СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловая игра "Вредная привычка: сделай свой выбор"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деловая игра проводится ежегодно во время месяца "Красоты. Спорта. Здоровья" на параллели 5-х классов.

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра "Вредная привычка: сделай свой выбор"»

Российская Федерация

Архангельская область

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРОДВИНСК»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24»


Методическая разработка, направленная на формирование устойчивых навыков ЗОЖ у детей и обучающейся молодежи

«Деловая игра «Вредная привычка: сделай свой выбор»


1.Сведения об авторском коллективе:

Никитина Ольга Октавьевна, социальный педагог, первая квалификационная категория, стаж работы 33 года, в должности социального педагога 19 лет,

Клыкова Ольга Витальевна, педагог-организатор высшей квалификационной категории, стаж работы 33 года,

Педагогическая задача – профилактика употребления психоактивных веществ обучающимися.

  1. Аннотация

Актуальность: Курение является большой проблемой современного человека и общества в целом, поэтому важно думать о профилактике. В настоящее время в России действует несколько законов, и готовятся новые законопроекты по ограничению доступа подростков к табачной продукции, но большая часть законов на практике реализуется крайне неэффективно. Для того чтобы решить проблему подросткового курения, необходимо ужесточить антитабачное законодательство, а также постоянно проводить профилактические мероприятия в учебных и развлекательных заведениях, в СМИ и на телевидении.
Современная молодежь начинает пробовать сигареты в среднем в 10 -12 лет, из них большая часть, пристрастившись к этому занятию, продолжает курить, постоянно  увеличивая количество выкуренных сигарет в день.

Подростковое курение – распространённая проблема в современном мире. Кто-то приходит к нему из-за проблем внутри семьи, другие пытаются подражать взрослым, многие дымят просто за компанию, чтобы не выделяться среди своих. Так или иначе, курение на неокрепшем организме сказывается разрушительно, влияя не только на здоровье в целом, но и на физическое и умственное развитие. Просто запретить людям курить, наверное, ещё невозможно, а вот убедить бросить или не начинать курить - можно.
В школах проводится большое количество классных часов, посвященных ЗОЖ и профилактике вредных привычек. А мы решили разнообразить эту работу в виде деловой игры или путешествия по станциям.

  1. Место мероприятия в системе профилактики и воспитания устойчивых навыков ЗОЖ у детей.

Традиционно деловая игра «Вредная привычка: сделай свой выбор» проходит в феврале-марте месяце во время проведения месяца «Красоты. Спорта. Здоровья». Игра проводится с 2008 года на параллели 5-х классов. Это возраст 11 – 12 лет, когда дети вступают в подростковый период, самоутверждаются, самовыражаются, начинают пробовать курить.

Игра направлена на информирование подростков о вредных последствиях курения, профилактику употребления ПАВ.

4. Описание формы/метода/приема/инструмента/элементов педагогической технологии, для которых составлена методическая разработка:

Название: Деловая игра «Вредная привычка: сделай свой выбор»

Нормативно-правовые основания:

В 2001 году в России был принят Федеральный закон от 10.07.2001 № 87-ФЗ "Об ограничении курения табака". В целях реализации положений федерального закона рекомендовано в общеобразовательных организациях продумать программы, содержащие разделы, касающиеся изучения воздействия на организм человека курения табака.

Культурные основания:

Табак проделал долгий путь на протяжении человеческой истории, постепенно обрастая мифами и стереотипами. Этот наркотик, вызывающий стойкую зависимость, считался и считается важной статьей дохода государственных бюджетов. Первоначально он рекомендовался - в виде нюхательного порошка - как средство от мигреней, позднее ему стали приписываться целебные свойства при различных недугах. Сигары практически сразу после своего появления в Европе стали атрибутом высших кругов из-за сложности и дороговизны изготовления и доставки, дожив в этом качестве до сегодняшнего дня.

