о делении с остатком в процессе решения математических задач.
Актуальная цель: сформировать представление к использованию знаний у учащихся о делении с остатком в процессе решения математических задач.
Обучающая – моделировать ситуации, раскрывающие смысл понятия деления с остатком в процессе решения математический задач.
Развивающая – развивать речь, развивать умение осуществлять поиск информации и применять ее в конкретной ситуации.
Воспитательная – воспитывать интерес к предмету, ответственность.
Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): уметь выполнять деление с остатком в строчку и в столбик, понимать принцип деления с остатком.
Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; осуществлять решение примеров; проявлять инициативу и активность, интегрироваться в группу (пару) сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; признавать свои ошибки.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; проводить сравнения и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать простейшие модели; определять закономерность и продолжать ее, кодировать и раскодировать информацию.
Регулятивные: по названию темы сформулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять ее на протяжении всего урока; планировать деятельность, оценивать результаты работы по выработанным критериям.
Личностные (соответствуют поставленным задачам): способности к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.
Оборудование: учебник, доска, рабочая тетрадь, раздаточные материалы.
Принципы: принцип деятельности, принцип комфортности, принцип целостного представления о мире.
Методы, приемы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковой, исследовательский.
Литература: ФГОС от 31.05.21 г. №286. Математика. 3 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. «Школа России» М.И. Моро, С.В. Волкова, С.В. Степанова 3 класс, 2 часть.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Александровна, сегодня я у вас проведу урок математики. -Проверьте, все ли у вас есть на парте, чтобы начать работу на уроке – это тетрадь, учебник, пенал? Если все готово, поставьте ручку на локоток. -Ребята, что вы изучали на прошлом уроке математики? - Ребята, давайте вспомним компоненты деления. - Как найти неизвестное делимое? - Как найти неизвестный делитель? - Что вы знаете о делении с остатком? - Все верно, знания этого материала вам помогут сегодня на уроке. | -Здравствуйте (проверяют готовность к уроку), мы готовы! (садятся на места) (Ставят руку на локоток.) - Деление с остатком. - Делимое, делитель, частное. - Надо частное умножить на делитель. - Надо делимое разделить на частное. - Мы находим самое близкое число к делимому, которое делится без остатка на делитель. Остаток всегда меньше делителя. Если остаток равен делителю или больше делителя, то деление выполнено неверно. |
Актуализация знаний учащихся и пробного учебного действия | -Откройте ваши тетради. Отступите 4 клеточки вниз, в пятой запишите дату и классная работа. На доске записаны выражения, вам нужно будет записать их в тетрадь и выполнить деление. Выполните решение самостоятельно. -Давайте проверим, как вы выполнили решение выражений. (Вызываю 4 чел к доске, прошу написать каждого ответ к одному из 4 выражений). 1)50:7= 7 (ост.1) 2)39:6= 6 (ост.3) 3)58:7= 8 (ост.2) 4)29:7= 4 (ост.1) -Ребята, посмотрите, все согласны с ответами ребят? (если есть ошибки, то разбираем их) -Что нужно знать, чтобы правильно выполнить деление? -Таблицу умножения на какое число мы повторили, решая эти выражения? | (4 ученика выходят к доске) -Да/нет. -Таблицу умножения. -На 7. |
Локализация индивидуальных затруднений и действие целеполагания | -В чем вы испытываете трудности при делении? Над чем стоит еще поработать? -Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? -Правильно. | (говорят о сложностях) - Отработаем навык деления с остатком и применим наши знания при решении задач. |
