СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловая игра "Экология и бизнес"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьники, особенно живущие в крупных индустриальных городах, плохо представляют себе последствия воздействия на окружающую среду современного промышленного производства.

 Игра носит,  прежде всего, мотивационный характер  и проводится для того, чтобы подростки задумались над сложными взаимоотношениями и взаимовлияниями, которые складываются в системе «человек – окружающая среда – производства».

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра "Экология и бизнес"»

МБУ ДО «ЭБЦ «Смоленский зоопарк»

педагог дополнительного образования

Куреленкова Маргарита Анатольевна


Деловая игра «Экология и бизнес»

Вводная информация. Промышленность в целом и каждое конкретное предприятие в частности оказывает серьезную нагрузку на окружающую среду.

Взаимодействие в системе «промышленное предприятие ↔ окружающая среда» осуществляется следующим образом. Предприятие забирает из окружающей среды природные ресурсы, перерабатывая которые она изготавливает конечный продукт. В окружающую среду при этом попадают продукты технологического передела – различного вида отходы. Взаимодействие промышленного предприятия с окружающей средой можно представить в виде схемы.

Взаимодействие промышленного предприятия с окружающей средой

Данную схему взаимодействия и моделирует игра «Экология и бизнес».

Школьники, особенно живущие в крупных индустриальных городах, плохо представляют себе последствия воздействия на окружающую среду современного промышленного производства.

Цель игры. Игра носит, прежде всего, мотивационный характер и проводится для того, чтобы подростки задумались над сложными взаимоотношениями и взаимовлияниями, которые складываются в системе «человек – окружающая среда – производства».

Задачи игры. Закрепить навыки коллективной деятельности в условиях ограниченного времени, формировать навыки ведения финансовой документации.

В ходе игры моделируется ситуация производственной деятельности ряда фирм, расположенных в одном городе и занятых выпуском товаров для населения. Вместе с тем, потребление природных ресурсов и производственные процессы ухудшают состояние городской среды. Фирмы должны постоянно следить за экологическим состоянием города, так как это, по условиям игры, как и в реальной жизни, прямым и косвенным образом влияет на уровень их доходов.

Подготовительный этап. 1. За несколько дней до игры, для экономии времени, подготовить необходимые документы, которые потребуются для осуществления финансовых и других расчетов.

Основной документ каждой группы (фирмы) – «Расчетный счет», в котором отражается финансовое состояние фирмы после окончания очередного календарного года.

Второй документ, который ведет каждая фирма – «Балансовая ведомость экологического состояния», где фиксируются все изменения, касающиеся использования и состояния окружающей среды, степени ее пригодности для жизни человека.

2. Заранее формируются группы (фирмы), определяется лидер (руководитель фирмы), название фирмы и ее специализация (по желанию).

3. Руководителю каждой фирмы дается памятка по правилам игры.


Примечание. 1. «Расчетный счет» и «Балансовая ведомость» делаются по одному экземпляру на фирму.

2. Монеты – это условные денежные знаки, которые используются во время игры для проведения расчетов и определения состояния (места) каждой фирмы (группы участников).

3. В «Балансовой ведомости» фиксируется использование всех природных факторов и степень пригодности экологии для нормальной жизни человека.

Основные правила игры. После решения организационных вопросов предлагается фирмам следующая информация:

  • Ваши фирмы заняты производством товаров, необходимых для населения. Вы заинтересованы в расширении производственных мощностей, а для этого требуются природные ресурсы. Используя их, вы можете расширить свое производство и получить дополнительную прибыль от реализации своей продукции.

  • Каждый финансовый игровой год, который длится 3-5 минут реального времени (в зависимости от подготовленности учащихся), ваша фирма должна принять решение о приобретении в текущем году определенных природных ресурсов. Однако, ваши финансовые возможности, особенно в начале производственной деятельности, ограничены – только 50 тыс. условных монет, представленных вам государством в качестве безвозмездной ссуды.

