СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Демографическая практикум

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Демографическая практикум»

Практикум Демографическая ситуация в России

Практикум

Демографическая ситуация в России

В последние десятилетия демографическая ситуация в стране Z вызывает большую озабоченность властей. Регулярно проводятся статистические исследования различных демографических аспектов, в том числе и возрастно-полового состава трудоспособного населения. Данные одного из исследований представлены в диаграмме. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Число мужчин трудоспособного возраста в 2000 году больше, чем в 1990, 1993 и 1996 годах. 2) Число женщин трудоспособного возраста снижается из года в год. 3) Большинство женщин трудоспособного возраста работают. 4) Количество мужчин трудоспособного возраста растет медленнее, чем женщин. 5) В середине 90-х годов число женщин трудоспособного возраста несколько снизилось в сравнении с предыдущим периодом.

В последние десятилетия демографическая ситуация в стране Z вызывает большую озабоченность властей. Регулярно проводятся статистические исследования различных демографических аспектов, в том числе и возрастно-полового состава трудоспособного населения. Данные одного из исследований представлены в диаграмме.

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Число мужчин трудоспособного возраста в 2000 году больше, чем в 1990, 1993 и 1996 годах.

2) Число женщин трудоспособного возраста снижается из года в год.

3) Большинство женщин трудоспособного возраста работают.

4) Количество мужчин трудоспособного возраста растет медленнее, чем женщин.

5) В середине 90-х годов число женщин трудоспособного возраста несколько снизилось в сравнении с предыдущим периодом.

Ответ: 45 1) Число мужчин трудоспособного возраста в 2000 году больше, чем в 1990, 1993 и 1996 годах — нет, неверно, меньше чем в 1996 г. 2) Число женщин трудоспособного возраста снижается из года в год — нет, неверно, в 2000 г. повысилась. 3) Большинство женщин трудоспособного возраста работают — нет, неверно, такой вывод сде­лать нельзя. 4) Количество мужчин трудоспособного возраста растет медленнее, чем женщин — да, верно. 5) В середине 90-х годов число женщин трудоспособного возраста несколько снизилось в сравнении с предыдущим периодом — да, верно.

Ответ: 45

1) Число мужчин трудоспособного возраста в 2000 году больше, чем в 1990, 1993 и 1996 годах — нет, неверно, меньше чем в 1996 г.

2) Число женщин трудоспособного возраста снижается из года в год — нет, неверно, в 2000 г. повысилась.

3) Большинство женщин трудоспособного возраста работают — нет, неверно, такой вывод сде­лать нельзя.

4) Количество мужчин трудоспособного возраста растет медленнее, чем женщин — да, верно.

5) В середине 90-х годов число женщин трудоспособного возраста несколько снизилось в сравнении с предыдущим периодом — да, верно.

В ходе социологического опроса 2007 г. (Лавада-Центр) 1600 россиянам предлагалось ответить на вопрос о равноправии женщин и мужчин в современной России. Полученные результаты (отдельно по ответам двух групп: мужчины и женщины) представленны в графическом виде.  (Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3 %.) Сформулируйте любые три вывода на основе мнений о равноправии женщин и мужчин в российской федерации по результатам опроса. Приведите обоснование одного из сделанных выводов.

В ходе социологического опроса 2007 г. (Лавада-Центр) 1600 россиянам предлагалось ответить на вопрос о равноправии женщин и мужчин в современной России. Полученные результаты (отдельно по ответам двух групп: мужчины и женщины) представленны в графическом виде. (Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3 %.)

Сформулируйте любые три вывода на основе мнений о равноправии женщин и мужчин в российской федерации по результатам опроса. Приведите обоснование одного из сделанных выводов.

Ответ: 1) три вывода: − большинство россиян (независимо от пола) считают, что мужчины и женщины имеют равные права; − в то же время среди многих опрошенных женщин распространено мнение, что женщины имеют меньше прав, чем мужчины; − среди мужчин больший процент чем среди женщин считают, что женщины имеют больше прав, чем мужчины 2) обоснование одного из них, например: − Тот факт, что большее число мужчин (чем женщин) считают, что у женщин больше прав, может быть объяснен следующим: респонденты исходили из того, что во многих семьях авторитет матери гораздо выше авторитета отца.

Ответ:

1) три вывода:

− большинство россиян (независимо от пола) считают, что мужчины и женщины имеют равные права;

− в то же время среди многих опрошенных женщин распространено мнение, что женщины имеют меньше прав, чем мужчины;

− среди мужчин больший процент чем среди женщин считают, что женщины имеют больше прав, чем мужчины

2) обоснование одного из них, например:

− Тот факт, что большее число мужчин (чем женщин) считают, что у женщин больше прав, может быть объяснен следующим: респонденты исходили из того, что во многих семьях авторитет матери гораздо выше авторитета отца.

