СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловая игра для воспитателей «В мире профессий».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра для воспитателей «В мире профессий».»








Деловая игра для воспитателей

«В мире профессий».
















Аннотация:

В настоящее время социально-экономическая ситуация делает процесс профессионального самоопределения молодежи все более сложным. Это ставит новые задачи перед педагогами дошкольного образования по проблеме профориентации дошкольников.

Задача методической службы ДОУ - оказать профессиональную поддержку педагогам в организации работы по повышению уровня профессиональной компетенции педагогов посредством организации работы по формированию представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями.

Проведение данной игры поможет педагогам в разрешении этих вопросов, поможет им сориентировать в выборе дальнейшего пути получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности.

Деловая игра может быть использована в качестве проведения предметной недели по профориентации для знакомства с профессиями.

Данная игра может быть полезна руководителям, старшим воспитателям, педагогам ДОО.

Цель деловой игры: организация работы по повышению уровня профессио- нальной компетенции педагогов посредством организации работы по формированию представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями.

Задачи:

  • Совершенствование воспитательно-образовательного процесса по расширению и уточнению представлений детей о разных видах труда, трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы.

  • Поиск педагогических идей по пробуждению любознательности детей, интереса к деятельности взрослых.

  • Построение модели организации непосредственно образовательной деятельности при ознакомлении дошкольников с трудом взрослых.

  • Активизация деятельности педагогов по ознакомлению дошкольников с профессиями.

Планируемый результат работы. Предполагается, что в процессе обсуждения и проведения данного мероприятия участники деловой игры смогут повысить уровень теоретических знаний о профессиях(как появились профессии, их классификация, характеристика, узнать о разнообразии профессий в современном мире; освежить в памяти технологию ознакомления детей с профессиями; обменяться имеющимся опытом по организации работы с детьми по ознакомлению с трудом взрослых; задать вопросы друг другу и старшему воспитателю.

Оформление музыкального зала: экран, проектор, ноутбук, на стенах буквами выложены слова «В мире профессий» и картинки с профессиями.

Оборудование: карточки для игр «Разложи профессии по возрастным группам», «Пословицы», бумажные пряники с загадками - узор на пряниках 2

видов для разделения педагогов на две команды, карусель для игры, столы для команд.

Ход игры: Перед началом игры воспитатель в русском народном костюме - Хозяюшка, предлагает педагогам разделиться на команды, для этого предлагает с подноса взять пряник с загадкой. Отгадав загадку, педагог проходит в зал и садится на место указанное в прянике. Так педагоги поделены на две команды.

Загадки для педагогов. Кто плывет на корабле К неизведанной земле? Весельчак он и добряк. Как зовут его? (Моряк)


Наяву, а не во сне Он летает в вышине.

Водит в небе самолет.

Кто же он, скажи? (Пилот)


С ним, наверно, вы знакомы. Знает он про все законы.

Не судья, не журналист. Всем совет дает... (юрист)


На посту своем стоит, За порядком он следит.

Строгий смелый офицер. Кто он? (Милиционер)


Гвозди, топоры, пила, Стружек целая гора.

Это трудится работник — Делает нам стулья... (плотник)


Он от всех родных вдали Водит в море корабли.

Повидал немало стран Наш отважный... (капитан)


По мосту чтоб мчался скорый, Чинит он на дне опоры.

Целый день за разом раз Вглубь ныряет... (водолаз)


Кто движеньем управляет? Кто машины пропускает?

На широкой мостовой Машет жезлом... (постовой)


На посту он в снег и в зной, Охраняет наш покой.

Человек, присяге верный, Называется... (военный)


Стук летит из-под колес, Мчится вдаль электровоз. Поезд водит не таксист, Не пилот, а... (машинист)


В фильмах трюки выполняет, С высоты на дно ныряет Подготовленный актер.

Быстрый, смелый... (каскадер)


Учит вежливости нас, Почитает вслух рассказ. Не учитель, не писатель. Это няня,... (воспитатель)

Старший воспитатель:


























Уважаемые педагоги мы начинаем нашу работу, а о чем пойдет речь, предлагаю вам отгадать зашифрованное слово на экране и по первым буквам угадать слово.

На экране слайд со словами: пир, рис, огонь, фрукт, ель, сосулька, слон, ирис, яблоко.

- Правильно, это слово-профессия. Сегодня мы с вами поговорим о профессиях.

Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Системные знания о труде дают возможность старшим дошкольникам установить связь между результатом труда и деньгами. За свой труд взрослые получают деньги.

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Как же знакомить детей с профессиями взрослых?