  • Ваша фирма может принять любое их трёх решений:

  1. Использовать определенный вид ресурсов (И).

  2. Восстановить какой-нибудь из природных ресурсов (В).

  3. Отказаться от использования природных ресурсов (О).

  • Все решения в равной мере могут относиться к любому из 4-х указанных вида ресурсов, или не использовать ни одного, или восстановить один или сразу все четыре вида. Ограничений в этом правиле игры нет.

  • За использование одного вида ресурсов фирма должна заплатить 10 тыс. монет, т.е. снять их со своего расчетного счета.

  • Использование этого природного ресурса в производственном цикле принесет фирме чистую прибыль в размере 20 тыс. монет.

  • Использование одного природного ресурса ухудшает состояние городской природной среды на 5%.

  • Восстановление одного любого вида природных ресурсов потребует от фирмы затраты в 5 тыс. монет. Прибыли данная финансовая операция не приносит.

  • Восстановление одного природного ресурса улучшает качество городской природной среды на 5%.

  • Отказ от использования природных ресурсов никак не сказывается на финансовом состоянии фирмы.

  • Отказ не влияет на экологическое состояние городской среды.

  • Решение об использовании, восстановлении или отказе принимается каждой фирмой самостоятельно, независимо от других.

  • правила игры не запрещают проводить деловые встречи, вести переговоры, заключать сделки.

  • Принятые решения фиксируются в вашей «Балансовой ведомости» и отражаются в на «Расчетном счете» фирмы.

  • Все фирмы должны успевать принять решения, занести его в свою ведомость до окончания очередного года. Фирма, не успевающая это сделать, наказывается штрафом в размере 5 тыс. монет.

Примечание. Во время игры на классной доске ведется «Сводная балансовая ведомость экологического состояния», в которую вносятся все решения по поводу использования различных природных ресурсов, принятые фирмами, а также игровой показатель состояния окружающей среды в % за истекший финансовый год.

Игровые действия. В течение игрового финансового года группы участников – фирмы – должны принимать решения, записывать их в соответствующих бланках и предъявлять сделанные записи педагогу (ведущему). Он следит за тем, чтобы все фирмы своевременно и грамотно оформляли деловую документацию. Одновременно заполняется «Сводная балансовая ведомость экологического состояния», которая дает наглядное представление о том, как изменилась – улучшилась или ухудшилась – экологическая ситуация в городе. Например, после первого финансового года «Сводная балансовая ведомость» может выглядеть следующим образом (см. следующую страницу):







  • В данной ведомости записаны решения всех 4-х фирм в отношении природных ресурсов. Итоговый расчет экологического состояния делается с учетом следующего правила: каждое восстановление (В) нейтрализует одно использование (И), а отказ (О) никак не влияет на состояние окружающей среды.

  • Если один и тот же природный ресурс, например, воздух, две фирмы использовали в промышленных целях (И + И = 2И), третья фирма решила этот же природный ресурс восстановить (В), а четвертая отказалась от использования воздуха (О), то расчет будет таким: И + И + В + О = И. следовательно, этот ресурс использовался в течение данного игрового года больше, чем восстанавливался. Таким же образом прослеживается состояние всех остальных природных ресурсов по итогам деятельности всех четырех фирм.

  • В нашем примере состояние воды такое же, как и воздуха: И + О + В + И = И. Биологические ресурсы: О + И + В + В = В, т.е этот природный ресурс больше восстанавливался, чем использовался. И наконец, почва: В + В + И + И = О, дает нейтральный вариант, так как использование почвы нейтрализовано ее восстановлением.

  • Окончательный расчет осуществляемый по всем четырем природным ресурсам, дает следующую картину: И + И + В + О = И.

  • Расчет показывает, что использование природных ресурсов в прошедшем году составило - 1И.

  • Затем определяется обобщенный показатель экологического состояния: 1И соответствует ухудшению качества городской среды на 5%, т.е. на конец первого игрового года качество городской среды составило 95% (100% - 5%).

