СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДЕЛОВАЯ ИГРА «Гражданско – правовая и уголовная ответственность несовершеннолетних»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект деловой игры «Гражданско – правовая и уголовная ответственность несовершеннолетних» (с самоанализом)+презентация

Просмотр содержимого документа
«ДЕЛОВАЯ ИГРА «Гражданско – правовая и уголовная ответственность несовершеннолетних»»

ДЕЛОВАЯ ИГРА

«Гражданско – правовая и уголовная ответственность несовершеннолетних»


Цель занятия: повышение правовой культуры воспитанников, эффективности профилактики и предупреждения преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, знакомство с основными правами и обязанностями гражданина РФ, развитие навыков работы в команде.

Задачи игры:

  • формировать правовую культуру;

  • оказать помощь в осмыслении практического применения действующих законов;

  • формировать навыки безопасного поведения в обществе;

  • закреплять правовые знания у подростков;

  • развивать умение работать с документами

  • оказывать помощь несовершеннолетним в совершенствовании организаторских навыков, умении общаться, отстаивать и аргументировать свою точку зрения.

Участники: студенты от 16 до 18 лет

Оборудование: презентация; карточки с вопросами теста; таблички с надписями «Уголовная ответственность» и «Административная ответственность»; таблица с описанием преступлений (правонарушений); карточки с четверостишиями и карточки с комментариями к ним; кроссворд.


Ход занятия

  1. Организационный момент, сообщение темы занятия

Ведущий 1. Добрый день, дорогие друзья. Каждый человек с рождения и в течение жизни приобретает много прав, которые он должен знать и уметь ими пользоваться. Но вместе с правами у человека есть определенные обязанности и  ответственность за их выполнение, неисполнение  которых может привести к неприятным последствиям, а порой и к уголовной ответственности.

Ведущий 2. Сегодня мы постараемся вспомнить, закрепить знания, а может кто-то и приобретет знания о своих правах и обязанностях, и выясним, как вы разбираетесь в законах, по которым мы живем. А поможет нам в этом игра «Подросток и закон». В игре будут участвовать самые грамотные и законопослушные участники. Давайте поприветствует наши команды.

  1. Вводная часть

Ведущий 1. В нашей игре участвует команда «Знатоки» и команда «Защитники».

Ведущий 2. Видим, что команды готовы выяснить, кто из них лучше разбирается в законах, но для начала разрешите представить жюри, которое будет судить нашу игру. (Представление жюри)

  1. Основная часть

Ведущий 1. Итак, начнем игру и первый конкурс «Разминка».

Ведущий 2. Каждой команде по очереди будет задаваться вопрос, на который вам необходимо ответить одним словом. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Конкурс 1 «Разминка»

  1. Что является основным законом нашего государства? (Конституция).

  2. Защитник на суде? (Адвокат)

  3. С какого возраста наступает уголовная ответственность? (С 14 лет).

  4. Обвинитель на суде? (Прокурор)

  5. Как называется открытое хищение имущества? (Грабёж).

  6. Как называется нападение с целью овладения имуществом (Разбой).

  7. Как называется общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом? (Преступление).

  8. Обстоятельство, исключающее пребывание обвиняемого лица на месте преступления в момент его совершения. (Алиби).

  9. Мера пресечения, состоящая в заключении под стражу обвиняемого. (Арест).

  10. Основной документ в нашей стране, удостоверяющий личность гражданина. (Паспорт).

  11. Денежное взыскание, мера материального воздействия, применяемая в случаях и порядке, установленных законом или договором (Штраф).

  12. В каком возрасте человеку выдается паспорт? (14 лет)

  13. Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фотографией? (Ф. И. О., пол, дата рождения, место рождения).

  14. Какие еще сведения имеются в паспорте? (воинская обязанность, семейное положение дети, сведения о ранее выданном паспорте).

