СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловая игра «Литературное кафе». Сравнение сказок С. Аксакова «Аленький цветочек» и Ш. Перро «Красавица и чудовище».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра «Литературное кафе». Сравнение сказок С. Аксакова «Аленький цветочек» и Ш. Перро «Красавица и чудовище».»

Конспект урока литературного чтения

Целевой компонент урока:

Тема: Сравнение сказок С. Аксакова «Аленький цветочек» и Ш. Перро «Красавица и чудовище».

Класс: 4.

Форма урока: деловая игра «Литературное кафе».

Тип урока: обобщение знаний.

Цель: обобщение нравственно-эстетических представлений обучающихся в процессе сравнения сказок С. Аксакова «Аленький цветочек» и Ш. Перро «Красавица и чудовище»; формирование умения осваивать художественную идею произведения и расширение представлений о нравственных качествах человека.

Задачи:

Образовательные: закрепить умения обучающихся характеризовать главных героев сказок, в процессе сравнения содержаний сказок; актуализировать имеющиеся читательские навыки, знания и умения, полученные на уроках литературного чтения; способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через литературное слово.

Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы над содержанием сказок, развитию связной речи обучающихся, обогащению словарного запаса; умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развитию навыка чтения; умению находить слова, которые описывают главных героев, их поступки, причины этих поступков; развитие читательского интереса к произведениям Н. Носова, к детской литературе.

Воспитательные: воспитание нравственных качеств: доброжелательности, сочувствия, отзывчивости, честности; воспитывать милосердие к людям, любовь к книгам, любовь и уважение к родителям, сочувствие.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • устойчивая мотивация к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности;

  • положительное отношение к процессу познания, к чтению;

  • интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте;

  • умение выделять поступок как проявление характера героя;

  • чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий:

  • осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию;

  • строить логическую цепочку рассуждений;

  • овладение основами смыслового чтения, сравнивать, обобщать, делать выводы;

  • читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

  • находить в тексте ответ на заданный вопрос;

  • на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий:

  • принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

  • выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи, от его типа и стиля;

  • произвольно строить устное высказывание с учетом учебной задачи;

  • осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий:

  • реализовывать потребность в общении со сверстниками;

  • проявлять интерес к общению и групповой работе;

  • адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;

  • уважать мнение собеседников;

  • умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог с учителем и сверстниками;

  • грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию;

  • умение грамотно строить монологическую и диалогическую речь.

Предметные:

  • ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев;

  • формулирование простых выводов, соотношение поступков героев с нравственными нормами.

Содержательный компонент урока:

Ход деловой игры «Литературное кафе»:

Предварительная подготовка: обучающиеся делятся на две группы. Каждая группа сидит за своим столом. У каждой команды своё произведение: либо сказка С. Аксакова «Аленький цветочек», либо сказка Ш. Перро «Красавица и чудовище». В кабинете создан интерьер кафе (украшение доски, атрибутика и т.д.). На каждом столике лежит меню, по которому обучающиеся делают заказ. Дети выбирают понравившиеся им блюда-задания, которые разносит учитель на подносе. За каждое задание начисляется определённое количество баллов. Эти баллы указаны в меню в виде цен. На каждом столе лежит ватман, на котором изображена таблица, где учителем прописываются баллы. Если задание выполнить не удается, то отвечает другая группа, за что ей присуждаются дополнительные баллы. Команда, набравшая большее количество баллов, получает сладкие призы.

Меню:

ЛИТЕРАТУРНОЕ КАФЕ

МЕНЮ на 7 марта 2023 г.

ЗАКУСКИ:

1. Фаршированный жанр ……………………………………….... 3б.

2. Бутерброд из названий…………………………………………..2б.

3. Винегрет из событий ………………………………………..…..5б.

ПЕРВЫЕ БЛЮДА:

1. Борщ из волшебных предметов………………………………...4б.

2. Щи из понятий и определений…………………………………3б.