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых – это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий на кухню детского сада, в медицинский кабинет, на почту, в магазин, к пешеходному переходу дети проявляют активность в диалоге, интерес к профессиям. Во время общения с поваром, продавцом, инспектором ДПС дети обращают внимание на их форму, рассуждают, зачем нужна форма продавцу, повару (чтобы ничего со своей одежды и с тела не попало на продукты, чтобы не пачкать одежду, инспектору (чтобы водители могли его увидеть издалека). Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.

Но проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста очень мало знают о профессиях. Воспитание уважения к людям, интерес к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить – вот возможность формирования сознательного отношения к труду, стремления к созидательной деятельности.

Сегодня мы с вами уточним свои знания о разных видах труда, трудовых действий, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы; поговорим о том, какими способами можно пробудить у детей любознательность, интерес к деятельности взрослых.

Итак, мы начинаем нашу игру:

Конкурс 1. «Доскажи пословицу»

Педагогам зачитывается первая часть пословицы, педагоги заканчивают пословицу.

1. Врач должен иметь глаз сокола, сердце-льва, руки женщины.

2. Если труд - удовольствие, то жизнь- наслаждение.

3. За трудовую копейку – бейся, нетрудовой копейки бойся.

4. Легко добыто, легко и прожито.

5. Не ленись за плужком - будешь с пирожком.

6. От труда здоровеют, от лени болеют.

7. Рукам работа, душе праздник.

8. Чтобы хорошо жить, надо труд любить.

9. Языком богу – молись, а руками работать не ленись.


Конкурс 2. «Соедини пословицу»

Пословицы разрезаны на 2 части и предложены командам, команда победитель та, которая первая правильно соединит пословицы и зачитает присутствующим.

  1. Если нет охоты – мало толку от работы.

  2. Дело мастера боится.

  3. Кто ловок в труде – кует счастье себе.

  4. Тот человек в почете, чьи руки в работе.

  5. Труд кормит, а лень портит.

  6. Если не трудиться – можно в жизни заблудиться.

  7. Кончил дело - гуляй смело.

  8. От труда здоровеют, а от лени болеют.

  9. На работу с радостью, а с работы с гордостью.


Конкурс 3. «Головоломка»

Вам необходимо (поочерёдно) разобраться в словах, в названии которых имеется (скрыта профессия)

РВАЧ = В- - - (медработник)

ТЁРКА = А (театральная и кинематографическая профессия)

КУЛОН = К (весёлая цирковая профессия)

МАРЛЯ = М («разноцветный рабочий»)

СТАРИНА = С (младший медработник)

ВОДОСТОК = С (животноводческая профессия)

КРЕДИТОР = Д - - - - - - - (руководитель предприятия, начальник)


Конкурс 4. «Самая самая»

Инструкция: «Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по вашему, в наибольшей степени данной характеристике подходят. К примеру, характеристика самая денежная профессия, какие профессии являются самыми-самыми денежными?».

Ведущий называет первую характеристику, а участники сразу же по очереди (по кругу) предлагают свои варианты. Если у кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая (или близкая к самой-самой), то можно задавать уточняющие вопросы.

Далее называется следующая характеристика и т.д. Всего таких характеристик должно быть не более 5-7.

Ведущий выписывает 3-5 наиболее «прозвучавших» вариантов, после чего организуется небольшое обсуждение и выделение «самой-самой» профессии.

Для того чтобы упражнение проходило более интересно, ведущий обязательно должен заранее отобрать наиболее необычные характеристики профессий, которые должны заинтриговать участников.

Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)

Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)

Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)

Самая волосатая (парикмахер...)

Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)

Самая неприличная (венеролог, ассенизатор...)

Самая смешная (клоун, пародист...)

Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик- затейник...)

Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)


В качестве разминки, предлагаю вам покататься на «Карусели профессий».

Водящий берет шест карусели, звучит музыка из мультфильма карусель, поехала карусель. Музыка останавливается, педагоги должны показать задание водящего: «Как делает врач», «Как делает повар», «Как делает шофер», «Как делает маляр»…


- Молодцы педагоги справились с заданиями «Карусели профессий», а теперь мы предлагаем занять свои места и мы продолжаем работу в мире профессий, который очень широк и многообразен. Попробуем сориентироваться в нем и распределить профессии в группы по различным признакам.

Конкурс 5 : «Назови профессии по возрастным группам».

Задание: Назвать профессии в соответствии с возрастной группой. Выигрывает команда, которая первой назовет все профессии правильно.

Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет) Младшая группа (от 3 до 4 лет)

Средняя группа (от 4 до 5 лет) Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

(воспитатель, младший воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель,учитель, почтальон, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи, работники банка)

В младших группах происходит знакомство с трудом близких взрослых, понятными им профессиями людей, которые детей окружают: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра (врач), повар, продавец.

В средних группах добавляются профессии шофера, почтальона, врача и знание о профессиях родителей.

