Деловая игра «Мы и закон»
(Деловая игра для обучающихся с ОВЗ, имеющих сложный диагноз, по ознакомлению с законами РФ и ответственностью за нарушение и неисполнение их, рассчитана на старшеклассников для формирования нравственно-этической ориентации, самосознания, навыков самостоятельного приобретения знаний)
Подготовила: воспитатель Фадеева В.А.
Цель: через освоение нового материала и углубления знаний о законодательстве формирование универсальных учебных действий как основ жизненных компетенций
личностных: формирование нравственно-этической ориентации, самосознания, навыков самостоятельного приобретения знаний;
познавательных: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; структурирование знаний; развитие логического мышления, памяти, внимания;
регулятивных: планирование и саморегуляция, использование необходимой коррекции;
коммуникативных: планирование учебного сотрудничества с воспитателем и сверстниками, развитие и корректировка устной речи, остаточного слуха.
коррекционные: развитие монологической и диалогической речи, расширение словарного запас.
Словарь: Проступок Права Обязанности Ответственность Преступление Правонарушение.
ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.
Ресурсы: Кодексы законов, Конвенция, Устав школы, карточки, информационные сайты.
Ход занятия
Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | УУД |
Мотивационно-ориентировочный этап (5 мин.) |
(н/с) – Ты меня слышишь…? (н/с) …как ты меня слышишь? (н/с) – вы готовы к занятию? Будем правильно говорить и внимательно слушать. Речевая зарядка Прочитайте, соблюдая ударение Проступок Права Обязанности Ответственность Преступление Правонарушение. Прочитай, соблюдая интонацию, выделяя главное слово. ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством. | Я вас слышу. Я вас слышу плохо(хорошо). Я готов к занятию. Будем правильно говорить. Будем внимательно слушать Воспитанники читают слова, соблюдая ударения. Читают предложение, выделяя главное слово | К Р |
Подготовительный этап (3мин.) | |
Работа над вопросами: 1. Здравствуйте! Что обозначает слово “здравствуйте»? А что для вас здоровье? Счастье? 2. Нити жизни 3. Сегодняшнее занятие – это разговор о законах, определяющими нашу жизнь. Поиграем и попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность. | Ответы воспитанников. Фронтальный опрос. | Л К П |
Практическая часть (15 мин,) |
(с/з) 1.Тема занятия: «Закон на нашей земле» 2.Постановка целей и проблематика занятий. 1. Государства МОЖНО и НЕЛЬЗЯ 1. Права Обязанность Ответственность 2. Понятие нарушений. Ситуации у каждого 3. Игра «Судья» 2. Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем. Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона «Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными» | Знакомятся с темой занятия. Воспитанники слушают, участвуют в обсуждении услышанного материала, распределяют понятия . Ответы на поставленные вопросы. Участвуют в обсуждении. Фиксируют и закрепляют возможную ответственность . | Л П Р К |
Рефлексивно-оценочный этап (2мин) | |
Работа по вопросам: Заставило вас задуматься занятие? Соблюдение закона одинаково для всех. Понравилась тебе занятие? Вы все сегодня хорошо работали, отвечали на вопросы. Старались говорить правильно. Молодцы! Всем спасибо. | Ответы воспитанников | Л П К |
Приложение
ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.
Права
Обязанности
Ответственность
Жить и воспитываться в семье
Получить паспорт гражданина РФ
Работать в свободное от учебы время.
Право на охрану здоровья
Право на отдых
Право на свободу перемещения
Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.
Получить основное общее образование (9 классов).
Уважать права и свободы других лиц.
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.
Защита Отечества.
Платить законно установленные налоги и сборы.
Возмещение причиненного вреда.
Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.
Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
Уголовная ответственность за отдельные виды преступления
Исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе нарушения Устава школы.
За совершение общественно-опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, употребление спиртных напитков, вплоть до направления комиссией ПДН в специальные учреждения.
Проступок.
Правонарушение.
Преступление
Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.
Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.
Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. | Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. Ребята распили вино. Как можно расценить их поведение? |
Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. | Ситуация 1: В класс вбегает ученик: – Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы! |
Ситуация 4: В классе идет спор двух учащихся: – ... Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить. | Ситуация 5: Две девочки в классе ссорятся: – А ты дылда!!! – А ты сама Гадина!!! |
Ситуация 2: К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка. | Ситуация 3: На перемене: – Дай телефон, музыку послушать, а то скучища! – Не дам, он новый, только вчера купили. – Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон. |
Ситуация 6: В класс вбегают мальчишки: – А «Спартак» выиграл, а никто не знает! – Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели! – Клево, вот люди порадуются! – Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было! | |
Ситуация 1: Ложный звонок Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. | Ситуация 4: Угроза «болтовней» Статья 119 УК - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет. |
Ситуация 2: Нанесение побоев Ст. 116 УК – побои. Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда или арестом до трех месяцев. (ответственность могут нести родители) | Ситуация 5: Оскорбление Статья. 130 УК РФ - оскорбление - штраф в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев. |
Ситуация 3: Порча чужого имущества Статья 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишением свободы сроком до пяти лет. | Ситуация 6: Осквернение зданий и транспорта Статья 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда и возмещение ущерба. |
СУДЬЯ | СУДЬЯ |