4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений и реализации | -Откройте учебник на стр.31. Выполним №2. Прочитай задание … . -Что нам дано в задании? -Что нужно найти? -С помощью какого действия будем находить ответ на вопрос? -Выходи к доске… . Записывай решение, остальные отступите в раб. тетради клеточку вниз, запишите №2 и решаете в тетради. -Как найти, сколько ручек купим на 10 руб? -Записывай, считай. -Как найти, сколько ручек купим на 5 руб? -Записывай, считай. -Как найти, сколько ручек купим на 1 руб? -Записывай, считай. -Молодцы. Теперь выполним №3. -Читай задание… Выходи к доске. -Остальные записывают №3 в тетрадь и записывают решение. -Выполним №5. Запишите №5 в тетради. Выполнять будем у доски по цепочке. | (ученик читает задание). -Что ручка одна стоит 3 руб. -Сколько таких ручек можно купить на 10р, на 5 и на 1р. -С помощью деления. -10 разделим на 3. -Пусть надо 10 разделить на 3. 10 на 9 без остатка не делится. Находим самое большое число, которое меньше, чем 10 и ближе к нему, и делится на 3 без остатка, это 9. 9 разделим на 3, получится 3. Значит, 10 разделить на 3, получится 3 и в остатке 1. -На 10 руб. можно купить 3 ручки по 3 руб. -5 разделим на 3. -Пусть надо 5 разделить на 3. 5 на 3 без остатка не делится. Находим самое большое число, которое меньше, чем 5 и ближе к нему, и делится на 3 без остатка, это 3. 3 разделим на 3, получится 1. Значит, 5 разделить на 3, получится 1 и в остатке 2. -На 5 руб. можно купить одну ручку. -Мы не купим ни одной ручки на 1 руб, тк 1 (ученик читает задание) -36: 9=4 35:7=5 36:6=6 72:9*12 -72:9 =8-спомнили таблицу умножения на 9 подписываем сверху, 8*12=96. И так далее по алгоритму. |
Физкультминутка | -А сейчас давайте с вами немного отдохнем и продолжим нашу с вами работу. -Наши ручки Руки кверху поднимаем, А потом их отпускаем. А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей. | Выполняют действия. |
Обобщение затруднений во внешней речи | -Выполним №6. Запишите №6 в тетради. Выполнять будем у доски. Остальные записывает в тетради. -Что нам нужно сделать в задании? - Кто пойдет к доске? -Молодец. Присаживайся на место. -Выполним №7. Запишите №7 в тетради. Выполнять будем у доски. Остальные записывает в тетради. -Что нужно сделать в задании? -К доске выходит… | -Подставить значение m в выражение и найти значение выражения. (желающий выходит) Подставляет значение m: 88:4=22 88:8=11 88:2=44 88:1=88 -Решить уравнение и сделать проверку. (выходит ученик, решает уравнение) Х:23=4 Чтобы найти х, мы переносим известные компоненты в правую часть, неизвестные в левую. Получаем запись: х=4*23, тк у нас неизвестно делимое, чтобы его найти, нужно частное умножить на известный делитель. Получаем: х=92 Проводим черту, пишем слово проверка: 92:23=4 4=4 Уравнение решено верно. (и так далее по алгоритму). |
Самостоятельная работа | -Выполним самостоятельную работу. Я вам раздам карточки, где указаны делимые и делители, вам нужно найти частное и остаток. На работу у вас 5 мин, после проверим. Делимое | Делитель | Частное | Остаток | 42 | 5 | | | 15 | 4 | | | 23 | 2 | | | 9 | 3 | | | 55 | 6 | | | 87 | 9 | | | 18 | 4 | | | 65 | 9 | | | 48 | 10 | | | 41 | 7 | | | | (выполняют самостоятельную работу) (после проверяют по эталону) |
Итог урока. Рефлексивно оценочные действия | -Итак, ребята, скоро прозвенит звонок и урок закончится. Давайте вспомним, тему нашего урока. -Какая была цель урока? -Что нужно знать, чтобы выполнять деление правильно? -Что мы повторили сегодня на уроке? | -Деление с остатком. -Закрепить знания о делении с остатком. -Знать таблицу умножения. -Компоненты деления, алгоритм деления с остатком, таблицу умножения. |
8. Инструктаж по выполнению домашнего задания | -Откройте ваши дневники, запишите домашнее задание. Стр.31, №4. Посмотрите, что вам нужно будет сделать дома? -Что дано в условии? -Какой вопрос в задаче? -Сколько действий в решении задачи? -Что будете находит в первом действии? -Что во втором действии? -И в третьем действии? -У кого – то есть вопросы по дз? -Хорошо. Урок окончен. До свидания! | -Решить задачу. -Сколько досок привезли, сколько досок осталось, когда несколько взяли на ремонт сарая. -В задаче два вопроса. Первый – нужно найти, во сколько раз больше осталось досок, чем израсходовали, второй – на сколько меньше досок израсходовали, чем осталось. -Три действия. -Сколько досок взяли на ремонт сарая. -Ответ на первый вопрос, будем делить, тк в вопросе спрашивают «во сколько раз меньше». -Ответ на второй вопрос, будем вычитать, тк в вопросе спрашивают «на сколько меньше». -Нет. |