СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловая игра для педагогов: "Палитра эмоций"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для снятия у педагогов эмоционального напряжения

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра для педагогов: "Палитра эмоций"»



ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ПАЛИТРА ЭМОЦИЙ»

Цель игры:

  • Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона;

  • Развитие умения распознавать эмоциональные состояния;

  • Наработка практического инструментария для работы с агрессивными детьми;

  • Обучение приемам саморегуляции, самообладания;

  • Формирование профессиональных качеств педагогов ДОУ

Ожидаемые результаты:

  • Создание положительной эмоциональной атмосферы в педагогическом коллективе

  • Снятие психоэмоционального напряжения;

  • Активизация и развитие эмоциональной сферы личности педагога

  • Обогащение педагогического инструментария эффективными техниками работы

Организация и подготовка игры:

За неделю до проведения игры педагоги делятся на две команды, выбрав по жребию название. Для этого им предлагается перечень базовых эмоций: Грусть, Страх, Радость, Гнев, Злость, Обида, Удивление, из которых они выбирают две противоположные в данном случае выбор пал на «гнев» и «радость». В соответствии с названием команды готовят эмблемы, стихи и коллажи с изображением эмоций, которые в свою очередь могут служить элементом оформления зала, создавая определенный настрой.

Игра проводится в музыкальном зале.



Материал и оборудование:

Силуэт дерева для каждой команды на листе бумаги формата А4, фотографии людей, переживающих различные эмоциональные состояния; задания для конкурсов «Тренируем Эмоции», «Упражнение работа с гневом», «Упражнение на развитие Эмпатии», тексты для эмоционального прочтения, текст с вариантами выражения гнева, карандаши.



Ведущий игры- педагог-психолог.

Время проведения – 1 час





















ХОД ИГРЫ

1. Вступительное слово

Педагог-психолог: «Эмоции и чувства –это своеобразное личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада- вот лишь неполный спектр чувств и эмоций, возникающих в процессе познания и деятельности человека.

Еще Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании процессов, происходящих в организме, играют эмоции. Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, способствует познанию человеком самого себя, своих достоинств и недостатков.

Эмоции- реакции человека и животного на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоциональное состояние может зависеть не только от выполняемой деятельности, но и от поступка, музыкального произведения, самочувствия и т.д.

Для современного мира характерна эмоциональная насыщенность как детей, так и взрослых. Эмоции стали одним из признаков человечности. Педагоги, требуя от детей способности сопереживать другим, регулировать эмоциональные проявления, профессионально должны сами определять эмоциональные состояния людей, владеть собственными эмоциями, анализировать их и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются.»

  1. Представление команд (демонстрация эмблемы, речевок)



  1. Конкурс «Эмоциональное прочтение»

Инструкция: Каждой команде предлагается небольшой текст по теме игры, который нужно прочесть, ярко выражая либо гнев- либо радость- в соответствии с названием команды.

Текст 1. Гнев- одна из важнейших эмоций человека, и в то же время – одна из самых неприятных. Часто с эмоцией гнева активируются такие эмоции- как отвращение и презрение, и тогда формируется комплекс эмоций, который называется ТРИАДОЙ ВРАЖДЕБНОСТИ.

Проявление гнева сопровождается повышением общей активности. Ощущение физической активности и чувство уверенности в себе наполняют индивида смелостью и отвагой. Однако после переживания гнева человек может либо гордиться тем, на что его натолкнула злость, либо сожалеть о совершенной глупости.

Наша задача- суметь самим, а также помочь детям избавиться от накопившегося гнева конструктивными методами, т. е. мы должны научить дошкольников доступным способам выражения гнева, не причиняющим вреда окружающим.

Текст 2. Радость- характеризуется как приятное, желанное позитивное чувство. При переживании этой эмоции человек не испытывает ни психологического, ни физического дискомфорта, он беззаботен и чувствует себя легко и свободно.

Радость, как всякая базовая эмоция, имеет свои характеристики. Психологи отмечают ее важное социальное значение для формирования взаимной привязанности между







родителями и детьми, также эмоция радости выполняет важную функцию в формировании чувства привязанности и взаимного доверия между людьми. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним.

