СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловая игра "Государство и право"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра "Государство и право"»

Деловая игра "Государство и право".



Основные задачи:

  • в игровой форме научить применять юридические умения и навыки в конкретных ситуациях.

  • Воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма у обучающихся.

  • Формирование начальных знаний обучающихся о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека.

  • воспитывать гражданские качества и правовую политическую культуру.

Форма проведения. Игра проходит в форме конкурса. Каждая команда сидит за отдельным столом. Побеждает та команда, которая наберет в конце игры большее количество баллов. Особенностью данной возрастной категории является то, что в данных классах обществоведческий курс не изучался. Именно этим объясняется относительная “лёгкость” заданий данной игры. Вопросы и задания рассчитаны на “общее развитие” детей, требующие лишь общегражданских знаний, не затрагивающие узкие области права, политики, экономики и других сфер общественной жизни.

Вступительное слово педагога.

10 декабря – международный день прав человека.

Что такое права человека?

Права человека можно определить как основные нормы, без которых люди не могут жить достойно как люди.

Права человека не нужно покупать, зарабатывать или наследовать, они принадлежат людям просто потому, что они - люди. Для каждого человека права человека являются неотъемлемыми.

Права человека одинаково принадлежат всем людям независимо от расы, пола, вероисповедания, политических взглядов, национального или социального происхождения. Поэтому права человека являются всеобщими.

Права человека нельзя отобрать ни по какой причине – они являются неотчуждаемыми.

Чтобы жить достойно, все люди одновременно имеют право на свободу, безопасность, приемлемый уровень жизни – права человека являются неделимыми.

Мы живём в правовом государстве, являемся гражданами своей страны. Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю.

Сегодня, в игровой форме мы попробуем с вами сдать экзамен на гражданина. Ответим на вопросы, касающиеся символов государства, государственной властью, поговорим о преступлениях и наказаниях, о правах и обязанностях гражданина.



Конкурс “Символы государства”

1. Командам выдаются наборы полосок цветной бумаги,. Необходимо из них сложить государственный флаг России

2. Государственный гимн.

Правильный ответ. Текст государственного гимна РФ:

1.Россия - священная наша держава,
Россия - священная наша страна.
Могучая воля, великая слава-
Твое достоянье на все времена!

Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

2.От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая-
Хранимая Богом родная земля!

Припев.

3.Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Припев.



Командам выдаются полоски белой бумаги, на которых напечатаны по одной строчке всех куплетов Государственного гимна РФ. Необходимо правильно разложить эти строчки так, чтобы получился первый куплет и припев гимна.

Время выполнения 4 минуты. За правильно выполненное задание команда получает 2 балла.

3. 3. Государственный герб.

Команды должны по памяти дать полное описание герба России.

Время выполнения – 4 минуты.

(Он представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещённое на красном щите, над орлом – три короны (две малые и одна – большая), в лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите – всадник, поражающий копьём дракона) - 3 балла.



Конкурс “Государственная власть”

Командам предлагается выбрать правильный ответ из предложенных вариантов.(3 минуты) За правильный ответ команда получает 3 балла.

I

II

1. Президент РФ является: 
а) главой государства
б) главой правительства
в) главой парламента
г) Верховным Главнокомандующим ВС РФ

1. Парламент России называется:
а) Советом Федерации
б) Федеральным Собранием
в) Государственной Думой
г) Верховным Советом

2. Исполнительная власть принадлежит:
а) Совету Министров
б) Кабинету Министров
в) Правительству РФ

2. Суды в России: 
а) принимают законы
б) проводят выборы в стране
в) вершат правосудие
г) являются единственным государственным органом, определяющим виновность или невиновность лица

3. Из каких двух палат состоит российский парламент:
а) Совет Союза прокуратуры в РФ
б) Совет Национальностей
в) Совет Федерации
г) Государственная Дума

3. Как называется глава системы
а) главный прокурор
б) ведущий прокурор
г) генеральный прокурор

Конкурс “Трудовое право”

Командам предлагаются тексты с ошибками юридического характера в правовых ситуациях. Необходимо исправить ошибки и дать правильный ответ, используя КЗоТ РФ. Время на обсуждение-4 минуты. За правильное выполненное задание команда получает 2 балла.

1.На работу устраивается подросток 14 лет. Работодатель и он договариваются о том, что это будет тяжелый труд по подъему тяжестей в ночное время, но за большие деньги./ ТК РФ устанавливает прием на работу с 15 лет. Несовершеннолетние не допускаются к указанным работам./

2.При приеме на работу работодатель требует характеристику с последнего места работы или из школы, заставляя подписать контракт об обязательных сверхурочных работах./ Характеристика не требуется при приеме на работу, сверхурочные работы допускаются в исключительных случаях при согласии работника./

3.Проявляется дискриминация при приеме на работу: женщине устанавливается меньше оклад, чем мужчине. Предпочтение отдается красивым, русским. /В оплате труда не должно быть дискриминации. Нарушены конституционные принципы права на труд./

4.Устанавливается испытательный срок для тех, кому не исполнилось 18 лет или для молодых специалистов./Для таких категорий работников испытательный срок не устанавливается./

 

Конкурс “ Человек и его права”

Командам предлагаются тексты с утверждениями. Необходимо знаками “+” или “-” отметить согласны или не согласны с данными утверждениями. Время на выполнение задания-5минут. За правильно выполненное задание команда получает 2 балла.