  15. В каких случаях гражданину могут поменять паспорт? (при утрате паспорта и при смене фамилии)

  16. Что должен сделать гражданин, если он потерял паспорт? (обратиться ФМС с заявлением о пропаже)

  17. Ситуации, в которых людям необходимо предъявлять паспорт? (при устройстве на работу, при покупке билета на поезд и самолет, денег в сберкассе, подаче заявления в загс).

  18. Как выглядит флаг России? (трехцветное полотнище. Цвета с низу вверх: Красный, синий, белый)

  19. Что изображено на гербе нашей страны? (двуглавый орел)

  20. Кто является президентом нашей страны? (В. В. Путин)

Информационное поле «Виды юридической ответственности»

Педагог: Напомню вам о видах юридической ответственности за нарушения. Существует 4 вида юридической ответственности:

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, хищения, хулиганство).

2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях — нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.

Основными видами административных наказаний являются:

— предупреждение;

— штраф;

— возмездное изъятие предмета (денежно материальные взыскания)

— конфискация предмета;

— лишение специального права, предоставленного гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств);

— исправительные работы;

— административный арест;

— административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;

— дисквалификация как правило применяется в спорте.

Статья 7.27. Мелкое хищение до 1000 руб. Мелкое хищение чужого имущества путём кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений – влечёт наложения административного штрафа в размере до трёхкратной стоимости похищенного имущества, но не менее одного минимального размера оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 20.1. Мелкое хулиганство. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающее нецензурной бранью в общественных местах – влечёт наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 20.20. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах – влечёт наложение административного штрафа в размере от трёх до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Статья 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах – влечёт наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трёх до пяти минимальных размеров оплаты труда.

3.Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т. е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4.Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. (например, испорченная вещь)

Ведущий 1. Наши команды размялись, и мы переходим к следующему конкурсу «Права человека». У вас на столах лежат тесты, на вопросы которых нужно ответить, выбрав вариант ответа из предложенных. Время для обдумывания – 2 минуты. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Конкурс 2 «Права человека»

( Тест по 4 вопроса каждой команде)
 
1 команда
1 вопрос - Ребенком, согласно Закону о правах ребенка считается человек:
а) с момента рождения до 18 лет *
б) с момента рождения до 14 лет
в) с момента рождения до 16 лет

2 вопрос: – Дети имеют равные права при условии:
а) если они родились в одной стране
б) если они родились в законном браке
в) равного социального положения
г) независимо от различных обстоятельств *
д) равного имущественного положения

3 вопрос: – Жестоко, грубо, оскорбительно с ребенком имеют право обращаться:
а) родители
б) родственники
в) никто*
г) сверстники

4 вопрос: – Уголовная ответственность отягощается в связи с состоянием опьянения. Что считается состоянием опьянения?
а) употребление алкоголя*
б) наркотических средств*
в) употребление других одурманивающих веществ*


2 команда

1 вопрос: – С какого возраста ребенок имеет право на самостоятельный труд:
а) с 18 лет
б) с 16 лет *
в) после окончания учебного заведения, дающего профессиональную подготовку

2 вопрос: – Ребенок имеет право на свободное выражение собственного мнения:
а) безоговорочно*
б) не имеет
в) если это не наносит вреда другим людям

3 вопрос: – Во дворе школы произошла драка. Максим под давлением своих друзей намеренно обидел Игоря. Вследствие этого Игорь кинулся в драку с друзьями Максима. Сам Максим участия в драке не принимал. Однако инспектор по делам несовершеннолетних привлек его к ответу. В качестве кого?
а) организатора
б) соучастника
в) подстрекателя*

4 вопрос: – За нарушение детьми до 14 лет законодательства несут ответственность:
а) сами дети;
б) родители или лица, их заменяющие (опекуны или приемные родители)*;
в) только родители;

Ведущий 2. Пока наши команды отвечают на вопросы теста, мы проведем блиц-опрос и для наших гостей.


Вопросы для зрителей

2. Какова власть парламентариев (в России   депутатов Гос. Думы и членов Совета Федерации)? (Законодательная).

