Урок №33
Тема: деление в столбик
Цели: закреплять знания, умения и навыки учащихся делить многозначные числа на многозначные; учить применять изученное при выполнении заданий; формировать навык самоконтроля; развивать зрительное и слуховое восприятия, вычислительные навыки; воспитывать положительную мотивацию учения, устойчивое внимание трудолюбие.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания (устно с места)
Актуализация опорных знаний учащихся
Ответить на вопросы:
Как называются члены деления?
Что значит разделить нацело a на b?
На какие числа делятся натуральные числа без остатка?
На что делить нельзя?
Какими свойствами обладает частное?
Постановка темы урока, цели и задач
Изучение нового материала
Вы помните, с чего всегда необходимо начинать деление? Надо выделить первое неполное делимое. После этого определяем количество цифр в частном и ставим точки на месте частного. Так как восемь меньше девяти, в качестве первого неполного делимого берём две цифры. Это число восемьдесят один. Ставим точку. В делимом есть ещё две цифры, значит, на месте частного ставим ещё две точки.
Восемьдесят один делим на девять, получается девять. Это первая цифра частного. Умножаем девять на девять для того, чтобы узнать, сколько именно мы разделили. Это восемьдесят один. Вычитаем, чтобы узнать остаток. Он равен нулю, который, если деление не окончено, мы не пишем. И, конечно, остаток нуль меньше делителя.
Выделяем второе неполное делимое. Для этого переносим вниз следующую за первым неполным делимым цифру. Второе неполно делимое – пять. Делим его на девять. Так как делимое меньше делителя, то в частном получается нуль. Умножаем нуль на девять. Нуль. Вычитаем. Остаток пять. Сравниваем остаток с делителем. Он меньше делителя.
Выделяем третье неполное делимое. Это пять, что получилось в остатке, и справа от пятёрки дописываем следующую цифру из делимого. Третье неполное делимое – пятьдесят четыре. Делим его на девять, получается шесть. Умножаем. Шестью девять – пятьдесят четыре. Вычитаем. Остаток нуль. Деление закончено.
Вы обратили внимание на то, что в приёме письменного деления по нескольку раз повторяются одни и те же фразы?
Сначала выделяется неполное делимое. Затем его делят на делитель. Полученную цифру умножают на делитель. Полученное произведение вычитают из неполного делимого. Остаток сравнивают с делителем. И вновь: выделяем неполное делимое, делим его на делитель, полученную цифру умножаем на делитель, полученное произведение вычитаем из неполного делимого, остаток сравниваем с делителем. И так до тех пор, пока не закончится деление.
Вот у нас и получился алгоритм письменного деления многозначных чисел.
Ну а теперь я предлагаю вам посмотреть, как можно запись этого же примера выполнить немного короче.
Начинаю действовать по алгоритму. Выделяю первое неполное делимое, определяю количество цифр в значении частного, делю первое неполное делимое, умножаю полученную цифру, вычитаю полученное произведение. Остаток нуль не пишем, но знаем, что он меньше делителя. Следующее неполное делимое – пять. Так как оно меньше делителя, мы знаем, что, разделив его на девять, получим нуль. Вот теперь ВНИМАНИЕ!!! Мы не будем письменно выполнять деление пяти на девять. Сделаем это устно. Только не забудем записать нуль в частное. А после этого сразу возле пятёрки пишем следующую цифру делимого – четыре. Пятьдесят четыре делим на девять – получается шесть. Умножаем шесть на девять. Вычитаем. Остаток нуль. .
А теперь сравните записи решения одного и того же примера. Как видите, вторая запись немного короче первой, хотя оба примера имеют одинаковый ответ.
Правда, выполняя укороченную запись, очень легко допустить ошибку. Иногда дети перед тем как перенести вниз вторую цифру неполного делимого, забывают поставить в частное нуль.
Чтобы этого не допустить, запомните ребята: если неполное делимое меньше делителя, к нему можно дописать следующую цифру из делимого. Но перед этим в частном обязательно написать нуль!
Вот сейчас попробуйте решить следующий пример, пользуясь укороченной записью.
А теперь проверьте ваше решение. Никто из вас не забыл перед тем, как перенести вниз цифру восемь, написать нуль в частное?
Не забудьте, Если для выделения неполного делимого вниз переносятся две цифры, необходимо в частное написать нуль.
А сейчас я покажу вам ещё один вид примеров, запись которых тоже можно выполнить короче. Это примеры, в которых делимое оканчивается нулями.
Вот, например, разделим двести сорок семь тысяч на пять.
Первое неполное делимое – двадцать четыре. В частном будет пять цифр. Делим двадцать четыре на пять – пишем в частное четыре. Четырежды пять – двадцать. Остаток – четыре. Четыре меньше пяти. Второе неполное делимое – сорок семь. Делим на пять – девять. Умножаем. Сорок пять. Вычитаем. Остаток два. Он меньше делителя. Третье неполное делимое – двадцать. Делим его на пять – четыре. Умножаем. Вычитаем. Остаток нуль. Дальше в делимом стоят два нуля, каждый из которых должен быть неполным делимым. Но когда мы их будем делить, в частном тоже будут нули. Поэтому не будем терять время, а просто перенесём эти два нуля из делимого в частное. Вот так мы сможем сэкономить время и укоротить нашу запись. Но это можно делать только в том случае, если нули стоят в конце делимого. И из делимого в частное переносятся не все нули, а только те, которые должны быть самостоятельными неполными делимыми.