В старших группах детям показывают результаты труда, его общественную значимость, добавляются профессии учителя, работников сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, мастеров народно-прикладного искусства, результатами их труда. Дети играют в магазин, аптеку, поликлинику. Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). Детей  седьмого года жизни продолжают знакомить с профессиями родного города. В сюжетно-ролевых играх изображают работу членов семьи, быт, труд людей, героическое прошлое и настоящее нашей Родины. Расширяются представления о разных специальностях (на самолете летают пилоты, на пароходе есть капитан, штурман, матрос, кок и т.д.)


Конкурс 6 «Обгонялки».

Задача команд в этом конкурсе – как можно быстрее по описанию профессии определить, что это за профессия. На столах у каждой таблички с названиями профессий. Если команда знает ответ, то поднимаете табличку,

Если ответ верный –команда зарабатывает 1 очко

  1. Глаза разбегаются от множества красочных обложек. Как же найти среди такого обилия самую интересную, содержательную? Выбрать то, что желаешь тебе поможет человек. Он спросит, что ты больше любишь: повести или рассказы, приключения или весёлые стихи? И подведёт тебя к полке, где стоят эти замечательные книжки. (Библиотекарь.)

  2. Ещё вчера он звонко лаял и грыз папины шлёпанцы. А сегодня отказался от еды и не хочет играть. Положил свою грустную мордочку на лапы и лежит безучастный ко всему. Как помочь твоему другу, знает врач, который лечит животных. Он внимательно осмотрит больного щенка, потрогает нос, пощупает живот и даст лекарство. (Ветеринар.)

  3. Эта работа трудна и опасна. Это редкая профессия. Выбирают её лишь настоящие мужчины, сильные, смелые и находчивые. Их называют мастерами подводных дел. У них много работы. Они строят причалы и мосты, укрепляют песчаные берега, обследуют дно рек и морей. И конечно, они спасают людей и корабли, потерпевшие крушение. (Водолаз.)

  4. Кажется, что лес растёт сам по себе и хозяин в лесу каждый, кто захочет в него прийти. Но это не так. У леса есть настоящий хозяин. Он растит и бережёт лес, ухаживает за ним. У него много забот и обязанностей. По едва заметным тропинкам неторопливым шагом он обходит свои лесные кварталы. Замечает, где буря повалила деревья, где появилось множество насекомых – вредителей леса. Смотрит, нет ли больных и засохших деревьев и нет ли запаха дыма: лесной пожар – это беда. Он знает, какие звери и птицы здесь живут. (Лесник.)

Конкурс 7: «Ты мне, я тебе»

Цель: умение показать жестами содержание пословицы.

Задание: Команде дается по выбору одна пословица, команда готовится и без слов должна проиграть свою пословицу. Выигрывает та команда, которая первая угадает и озвучит пословицу.

Пословицы для команд.
    • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

    • Кто не работает, тот не ест.

    • Глаза страшатся, а руки делают.

    • Не ленись за плужком - будешь с пирожком.

    • Работа - с зубами, а лень - с языком.

    • Кончил дело - гуляй смело.

    • Делу - время, потехе - час.

    • Хочешь, есть калачи, не лежи на печи.

    • Труд кормит, а лень портит.

Конкурс № 8: «Музыкальный »

Уважаемые команды, предлагаю вам вспомнить песни, в которых говорится о профессиях. Выигрывает команда, которая вспомнит и пропоет больше песен о профессиях.

Конкурс № 9 «Идея» Девиз: «Думай! Дерзай! Выигрывай!»

Уважаемые коллеги, представьте себе, что вы предприниматели. В голове предпринимателя может возникать множество идей, даже самых безумных. И у вас возникла одна из безумных идей. Проанализируйте ее. Докажите, что эта идея принесет вам большую прибыль или только одни убытки. (представитель каждого центра вытягивает карточку с идеей, время на обдумывание 5 минут)

Варианты безумных идей.
  1. Вы изобрели съедобную посуду, предназначенную для лентяев. Не хочешь мыть посуду – съешь тарелку. Попробуйте экономически доказать, что, если бы вы занялись этим, то доходы были бы огромны.

  2. Один владелец кинотеатра установил цены на билеты соответственно весу зрителя. Взвешиваются на весах возле кассы. Особенно радуются этому дети, которые платят вдвое меньше, чем раньше. Докажите, что владелец кинотеатра вскоре обанкротится.

  3. Вы изобрели радиоэлектронную шпаргалку в виде обыкновенной мухи, которую можно посадить на стол, на одежду, куда хотите. Эти мухи начнут пользоваться спросом. А вам нужно доказать убыточность этого предприятия.

  4. Вы изобрели новый телевизор, который передает не только изображение и звук, но и запах. Проанализируйте данную идею и докажите ее убыточность. (педагоги по очереди предлагают доказательство успешности применения идей)

Конкурс № 10: «Вспомнить всё…»

Уважаемые команды, предлагаю вам вспомнить и перечислить формы работы, которые вы будете использовать в работе с детьми при ознакомлении с профессиями.

Предполагаемые ответы:
    • организованная непосредственно образовательная деятельность;

    • совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация практических трудовых действий;

    • самостоятельная деятельность ребенка;

    • познавательно-исследовательская, проектная деятельность ребенка; наблюдения за трудом взрослых;

    • коммуникативная деятельность;

    • чтение художественной литературы;

    • художественно-творческая деятельность;

    • игровая деятельность;

    • моделирование;

    • целевые прогулки и экскурсии;

    • культурно-досуговая деятельность;

    • экскурсии и встречи с людьми разных профессий;

    • встречи с интересными людьми; живой пример окружающих взрослых.

Вот и завершилась наша игра, подсчитаем жетоны и выявим победителей.





Названия песен

  1. Всё могут короли.

  2. Закаляйся, если хочешь быть здоров...позабудь про докторов.

  3. Учительница первая моя.

  4. Вошла учительница в класс.

  5. Капитан, капитан, улыбнитесь.

  6. Миллион алых роз: "Жил-был художник один".

  7. Виват, король, виват!

  8. Седой паромщик.

  9. Стюардесса по имени Жанна.

  10. Бухгалтер, милый мой бухгалтер.

  11. Ямщик, не гони лошадей.

  12. Крепче за баранку держись, шофер.

  13. Полюбите пианиста.

  14. Шофер-дальнобойщик.

  15. Песенка про фронтового шофера.

  16. Нахрена нам война: Я видела, как старый солдат и матрос..."

  17. Музыкант до рассвета пел мне песенку эту...

  18. Играй, музыкант!

  19. Шаланды: "Но и Молдаванка, и Пересы обожают Костю Моряка".

  20. Она была актрисою.

  21. Наша служба и опасна, и трудна.

  22. Песенка студента.

  23. Потому...потому что мы пилоты.

  24. Крепче за баранку держись, шофер.

  25. Не кочегары мы, не плотники...., а мы монтажники-высотники...

  26. ...Так что аты-баты, мы теперь солдаты.

  27. Путана, путана, путана, ночная бабочка, но кто же виноват?

  28. Младший лейтенант, мальчик молодой.

  29. Когда уйдем со школьного двора, под звуки не стареющего вальса. Учитель нас проводит до угла...

  30. Художник, что рисует дождь.

  31. А командир бравый такой, сам лейтенант, но холостой.

  32. Ты сними, сними меня, фотограф.

  33. А я люблю военных, красивых, здоровенных.

  34. Настоящий полковник.

  35. Принеси, почтальон, мне письмо.

  36. Нам отвлекаться на них не с руки, храбрые крановщики.

  37. "Прорвемся" - ответят опера.

  38. Скрипач на крыше.

  39. О чем играет пианист

  40. "Во кузнице молодые кузнецы",

  41. "Артиллеристы, точный дан приказ",

  42. "Три танкиста, три веселых друга",

  43. "И молодая не узнает, какой танкиста был конец",


  1. "Маэстро",

  2. "Паромщик"

  3. "Настоящий полковник" (хотя это и звание, но профессия военный офицер),

  4. "Младший лейтенант" (аналогично предыдущему),

  5. "Полюбите пианиста",

  6. "Проводница, ты души моей сестрица",

  7. "Ты морячка - я моряк, ты рыбачка - я рыбак",

  8. "Капитан, улыбнитесь",

  9. "А ты не летчик",

  10. "Потому, потому что мы пилоты",

  11. "Крепче за баранку держись, шофер",

  12. "Шофер-дальнобойщик".

  13. Браво - любите девочки (простых романтиков, отважных летчиков и моряков);

  14. Леонид Агутин - Шофер;

  15. Татьяна Овсиенко - Дальнобойщик;

  16. Олег Газманов - Ты морячка, я моряк;

  17. Олег Газманов - Путана (а чем не профессия));

  18. Эдуард Хиль - Песня геологов (летчик над тайгою точный курс найдет, здесь совсем недавно геологи прошли);

  19. Анка - А ты не летчик;

  20. Ногу Свело - Лилипутская любовь (вырос сын баскетболистом, волосатым, мускулистым)

  21. ты сними сними меня фотограф

  22. не кочегары мы, не плотники

  23. люди в белых халатах ( хотя слово врач там вроде как нет)

  24. потому что потому что мы пилоты

  25. стюардесса по имени Жанна

  26. три танкиста три веселых друга

  27. офицеры Россияне

  28. капитан капитан улыбнитесь

  29. ты морячка, я моряк

  30. шаланды полные кефали... и все бендюжники вставали... обожали Костю моряка

  31. ну настоящий полковник...

  32. идет солдат по городу..




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!