3. Что издавна именуют искусством управления государством? (Политику).

4. Какое слово часто используется как синоним термину право? (Закон).

5. Законы какого царя являются древнейшими из дошедших до нас? (Хаммурапи).

6. В каком году была принята последняя Конституция СССР? (В 1977 году).

7. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ? (12 декабря 1993 г.).

 8. Какие две основные формы Государственного правления знает история? (Монархия, республика).

9. Что, кроме прав и свобод человека и гражданина, закреплено во 2-й главе Конституции РФ? (Обязанности).

10. Какой политический режим не заинтересован в реализации гражданами свободы мысли и слова? (Тоталитарный).


Ведущий 1. А сейчас настало время провести конкурс капитанов «Квалифицируйте преступление». Каждому капитану зачитывается ситуация, их задача раскрыть преступление, за правильный ответ команда получает 1 балл.

Ведущий 2. А сейчас настало время провести конкурс «Моя ответственность»

Мы будем по порядку называть различные ситуации. Вы должны определить, какие виды юридической ответственности наступают и правильно поднять таблички с ответами «уголовная ответственность» или «административная ответственность»

Конкурс  3 «Моя ответственность»

  1. Террорист попытался угнать самолет (уголовная).

  2. Валерий при переезде на новую квартиру выгнал на улицу свою собаку (гражданская).

  3. Аркадий сломал дерево (гражданская).

  4. Девушка украла чужого ребенка (уголовная).

  5. Петр и Леонид бросали камни в проходящие поезда (административная).

  6. Виталий снял щетки стеклоочистителя с чужого автомобиля (уголовная).

  7. Школьник мучил котенка (гражданская ).

  8. Порвал учебник одноклассника (Гражданская)

  9. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (Административная)

  10. Избил одноклассника (Уголовная)

  11. Совершил кражу мобильного телефона. (Уголовная)

  12. Совершил прогул, опоздал (Дисциплинарная)

  13. Переходил дорогу в неположенном месте. (Административная)

  14. Разбил мячом окно. (Гражданская)

  15. Нецензурно выражался в общественном месте. (Административная)

  16. Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (Уголовная)

  17. Подростки писали на стенах нецензурные слова. (Административная)

  18. Гражданин сознательно купил ворованную вещь (уголовная).

  19. Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему (административная).

  20. Машинист тепловоза явился на работу в нетрезвом состоянии (административная).

  21. Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявший автомобиль (административная).

  22. Учащиеся техникума угнали автомашину и разбили ее (уголовная).

  23. Пассажир автобуса не оплатил проезд (административная).

  24. В кинотеатре подростки пили пиво и нецензурно выражались. (административная).

  25. Шестнадцатилетний мальчик позвонил ради шутки в полицию и сообщил, что в школе заложена бомба (уголовная).

  26. 14-летний мальчик в неположенном месте перебежал улицу, всем машинам пришлось резко затормозить (административная).

  27. Ученики сорвали расписание уроков в коридоре школы (административная).

  28. Девочка оскорбила своего одноклассника, тот в отместку ударил ее и сломал челюсть (уголовная).

  29. Девочки – школьницы собирали в лесу цветы, находящиеся под охраной закона. (административная).

  30. Ученик разбил стекло (административная).

  31. Гражданин сознательно купил ворованную вещь (уголовная).

  32. Гражданин без лицензии поймал на удочку 15 кг рыбы (административная).

  33. Браконьер выловил 3 осетров (уголовная).

  34. Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему (административная).

  35. Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую «Волгу» (административная).

  36. Учащиеся  угнали автомашину и разбили ее (уголовная).

  37. Пассажир автобуса не оплатил проезд (административная).


Ведущий 1. Переходим к четвертому конкурсу нашей игры «Раскрываем преступление» Вам необходимо будет раскрыть преступление (правонарушение).

Ведущий 2. Перед вами лежат таблицы, в первом столбце которых  перечислены различные преступления и правонарушения. Команды должны заполнить второй столбик, то есть дать юридические названия данным деяниям.

