Деловая игра для воспитателей «Занимательная математика»
Цель: совершенствование работы педагогов ДОУ по математическому развитию дошкольников; использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности, способствование творческому поиску.
Материалы и оборудование: жетоны, листочки и ручки по количеству участников, распечатка с математическим кроссвордом (2 шт)
Ход деловой игры
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы проводим с вами деловую игру «Занимательная математика»
Для этого давайте разделимся на две команды, команда педагогов «Почемучки» и «Любознайки». Вам предстоит выполнить некоторые задания, за правильные ответы вы будете получать жетоны. В конце определим по их количеству, кто в нашем ДОУ больше всех любит математику! Итак, начинаем!
1. Раунд: «Всезнай-ка»
Чем же мы, воспитатели дошкольных учреждений, должны руководствоваться, что знать, о чем помнить, чему следовать, формируя у детей элементарные математические представления? (Программой).
Сейчас мы все вместе проведем небольшую разминку в первом задании. Слушаем первый вопрос:
1. Из каких разделов состоит программа по ФЭМП в каждой возрастной группе? (количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, времени).
2. Вовремя занятия по ФЭМП решается ряд программных задач. Какие это задачи?
• Образовательные - чему ребенка будем учить.
• Развивающие - что развивать, закреплять
• Воспитательные - что воспитывать у детей
• Речевые - работа над активным и пассивным словарем именно в математическом плане.
3. Какие основные ошибки, встречаются у педагогов во время образовательной деятельности по ФЭМП?
• многословие, неточность в постановке вопросов.
• однообразие наглядного материала, заданий
• неверное расположение материала
• использование неэстетичного наглядного материала, пособий, не отвечающих педагогическим требованиям.
4. Перечислите методы, используемые на занятиях по ФЭМП (Словесные, наглядные, игровые, практические).
5. Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП? (Систематичность, последовательность, индивидуальный подход, постепенность).
6. Какой из принципов требует от педагога умения подбирать содержание математических игр в соответствии с актуальным уровнем развития ребенка? Выберите правильный ответ.
• А. Сознательности и активности
• Б. Наглядности
• В. Систематичности и последовательности.
• Г. Научности
• Д. Доступности.
7. Назовите фамилии педагогов, работающих по теме ФЭМП у дошкольников? (Михайлова З., Метлина А., Леушина А, Новикова, Позина, Помораева)
8. Какие два вида наглядного материала используются в детском саду? (Демонстрационный, раздаточный)
Итак, после первого раунда, у нас счет в команде «Почемучки» __ жетонов, в команде «Любознайки» __ жетонов.
2. Раунд: «Отвечай-ка»
Команды по очереди отвечают на вопросы. Начинает та команда, у которой меньше жетонов в 1 раунде. Если у команды нет правильного ответа, отвечает другая команда.
Эта разминка для обеих команд, отвечать по очереди называется «просклоняй числительное»
(548 и 387)
И. П. (сколько)
Р. П. (скольких)
Д. П. (скольким)
В. П. (сколько)
Т. П. (сколькими)
П. П. (о скольких)
Чтобы ребёнок хорошо усвоил материал, сам воспитатель должен прекрасно владеть математическим словарём (точность фраз, выражений, формулировок). Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики. Приступаем к вопросам раунда
1. Качество и свойство предмета, с помощью которого мы сравниваем предметы друг с другом и устанавливаем количественную характеристику сравниваемых предметов. (Величина)
2. Очертание, наружный вид предмета. (Форма)
3. Философское понятие, которое характеризуется сменой событий и явлений и длительностью их бытия. (Время)
4. Качество, с помощью которого устанавливаются отношения типа окрестностей и расстояния. (Пространство)
5. Она бывает счетная и вычислительная. (Деятельность)
6. Геометрическая фигура с 6 углами. (Многоугольник)
7. Геометрические формы похожие на солнце. (Круг - шаробразные)
8. Занятие в ДОУ, на котором происходит закрепление геометрических фигур с помощью построек. (Конструирование)
9. Система знаков для записи чисел (цифра)
3. Раунд: «Мудрил – ка»
В этом раунде вам Предлагается вспомнить пословицы, в которых упоминаются числа. Кто больше назовёт пословиц, тот и получает жетон. У вас есть несколько минут, чтобы подготовиться.
