Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 21 г. Болотного
Болотнинского района Новосибирской области
Деловая игра «Интеллектуальное казино»
для обучающихся 9-11 классов
Разработала: ученица 10 класса
Мелешенко Дарья
Куратор: Беспалова Ирина Васильевна
Болотное 2017
Введение
Важнейшим условием развития общества является воспитание граждан, уважающих свои права и свободы личности, принимающих активное участи в жизни государства, своего родного города. Формирование у школьников активной гражданской позиции на основе знания своих гражданских прав и обязанностей- одна из важнейших задач школы.
Наиболее оптимальным для гражданского воспитания является подростковый возраст, как пора самоутверждения, активного формирования социальных интересов, жизненных идеалов. Включив данную игру в воспитательно- образовательный процесс, учащиеся получат необходимые сведения о сложностях и противоречиях окружающей жизни, об опасностях, которые их ожидают, о личной ответственности гражданина перед законом.
Тема: «Права и обязанности старшеклассников»
Цель: Формирование социально-активной личности, знающей и реализующей свои права.
Задачи:
Создание условий для приобретения учащимися нового социального опыта, способствующего личностному развитию учащихся.
Формирование интереса к актуальным проблемам права, способствующим становлению Гражданина.
Развитие навыка правильно оценивать ситуации, в которых соблюдаются или нарушаются права человека в повседневной жизни, принятие ответственности за свою гражданскую позицию.
Рассмотрение вариантов действий гражданина в ситуациях, когда нарушаются его права.
Воспитание ответственности за свои дела и поступки.
Условия игры: принимают участия три команды по 6-8 человек. Команды придумывают названия, связанные с темой игры, выбирают капитана. Каждый раунд будет сопровождаться ставкой команды- это фишка в «1 ум». В случае правильного ответа участники зарабатывают к своей ставке еще фишку в “один ум”. Если же ошибается, тогда “умы” (ставка участников) пополняют банк казино.
Время проведения: 45 минут.
Оборудование: жетоны с надписью «1 ум», таблички с выбором ответа, мульти- медийное оборудование, карточки, коробка, очки.
2
Ход мероприятия:
В цепи человек стал последним звеном,
И лучшее все воплощается в нем.
Как тополь, вознесся он гордой главой,
Умом одаренный
Вместилище духа и разума он –
Весь мир бессловесных ему подчинен.
Ведущий: Добрый день, дорогие умники и умницы. Я приветствую вас в нашем интеллектуальном казино. Девизом нашей игры будет русская поговорка: «Плох тот хорошист, кто не мечтает стать отличником!».
2. Сообщение правил игры.
Сейчас на сцену приглашаются три команды. Ваша задача, за короткое время придумать название команды, которое будет непременно связано с правом. И выбрать себе капитана.
Наше казино – это место, где каждый, кто честен, смел и безызвестен, может заработать деньги не как - нибудь, а своим собственным умом. Только чур! Деньги у нас особенные! Это фишки достоинством в «один ум». Помните? Как говорится: «ум хорошо, а два лучше». В течение всей игры вы можете, как увеличить свое умственное состояние, так и стать банкротом, потеряв все свои «умы».
В игре вас ждут вопросы из права, политики, экономики и других сфер общественной жизни. Каждый раунд будет сопровождаться вашей ставкой.
В случае правильного ответа вы зарабатываете ещё “один ум”. Если же вы ошибётесь – тогда не отчаивайтесь – ваши “умы” пополнят кассу нашего казино. Как видите, условия игры просты, но давайте договоримся – отвечать на вопрос имеет право только тот, кто сделает ставку. Остальные – молчок!
Первый тур
- Итак, уважаемые игроки, вы готовы начать зарабатывать свои «умы»?
У вас на столах лежат 9 фишек, в первом раунде вы можете обогатиться, не делая ставки. Каждой команде я буду задавать вопросы, правильный ответ-1 «ум». Время обдумывания 5 секунд.
1) Страна, где человек родился и вырос. (Родина, Отечество)
2) Наша Родина — Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»? Ответ: Союз, объединение.