Используя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «миграция населения»; 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию о причине возникновения миграции − одно предложение, раскрывающее сущность миграции современной России.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «миграция населения»;

2) составьте два предложения:

одно предложение, содержащее информацию о причине возникновения миграции

одно предложение, раскрывающее сущность миграции современной России.

Ответ: Миграция – это переселение, перемещение людей из одного региона в другой с целью перемены постоянного или временного места жительства. 1)Причиной миграции могут быть трудовые миграции, связанные с заключением трудовых контрактов. 2) В России наибольшие масштабы имеют внутренние миграции, связанные со сменой места жительства и поток ориентирован с севера и востока в центр.

Ответ:

Миграция – это переселение, перемещение людей из одного региона в другой с целью перемены постоянного или временного места жительства.

1)Причиной миграции могут быть трудовые миграции, связанные с заключением трудовых контрактов.

2) В России наибольшие масштабы имеют внутренние миграции, связанные со сменой места жительства и поток ориентирован с севера и востока в центр.

Используя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «депопуляция»; 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию о причине возникновения депопуляции; − одно предложение, раскрывающее социальные последствия депопуляции.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «депопуляция»;

2) составьте два предложения:

одно предложение, содержащее информацию о причине возникновения депопуляции;

одно предложение, раскрывающее социальные последствия депопуляции.

Ответ: Депопуляция – убыль населения, при которой уровень рождаемости недостаточен для компенсации даже очень низкого уровня смертности. 1)Причины возникновения депопуляции – старение населения, кризис семьи, катастрофы, алкоголизм и наркомания. 2)Социальным последствием депопуляции является сокращение трудового потенциала страны, экономически активного населения .

Ответ:

Депопуляция – убыль населения, при которой уровень рождаемости недостаточен для компенсации даже очень низкого уровня смертности.

1)Причины возникновения депопуляции – старение населения, кризис семьи, катастрофы, алкоголизм и наркомания.

2)Социальным последствием депопуляции является сокращение трудового потенциала страны, экономически активного населения .

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социально-демографические проблемы современности». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему

«Социально-демографические проблемы современности».

План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Социально-демографические проблемы как часть глобальных проблем человечества. 2) Сущность «демографического взрыва» и его связь с другими глобальными проблемами. 3) Причины демографического кризиса в экономически развитых странах. 4) Проявления и последствия «демографического взрыва»: - массовые голод, болезни, неграмотность, отсутствие нормального жилья; - безработица; - массовые миграции; - проблемы ассимиляции приезжих. 5) Пути преодоления социально-демографических проблем: - решение проблемы регулирования численности народонаселения; - осуществление продуманной демографической политики; - международное сотрудничество в решении социально-демографических проблем. 6) Проблема современной международной миграции населения.

1) Социально-демографические проблемы как часть глобальных проблем человечества.

2) Сущность «демографического взрыва» и его связь с другими глобальными проблемами.

3) Причины демографического кризиса в экономически развитых странах.

4) Проявления и последствия «демографического взрыва»:

- массовые голод, болезни, неграмотность, отсутствие нормального жилья;

- безработица;

- массовые миграции;

- проблемы ассимиляции приезжих.

5) Пути преодоления социально-демографических проблем:

- решение проблемы регулирования численности народонаселения;

- осуществление продуманной демографической политики;

- международное сотрудничество в решении социально-демографических проблем.

6) Проблема современной международной миграции населения.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Миграция населения». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему

«Миграция населения».

План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

б) по продолжительности: постоянные временные сезонные постоянные временные сезонные в)по территориальному охвату: межконтинентальные внутриконтинентальные межконтинентальные внутриконтинентальные 5) Особыми формами миграций являются: •  кочевничество как форма хозяйственной деятельности и связанного с ней образа жизни; •  «маятниковые» миграции, возникающие при постоянном перемещении людей по одному и тому же пути (к месту работы или учебы и обратно). 6) Влияние миграции на структуру населения страны. 1)Понятие «миграция» 2) Причины миграции: Экономические Политические Религиозные Национальные Экологические 3) Формы миграции внутренние Внешние 3)Виды миграции а) по характеру: добровольные принудительные добровольные принудительные

б) по продолжительности:

  • постоянные временные сезонные
  • постоянные
  • временные
  • сезонные

в)по территориальному охвату:

  • межконтинентальные внутриконтинентальные
  • межконтинентальные
  • внутриконтинентальные

5) Особыми формами миграций являются:

• кочевничество как форма хозяйственной деятельности и связанного с ней образа жизни;

• «маятниковые» миграции, возникающие при постоянном перемещении людей по одному и тому же пути (к месту работы или учебы и обратно).

6) Влияние миграции на структуру населения страны.

1)Понятие «миграция»

2) Причины миграции:

  • Экономические
  • Политические
  • Религиозные
  • Национальные
  • Экологические

3) Формы миграции

  • внутренние
  • Внешние

3)Виды миграции

а) по характеру:

  • добровольные принудительные
  • добровольные
  • принудительные