Ну вот, пожалуй, и всё, о чём я сегодня хотела вам рассказать. Но перед тем как попрощаться, я хочу вам напомнить алгоритм приёма письменного деления.
И ещё. Если вы выполняете укороченную запись письменного деления, не забудьте: Переносить из делимого вниз можно только одну цифру. Если же вам нужно перенести и записать рядом вторую цифру, перед этим поставьте в частное нуль.
Ну, а если вы всё-таки забыли это сделать, ещё одна точка в частном, на которой не написали цифру, подскажет вам, что вы допустили ошибку. Так что не забывайте определять количество цифр в частном.
Физкультминутка
Один из учащихся класса проводит физкультминутку
Первичное формирование знаний, умений и навыков
Вычислить (варианты на усмотрение учителя):
9520 : 8 = 1190
21000 : 210 =100
5500 : 11 =500
22000 : 20 =1100
6860 : 7 =980
78400 : 56 = 1400
228000 : 38 =6000
905000 : 50 =18100
844000 : 20 =42200
18000 : 450 =40
2610 : 9 = 290
29600 : 740 =40
2400 : 48 =50
80000 : 80 =1000
66300 : 30 =2210
50400 : 63 = 800
94500 : 35 =2700
264000 : 300 =880
84600 : 600 =141
68000 : 680 =100
8720 : 4 = 2180
32000 : 400 =80
51700 : 47 =1100
102000 : 600 =170
10000 : 200 =50
98800 : 260 = 380
9880 : 26 =380
282000 : 60 =4700
692000 : 40 =17300
426000 : 71 =6000
76300 : 700 = 109
81600 : 510 =160
8400 : 70 =120
60900 : 70 =870
136000 : 80 =1700
777000 : 37 = 21000
71500 : 650 =110
84800 : 800 =106
450000 : 900 =500
72000 : 200 =360
83200 : 400 = 208
6120 : 9 =680
41800 : 380 =110
68400 : 6 =11400
252000 : 900 =280
69000 : 50 = 1380
660000 : 550 =1200
48000 : 96 =500
43400 : 700 =62
108000 : 300 =360
671000 : 61 = 11000
8520 : 2 =4260
89000 : 89 =1000
79200 : 880 =90
312000 : 80 =3900
390000 : 300 =1300
7700 : 77 =100
188000 : 940 =200
405000 : 500 =810
436000 : 400 =1090
600000 : 24 = 25000
7400 : 200 =37
884000 : 17 =52000
498000 : 30 =16600
74200 : 200 =371
7200 : 72 = 100
940 : 94 =10
83200 : 800 =104
3200 : 8 =400
66300 : 17 =3900
5820 : 6 = 970
630000 : 900 =700
910000 : 70 =13000
98000 : 50 =1960
1280 : 8 =160
83000 : 830 = 100
15000 : 75 =200
540000 : 900 =600
310000 : 500 =620
120000 : 10 =12000
80000 : 80 =1000
52800 : 44 =1200
7150 : 55 =130
636000 : 40 =15900
2790 : 9 =310
297000 : 270 =1100
969000 : 300 =3230
67000 : 67 =1000
86000 : 40 = 2150
894000 : 30 =29800
332000 : 20 =16600
583000 : 530 =1100
882000 : 980 =900
148000 : 20 =7400
9325 : 25 =373
7790 : 41 =190
350000 : 250 =1400
12600 : 60 =210
48000 : 600 =80
2100 : 70 =30
432000 : 540 =800
90300 : 300 =301
26500 : 500 =53
390 : 39 =10
52600 : 200 =263
64400 : 23 =2800
19200 : 960 =20
78000 : 200 =390
552000 : 200 =2760
65000 : 95 =67000
61000 : 610 =100
3180 : 6 =530
696000 : 400 =1740
7100 : 71 =100
738000 : 60 =12300
98000 : 70 =1400
385000 : 11 =35000
1120 : 7 =160
89100 : 90 =990
36400 : 91 =400
4000 : 200 =20
8900 : 89 =100
98000 : 50 =1960
6650 : 95 =70
1500 : 2 =750
546000 : 91 =6000
55300 : 7 =7900
10000 : 20 =500
328000 : 40 =8200
192000 : 960 = 200
33000 : 110 =300
540000 : 600 =900
952000 : 400 =2380
39600 : 44 =900
860 : 2 =430
18000 : 150 =120
18200 : 26 =700
4500 : 5 =900
6060 : 2 =3030
408000 : 51 =8000
53700 : 30 =1790
54900 : 900 =61
666000 : 370 =1800
71200 : 400 =178
4950 : 55 =90
48800 : 61 =800
203000 : 70 =2900
450 : 9 =50
170000 : 17 =10000
81900 : 90 =910
Подведение итогов урока
Сообщение домашнего задания
Вычислить: