СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловая игра «Как приучить ребёнка к помощи в домашних делах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: определить с родителями способы воспитания у детей ответственности через помощь в домашних делах.

Задачи:

  1. создать доброжелательную атмосферу в коллективе родителей;
  2. расширить объем знаний родителей о методах воспитания у детей ответственности;
  3. обсудить причины возникновения нежелания детей помогать родителям в домашних делах, наметить пути решения проблемы.

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра «Как приучить ребёнка к помощи в домашних делах»»

Деловая игра

«Как приучить ребёнка к помощи в домашних делах»

(для родителей учащихся вторых классов)


Цель: определить с родителями способы воспитания у детей ответственности через помощь в домашних делах.

Задачи:

  1. создать доброжелательную атмосферу в коллективе родителей;

  2. расширить объем знаний родителей о методах воспитания у детей ответственности;

  3. обсудить причины возникновения нежелания детей помогать родителям в домашних делах, наметить пути решения проблемы.

Категория участников: педагог, педагог-психолог, родители.

Этапы

  1. Организационный. Содержание деятельности: педагог организует среду, соответствующую целям собрания, организует взаимодействие с родителями для эффективной совместной работы

  2. Основной. Содержание деятельности: педагог проводит основную работу по теме в виде упражнений, игр, дискуссии.

  3. Заключительный. Содержание деятельности: подводятся итоги проделанной работы, оценивается её эффективность, участники высказывают свои пожелания на будущее.

Материалы и оборудование:

  1. стулья (расставленные по кругу);

  2. листы формата А4, ручки по количеству участников.

Ход собрания

  1. Игра «Приветствие» (раскрепощение участников, создание доброжелательной атмосферы). Педагог предлагает каждому участнику поприветствовать всех присутствующих и продолжить фразу «Мне сегодня удалось…». Например, «Мне сегодня удалось не опоздать на работу, сделать много важных дел, выполнить сложное поручение, встать утром с хорошим настроением ит.д.»

  2. Игра «Домашние дела» (анализ сложившейся в семье ситуации в плане распределения обязанностей).

На столе лежат карточки с описанием домашних дел (Приложение 1), каждый участник берёт себе по одной карточке и зачитывает надпись на ней. Затем участник отвечает на вопрос – кто из членов семьи выполняет данные домашние обязанности, что поручено ребёнку. Те карточки, на которых указаны дела, поручаемые ребёнку, откладываются в сторону. По окончании упражнения, педагог зачитывает, в чём дети помогают родителям по дому. Это делается для того, чтобы родители могли проанализировать, много или мало поручений они дают своим детям.


  1. Дискуссия «Нужно ли приучать ребёнка к помощи в домашних делах?» (обмен мнениями по данному вопросу).

Участникам раздают листы бумаги, на которых они в письменной форме выражают своё мнение по данному вопросу. Если участник считает, что приучать ребёнка к помощи в домашних делах нужно, то он объясняет, для чего это необходимо делать; если же считает, что не нужно, тоже аргументирует свой ответ. Затем участники по очереди зачитывают свои записи.

Ведущий коротко фиксирует высказывания и доводы родителей, когда все мнения высказаны, он подводит итог. Например, большинство родителей считают, что детей необходимо приучать к помощи по дому, т.к. как это воспитывает в них чувство ответственности и стремление заботиться о близких людях, а также дети растут более самостоятельными и приспособленными к жизни.

Ребёнок, помогая родителям, освобождает их от некоторых дел, а значит заботится о них. Ведь мама, например, готовит обед не только для себя, она готовит на всю семью, она заботится о каждом члене семьи. Если мама будет заботиться о ребёнке, а он – только о себе – это научит его эгоизму. Помощь по дому – это урок заботы о близких людях.

Придёт время, ребёнок вырастет и покинет родительскую семью. Не имея никаких бытовых навыков, он будет чувствовать себя беспомощным. Конечно, можно возразить, что ребёнок ещё маленький и до самостоятельной жизни ему ещё далеко. Но приучить к домашним делам младшего школьника намного проще, чем подростка и юношу. Учить бытовым «премудростям» нужно постепенно, тогда это не будет такой уж большой трудностью и для ребёнка и для вас.

  1. Минилекция «Как приучить ребёнка к помощи в домашних делах» (психолого-педагогическое просвещение родителей).

Как мы с вами выяснили, приучать детей к помощи по дому нужно для того, чтобы привить им самостоятельность, трудолюбие, научить заботиться о близких людях.

Когда вам действительно нужна помощь по дому, когда ребенок понимает, что это — реальное дело, а не игра или прихоть взрослого, он легко и естественно приучается трудиться. Именно поэтому, к примеру, дети охотнее участвуют в домашних делах, если мама заболела.

Просить и напоминать — вот два ключевых понятия, связанных с процессом приучения к домашнему труду. Очень часто родители говорят, что чем напоминать ребенку десять раз, лучше все сделать самим. Не лучше! Иначе ребенку очень скоро станет удобно быть забывчивым.

Хотелось бы подчеркнуть одну мысль: работа ни в коем случае не должна даваться «в наказание», иначе ребенку очень трудно будет почувствовать от нее удовлетворение. Вряд ли ребенок, которого в детстве заставляли стирать носки, если он забывал обуть тапочки, проникнется когда-нибудь любовью к этому занятию. Наказание по определению трудно и неприятно. Тем более что наказание — это всегда требование, а не просьба. [1]

  1. Игра «Способы приучения детей к помощи по дому» (поиск способов решения проблемы).

Участники делятся на две команды. Каждой команде ведущий раздаёт ручки по количеству участников и по одному ватману на команду. Задача команд – за 1 минуту написать как можно больше способов приучения детей к помощи по дому. Побеждает команда, которая составила более полный и разнообразный список и уложилась в 1 минуту. Остальные участники поощряют команду-победительницу аплодисментами.

Примечание. Среди предложенных способов наверняка будет такой как «платить за труд». Следует организовать обсуждение данного способа.

  1. Дискуссия «Вознаграждать ли ребёнка материально?» (самостоятельное решение проблемы родителями).

Вопросы для организации дискуссии:

- считаете ли вы материальное поощрение действенным методом и почему?

- какие, на ваш взгляд последствия могут быть от такого метода?

Что бы ответить на этот вопрос, ответьте сначала – платит ли вам кто-нибудь за выполнение домашних обязанностей (например, за то, что вы сварили борщ).

Оплачивая ребёнку его труд, мы учим его не заботиться о близких, а находить во всём выгоду для себя. Такую ли цель вы ставили себе, приучая ребёнка к помощи по дому? Материально вознаграждая ребёнка за чистку ковров и мытьё полов, вы рискуете столкнуться с тем, что на вашу просьбу сходить в магазин (т.к. вы очень устали), ребёнок ответит вопросом: «А что я за это получу?»

  1. Игра «Просим, платим, заставляем» (поиск способов приучения ребёнка к помощи по дому).

Несколько добровольцев выходят из комнаты, и заходят по одному. Первому предлагается какое-либо задание, придуманное группой (например, составить определённым образом стулья, собрать разбросанные бумажки, полить цветы и т.д.). Задание даётся в приказной форме и тоном, не терпящим возражений. Второму добровольцу (зашедшему в комнату после того, как первый выполнил задание), предлагается выполнить то же задание за какое-либо материальное вознаграждение (например, за шоколадку). Третьему добровольцу предлагается вознаграждение в виде аплодисментов. Четвёртого добровольца просто вежливо просят выполнить задание, поле чего вознаграждают аплодисментами.

Затем проводится обсуждение игры. Каждый доброволец по очереди делится своими эмоциями и рассуждениями по поводу результатов игры.

Вопросы для обсуждения:

- Какие эмоции у Вас возникли, когда вам озвучили задание / в процессе выполнения задания?

- Возникло ли у вас желание выполнить задание или вы сделали это нехотя?

- Какая формулировка задания вас устроила бы больше?

Необходимо подвести родителей к выводу о том, что формулировать свои просьбы ребёнку о помощи в делах необходимо доброжелательным тоном и после выполнения просьбы давать нематериальное вознаграждение (не нужно его обещать), например, слова благодарности, поход в кино,

  1. Минилекция «Как приучить ребёнка к помощи в домашних делах» (психолого-педагогическое просвещение родителей).