Вред употребления табачных изделий давно доказан учеными, но под воздействием сложившихся стереотипов очень много людей в мире курят. Больше всего беспокоит, что начинают курить дети.

Механизм реализации формы/метода/приема/инструмента/элементов педагогической технологии:

Деловая игра построена в форме путешествия по станциям. Каждый класс на параллели 5-х классов поочередно проходит 4 станции, на которых рассматриваются вопросы о вреде курения на организм человека (станция Медицинская), о материальных расходах на покупку сигарет (Офис синьора Никотинно), дети учатся отказываться от предложения закурить (станция Курилочка), знакомство с поучительными фактами о вреде курения (станция Игровая).

Используются методы: наглядный, практический, словесный, игровой. Основные элементы педагогической технологии: педагогическое общение, информативное воздействие (речевое и демонстрационное), педагогическая оценка. Среди дополнительных элементов педтехнологий можно отметить: создание психологического климата, групповую деятельность, создание ситуации успеха. К приемам отнесем учет индивидуальных особенностей обучающихся, чередование различных видов деятельности, обучение не только здоровью, но и фомирование ценностного отношения к своему здоровью.

Уникальность Методической разработки для достижения цели по формированию у детей устойчивых навыков и компетенций ЗОЖ заключается в том, что дети сами в игровой форме узнают факты о вреде курения, делают самостоятельные выводы и принимают самостоятельное решение: придерживаться здорового образа жизни или курить.

На линейке подведения итогов дети высказывают 5 аргументов против курения, сочиняют слоган про ЗОЖ (это домашнее задание к игре).

Деловая игра «Вредная привычка: сделай свой выбор» проводится в школе уже более 10 лет, стала традиционной. Игра детям нравится, проходит в хорошем темпе, позитивно, познавательно, имеет хорошие отзывы классных руководителей, администрации школы.

Мы не можем сказать, что пройдя все станции игры, дети никогда не будут курить. Но мы заставляем их задуматься, сделать выбор.

Литература:

Воропай А.В. Дорогая сигарета. М.: Воениздат, 1986. – 64с

Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников». 2-е издание – М.: Изд-во УРАО. 1999. – 144с.

Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Кн. Для учащихся. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – 96 с: ил.

https://sigaretazlo.ru/vred-ot-kureniya/dlya-podrostkov.html

https://www.neboleem.net/podrostkovoe-kurenie.php



Приложение 1

Игра-путешествие по станциям

«Вредная привычка: сделай свой выбор»

Цель: способствовать формированию стереотипа здорового образа жизни у подростков.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с историей распространения табака.

2. Рассказать о вреде табачных изделий на здоровье человека.

3. Учить правильно отказываться от предложения закурить.

4. Показать примеры отрицательного влияния никотина на организм человека.

5.Показать на примерах, сколько денег человек тратит на приобретение табачных изделий.

Оборудование: маршрутные листы, цветные карандаши, контуры тела человека, презентация о вреде курения на организм человека, задачи, .

Участники: ученики 5 классов школы, классные руководители.

Ход игры:

  1. Стартовая линейка. Классы в полном составе собираются в актовом зале школы.

Ведущий: Сегодня мы поговорим об опасности вредных привычек для человеческого организма.

Привычка – это тоже ведь зараза,

Привычка – тоже некая болезнь.

Когда болит, то заживет не сразу,

С ней очень трудно жить, поверь!

Она растет микробом в теле,

Она, как рана, у тебя внутри.

Ее не видно, но на самом деле

Она испепеляет и горит.

Ей зародиться ничего не стоит,

Но виноват ты в этом только сам.

Она попросит, а потом заставит,

Приказы, отдавая по часам.

Ни одно животное не додумалось до того, чтобы добровольно себя травить. Это пришло в голову только «царю природы» - человеку. Только он знает, как можно уничтожить себя с помощью вредной привычки – никотина. Мы с вами думающие существа. Сегодня, путешествуя по станциям, мы задумаемся: нужна ли нам такая привычка, как курение?