I команда:

Правильный ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

+

+

-

-

-

-

+

+

+

+

А.Осуществление всех социально- экономических и культурных прав человека зависит от уровня экономического развития страны.

Б. Политические права обусловлены степенью осуществления права гражданина на информацию.

В. Не обладая дееспособностью, человек не может пользоваться никакими правами.

Г. Отпуск в России является самым коротким в сравнении с большинством индустриально развитых государств.

Д.Человек с ограниченной дееспособностью самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным сделкам и за причиненный вред.

Е. Продавец не обязан сообщать покупателю достоверную информацию о свойствах вещи.

Ж. Выгул собак без намордника во дворе дома является нарушением правил содержания животных.

З.Соседи могут привлечь к административной ответственности человека, постоянно включающего магнитофон на полную мощность после 23 часов.

И.Административное решение, вынесенное судом, обжалованию не подлежит.

К.Несовершеннолетнему преступнику суд может заменить уголовное наказание принудительными мерами воспитательного характера.

II команда:

Правильный ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

-

-

-

+

-

+

+

-

-

-

А. Естественные права человека относятся к политическим правам.

Б. Во всех государствах, подписавших Пакт об экономических, социальных и культурных правах, вводится бесплатное среднее образование.

В. Если гражданину нанесен вред от бездействия государственных органов, то государство не обязано возмещать причиненный вред.

Г. Работники оперативных органов при расследовании уголовных дел имеют право нарушить неприкосновенность жилища в случае проведения обыска.

Д. За опоздание на работу администрация имеет право объявить выговор и перевести работника на нижеоплачиваемую должность.

Е. Пассажира, нарушившего правила на транспорте, можно привлечь к юридической ответственности.

Ж. Если гражданин не пришел на помощь другому человеку, его можно привлечь к уголовной ответственности.

З. Лицензия на право приобретения гражданином оружия может быть выдана человеку, не имеющему постоянного места жительства.

И. Если автомобилист двигался по улицам города со скоростью до 100км/ч, то он тем самым совершил уголовное преступление.

К. Сотрудники милиции не могут привлекаться к ответственности за противоправные действия или бездействие.

 

Конкурс “Правовой статус ребёнка”

Командам предлагаются карточки, на которых перечислены основные вехи в жизни ребенка: с рождения, с 6 лет, с 10 лет, с 14 лет, с16 лет, с 18 лет. Необходимо соотнести приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности и основные возрастные вехи в жизни ребенка. Во время перечисления прав и обязанностей необходимо поднять соответствующую карточку. Время на обсуждение командой каждого пункта задания – 5 секунд. За правильно выполненное задание команда получает-12 баллов.

1.Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права / с 18 лет/.

2.Несет уголовную ответственность за любые преступления / с16 лет /.

3.Может быть членом кооператива, акционерного общества /с 16 лет /.

4.Имеет право на получение паспорта. /14 лет /.

5.Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) /с 14 лет /.

6.Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей /с 14 лет/.

7.Вправе распоряжаться самостоятельно своим заработком, стипендией, иными доходами /с14 лет/.

8.Дает согласие на изменение своего имени или фамилии /с10 лет/.

9.Вправе самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки /с 6лет/.

10.Вправе посещать школу /с 6 лет/.

11.Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов /с рождения/.

12.Имеет право на имя, отчество и фамилию / с рождения /.



Конкурс “Уголовная ответственность несовершеннолетних”

Командам предлагаются карточки, на которых перечислены различные возрастные категории: а) 12 лет; б) 14 лет; в) 16 лет; г) 18 лет.

Задача команд: во время перечисления ведущим преступлений поднимать ту карточку с возрастом, с которого начинается уголовная ответственность за данное преступление.

Преступления:

  • убийство (с 14 лет);

  • причинение тяжкого вреда здоровью (с 14 лет);

  • кража (с 14 лет);

  • грабёж (с 14 лет);

  • вымогательство (с 14 лет);

  • заведомо ложное сообщение об акте терроризма (с 14 лет);

  • бандитизм (с 16 лет);

  • получение взятки (с 16 лет).

Время на обсуждение командой каждого пункта задания – 5 сек. За правильно выполненное задание – 4 балла (по 1 баллу за каждые 2 правильно поднятые карточки)

Конкурс “Гражданин России”

1. Гражданство.

Командам необходимо написать на листе бумаги основания приобретения российского гражданства.

Время – 3 минуты, 6 баллов.

(факт рождения от родителей – граждан России, натурализация (приём в российское гражданство на основе просьбы), регистрация (относится к лицам, у которых супруг или прямой родственник по прямой восходящей линии является гражданином России.) – достаточно назвать два признака.

2. Права и свободы гражданина.

Команды получают карточки с заданиями.

Задача команд – вписать права персонажей “Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях” А. Пушкина в соответствующие пустые строки. 4 минуты

  • Приказав Чернавке увести царевну и бросить её связанной в лесу, царица посягнула на _____________________(личную неприкосновенность, жизнь и свободу).

  • Брак королевича Елисея и царевны был заключён при __________________(свободном и обоюдном согласии).

  • Пёс Соколко, не пуская старуху в дом, охранял право на ________(неприкосновенность жилища).

Время выполнения – 3 мин., по 2 балла за каждое правильно выполненное задание.


6