ВТОРЫЕ БЛЮДА:

1. Жареный сазан на доске из характеристик персонажей.…….5б.

2. Рагу из портретов и фактов……………………… ……………4б.

НАПИТКИ:

1. Богатырский кофе ………………………………………………1б.

2. Коктейль из вопросов ……………………………………..……3б.

3. Пунш со вкусом морали…………………………………………4б.

1. Организационный момент.

У.: – Здравствуйте, уважаемые ребята! Я рада видеть вас сегодня в нашем литературном кафе. Здесь вы сможете попробовать наши фирменные блюда, представленные в виде заданий и приготовленные специально для вас.

У.: – У нас есть две команды. Первая команда «Аленький цветочек». Вторая команда «Красавица и чудовище». (На каждом столе лежит карточка/табличка с произведением). На все предложенные задания вы отвечаете, опираясь на СВОЁ произведение. Если же задание носит общий характер, то отвечает та группа, которая первая подняла руку.

У.: – В нашем кафе вы можете заказывать понравившиеся блюда по следующему принципу: сначала блюдо выбирает 1 группа, затем 2 группа и так по очереди. Если вы правильно ответили на вопрос, то получаете сумму баллов, равную цене блюда. Баллы я буду проставлять на ватманы, которые лежат перед вами. Если задание выполнить не удается, то отвечает другая группа, за что ей присуждаются дополнительные баллы. Побеждает та команда, у которой больше баллов. В конце урока победители получат призы.

У.: – Помните! Блюда изготовлены в единственном экземпляре. За непристойное поведение в кафе с команды будет взиматься штраф в размере 2-х баллов. За подсказки другой команде, выкрикивания с места будет сниматься 1 балл. Чем выше стоимость блюда, тем сложнее предложенное в нем задание.

У.: – Посмотрите, в нашем меню предложено 4 раздела:

а) закуски;

б) первые блюда;

в) вторые блюда;

г) напитки.

У.: – В каждом разделе содержится по 2-3 блюда. Вы можете выбрать по одному блюду из каждого раздела. Сейчас я предлагаю Вам приступить к самому важному моменту, ради которого мы здесь собрались – отведать наши экзотические блюда. Прошу первый столик сделать свой выбор – заказать понравившееся блюдо.

(Когда обучающиеся делают выбор, учитель приносит задание. Ученик читает задание вслух. На слайде высвечивается задание).

2. Задания из раздела «ЗАКУСКИ».

1) Фаршированный жанр.

У.: – Скажите, какой жанр у наших произведений?

Д.: – Сказка.

У.: – Правильно. Давайте вспомним характерные черты сказок. Сейчас каждая группа по очереди будет называть по одной особенности. Команда, которая назовёт больше особенностей получит 3 балла, оставшаяся команда – 2 балла.

Характерные черты (пример):

  • Сюжет построен на противостоянии добра и зла.

  • Используются устойчивые фразы. Например, в начале повествования часто встречаем «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…».

  • События наполнены волшебством.

  • Персонаж сказки статичен, его характер не меняется на протяжении всей истории.

  • Хорошие герои обязательно побеждают плохих, а зло всегда получает по заслугам… и т.д.

У.: – Вы хорошо справились с этим заданием. Скажите, а какие виды сказок вы знаете?

(1 балл присуждается группе, которая первая подняла руку).

Д.: – Волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки.

У.: – В чем их отличительные особенности?

Д.: – Волшебная сказка повествует о необычных событиях, в которых участвуют фантастические персонажи. В пути герою приходят на помощь волшебные помощники.

В сказке о животных главные персонажи – звери, птицы, рыбы, иногда растения, предметы и явления природы. Человек в сюжете играет второстепенную или вовсе незначительную роль.

Бытовая сказка – это история, которая происходит с обычными людьми в повседневной жизни. Здесь нет волшебства и чудес, фантастических локаций и героев.

У.: – Правильно. К какому же виду сказок относятся наши произведения?

Д.: – Это волшебные сказки.