Занимайтесь делами по дому вместе. Дети всегда берут пример со своих родителей, поэтому важно на своем примере показывать, что уборкой следует заниматься постоянно, причем всем членам семьи. Разделение труда — это справедливо, но главное — необходимо, потому что мама не может всегда справляться со всеми делами по дому сама и ей надо помогать.
Приобщайте детей к делам постепенно и никогда не ругайте, если у сына или дочери что-то не получается с первого раза. В противном случае в следующий раз договориться с ребенком, чтобы он выполнил какую-нибудь работу по дому, будет очень непросто: боясь допустить новые ошибки и вызвать недовольство родителей, дети могут замкнуться в себе.
Рассказывайте детям о том, что, как и зачем вы делаете, чтобы потом им было проще сделать это самостоятельно.
Никогда не делайте работу по дому наказанием. Все-таки убирать кровать, раскладывать игрушки по коробкам или мыть посуду нужно независимо от того, хорошую или плохую оценку в школе получил ребенок, хорошо или плохо он себя вел. К тому же система наказаний или поощрений очень быстро вырабатывает у детей определенные привычки, от которых потом очень трудно избавиться.
Никогда не доделывайте работу за ребенка, помогите ему разобраться в ситуации и довести дело до конца. В противном случае ребёнок будет считать, что можно бросить любое начатое дело.
Не делите обязанности в зависимости от пола детей. Дети должны развиваться гармонично, так они будут чувствовать больше уверенности в своих силах и возможностях и научатся ценить труд других. Нет ничего страшного в том, что мальчик моет за собой посуду, а девочка интересуется папиными инструментами. Дети всегда открыты для экспериментов.

Не забывайте хвалить и поощрять детей за помощь по дому. Это очень важно. Это не только радует, но и приучает ребенка к труду, тогда как позиция «само собой разумеется» может отбить у него всякое желание помогать Вам.
Вырастить детей ответственными и трудолюбивыми не так сложно, как кажется. Главное, самим быть достойным примером и проявлять терпение и внимание. [2]

  1. Минилекция «Ещё один способ приучения выполнять работу по дому» (психолого-педагогическое просвещение родителей).

Конечно, приучать ребёнка к помощи по дому нужно с самого раннего возраста. Но если что-то пошло не так и ваш ребёнок совсем не хочет вам помогать, не отчаивайтесь, всё ещё можно исправить. Только для этого вам понадобится запастись терпением и проявить свои творческие способности.

Во-первых, попросите ребёнка помочь: «Ваня, мне очень нужна твоя помощь». Выражайте именно просьбу, а не приказ, соответственно и тон должен быть доброжелательным, но не умоляющим.

Во-вторых, составляйте список дел вместе с ребёнком. Не торопитесь записывать сразу все дела, пусть ребёнок напомнит вам то, что вы «забыли», это научит его замечать беспорядок. Составляя список вместе с вами, ребёнок включится в деятельность уже на этом этапе – на этапе планирования, а значит, работа не будет восприниматься как задание (он сам решил включить этот пункт в список).

Формулируйте каждый пункт как можно более подробно. Лучше записать много мелких дел, чем одной фразой обозначить всё, что вы планируете. Например, один пункт «поменять постельное бельё» разбейте на несколько этапов: «1) снять грязное постельное бельё; 2) загрузить его в стиральную машинку; 3) заправить постель чистым бельём».

Составив подробный список дел, предложите ребёнку выбрать то, за что он готов взяться. Разделите дела между собой примерно поровну (пусть Вам достанутся более сложные и трудоёмкие, но количество должно быть равным).

Последним пунктом в списке должно быть какое-то развлечение, например, совместная прогулка или игра. Предоставьте выбор развлечения ребёнку.

По мере выполнения дел, каждый зачёркивает свой (выполненный) пункт.

Здесь можно включить соревновательный момент, в котором обязательно выигрывает ребёнок. Если у вас несколько детей, то устраивать между ними различные соревнования не стоит, т.к. это может спровоцировать ревность.

С азартом переделав все дела, ребёнок получает вознаграждение в виде родительского внимания. Ведь не так важно, какое развлечение является призом за старания, главное, что вы проводите время вместе.



Источники:

  1. URL: http://www.7ya.ru/article/Deti-i-pomow-po-domu-napominat-zastavlyat-platit/

  2. URL: https://eva.ru/kids/read-10909.htm



Приложение 1

Карточки для игры «Домашние дела»

Протереть мебель от пыли

Помыть пол

Помыть посуду

Постирать бельё

Выбросить мусор

Помыть холодильник


Почистить плиту


Развешать выстиранное бельё

Почистить раковину / ванну

Пропылесосить


Разложить вещи по местам

Сходить в магазин за продуктами

Протереть зеркала

Полить цветы

Вымыть окна

Приготовить обед

Почистить мягкую мебель

Выгулять домашних питомцев

Убрать за домашними животными

Покормить домашних питомцев