СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловая беседа.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит подробный материал об этапах подготовки и ведения деловой беседы.  

Просмотр содержимого документа
«Деловая беседа.»

Д ЕЛОВАЯ БЕСЕДА . По учебнику «Психология» В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов

Д ЕЛОВАЯ БЕСЕДА .

По учебнику «Психология»

В. П. Ступницкий,

О. И. Щербакова,

В. Е. Степанов

Деловая беседа направлена на реализацию функций:

Деловая беседа направлена на реализацию функций:

    Структура деловой беседы: 1. Подготовка к деловой беседе. 2. Установление места и времени встречи. 3. Начало беседы: вступление в контакт. 4. Постановка проблемы и передача информации. 5. Аргументирование. 6. Опровержение доводов собеседника. 7. Анализ альтернатив, поиск оптимального или компромиссного варианта либо конфронтация участников. 8. Принятие решения. 9. Фиксация договоренности. 10. Выход из контакта. 11. Анализ результатов беседы, своей тактики общения. Рассмотрим кратко каждый из этапов.

    Структура деловой беседы:

    1. Подготовка к деловой беседе.

    2. Установление места и времени встречи.

    3. Начало беседы: вступление в контакт.

    4. Постановка проблемы и передача информации.

    5. Аргументирование.

    6. Опровержение доводов собеседника.

    7. Анализ альтернатив, поиск оптимального или компромиссного варианта либо конфронтация участников.

    8. Принятие решения.

    9. Фиксация договоренности.

    10. Выход из контакта.

    11. Анализ результатов беседы, своей тактики общения. Рассмотрим кратко каждый из этапов.

    Подготовка к деловой  беседе Особенно важна для решения спорных и деликатных вопросов (разрешение конфликта, торговые переговоры, экономические или политические соглашения, сделки и т. п.). Включает:  составление плана беседы на основе установления основных задач беседы:  поиск подходящих путей для решения этих задач; анализ внешних и внутренних возможностей осуществления плана бесед; прогноз возможного исхода беседы;  сбор необходимой информации о будущем собеседнике;  отбор наиболее веских моментов для защиты своей позиции; выбор наиболее подходящей стратегии и тактики общения, а также давление, манипуляцию, просьбы помощи, сотрудничество.

    Подготовка к деловой беседе

    • Особенно важна для решения спорных и деликатных вопросов (разрешение конфликта, торговые переговоры, экономические или политические соглашения, сделки и т. п.). Включает:
    • составление плана беседы на основе установления основных задач беседы:
    • поиск подходящих путей для решения этих задач;
    • анализ внешних и внутренних возможностей осуществления плана бесед;
    • прогноз возможного исхода беседы;
    • сбор необходимой информации о будущем собеседнике;
    • отбор наиболее веских моментов для защиты своей позиции;
    • выбор наиболее подходящей стратегии и тактики общения, а также давление, манипуляцию, просьбы помощи, сотрудничество.
    Установление места и времени встречи для деловой беседы Осуществляться по-разному в зависимости от установок — позиций участников. 1. Позиция «сверху» реализуется примерно так: «Я жду вас в 16 часов у себя в кабинете», но на «чужой территории» осуществление такой позиции затруднено. 2. Позиция «снизу» осуществляется как просьба: «Мне желательно с вами посоветоваться, когда и куда мне подъехать?». 3. Позиция «на равных» звучит примерно так: «Нам бы надо поговорить. Давайте согласуем место и время нашей встречи».

    Установление места и времени встречи для деловой беседы

    Осуществляться по-разному в зависимости от установок — позиций участников.

    1. Позиция «сверху» реализуется примерно так: «Я жду вас в 16 часов у себя в кабинете», но на «чужой территории» осуществление такой позиции затруднено.

    2. Позиция «снизу» осуществляется как просьба: «Мне желательно с вами посоветоваться, когда и куда мне подъехать?».

    3. Позиция «на равных» звучит примерно так: «Нам бы надо поговорить. Давайте согласуем место и время нашей встречи».

    Начало беседы или вступление в контакт Зависит от того, какой тип контакта Вы выбрали: «сверху», «снизу» или «наравне».  Какой тон беседе Вы задаёте дружелюбный, нейтральный, агрессивный - устанавливается еще до первых слов, в зависимости от того, как вошел человек, какова его поза, взгляд, интонация первых фраз, взаимное расположение в пространстве. Соответственно, «встреча гостя» может осуществляться по-разному: от подхода к человеку до легкого подъема подбородка, кивка или полного игнорирования вошедшего, углубившись в свои бумаги. И приветствие может проявляться как улыбка, кивок, рукопожатие, усаживание либо подчеркнуто недовольный вид. Все эти невербальные нюансы вступления в контакт во многом прогнозируют дальнейшее взаимодействие собеседников.