У.: – Почему вы так решили?

Д.: – В них используются волшебные предметы…

2) Бутерброд из названий.

У.: – Сравним названия этих произведений. Определите, по какому признаку авторы дали названия своим произведениям.

(Обучающиеся обсуждают).

Д1.: – Аксаков назвал своё произведение по цветку, который стал завязкой истории.

Д2.: – Шарль Перро назвал своё произведение по именам главных героев.

У.: – Хорошо, молодцы. А почему Аксаков выбрал именно такое название? Обоснуйте своё мнение.

Д1.: – Аксаков именно так назвал свою сказку, потому что цветочек в ней играет более важную роль.

У.: – Предположите, почему Ш. Перро не назвал свою сказку «Роза»?

Д1.: – Потому что Ш. Перро в своей сказке упоминает розу лишь мимоходом. Более важное место в его сказке занимают именно главные герои.

У.: – Хорошо. Скажите, а как бы вы назвали выбранную сказку? (ответы детей)

3) Винегрет из событий.

У.: – Сейчас мы с вами составим цепочку событий сказок. То есть вычленим основные важные моменты. Ваша задача на листах А3 выстроить последовательность событий и записать их друг за другом.

Группа 1 «Аленький цветочек»:

Основные события: купец срывает аленький цветочек – младшая дочь отправляется к чудищу – она навещает отца – чудище умирает – младшая дочь полюбила чудище – оно превратилось в принца.

Группа 2 «Красавица и чудовище»:

Основные события: купец срывает розу – красавица отправляется к чудовищу – она навещает отца – чудовище умирает – красавица признается в любви и чудовище превращается в принца.

(На доску вывешивается лист с моментами сказки и обучающиеся кратко пересказывают события).

У.: – Какие события в сказках повторяются? Как вы думаете, почему?

У.: – Повторяются все основные события двух сказок. Ведь они рассказаны на один сюжет. И хотя писатели внесли в сказки каждый что-то своё, главные события остались неизменными. Ведь изменение этих событий изменило бы саму сказку.

3. Задания из раздела «ПЕРВЫЕ БЛЮДА».

1) Борщ из волшебных предметов.

У.: – Волшебные предметы, встречающиеся нам в сказках, играют большую роль в сказочном повествовании. Я раздала вам листы. Ваша задача выписать предметы, которые встречаются в сказке.

У Аксакова: волшебный лес, аленький цветочек, перстень.

У Перро: зеркало, кольцо.

У.: – Прочитайте, что вы записали. (обучающиеся читают)

У.: – Хорошо, теперь напротив каждого предмета напишите свойства, которыми он обладал. Найдите подтверждение в тексте.

У Аксакова:

Волшебный лес – не даёт повернуть назад. «Бродит он по тому лесу дремучему, не проездному, непроходному, и что дальше идет, то дорога лучше становится, словно деревья перед ним расступаются, а часты кусты раздвигаются. Смотрит назад – руки не просунуть, смотрит направо – пни да колоды, зайцу косому не проскочить, смотрит налево – а и хуже того».

Аленький цветочек – «Цветочек этот способен перенести героя туда, куда ему надо, в одно мгновение, может присниться, привидеться, завлечь девушку своей таинственной красотой, чтобы та захотела его увидеть воочию, тем самым привести ее в заколдованный замок к заколдованному принцу-королевичу, чтобы девушка смогла победить злые чары, помочь снять заклятие с юноши».

Перстень – способен перемещать человека, если его надеть на мизинец и повернуть. «Кто наденет его на правый мизинец, тот очутится там, где пожелает во единое око мгновения».

У Перро:

Зеркало – показывало девушке, как живут её родные. «Однажды зеркало показало ей, что отец болен. Ей очень захотелось навестить его».

Кольцо – позволяет вернуться назад. «Когда ты захочешь вернуться назад, просто положи кольцо на тумбочку рядом с кроватью».

У.: – Хорошо, ребята, назовите предмет, который фигурирует в обеих сказках.