4.Конкурс «Тренируем Эмоции»

Инструкция: Ведущий предлагает участникам команд по очереди произнести фразу:

«НАША ТАНЯ ГРОМКО ПЛАЧЕТ» с разной эмоциональной окраской:

  • Рассерженный человек

  • Злая волшебница

  • Увидевший чудо

  • Любящая мама

  • Генерал, отдающий команды

  • Радостный ребенок

  • Люди в сонном царстве

  • Ребенок, у которого отняли игрушку

  • Заяц, увидевший волка

  • Человек с нечистой совестью

  • Ребенок, потерявшийся в лесу

  • Уставший после работы человек

  • Человек, которого толкнули на улице

  • Муравей, который тащит веточку

Примечание: Участники поочередно вынимают из конверта полоски с заданием и вслух сообщают его остальным.



5.Упражнение «Работа с гневом»

Инструкция: Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Существует несколько способов выражения гнева. Детей целесообразно обучать выражать свой гнев по двум направлениям: учить детей прямо заявлять о своих чувствах и выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приемов. Вам предлагается список выражения гнева, вы можете отметить те приемы, которые считаете наиболее приемлемыми в работе с детьми и дополните его методами, которые уже используете в своей практике.

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (ВЫПЛЕСКИВАНИЯ) ГНЕВА.

  1. Громко спеть любимую песню.

  2. Пометать дротики в мишень.

  3. Попрыгать на скакалке.

  4. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.

  5. Подраться с братом или сестрой.

  6. Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячиком.

  7. Пускать мыльные пузыри.





  1. Устроить «бой» с боксерской грушей.

  2. Пробежать по коридору детского сада.

  3. Полить цветы.

  4. Забить несколько гвоздей в мягкое бревно.

  5. Погоняться за кошкой, собакой, другом.

  6. Пробежать несколько кругов вокруг стола (стула).

  7. Подвигать мебель- стульчики, столы.

  8. Поиграть в настольный футбол, хоккей.

  9. Постирать платочек.

  10. Отжаться от пола максимальное количество раз.

  11. Сделать колесо.

  12. Сломать несколько игрушек.

  13. Устроить соревнование «Кто громче крикнет?», «Кто выше прыгнет?», «Кто быстрее пробежит?»

  14. Стучать карандашом или игрушкой по столу.

  15. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.

  16. Нарисовать обидчика, а потом зачирикать его.

  17. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.

  18. Изготовить знак «СТОП» и доставать его, когда необходимо справиться с гневом.



6.Упражнение на развитие ЭМПАТИИ.

Инструкция: Очень часто у детей отсутствует чувство эмпатии, так необходимого для эффективного взаимодействия с окружающими. Эмпатия- это «нерациональное познание человеком внутреннего мира других людей, (в чувствование) … сопереживая, человек испытывает чувства, идентичные наблюдаемым.

По мнению специалистов, развитию эмпатии способствует совместное (взрослых и детей) чтение книг с последующим обсуждением. В ходе обсуждения взрослый может задавать ребенку такие вопросы, как: «Что чувствовал Буратино, когда Мальвина заперла его в чулане?», «А что чувствовала Мальвина в это время?», «Как вы думаете, почему Баба- Яга стала такой злой?» и т.д.

Участники получают карточку с заданием: придумать как можно больше вопросов для детей на развитие эмпатии по сюжетам сказок: «Колобок», «Курочка Ряба»

7.Конкурс «Передай маску».

Инструкция.  Задание выполняется по принципу игры «Испорченный телефон». Команды выполняют задания по очереди. Участники сидят на стульях, отвернувшись, смотрят друг на друга только двое: передающий и принимающий. Участники не видят, какую маску показывает ведущий первому игроку и только с поворотом головы могут «взять» и «передать» другому предлагаемую эмоцию на своем лице.



8. Конкурс «Карусель эмоций»

Инструкция. Командам предлагается рассмотреть фотографии, передающие различные эмоциональные состояния людей. Задание сделать подписи к каждой фотографии, наиболее точно распознавая представленную эмоцию.