3) Самый главный город каждой страны. (Столица)
4) Человек, любящий свою родину. (Патриот)
5) На каком материке расположена Россия? (Евразия)
6) Как называется основной закон страны? (Конституция)
7) Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. (Гражданин)
3
8) Человек, получивший от народа право на власть. (Президент)
9) Какие символы государства вы знаете? (Флаг, герб, гимн)
10) Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? (Герб)
11) Что обозначают три цвета российского флага? (Белый цвет обозначает чистоту стремлений, синий — волю к миру, красный — готовность не жалеть своей крови при защите Родины)
12) Как называются правила, которые устанавливает государство? (Законы)
13) Народное голосование, которое проводится по самым важным вопросам жизни государства. (Референдум)
14) Когда отмечается День России? Ответ: 12 июня, в этот день в 1990 году
15) Главные защитники прав ребенка (Родители)
16) Человек, защищающий интересы подсудимого в суде (Адвокат)
17) Учреждение, которое занимается охраной порядка и безопасности граждан (Полиция)
18) Кара за совершенное преступление (Наказание)
19) То, что принадлежит лично человеку или его семье (Личная собственность)
20) Опасное для общества деяние, нарушающее закон (Преступление)
21) Передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, нормы поведения (Традиция)
22) Предмет или обстоятельство, доказывающее чью-нибудь виновность в чем – либо (Улика)
23) Специалист по правовым вопросам, по правоведению (Юрист)
24) Одинаковые права людей в обществе (Равенство)
Второй тур
- В этом раунде вам понадобятся таблички с ответами. Но прежде чем в него играть команды делают ставку в 4 «ума». Правильный ответ оценивается 2 «умами». Я читаю каждой команде вопрос или определение, а вы, посовещавшись поднимаете табличку с ответом, который считаете правильным.
1) Согласно Конституции РФ гарантом территориальной целостности страны, прав и свобод личности является:
1. Президент РФ
2. Правительство РФ
3. Государственная Дума
4. Совет
Ответ: 1
2) Происходит от латинского «посвящаю» и означает торжественную церемонию присяги и вступления в должность президента:
1. Выборы;
2. Инаугурация;
3. Абсентеизм;
4
4. Референдум
Ответ: 2
3) Являются ли равнозначными наименования Российская Федерация и Россия?
1) Нет;
2) Да
Ответ:2
4) В РФ кто пользуется правами и свободами?
1. Все граждане РФ;
2. Только пенсионеры;
3. Все, кто законно находится на территории РФ.
Ответ: 1
5) Система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения это:
1.Закон
2. Мораль
3. Право
Ответ: 3
6) С какого возраста требуется согласие ребенка при смене гражданства?
1.10 лет;
2. 12 лет;
3. 14 лет;
Ответ: 3
Третий тур
- В следующем раунде на экране будут показываться предметы, ваша задача, указать какое право упоминает данный предмет. Но прежде чем в него играть делаем ставку в 5 «умов». Правильный ответ оценивается 3 «умами».
1слайд Свидетельство о рождении. Что это за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя).
2 слайд Сердечко. Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь)
3 слайд Домик. Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество)
4 слайд Конверт. О чем напомнил конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)
5 слайд Букварь. О каком праве напоминает эта книга? (О праве на образование).
6 слайд Игрушечные утенок и утка. О чем напоминает эти игрушки? (О праве ребенка быть вместе с мамой)
-А теперь вопрос. У халифов он был желтым, у албанцев- без клюва и ногтей, у их российского «собрата» они есть. О ком я говорю? 7 слайд (Двуглавый орел)
5
- Эта книга, состоящая из двух частей - общей и особенной. В первой, в частности, дается определение того, что считается преступлением. (Уголовный кодекс РФ) 8 слайд
- Этот предмет должен иметь при себе каждый для получения избирательного бюллетеня? (Паспорт) 9 слайд
Четвертый тур
- Делаем ставку в 3 «ума». Правильный ответ оценивается 1 «умом». За 30 секунд вы должны сложить по два слова из предложенных букв.
1. Государство
2. Конституция
3. Правоотношения
4. Эмансипация
5. Дееспособность
6. Диспозиция
Пятый тур
- Следующий тур называется «Я и право». За каждый заданный вопрос вы делаете ставку в 2фишки. За правильный ответ вы получаете 1 «ум». Основываясь на статьях Конвенции о правах ребенка, сказать: какие права здесь нарушены, и помочь сказочному герою защитить свои права:
Слайд10 Лиса говорит: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Что должен ответить Колобок, защищая свои права? («Не имеешь права посягать на мою жизнь»).
Слайд 11 Медведь говорил: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Как должна ответить Маша, защищая свои права? («Не имеешь права лишать меня свободы»).
Слайд 12 Какую статью нарушил Карабас-Барабас, когда подвесил Буратино на крючок, а затем хотел бросить его в костер? Что должен сказать Буратино Карабасу- Барабасу? (статья 37 «Не имеете права подвергать меня пыткам и жестокому обращению»).
Слайд 13 Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)
Слайд 14 Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст.1)
Слайд 15 Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Что было нарушено?
(Статья 11. Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась раньше).
6
Шестой тур
- Вопросы аукционы. 1 вопрос стоит 1 «ум», повышаем ставки, господа. Выкупают вопросы.
Первый вопрос аукцион: На экране вы видите изображение картины художника Василия Перова «Тройка». Слайд 16
-Какое право ребёнка нарушено? (Право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию).