Правила путешествия:

Каждый класс должен пройти 4 станции согласно маршрутному листу. На станциях вас будут встречать: (представить: социальный педагог, педагог-организатор, педагог-психолог, заместитель директора по ВР)

Время на станции - 8 минут, переход - по звонку колокольчика. На каждой станции вы должны подвести итог, вывод написать в маршрутный лист. После прохождения всех станций собираемся на итоговую линейку.

Станции: 1. Медицинский кабинет

2. «Курилочка»

3. Игровая площадка

4. Офис Nikotinno

2. Обучающиеся расходятся по станциям согласно маршрутному листу.

Медицинский кабинет.

Медицинская сестра встречает ребят. Учащиеся делятся на 4 группы, каждой выдается силуэт человека, карандаши.

Все знают, что курение влияет на организм человека. А как?

Задание: отметьте на силуэте красным цветом те части тела, на которые курение влияет положительно, а черным – отрицательно.

Вывод: курение отрицательно влияет на все органы человека.

Показ презентации о влиянии курения на организм человека.

Игровая площадка.

С ребятами проводится игра «Верю – не верю» (можно бросать мячик тому учащемуся, кто должен ответить на вопрос).

Верите ли вы, что …

1. Одна выкуренная сигарета не наносит вред организму? (каждая выкуренная сигарета стоит курящему 15 минут жизни, 20 выкуренных ежедневно сигарет сокращают жизнь на 8 – 12 лет)

2. Никотин способствует усвоению витаминов в организме (НЕТ, никотин разрушает витамин С. У некурящих содержание витамина С в организме в 3 раза больше, чем у курящих. Снижение содержания витаминов, естественно, сказывается на общем развитии курящего подростка. Одна выкуренная сигарета разрушает столько витамина С, сколько содержится в 1 апельсине.)

3. Курящие беременные женщины кроме вреда для себя наносят вред своему ребенку? (ДА, курение плохо отражается на детородной функции женщины. У курящих женщин чаще рождаются мертвые дети и чаще бывают выкидыши, большой вред курение наносит красоте женщины).

4. Верите ли вы, что бросить курить также легко, как и начать? (НЕТ, бросить курить очень тяжело., т.к. никотин – это наркотик. Около 2/3 курильщиков хотели бы бросить курить, но не могут. Причем, большинство хотят отказаться от этой привычки по причине ухудшения здоровья).

5. Верите ли вы, что от курения умирает каждый пятый житель планеты? (Ежегодно от курения в мире умирает 2,5 миллиона человек. В России ежегодно умирает около 100 тыс. человек от болезней, связанных с курением.)

6. Верите ли вы, что годовалый ребенок умер, съев 1 сигаретку? (ДА. Купец, торговец табаком положил девочку 4-5 лет спать в комнату, где в мешках лежал табак, истертый в порошок. Через несколько часов ребенок умер. Врач констатировал смерть вследствие отравления воздухом, насыщенным никотином).

7. До конца первую сигарету никто не выкуривает (Тлеющий табак имеет температуру 300 градусов, а во время затяжки она повышается до 900 – 1000 градусов. При таком высоком нагреве в сигарете происходят многочисленные химические процессы с выделением огромного количества отравляющих веществ. Каждая затяжка сигаретой содержит от 750 до 3000 вредных для человека веществ).

8. Верите ли вы, что органами-мишенями никотина является мозг, легкие, половые клетки? (ДА, действительно, врачами описываются изменения, происходящие в этих органах при воздействии никотина).

9. Верите ли вы, что с появлением табака люди стали успешно применять его для уничтожения клопов, блох и других насекомых и раствором табака опрыскивали деревья для уничтожения вредителей? ( ДА. И это еще раз подтверждает, что табак, никотин – это яд).

10. Пассивное курение не опасно для вашего здоровья? ( НЕТ, оно также опасно, как активное курение).