Пример финансовых расчетов.

  • Во время игры одна из фирм в первый год приняла решение использовать сразу два вида природных ресурсов – воздух и воду. Главный бухгалтер этой фирмы должен снять с расчетного счета 20 тыс. монет (по 10 тыс. за каждый вид использованного ресурса) и зачислить на счет 40 тыс. (по 20 тыс. монет чистой прибыли от каждого использованного ресурса). Начисление чистой прибыли производится сразу же в текущем финансовом году.

  • Аналогичные расчеты делают бухгалтеры всех фирм. После того, как зафиксированы решения всех фирм, подведены итоги прошедшего года и объявлены данные о состоянии экологической обстановки, начинается следующий игровой финансовый год.

Возможны два варианта проведения игры:

  1. С четко обозначенным количеством периодов.

  2. С заранее не определенным количеством периодов. В этом случае педагог (ведущий) ориентируется на имеющееся в распоряжении играющих время. Обязательно нацелить учащихся на то, чтобы они успели сделать оптимальный окончательный расчет своих финансов и экологической обстановки.


Итоги игры подводятся с учетом двух показателей: финансового состояния фирмы и итогового показателя в «Балансовой ведомости экологического состояния».

Дополнительные рекомендации по подведению итогов игры

Целесообразно ввести в игру определенные нормативы ухудшения качества городской среды: допустим, если качество окружающей природной среды снижается до 50%, это означает гибель окружающей среды, и игра прекращается. В этом случае необходимо провести разбор действий каждой из фирм. Обсудите с участниками игры возможные варианты согласованных действий фирм, направленных на получение прибыли, но с учетом необходимости соблюдать равновесие – экологический баланс. Подведите участников игры к мысли о необходимости восстановления использованных природных ресурсов.

Если игра заканчивается успешно, то есть экологический баланс не был серьезно нарушен (55-75% и выше) – обязательно похвалите ребят за их продуманные, взвешенные решения. Подчеркните, что если бы взрослые люди на реальном производстве учитывали необходимость сохранения экологического равновесия и просчитывали экологические риски, то не возникло бы большинства экологических проблем, то не возникло бы большинства экологических проблем актуальных в наши дни для промышленно развитых городов в разных странах мира.

Несколько направлений дальнейшего развития игры (усложненный вариант)

1. Ужесточение требований со стороны правительства к фирмам. Например, введение правила «Если фирма использовала два вида природных ресурсов, то она должна, как минимум, один вид восстановить». Нужно объяснить, что введены новые требования и ограничения на использование природных ресурсов, так как правительство озабочено экологическим состоянием вашего города.

2. Изменение экологических нормативов с большей градацией допустимых норм отклонения.

3. Введение финансовой ответственности фирм, которые только используют природные ресурсы без всяких затрат на их восстановление. Например, если фирма более трех лет подряд только использует природные ресурсы, она подвергается штрафу со стороны государства в размере 100 тыс. монет. Одновременно вводятся государственные премии фирмам, которые более трех лет подряд занимались восстановлением хотя бы одного вида природных ресурсов. Размер премии – 50 тыс. монет и более. Эту информацию участники игры знать не должны, она объявляется после того, как все фирмы сдадут свои отчеты на данный год.

4. Проведение конференции руководителей фирм, например, через три года. Основная задача конференции – выработать стратегию совместных действий. Различные фирмы могут в ходе этой конференции (совещания) подписывать протоколы о намерениях на предстоящие годы, с тем чтобы получить максимально возможную прибыль. Итоговый документ конференции должен быть подписан представителем каждой фирмы. Этот документ носит лишь рекомендательный характер, то есть фирмы могут учитывать или не учитывать по своему усмотрению решения конференции.

Для проведения конференции выделяется отдельный стол – «Стол переговоров». Делегаты проводят совещание, в ходе которого вырабатываются совместные решения. Время на проведение конференции минут 5-7.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!