Один ум хорошо, а два – лучше.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Старый друг лучше новых двух.
Знать, как свои пять пальцев.
Семь бед – один ответ.
Семеро одного не ждут.
Хорошо! Воспитатели знают много не только пословиц, но и сказок. Но нас интересуют сказки, только математические - в названии которых есть цифры, числа, величина и другие математические термины. Итак, вперед! Кто больше назовёт математических сказок» (команды называют сказки также по очереди).
«Три поросенка»
«Три медведя»
«Два жадных медвежонка»
«Волк и семеро козлят»
«Белоснежка и семь гномов»
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
«Двенадцать месяцев»
«Цветик-семицветик»
4. Раунд: «Вспоминай-ка»
Вам предстоит отгадать математический кроссворд. Кто быстрее справится, тот и получает жетон. Приступаем!
Вопросы:
Результат сложения (сумма);
Игра с цифрами (пятнашки);
То, что нас окружает (пространство);
Геометрическая фигура (треугольник);
Пространственный признак предмета (форма);
Единица длины (сантиметр);
Математический знак (равенство);
Арифметическое действие (сложение);
То, что используется при измерении протяженности предмета (мерка);
Графическое выражение числа (цифра.
5. Раунд «Замудрил-ка»
Это логические детские задачки. Отвечаем по очереди. За правильный ответ – жетон. Итак, поехали!
Ленту разрезали в шести местах. Сколько частей получилось? (Семь частей).
Дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка вытянули репку. Сколько глаз её увидело? (Двенадцать).
Мама связала своим детям три шарфа (каждому по одному шарфу) и три варежки. Сколько ей осталось связать варежек? (Три варежки, так у нее было трое детей).
Сестра и брат получили по 4 яблока. Сестра съела 3 яблока, брат – 2 яблока. У кого яблок осталось больше? (у того, кто съел меньше, у брата).
Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (пройдёт 2 года, следовательно брату будет 8 лет).
6. Раунд Блиц «Не зевай-ка»
1. Вопрос: Какой из принципов требует от педагога и детей знания математической терминологии?
Варианты:
а) активности
б) наглядности
в) научности
Правильный ответ: научности
2. Вопрос: Исключите лишний раздел программы по ФЭМП?
Варианты:
а) количество и счет
б) моделирование
в) величина и форма
г) ориентировка в пространстве
д) ориентировка во времени
Правильный ответ: моделирование
3. Вопрос: Целенаправленный педагогический процесс, формирующий чувственное познание и совершенствующий ощущения и восприятие,-это….
Варианты:
а) умственное развитие
б) сенсорное воспитание
в) речевое развитие
Правильный ответ: сенсорное воспитание
4.Вопрос: Наименее тесная связь теории и методике формирования математических представлений наблюдается с ….
Варианты:
а) медициной
б) психологией
в) методикой математики
Правильный ответ: медициной
5.Вопрос: На занятиях по ФЭМП происходит…
Варианты
а) предъявление новых знаний, повторение и систематизация пройденного материала, закрепление
б) устранение недостатков в интеллектуальном развитии ребенка
в) формирование интереса к математике
Правильный ответ: предъявление новых знаний, повторение и систематизация пройденного материала, закрепление.
6. Вопрос: Дидактический материал Марии Монтессори направлен на развитие…
Варианты:
а) связной речи
б) игровой деятельности
в) сенсорных способностей
Правильный ответ: сенсорных способностей
7.Вопрос: Исключите лишнюю задачу математического развития дошкольников.
Варианты:
а) формирование системы элементарных математических представлений
б) развитие конструктивной деятельности
в) совершенствование связной речи
Правильный ответ: совершенствование связной речи
Подводятся итоги
Заключение. В работе любого воспитателя, особенно молодого специалиста с отсутствием практического опыта, может встречаться множество трудностей при обучении детей математике, но все они преодолимы, ведь математика может быть такой занимательной. Важно давать детям возможность самостоятельного накопления перцептивного опыта и его математического осмысления.
Если воспитатель чувствует свое призвание к работе с детьми, у него всегда есть шанс справиться с любыми сложностями. А педагогический коллектив ДОУ придет на помощь и поможет практическими советами, поддержит морально, окажет необходимую профессиональную поддержку.