Примечание. Это могут быть фото детей из группы.





9.Конкурс «Дерево эмоций»

Инструкция: Командам раздаются листы бумаги с нарисованным силуэтом дерева. Задание- подписать ветви, составляя наиболее полный перечень человеческих эмоций. Веточки подписываются по принципу- одна веточка- одна эмоция. Если количество веточек недостаточно, участники могут добавить столько, сколько им необходимо. Затем участники зачитывают и обсуждают результат.

Примеры эмоций, описанных детьми: добрый, расслабленный, довольный, притворяющийся, хитроумный, самодовольный, радостно-приподнятый, задумавший отомстить, разлентяво-скучающий, ликующе восторженный, разобиженный, взбешенный, свирепый, свирепо-хитрый, рассерженно-возбужденный, гордо возвышающийся над собой, разъяренно-коварный, возвышенно-радостный, огорченно-раскаявшийся, подковыристый, умильный, неостановимо–жаждущий, ликующе-восхищенный, довольно-подарковый, прелестно-снисходительный, гордый с достоинством, печально-обреченный.


10.Упражнение на развитие навыков само регуляции.

Инструкция: Все участники тренинга садятся в круг и закрывают глаза. Тренер спокойным голосом зачитывает текст инструкции.

«Вспомните день, в который вы охотно идете на работу… Когда вы идете не очень охотно на работу… Назовите ситуацию, когда вы бываете собранными … Назовите ситуацию, когда вы взволнованны и невнимательны…

Сядьте, выпрямившись, на стул и держите спину совсем прямо. Положите руки на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центр своей груди. Вдохните глубоко и выдохните без паузы между вдохом и выдохом. Вдох происходит несколько быстрее, чем выдох… Когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш выдох долетает до двери нашей комнаты. А когда вдыхаете- не напрягайтесь, пусть воздух просто снова войдет в ваше тело. Если хотите, можете своему дыханию придать какой-то цвет. Например, выдыхать серый воздух. И представьте себе, что вы выдыхаете свое беспокойство, свой страх, свое напряжение. А вдыхаемому воздуху можно дать какой-нибудь другой, приятный цвет, например,

голубой. И представьте себе, что вы вдыхаете спокойствие, уверенность и легкость…» Упражнение будет способствовать развитию навыков саморегуляции.

Участники делятся своими впечатлениями, рассказывают об ощущениях в начале упражнения и в конце и определяют возможности этой игры с детьми

11. Заключение:

  • Чем полезна именно для вас данная встреча?

  • Какие конкретные приемы вы будете использовать в своей работе?

  • Ваши пожелания на следующую сессию









3. Текст 1. Гнев- одна из важнейших эмоций человека, и в то же время – одна из самых неприятных. Часто с эмоцией гнева активируются такие эмоции- как отвращение и презрение, и тогда формируется комплекс эмоций, который называется ТРИАДОЙ ВРАЖДЕБНОСТИ. Проявление гнева сопровождается повышением общей активности. Ощущение физической активности и чувство уверенности в себе наполняют индивида смелостью и отвагой. Однако после переживания гнева человек может либо гордиться тем, на что его натолкнула злость, либо сожалеть о совершенной глупости.

Наша задача- суметь самим, а также помочь детям избавиться от накопившегося гнева конструктивными методами, т. е. мы должны научить дошкольников доступным способам выражения гнева, не причиняющим вреда окружающим.

8. Примеры эмоций, описанных детьми: добрый, расслабленный, довольный, притворяющийся, хитроумный, самодовольный, радостно-приподнятый, задумавший отомстить, разлентяво-скучающий, ликующе восторженный, разобиженный, взбешенный, свирепый, свирепо-хитрый, рассерженно-возбужденный, гордо возвышающийся над собой, разъяренно-коварный, возвышенно-радостный, огорченно-раскаявшийся, подковыристый, умильный, неостановимо –жаждущий, ликующе-восхищенный, довольно-подарковый, прелестно- снисходительный, гордый с достоинством, печально- обреченный











3. Текст 2. Радость- характеризуется как приятное, желанное позитивное чувство. При переживании этой эмоции человек не испытывает ни психологического, ни физического дискомфорта, он беззаботен и чувствует себя легко и свободно.