    Начало беседы или вступление в контакт

    Зависит от того, какой тип контакта Вы выбрали: «сверху», «снизу» или «наравне».

    Какой тон беседе Вы задаёте дружелюбный, нейтральный, агрессивный - устанавливается еще до первых слов, в зависимости от того, как вошел человек, какова его поза, взгляд, интонация первых фраз, взаимное расположение в пространстве.

    Соответственно, «встреча гостя» может осуществляться по-разному: от подхода к человеку до легкого подъема подбородка, кивка или полного игнорирования вошедшего, углубившись в свои бумаги. И приветствие может проявляться как улыбка, кивок, рукопожатие, усаживание либо подчеркнуто недовольный вид.

    Все эти невербальные нюансы вступления в контакт во многом прогнозируют дальнейшее взаимодействие собеседников.

    1) неуверенность, обилие извинений («Извините, если я вам помешал...», «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать...»); 2) неуважение, пренебрежение к партнеру («Давайте с вами быстренько рассмотрим...», «Я проходил случайно и заскочил к вам...»); 3) фразы «нападения» («Что за безобразие творится?»), которые вынуждают собеседника занять оборонительную или агрессивную позицию (т. е. сразу создается барьер между собеседниками). Несколько первых фраз часто оказывает решающее воздействие на желание или нежелание собеседника продолжать разговор и слушать партнера по общению.
    • 1) неуверенность, обилие извинений («Извините, если я вам помешал...», «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать...»);
    • 2) неуважение, пренебрежение к партнеру («Давайте с вами быстренько рассмотрим...», «Я проходил случайно и заскочил к вам...»);
    • 3) фразы «нападения» («Что за безобразие творится?»), которые вынуждают собеседника занять оборонительную или агрессивную позицию (т. е. сразу создается барьер между собеседниками). Несколько первых фраз часто оказывает решающее воздействие на желание или нежелание собеседника продолжать разговор и слушать партнера по общению.
    четыре основных приема 1.метод снятия напряжения, цель которого — установить тесный контакт, включает несколько приятных фраз личного характера, может использоваться легкая шутка; 2. метод зацепки — это может быть необычный вопрос, сравнения, личные впечатления, анекдотический случай, краткое изложение проблемы; 3. метод стимулирования воображения — постановка ряда вопросов, которые должны быть рассмотрены в беседе, цель — пробудить интерес к беседе; 4. метод прямого подхода (непосредственный переход к делу, без вступления), но он подходит для кратковременных, не очень важных деловых контактов.

    четыре основных приема

    1.метод снятия напряжения, цель которого — установить тесный контакт, включает несколько приятных фраз личного характера, может использоваться легкая шутка;

    2. метод зацепки — это может быть необычный вопрос, сравнения, личные впечатления, анекдотический случай, краткое изложение проблемы;

    3. метод стимулирования воображения — постановка ряда вопросов, которые должны быть рассмотрены в беседе, цель — пробудить интерес к беседе;

    4. метод прямого подхода (непосредственный переход к делу, без вступления), но он подходит для кратковременных, не очень важных деловых контактов.

    Люди, владеющие развитыми коммуникативными умениями, с первой минуты встречи начинают «присоединение» к собеседнику — к ритму его дыхания, темпу, громкости речи, к репрезентативной системе собеседника через использование слов соответствующей (визуальной, аудиальной либо кинестетической) системы.
    • Люди, владеющие развитыми коммуникативными умениями, с первой минуты встречи начинают «присоединение» к собеседнику — к ритму его дыхания, темпу, громкости речи, к репрезентативной системе собеседника через использование слов соответствующей (визуальной, аудиальной либо кинестетической) системы.
    Постановка проблемы и передача информации

    Постановка проблемы и передача информации

      По проблемам передачи информации собеседнику в ходе беседы можно сделать следующие рекомендации:  Использовать «язык» собеседника;  Начинать фазу передачи информации с «Вы-подхода»;  Привести способ передачи информации в соответствие с мотивами и уровнем информированности  собеседника;  Стремиться перейти от монолога к  диалогу; Наблюдать за реакциями собеседника

