Конспект рабочего урока по математике (Слайд 1)
Тема: Деление трёхзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль (№ 70 - 75)
Оборудование: карточки, опорные схемы, таблицы, электронная презен-тация, компьютер, экран.
Цели урока:
1. Познакомить детей с делением многозначных чисел на однозначное, когда в частном появляются нули (в любом из разрядов). 2. Учить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
1. Устный счёт. «Блиц - турнир». (Слайд 2)
Работа по группам. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/24/s_5c97e07c6c72a/1121248_1.png)
Математическая разминка. (Слайд 3)
Встретились в чистом поле три богатыря, защищая землю русскую. Каждый из них до встречи совершил по 8 подвигов. Сколько всего подвигов совершили богатыри до встречи в чистом поле?
Девочка решила 17 задач, а её подружка – на 2 задачи меньше. Сколько всего задач решили обе подружки?
Хозяин на зиму заготовил несколько килограммов картофеля. В первый месяц съели 35 кг, во второй-37кг. Сколько картофеля заготовили, если на третий месяц осталось 28кг?
а) За 4 батона заплатили а руб. Сколько денег надо заплатить за
6 батонов?
б) За 4 батона заплатили а руб. Сколько батонов можно купить
на с руб.?
в) У Маши было в руб. Она купила 5 булочек по а руб. Сколько
денег у нее осталось?
г) Игорь купил 2 мороженых по х руб. и 3 пирожных по у руб.
Сколько денег он заплатил за покупку?
д) У Пети было а руб. Мама дала ему еще в руб. Во сколько раз больше у него стало денег, чем было?
е) В магазин привезли т кг картофеля по 20 кг в мешке и п кг моркови по 30 кг в мешке. Сколько мешков овощей привезли?
2. Задача на смекалку.
Сумма двух чисел в 5 раз больше первого слагаемого. Во сколько раз второе слагаемое больше первого? (В 5раз)
3. Логическая задача.
В каждой предложенной строке, состоящей из последовательности чисел, найдите закономерность и достройте ряд до конца (Можно по вариантам)
Расшифруй запись - узнай тему урока. (Слайд 4)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/24/s_5c97e07c6c72a/1121248_2.jpeg)
Молодцы, только хочу уточнить, что мы сегодня будем рассматривать особенные случаи, когда в частном появляются нули в разряде десятков или единиц. А причину нам предстоит выяснить.
3. Работа над новой темой (Слайд 5)
1. Предлагаю вам самостоятельно выполнить деление:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/24/s_5c97e07c6c72a/1121248_3.jpeg)
Первое неполное делимое — 3 сотни, значит, в частном будет три цифры - ставлю три точки. Делю сотни: сотен 3, разделю их на 3, в частном будет 1 сотня. Умножу 3 на 1. (разделили 3 сотни), вычту 3 — 3 = 0. Делю десятки: десятков 2-1
разделить на 3. Это значит 2:3 = 0
(ост.2) т. к. 0 при делении на любое число даёт 0.
Ученик продолжает объяснение (возможно, предположение 2:3 = = 0 (ост.2) он скажет сам, предварительно надо на устном счёте предложить примеры такого типа).
В частном пишу 0 десятков, умножаю 0-3 = 0, вычитаю 2 — 0 = 2, остаток меньше делителя. Делю единицы: 24 единицы разделить на 3, в частном пишу 8, умножу 8 на 3= 24, вычту 24 — 24 = 0.
Ответ: 108.
Пример 806: 2 объясняет ученик. (Можно предложить объясни коротко).
№ 70 выполняется с записью на доске и с подробным объяснением.
4. Работа над задачей
1. Работа над задачей (№ 72). (Слайд 6)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/24/s_5c97e07c6c72a/1121248_4.png)
- Что надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи ?
а) Чтение задачи.
б) Разбор задачи, краткая запись.
Что обозначает каждое число?
Как понимаете выражение – 10 дней по 8 банок?
Можно сразу ответить на главный вопрос задачи? (Нет.)
Что для этого надо знать?
5. Физкультминутка
6. Работа над пройденным материалом (Слайд 7)
Самостоятельная работа с самопроверкой. № 75(1, 2). (Ответы прикреплены на доске на обыкновенном листе, каждый ученик проверяет себя сам)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/24/s_5c97e07c6c72a/1121248_5.png)
7. Работа по тетради на печатной основе
Решение уравнений. Стр. 11, №30. (Взаимопроверка)
-Чему учились на уроке?
8. Дом. задание №73, 74