Ведущий 1. Время на размышление – 3 минуты. За каждое правильно квалифицированное преступление команда получает 1 балл.

Приступайте.

Конкурс 4 «Раскрываем преступление»

Всего перечислено 8 преступлений (правонарушений).

п/п

Преступления, правонарушения

Юридическое название

1

Иван исписал стены дома надписями «Спартак – чемпион!»

Вандализм

2

Михаил «забыл» оплатить покупку в супермаркете

Кража

3

Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться»

Угон

4

Вася сообщил в милицию о том, что в школе, якобы заложена бомба

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма

5

Коля заставил малыша дать 10 рублей

Вымогательство

6

Женя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения

Хулиганство

7

Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала ее на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания

Оскорбление

8

Витя отобрал у Кости CD-плейер

Грабеж

 

Ведущий 2. А чтобы наши зрители не скучали, мы проверим и их знания.

Ведущий 1. Вы должны назвать правовые акты, в которых находятся статьи, которые я буду зачитывать.

Задание для зрителей

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью, и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. (Всеобщая Декларация прав человека).

«Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенного посягательства на его честь и репутацию» (Конвенция о правах ребенка).

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируются. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (Конституция РФ).

«Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах актов гражданского состояния. (Семейный кодекс РФ).

Ведущий 2. На следствии многие правонарушители, выгораживая себя, начинают придумывать то, чего не было, рассказывать сказочные истории про себя. Мы с вами тоже любим сказки. Давайте вспомним некоторые из них в конкурсе «Сказочный юрист».

Ведущий 1. Вам необходимо по описанию сюжета сказки увиденного глазами юриста вспомнить название сказки. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Итак, начинаем.

Конкурс 5 «Сказочный юрист»

1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц, и лишь благодаря своеобразному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка»).

2. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. (« Волк и семеро козлят»).

3. В этой сказке речь идёт об искателе приключений, который без хорошей физической подготовки отправился в путешествие с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок»).

4. В этой сказке речь идет о трех братьях близнецах, которые подверглись нападению злого серого разбойника. Мужество и смекалка старшего брата помогли сохранить жизнь и здоровье близнецов. («Три поросенка»).

5. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но не сумевшим это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба»).

6. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд; причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и работнике его Балде»).


Ведущий 2. Наша игра подходит к завершению, и последний конкурс называется «Отгадай кроссворд».

Ведущий 1 Вам предстоит отгадать кроссворд. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Команде, которая первой решит кроссворд, присуждается еще 2 балла.

Конкурс 6  «Отгадай  кроссворд»














5.





















4.


З








6.





8.

О







П


а








П






б





2.


р


к








р






я




3.

П

р

а

в

о

н

а

р

у

ш

е

н

и

е





з





р

в


н








г


7.

Н

а

к

а

з

а

н

и

е


о










о






н





с












в



1.

К

о

н

ф

л

и

к

т












о






о





у












р






с





п


















т





л


















ь





е























н























и























е















По горизонтали:

1.Столкновение, серьёзное разногласие сторон (конфликт).

3.Противоправное виновное умышленное или неосторожное действие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (правонарушение).

7. Мера воздействия против совершённого преступления (наказание).

По вертикали:

2.Действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности (преступление)

4.Совокупность обязательных для  исполнения норм, установленных государством, регулятор общественных отношений (право).

5. Нормативный акт, принятый высшим представительным (то есть избранным всем народом) органом государства (закон).

6. Решение суда после слушания дела (приговор).

8.Определённый круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения (обязанность).

Ведущий 1. Вот и подошли к концу наши испытания. Просим наше многоуважаемое жюри подсчитать количество баллов каждой команды.

Ведущий 2. Пока наше жюри подводит итоги, мы с вами проведем игру «Угадай, о чем говорят дети».

Ведущий 1. По указанным предложениям определите о ком или о чем это говорится?