Второй вопрос аукцион: Пабло Пикассо «Девочка на шаре». Слайд 17 Иллюстрацией к какому праву может служить эта картина? (Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством).
Третий вопрос аукцион: Картина Константина Маковского «Игра в бабки» Слайд 18 Иллюстрацией к какому праву может служить эта картина? (Право ребёнка на отдых и досуг)
Четвертый вопрос аукцион. Слайд 19 Послушайте песню. Звучит отрывок из песни:
- «Пусть всегда будет солнце». О каком праве в ней поётся? (Право на жизнь и свободу)
Пятый вопрос аукцион. Слайд 20
- «Песня бременских музыкантов» О каком праве в ней поётся? (Право на свободу передвижения)
Шестой вопрос аукцион. Слайд 21
- «Чему учат в школе» О каком праве в ней поётся? (Право на образование).
Седьмой тур
-Седьмой тур называется «В шутку о серьезном». За каждый вопрос вы ставите ставку в 2 «ума», за правильный ответ к своей ставке, вы получаете еще 2 «ума»
1. Слайд 22 Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Гайдая «Бриллиантовая рука». (Черт побери)
2. У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего? (Билета) Слайд 23
3. Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем-каскадером. (Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля») Слайд 24
4. Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. (Сорока) Слайд 25
5. Как звали капитана МУРа, поймавшего в трамвае Кирпича? (Глеб Жиглов) Слайд 26
7
6. В финале этого фильма один из героев публично провозгласил «Да здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире!» (Кавказская пленница) Слайд 27
7. «Избави Бог и нас от этаких судей!»-восклицал А. Крылов. Кто же был героем басни? (Осел) Слайд 28
8. Как появилось выражение: «Написано на лбу»? (Происходит от обычая ставить клеймо на лбу у преступника) Слайд 29
9. Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня. (Шапка) Слайд 30
Восьмой тур
- Закончить нашу игру, я предлагаю опять сказками. За каждый вопрос вы ставите ставку в 2 «ума», за правильный ответ к своей ставке, вы получаете еще 1 «ум».
1.В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц, и лишь благодаря своеобразному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка») Слайд 31
2. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому по труду и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд; причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и работнике его Балде») Слайд 32
3. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят») Слайд 33
4. В этой сказке речь идёт о неком искателе приключений, который без хорошей физической подготовки отправился в путешествие с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок») Слайд 34
5. Назовите сказку, где две сестры, завидуя третьей, идут на подлог и обман. («Аленький цветочек») Слайд 35
6. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба»). Слайд 36
Игра: «Кот в мешке»
- Уважаемые дамы и господа наше интеллектуальное казино предлагает вам грандиозную распродажу. Она начинается прямо сейчас. Проявите же мудрость: потратьтесь на «кота в мешке». Не экономьте деньги.
КОТ №1 Рекомендую: В мешке есть то, что есть у каждого отличника. У хорошиста она может и не быть. Стартовая цена «1ум». Кто хочет приобрести ценную вещь за «1ум»? Кто больше? Продано! (Пятерка)
8
КОТ №2 Обычно с первого взгляда обладателя этой вещи принимают за отличника. Кто хочет ее купить? Она полезна для имиджа. Стартовая цена -один «ум». Раз! Два! Три! – Продано. (Очки)
КОТ №3 Сегодня ты о них мечтал,
Их кто-то нынче потерял
Без них тебе не обойтись
Тогда плати и не скупись!
Итак, стартовая цена «2 ума». (5 умов)
КОТ №4 Он для человека просто необходим, чтобы вдохновлять, добавлять силы и поддерживать то, что есть хорошего. (Шоколад)
Последний кот продан. Все! Подсчитываем Ваши «умы»
- Надеюсь, что самый большой подарок, который вы получили от игры – это ваши знания!
9
Заключение
Хорошо, когда молодые люди, вступая во взрослую жизнь, знают свои права и те законы, по которым живет наше общество. Но не менее важно и то, насколько социально зрелым будет выпускник школы, насколько он будет готов воспринимать нестабильный, драматический, но в то же время хрупкий, требующий от человека воли и мужества, любви и заботы мир.
Форма деловой игры помогает актуализировать знания ребят по данной теме, позволяет проанализировать известные сказочные ситуации с точки зрения закона и права, перенести теоретические знания в сферу их практического применения.
10
Список литературы
1. Словарь С. И. Ожегова (с.143);
2. «Конституция РФ»;
3.http://www.prodlenka.org
4.http://school-ddut.ru/hictori
5.http://festival.1september.ru
11
Приложение 1
Государство
Конституция
Правоотношения
Эмансипация
Дееспособность
Диспозиция