      По проблемам передачи информации собеседнику в ходе беседы можно сделать следующие рекомендации:

      • Использовать «язык» собеседника;
      • Начинать фазу передачи информации с «Вы-подхода»;
      • Привести способ передачи информации в соответствие с мотивами и уровнем информированности собеседника;
      • Стремиться перейти от монолога к диалогу;
      • Наблюдать за реакциями собеседника
      Фаза аргументации  важно: 1. Оперировать ясными, точными и убедительными понятиями, так как убедительность можно легко «потопить» в море слов и аргументов, особенно если они неясны и неточны. Аргументы должны быть достоверными для собеседника. 2. Способ и темп аргументации должны соответствовать особенностям темперамента собеседника: лишь холерики и сангвиники способны воспринять высокий темп и объем аргументов, но и для них доводы и доказательства, разъясненные по отдельности, намного эффективнее достигают цели, чем если их преподнести все вместе и сразу (для меланхоликов и флегматиков этот постепенный подход вовсе необходим). Не забывайте, что «излишняя убедительность» вызывает отпор со стороны собеседника, особенно если у него «агрессивная натура» (эффект бумеранга). 3. Избегать простого перечисления фактов, а вместо этого излагать преимущества или последствия, вытекающие из этих фактов, интересующих вашего собеседника.

      Фаза аргументации

      важно:

      1. Оперировать ясными, точными и убедительными понятиями, так как убедительность можно легко «потопить» в море слов и аргументов, особенно если они неясны и неточны. Аргументы должны быть достоверными для собеседника.

      2. Способ и темп аргументации должны соответствовать особенностям темперамента собеседника: лишь холерики и сангвиники способны воспринять высокий темп и объем аргументов, но и для них доводы и доказательства, разъясненные по отдельности, намного эффективнее достигают цели, чем если их преподнести все вместе и сразу (для меланхоликов и флегматиков этот постепенный подход вовсе необходим). Не забывайте, что «излишняя убедительность» вызывает отпор со стороны собеседника, особенно если у него «агрессивная натура» (эффект бумеранга).

      3. Избегать простого перечисления фактов, а вместо этого излагать преимущества или последствия, вытекающие из этих фактов, интересующих вашего собеседника.

      Фаза нейтрализации   Если на ваши доводы последовали возражения оппонентов, то : а) выслушивайте сразу несколько возражений; собеседник раздражается, если его перебивают, да еще на самом главном; б) не спешите с ответом, пока не поймете суть возражения; в) выясните, действительно ли возражения вызваны разными точками зрения или, может быть, вы неточно сформулировали суть вопроса; г) вопросы задавайте так, чтобы собеседник оказался перед необходимостью выбора между двумя вариантами ответа

      Фаза нейтрализации

      Если на ваши доводы последовали возражения оппонентов, то :

      а) выслушивайте сразу несколько возражений; собеседник раздражается, если его перебивают, да еще на самом главном;

      б) не спешите с ответом, пока не поймете суть возражения;

      в) выясните, действительно ли возражения вызваны разными точками зрения или, может быть, вы неточно сформулировали суть вопроса;

      г) вопросы задавайте так, чтобы собеседник оказался перед необходимостью выбора между двумя вариантами ответа

      . Фазы поиска приемлемого или оптимального решения,  Здесь идёт принятия окончательного решения, которые могут осуществляться либо в  стиле сотрудничества, равноправия и взаимной ответственности, либо в форме авторитарного принятия решения одним из партнеров и добровольным либо вынужденным согласием, подчинением другого собеседника. Не проявляйте неуверенности в фазе принятия решения. Если вы колеблетесь в  момент принятия решения, то не удивляйтесь, если начнет колебаться и собеседник. Сохраняйте спокойствие, умение анализировать исходя из своих позиций.

      . Фазы поиска приемлемого или оптимального решения,

      Здесь идёт принятия окончательного решения, которые могут осуществляться либо в стиле сотрудничества, равноправия и взаимной ответственности, либо в форме авторитарного принятия решения одним из партнеров и добровольным либо вынужденным согласием, подчинением другого собеседника.

      Не проявляйте неуверенности в фазе принятия решения. Если вы колеблетесь в момент принятия решения, то не удивляйтесь, если начнет колебаться и собеседник.

      Сохраняйте спокойствие, умение анализировать исходя из своих позиций.