Д.: – Кольцо.

У.: – Одинаковым ли свойством оно обладает? Назовите это свойство.

Д.: – Да. Позволяет перемещаться.

У.: – Что нужно сделать в сказке С. Аксакова, чтобы кольцо сработало?

Д.: – Надеть на мизинец и повернуть.

У.: – А в сказе Ш. Перро?

Д.: – Положить на тумбочку рядом с кроватью.

У.: – Верно. Зачем же в сказках используются волшебные предметы?

Д.: – Они помогают героям.

У.: – Верно, волшебные предметы помогают героям преодолеть трудности, препятствия, превзойти необыкновенную силу, которая обычному человеку поддаться не может.

(Учитель подводит итог и выставляет баллы за работу).

2) Щи из понятий и определений.

У.: – Вам предлагается соотнести каждое понятие с его определением.

(На каждый стол выдаются карточки, обучающиеся их соединяют).

Понятия по сказке С. Аксакова «Аленький цветочек»:

Парча

– шёлковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями.

Тувалет

– стол с зеркалом и всеми принадлежностями.

Чертог

– пышное великолепное здание или дворец.

Венец

– то же, что венок, драгоценный головной убор, корона.

Понятия по сказке Ш. Перро «Красавица и чудовище»:

Злоключение

– несчастное приключение; бедствие, несчастье.

Миновать

– избежать чего-либо; оставить что-либо позади или в стороне.

Приданое

– выплата денежных средств или подарков от семьи невесты семье жениха при вступлении в брак.

Оседлать

– надеть и укрепить седло на спину лошади.

У.: – Прочитайте, что у вас получилось.

(Каждая группа читает определения, учитель проставляет баллы).

У.: – Кто заметил, в какой сказке устаревших слов больше?

Д.: – В сказке С. Аксакова «Аленький цветочек».

У.: – Верно. Какой вывод мы с вами можем сделать?

Д.: – В обеих сказках присутствуют устаревшие слова.

4. Задания из раздела «ВТОРЫЕ БЛЮДА».

1) Жареный сазан на доске из характеристик персонажей.

У.: – Сравним героев этих произведений: красавицу и младшую дочь купца; чудовище и чудище; цветы. Ваша задача составить характеристику трёх героев, а затем выйти к доске и представить классу.

Группа 1 «Аленький цветочек»:

Младшая дочь. Была младшей дочерью купца, самой красивой и ласковой. Добрая, честная, умеет отвечать за свои поступки. Сильно любила отца, держала слово.

Чудище. Одинокое, печальное, страшное, мохнатое. Очень любило аленький цветочек. Нежно присматривало за младшей дочерью, боялась показаться на глаза. Оказалось добрым и чувственным. Позволило девушке навестить родных. Умерло от горя. Превратилось в прекрасного принца.

Аленький цветочек. Единственный в саду. Красоты невиданной и неслыханной. Волшебный, сам прирастает на стебель. Утеха всей жизни чудища.

Группа 2 «Красавица и чудовище»:

Красавица. Была младшей дочерью купца, всеобщая любимица. Всё делала в доме, помогала братьям в поле. Сильно любила отца, была кроткой и прямодушной. Не умела врать и ценила доброе отношение. Держала слово.

Чудовище. Отвратительный огромный монстр. Добрый и жестокий одновременно. Нежно ухаживал за красавицей, не обижал её. Позволил красавице навестить отца. Умер от горя. Превратился в принца.

Роза. Самая красивая на целом кусте.

У.: – Закончили. Теперь к доске выйдут по одному представителю от каждой группы и расскажут нам о красавице и младшей дочери купца.

У.: – Чем похожи героини? Что у них общего? Чем различаются?

(Аналогично с остальными героями).

У.: – Какой вывод мы можем сделать?

Д.: – Персонажи этих сказок довольно похожи, но различаются действиями, характерами и т.д. (ответы детей)

2) Рагу из портретов и фактов.

У.: – Ребята, нельзя говорить о сказках, не упомянув об их авторах.