Радость, как всякая базовая эмоция, имеет свои характеристики. Психологи отмечают ее важное социальное значение для формирования взаимной привязанности между родителями и детьми, также эмоция радости выполняет важную функцию в формировании чувства привязанности и взаимного доверия между людьми. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним.

8. Примеры эмоций, описанных детьми: добрый, расслабленный, довольный, притворяющийся, хитроумный, самодовольный, радостно-приподнятый, задумавший отомстить, разлентяво-скучающий, ликующе восторженный, разобиженный, взбешенный, свирепый, свирепо-хитрый, рассерженно-возбужденный, гордо возвышающийся над собой, разъяренно-коварный, возвышенно-радостный, огорченно-раскаявшийся, подковыристый, умильный, неостановимо –жаждущий, ликующе-восхищенный, довольно-подарковый, прелестно- снисходительный, гордый с достоинством, печально- обреченный









5. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (ВЫПЛЕСКИВАНИЯ) ГНЕВА.

* Громко спеть любимую песню.

  • Пометать дротики в мишень.

  • Попрыгать на скакалке.

  • Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.

  • Подраться с братом или сестрой.

  • Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячиком.

  • Пускать мыльные пузыри.

  • Устроить «бой» с боксерской грушей.

  • Пробежать по коридору детского сада.

  • Полить цветы.

  • Забить несколько гвоздей в мягкое бревно.

  • Погоняться за кошкой, собакой, другом.

  • Пробежать несколько кругов вокруг стола (стула).

  • Подвигать мебель- стульчики, столы.

  • Поиграть в настольный футбол, хоккей.

  • Постирать платочек.

  • Отжаться от пола максимальное количество раз.

  • Сделать колесо.

  • Сломать несколько игрушек.

  • Устроить соревнование «Кто громче крикнет?», «Кто выше прыгнет?», «Кто быстрее пробежит?»

  • Стучать карандашом или игрушкой по столу.

  • Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.

  • Нарисовать обидчика, а потом зачирикать его.

  • Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.

  • Изготовить знак «СТОП» и доставать его, когда необходимо справиться с гневом.







5. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (ВЫПЛЕСКИВАНИЯ) ГНЕВА.

* Громко спеть любимую песню.

  • Пометать дротики в мишень.

  • Попрыгать на скакалке.

  • Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.

  • Подраться с братом или сестрой.

  • Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячиком.

  • Пускать мыльные пузыри.

  • Устроить «бой» с боксерской грушей.

  • Пробежать по коридору детского сада.

  • Полить цветы.

  • Забить несколько гвоздей в мягкое бревно.

  • Погоняться за кошкой, собакой, другом.

  • Пробежать несколько кругов вокруг стола (стула).

  • Подвигать мебель- стульчики, столы.

  • Поиграть в настольный футбол, хоккей.

  • Постирать платочек.

  • Отжаться от пола максимальное количество раз.

  • Сделать колесо.

  • Сломать несколько игрушек.

  • Устроить соревнование «Кто громче крикнет?», «Кто выше прыгнет?», «Кто быстрее пробежит?»

  • Стучать карандашом или игрушкой по столу.

  • Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.

  • Нарисовать обидчика, а потом зачирикать его.

  • Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.

  • Изготовить знак «СТОП» и доставать его, когда необходимо справиться с гневом.







  • Рассерженный человек

  • Злая волшебница

  • Увидевший чудо

  • Любящая мама

  • Генерал, отдающий команды

  • Радостный ребенок

  • Люди в сонном царстве

  • Ребенок, у которого отняли игрушку

  • Заяц, увидевший волка

  • Человек с нечистой совестью

  • Ребенок, потерявшийся в лесу

  • Уставший после работы человек



  • Человек, которого толкнули на улице



  • Муравей, который тащит веточку



6. Придумать и записать как можно больше вопросов для детей на развитие эмпатии по сюжетам сказки: «Колобок».







6. Придумать и записать как можно больше вопросов для детей на развитие эмпатии по сюжетам сказки: «Курочка Ряба».