Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы
Таким образом, необходимо использовать такие формы работы с родителями, в которых они выступают заинтересованными участниками педагогического процесса. Мы использовали классификацию форм, которые предлагает Т. В. Кротова. Она выделяет следующие формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника. Анкетирование и анализ анкетирования, тесты. Фронтальные и индивидуальные опросы родителей, «почтовые ящики», изучение социального портрета семей воспитанников.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К досуговым формам относятся семейные спортивные досуги, праздники, олимпиады.
Родители с энтузиазмом принимают участие в семейных мероприятиях. Вместе с детьми они бегают, преодолевают различные препятствия, участвуют в играх и эстафетах, костюмированных сценках. В процессе соревнований родители и дети, что особенно важно, активно общаются, переживают и подбадривают друг друга.
Организация вечеров подвижных игр «Русские – народные игры», «Игры народов мира», «Подвижные игры нашего времени», «Малоподвижные игры».
Необходимо отметить, что важная роль в организации и проведении таких мероприятий отводятся родителям, так как именно взрослые естественным образом могут привлечь ребенка к игре и руководить ею, следить за выполнением правил.
Родителям и детям предлагается найти и подготовить атрибуты к какой либо игре, выбирается день, когда родители смогут прийти в детский сад и поиграть вместе с детьми.
Также вниманию родителей предлагаем картотеку игр, составленную воспитателем с учетом возрастных особенностей детей. Она представляет собой описания игр, которые можно использовать во время прогулок в детском саду, во дворе, на детской площадке среди детей приблизительно одного возраста, их правил и задач. Картотека хранится в физкультурном уголке. Родители могут брать ее домой, чтобы подробно ознакомиться с предлагаемым материалом. Данная форма работы способствует тому, что у родителей за целый год накапливается багаж знаний подвижных игр, которые они могут организовать с детьми.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания у родителей практических навыков по формированию здорового образа жизни. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как родительские собрания, групповые консультации, целевые и спонтанные беседы – встречи с членами семей воспитанников; Так же проводятся родительские гостиные – встречи родителей с гостями ДОУ; «Воспитание» родителей (школа молодой матери, групповые семинары, практикумы); групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, организация Дней открытых дверей; Дней счастливой семьи для родителей; Дней здоровья
Темы встреч различны, но все соответствуют одной тематике «Здоровый образ жизни»
Еще один прием в работе с семьей – привлечение родителей и детей к изготовлению спортивных атрибутов своими руками. Родители вместе с детьми принимают участие в работе «мастерских» по изготовлению атрибутов для ежедневных физкультурных занятий в группе и дома.
Проводятся театрализованные представления для детей с участием родителей;
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Информационная связь педагога и родителей осуществляется за счёт средств наглядности. В целях привлечения внимания родителей к здоровому образу жизни используются: буклеты; газеты (они могут быть как групповые, или изданы творческой группой педагогов детского сада), рисунки, информационные бюллетени.
Педагогическое просвещение родителей, удовлетворение индивидуальных запросов родителей - творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяют наладить доверительные отношения с ребенком, и одновременно поучаствовать в образовательном процессе. Выпуск газеты, журнала – одна из форм пропаганды ЗОЖ. Очень важно, чтобы это был продукт коллективного творчества взрослых и детей.
В процессе изготовления газет, журнала: подбираются статьи, необходимые фотографии о занятиях спортом, спортивных достижениях. Родители и дети сочиняют подписи к снимкам.
Составление альбомов о спортивных достижениях семьи - форма коллективной работы всех участников педагогического процесса.
На первом этапе воспитатель проводит с детьми беседу о спортивных увлечениях в семье и предлагает родителям и детям составить альбомы «Наша спортивная семья». Так же может дать задание – отобрать фотографии, на которых дети с родителями занимаются спортом или делают зарядку, и составить по ним небольшой рассказ или смонтировать фильм, сделать презентацию. Детям предлагается прокомментировать фотографии, рассказать о спортивных увлечениях и достижениях своих близких. Организовать конкурс семейных талантов при составлении семейных альбомов о спортивных увлечениях, о досугах и т.д.
Решающее значение в повышении интереса у детей к физической культуре, занятия спортом имеет личный пример людей, которое профессионально этим занимаются и добиваются значительных успехов в этой области. Встреча с такими людьми, живое общение с ними дает возможность понять, что спортсменом или, по крайней мере, физически развитым может стать каждый человек, стоит лишь приложить старание и упорство.