(Учитель держит в руках портреты писателей):

У.: – Определите, на каком портрете изображён С. Аксаков, а на каком Ш. Перро.

(После правильного ответа учитель выкладывает портрет писателя на стол команды).

У.: – Вам необходимо рассказать о писателе, ответив на предложенные вопросы. Можете пользоваться учебником или интернетом.

(Вопросы выведены на слайде):

1. Назовите годы жизни писателя.

2. В каком городе родился писатель?

3. Перечислите известные вам произведение писателя.

4. Интересные факты о писателе (Что вам ещё известно?).

У.: – Давайте проверим, что у вас получилось. Сейчас один человек от команды выйдет к доске и расскажет нам о писателе по плану.

5. Задания из раздела «НАПИТКИ».

1) Богатырский кофе (Физкультминутка).

У.: – Ребята, вы, наверное, устали. Давайте немного подвигаемся!

Дружно встанем раз – два – три (дети шагают на месте).

Мы теперь богатыри! (руки согнуты в локтях, показывают силу).

Мы ладонь к глазам приставим, (правую руку подносят козырьком к глазам)

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть нам величаво.

Наклонились влево – вправо (руки на поясе, наклон влево – вправо)

Получается на славу!

У.: – Молодцы, ребята! Садитесь.

2) Коктейль из вопросов.

У.: – Вы хорошо знаете сказки, которые представляете. Но настолько же хорошо вы знаете и вторую сказку? Сейчас мы это и проверим. Вам нужно составить 3 вопроса по своей сказке. После этого вы будете задавать их другой команде.

Пример:

Группа 1 «Аленький цветочек»:

1. Какие подарки просили привезти дочери купца? (Старшая – венец золотой из каменьев самоцветных, средняя – зеркальце волшебное, младшая – аленький цветочек).

2. Что наказывал купец своим дочерям перед отъездом? (Жить честно и смирно).

3. Как общался зверь лесной с купеческой дочерью? (Писал на мраморной доске).

Группа 2 «Красавица и чудовище»:

1. Любили ли младшую дочь её сёстры? (Нет, они её не любили).

2. Как купцу удалось вновь попытаться разбогатеть? (Нашёлся его пропавший некогда корабль).

3. О каком подарке мечтала Красавица? (О розе).

(Обучающиеся задают друг другу вопросы. Учитель оценивает работу).

3) Пунш со вкусом морали.

У.: – Ребята, главная составляющая сказки – это мораль. Как вы понимаете, что такое мораль?

Д.: – Это нравственные выводы, следующие из сказки.

У.: – Верно. Попробуйте определить мораль сказки.

Группа 1 «Аленький цветочек»:

Главная мысль сказки в том, что внешность может быть обманчива. Основная мораль автора состоит в том, что за внешней красотой может скрываться убогая душа, а за уродством наоборот, таиться любящее, заботливое сердце.

Группа 2 «Красавица и чудовище»:

Главный смысл сказки состоит в том, всё хорошее: доброта, верность, преданность обязательно будут вознаграждены, а зло будет наказано. Мораль произведения состоит в том, что внешность – это не основной критерий, главное, внутренний мир человека, его личностные качества. Если внутренне человек богат, то и внешне он будет красив, так как доброе сердце делает человека прекрасным, а не внешние данные и наряды.

(Обучающиеся проговаривают морали сказок).

У.: – Похожа ли мораль в этих сказках? (ответы детей)

У.: – Согласны ли вы с ней?

6. Итог урока.

У.: – Ну что же, Вы отведали наши фирменные блюда, и я надеюсь, что они пришлись Вам по вкусу. Я предлагаю Вам заполнить «книгу жалоб и предложений» при выходе из кафе для того, чтобы мы знали, что у нас получилось, и что бы Вы хотели посоветовать нам для дальнейшего процветания. А сейчас пришло время подвести итоги.

(Объявляются победители, вручаются сладкие призы победителям и дипломы всем участникам).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!