11. Верите ли вы, что в табаке содержатся такие ядовитые вещества как окись углерода, синильная и азотные кислоты, цианистый водород, ртуть и др.? (ДА. Все они ухудшают самочувствие курящего человека, вызывают кислородное голодание и гиповитаминоз).

12. Верите ли вы, что родиной табака считают Южную Америку, где он произрастал в виде дикорастущей травы и использовался аборигенами для курения? (ДА)

13. Верите ли вы, что курить натощак это не опасно? (НЕТ. Курение натощак быстро ранит слизистую оболочку желудка)

14. Верите ли вы, что курение перед сном возбуждает нервную систему человека? (ДА)

Проверка домашнего задания: Проговорить 5 аргументов против курения.

«Курилочка».

Ведущий предлагает детям закурить, а дети отказываются.

(Научить детей говорить нет, когда предлагают закурить)

ОТКАЗ + АРГУМЕНТ + ВСТРЕЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Нет, спасибо. У меня на табачный дым аллергия. Может лучше покатаемся на велосипедах?

Нет, спасибо. У меня завтра контрольная. Ты уже все уроки сделал?

Я попробовал, мне не понравилось. А ты можешь подтянуться на турнике 12 раз?

Офис Nikotinno

Обучающихся встречает синьор Nikotinno, который производит и продает табачные изделия во всем мире и становится от этого только богаче.

Россия – одна из самых курящих стран в мире. Россияне потребляют 300 миллиардов сигарет в год, производят в России – 400 млрд. По данным Всемирной организации здравоохранения, в России курят 33% подростков до 18 лет.

Чем больше людей на Земле курит, тем Синьор Nikotinno становится богаче.

Задание: (класс делится на 4 группы, каждой группе отдельная задача) решить задачи и сделать вывод: хотите ли вы обогащать синьора Nikotinno?

Задача 1.

Школьник 15 лет, экономя на завтраках, выкуривает по полпачки сигарет в день, по 68 рублей за пачку. Ск. денег он положит в мой банк за 1 год? За 10 лет? Что можно купить на эти деньги?

Задача 2.

Дама средних лет выкуривает в день 10 очень дорогих сигарет, 200 рублей за пачку. Ск. денег она положит в мой карман?

Задача 3.

Есть тут 1 школьник 12 лет, никак не хочет начать курить, все отказывается, а я, тем самым, становлюсь только беднее. Через сколько лет он сможет купить автомобиль за 300 тыс. руб., если не будет каждый день тратить на курение 60 рублей?

Задача 4.

Мужчина средних лет имеет семью, 2-х детей, выкуривает пачку сигарет за 85 рублей в день. Что он может купить своим детям, если не будет курить 1 год? 5лет?

Вывод?

Согласны ли вы обогащать кого-то за счет собственного здоровья?

3.На последней станции учащиеся делают выбор:

Если они выбирают здоровый образ жизни, то берут разноцветный кружочек, если вредную привычку – черный, и приклеивают к маршрутному листу.

  1. Итоговая линейка:

Каждый класс озвучивает те выводы, которые они сделали на станциях и написали в маршрутных листах.

Каждый класс приготовил слоган о здоровом образе жизни. Этот слоган зачитывают вслух.

Запомни – человек не слаб.
Рожден свободным.
Он не раб.
Сегодня вечером,
Как ляжешь спать,
Ты должен так себе сказать:
"Я выбрал сам дорогу к свету
И, презирая сигарету,
Не стану ни за что курить.
Я – человек!
Я должен сильным быть!"

После окончания игры оформляется доска с выводами классов.

Приложение 2

Маршрутный лист ___________ класса

  1. Медицинский кабинет.__________

Итог: Желаете ли вы быть моим пациентом?


  1. Игровая площадка ________

Итог: Заставили ли вас задуматься факты? Почему?

  1. Курилочка _______

Итог: Ну что, попались на мои уловки?

  1. Офис Nikotinno _________

Итог: Согласны ли вы выложить кругленькую сумму?


Приложение 3

Приложение 4


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!