Например, приглашаем на встречу воспитателя группы, которая расскажет о своих спортивных увлечениях (катание на коньках, лыжах, велосипеде) и спортивных достижениях. Данная встреча позволяет по-другому взглянуть на воспитателя. Дети узнают, чем она занимается в свободное время, как проводит свой досуг.
Или медсестру, которая расскажет о правильном питании, о значении витамином для детского и взрослого организма, о пользе зарядки или о вредных привычках.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать хороших результатов, если она не решается совместно с семьей. И в заключении можно сказать, что семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. В результате информация и практический опыт, полученный родителями, помогут: повысить эффективность работы по оздоровлению детей; получить необходимые знания о физическом развитии ребенка; сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье.
Работа с родителями по здоровому образу жизни
∙ Папки – передвижки (тематика на ваш выбор)
∙ Тематические выставки («О здоровье в серьёз»)
∙ Выпуски газет («Любители туризма»)
∙ Фоторепортажи («Семейный отдых»)
∙ Анкетирование («Что такое здоровье»)
∙ Педагогические копили («Всё о спорте»)
∙ Портфолио достижений в спорте («Я на соревнованиях»)
∙ Школа здоровья («Гимнастика и здоровье»)
∙ День здоровья («Будущие спортсмены»)
∙ Игротека («На зарядку становись!»)
∙ Проектная деятельность («Народные игры»)
∙ Презентации ( «Двигательный режим в нашей группе»)
∙ Семинары – практикумы («Польза ходьбы»)
∙ Консультации («Валеология – основа ЗОЖ»)
∙ Деловые игры, тренинги («Проблемные ситуации, личный опыт»)
∙ Родительские собрания («Семейные прогулки и походы»)
∙ Спортивные досуги («Мама, папа, я - спортивная семья»)
∙ Дни открытых дверей («Двигательная деятельность детей в режиме дня)
Просмотр содержимого документа
«Организация работы с родителями по ЗОЖ»
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 411 комбинированного вида»
Работа с родителями по формированию здорового образа жизни у дошкольников
Воспитатель1 кв. категории
МКДОУ д/с№ 411
Райкова Марина Фёдоровна
Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьёй В. А. Сухомлинский
Духовное здоровье
Здоровый образ жизни
Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей
- Брехман И. И.
- Вайнер Э. Н.
- Волошина Л.
- Дорошкевич М. П.
- Зайцева Г. К.
- Казаковцева Т. С.
- Тверская Н. В.
Формирование здорового образа жизни в ДОУ
Мама, папа, я – спортивная семья
« Педагогическая компетентность» - это способность понять потребности детей и обеспечить возможность удовлетворять их, сделать ребенка счастливым, умение видеть какие – то вещи с точки зрения перспективы развития ребенка.
«Педагогическая рефлексия» – это умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его особенностям в конкретной ситуации.
Задачи:
- Создать развивающую среду – пространство самореализации.
- Помочь ребенку накопить необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического развития.
- Сформировать через активную деятельность здоровый организм ребенка его динамическая и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям.
- Стимулировать дошкольника включиться в процесс физического развития и двигательной активности, побуждать его к самопознанию и одновременно создавать условия для внутренней активности личности.
- Направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма ребенка.
- Формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранения и укрепления своего здоровья.
Направления сотрудничества с родителями:
- «Самопознание»
- «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний»
- Питание и здоровье»
- «Основы личной безопасности и профилактики травматизма»
- «Культура потребления медицинских услуг»
- «Семейные традиции»
- «Формирование физкультурно-оздоровительного климата в семье»
Формы и методы
- Интерактивная
- Традиционная
- Просветительская
Сохранение и продолжение семейных традиций
Театральная пятница
День рождения только раз в году
- Принцип партнерства, взаимопонимание и доверия
- Принцип «Активного слушателя»
- Принцип согласованности действий
- Принцип самовоспитания и самообучения
- Принцип ненавязчивости
- Принцип жизненного опыта
- Принцип безусловного принятия
Анкета «Отношения родителей к здоровью и здоровому образу жизни своего ребенка»
- Болел ли ваш ребенок в последние полгода?
- Если болел, перечислите заболевания?
- Сколько дней болел Ваш ребенок?
- У ребенка есть постоянный режим дня?
- Ежедневно ли Ваш ребенок выполняет утреннюю гимнастику?
- Ежедневно ли он чистит зубы?
- Сколько времени ежедневно проводит ребенок на свежем воздухе?
- Употребляет ли фрукты, овощи?
- Регулярно с ним проводите закаливающие процедуры?
- Занимается ли ребенок в спортивной секции, танцами или другими видами двигательной активности?
- У ребенка есть книги о здоровье и здоровом образе жизни?
Спасибо за внимание