Милиционер

Это может быть мужчина, а может и женщина. Одеваются по-другому, не как мы. Их боятся и дети и взрослые. Но без них жить нельзя. Их ругают и говорят спасибо. Мы с ними встречаемся везде, куда идем и едем.

Законы

Их много. Они могут быть разные в разных странах. Поедет иностранец в другую страну и ему очень трудно жить там, так как он не знает, какие они. Но их надо знать, они помогают нам жить друг с другом.

Свобода

Это бывает тогда, когда выпустят человека их тюрьмы. Из садика ребенок придет, из школы и делает, что хочет. А если ребенок расшалится, его накажут.


  1. Подведение итогов. Награждение грамотами.

Ведущий 2. Я вижу, что наше многоуважаемое жюри уже подвело итоги игры и готово объявить победителя. Вам слово. (жюри объявляет победителя, награждает грамотами).

Ведущий 1. Подводя итоги нашего занятия хочу процитировать слова французского философа ХVIII Вольтера: «Только слабые совершают преступления: Сильному и счастливому они ни к чему…». Спасибо за игру

Самоанализ занятия


Тема занятия: Деловая игра «Гражданско – правовая и уголовная ответственность несовершеннолетних»

Цель занятия: повышение правовой культуры воспитанников, эффективности профилактики и предупреждения преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, развитие навыков работы в команде.

Задачи:

  • формировать правовую культуру;

  • оказать помощь в осмыслении практического применения действующих законов;

  • формировать навыки безопасного поведения в обществе;

  • закреплять правовые знания у подростков;

  • развивать умение работать с документами;

  • оказывать помощь несовершеннолетним в совершенствовании организаторских навыков, умении общаться, отстаивать и аргументировать свою точку зрения.

При подготовке к проведению занятия была просмотрена литература нормативно-программного характера, методические разработки занятий по правовому воспитанию.

Форма занятия – игра. Для усиления воспитательного воздействия, стимулирования мотивации и интереса в рассмотрении данного материала, повышения познавательной деятельности в целом было привлечено мультимедийное сопровождение.

Актуальность проведения мероприятий такого плана, заключается в том, что в современных условиях именно правовое воспитание подрастающего поколения является важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством.

Структура занятия представлена тремя этапами:

  • Организационный момент.

  • Основной этап – игра-соревнование

  • Итог занятия – подведение итогов, награждение победителей.

Все этапы игры взаимосвязаны друг с другом.

Предлагаемые задания разнообразны и практико ориентированы. Имеются задание для болельщиков.

Задания соответствовали выбранной форме мероприятия, учитывали возрастные и индивидуальные особенности участников, уровень их подготовленности по теме.

Эмоциональное состояние воспитанников на мероприятии: были активны, каждый хотел показать свои знания, умения.

На занятии использовались следующие методы работы;

  • эмоциональные:

- поощрение;

- наглядные демонстрации;

- стимулирование и оценивание;

  • познавательные:

- побуждение познавательного интереса;

- создание ситуации взаимопомощи.

Структура занятия соответствовала его цели и форме.

Данное мероприятие было организовано с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и коллективных запросов и интересов детей, так как подросткам нравятся коллективные формы работы, основанные на совместных действиях, соревнованиях или игровой ситуации, разнообразие видов деятельности и быстрый темп работы.

Дифференцированный подход к обучающимся заключался в разделении студентов на 2 команды не только по возрастным характеристикам, но и по уровню развития и степенью овладения речевыми и познавательными навыками и умениями. Объединение обучающихся разного возраста позволило нам, опираясь на имеющийся у студентов жизненный опыт, знания, сделать мероприятие интересным, полезным, вовлечь детей в совместную деятельность.

Ожидаемые результаты: формирование правовой грамотности и компетентности подростков; повышение правого сознания подростков и их гражданской активности; совершенствование навыков коллективной работы при выполнении заданий.

Считаем, что поставленные задачи были реализованы, мероприятие достигло своей цели. Познавательный интерес обучающихся был на оптимальном уровне.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!