      Фиксация договоренности и выход из контакта   Это заключительный «аккорд» беседы. 1.Итоги беседы должны быть резюмированы, полезно даже сделать записи о сути решения в  рабочий блокнот в присутствии партнера (или даже составить официальный протокол решения). 2.Полезно установить конкретные сроки, способ информирования друг друга о результатах намеченных действий. 3.Поблагодарите собеседника, поздравьте его с достигнутым решением.  Выход из контакта осуществляется вначале невербально — изменяется поза, человек отводит глаза, встает — и завершается речевым прощанием «До свидания», «До встречи», «Всего доброго», «Успеха» и т. п.

      Фиксация договоренности и выход из контакта

      Это заключительный «аккорд» беседы.

      1.Итоги беседы должны быть резюмированы, полезно даже сделать записи о сути решения в рабочий блокнот в присутствии партнера (или даже составить официальный протокол решения).

      2.Полезно установить конкретные сроки, способ информирования друг друга о результатах намеченных действий.

      3.Поблагодарите собеседника, поздравьте его с достигнутым решением.

      Выход из контакта осуществляется вначале невербально — изменяется поза, человек отводит глаза, встает — и завершается речевым прощанием «До свидания», «До встречи», «Всего доброго», «Успеха» и т. п.

      Самоанализ Анализ итогов и хода встречи позволяет осознать допущенные просчеты, накопить полезный опыт на будущее, наметить дальнейшую тактику общения, при этом полезно ответить себе на такие вопросы : 1. Последовательно ли вы вели основную линию разговора? Удалось ли вам предусмотреть контрдоводы другой стороны? 2. Не навязали ли вы собеседнику свои аргументы при выработке решений? Если да, то вы посеяли в собеседнике семена неудовлетворенности, досады, и при дальнейших встречах они могут возрасти. 3. Основательны ли были ваши замечания и возражения? Не были ли они субъективны, не отразилось ли в них ваше настроение? 4. Удалось ли вам быть тактичным на всем протяжении разговора?  5. Сумели ли вы достичь максимальной пользы для дела? Удалось ли вам достичь намеченных целей или, на худой конец, хотя бы запасной, альтернативной цели? Если нет, то почему это произошло? 6. Как следует в дальнейшем строить взаимодействия с данным партнером?

      Самоанализ

      • Анализ итогов и хода встречи позволяет осознать допущенные просчеты, накопить полезный опыт на будущее, наметить дальнейшую тактику общения, при этом полезно ответить себе на такие вопросы :
      • 1. Последовательно ли вы вели основную линию разговора? Удалось ли вам предусмотреть контрдоводы другой стороны?
      • 2. Не навязали ли вы собеседнику свои аргументы при выработке решений? Если да, то вы посеяли в собеседнике семена неудовлетворенности, досады, и при дальнейших встречах они могут возрасти.
      • 3. Основательны ли были ваши замечания и возражения? Не были ли они субъективны, не отразилось ли в них ваше настроение?
      • 4. Удалось ли вам быть тактичным на всем протяжении разговора?
      • 5. Сумели ли вы достичь максимальной пользы для дела? Удалось ли вам достичь намеченных целей или, на худой конец, хотя бы запасной, альтернативной цели? Если нет, то почему это произошло?
      • 6. Как следует в дальнейшем строить взаимодействия с данным партнером?
      P.S.  Инициатива в деловом общении определяется тем, кто задал тип контакта, определил форму постановки цели, выдвинул принятую идею решения, кто подвел итоги обсуждения, тот в большей степени несет и ответственность за разрешение проблемы. Существует правило «Вовремя отдай инициативу», что особенно необходимо при разговоре начальника с подчиненным, т. е. важно дать возможность подчиненному высказать свое мнение, полезно, чтобы подчиненный сам окончательно сформулировал решение, даже если оно предложено начальником, поскольку это повышает активность,  снимает отчуждение и формальное отношение («от сих и до сих») подчиненного к проблеме

      P.S.

      Инициатива в деловом общении определяется тем, кто задал тип контакта, определил форму постановки цели, выдвинул принятую идею решения, кто подвел итоги обсуждения, тот в большей степени несет и ответственность за разрешение проблемы. Существует правило «Вовремя отдай инициативу», что особенно необходимо при разговоре начальника с подчиненным, т. е. важно дать возможность подчиненному высказать свое мнение, полезно, чтобы подчиненный сам окончательно сформулировал решение, даже если оно предложено начальником, поскольку это повышает активность, снимает отчуждение и формальное отношение («от сих и до сих») подчиненного к проблеме


      Скачать

      Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

      Вебинар для учителей

      Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!