СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Демографический портрет» населения. Половой, возрастной состав, продолжительность жизни.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

· выяснить, что такое демографическая ситуация;

· охарактеризовать половозрастную структуру населения России;

· познакомить с понятием «ожидаемая продолжительность жизни».

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование знаний и представлений о демографической ситуации в России; о факторах, определяющих соотношение мужчин и женщин в разных возрастных группах; о половом и возрастном составе населения России; об ожидаемой продолжительности

жизни.

Метапредметные: формирование умений: 1) определять понятия; 2) анализировать источники географической информации — диаграммы и карты; 3) строить логическое

рассуждение и устанавливать связи и обобщения на примере карт и диаграмм; 4)осуществлять смысловое чтение; 5) подготавливать и обсуждать презентации о факторах,

влияющих на среднюю прогнозируемую продолжительность жизни.

Личностные: формирование способностей к саморазвитию и самообразованию на основе решения учебных задач.

Основное содержание: демографическая ситуация, половозрастная структура населения России, ожидаемая продолжительность жизни населения.

Деятельность обучающихся: выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин разных возрастов; определять половой и возрастной состав населения России по статистическим данным; подготавливать и обсуждать презентации о факторах, влияющих на среднюю прогнозируемую продолжительность жизни; сравнивать среднюю прогнозируемую продолжительность жизни мужчин и женщин в России и в других странах по статистическим данным.

Ценностный компонент урока: демографическая ситуация в России.

УМК: учебник, тетрадь, презентациия, диаграмма «Половозрастная структура населения России», карта «Возрастной состав населения регионов России».

Тип урока: изучение нового материала.

Просмотр содержимого документа
««Демографический портрет» населения. Половой, возрастной состав, продолжительность жизни.»

Урок 9. 8 класс Дата _____

«Демографический портрет» населения. Половой, возрастной состав, продолжительность жизни.

Цели урока:

· выяснить, что такое демографическая ситуация;

· охарактеризовать половозрастную структуру населения России;

· познакомить с понятием «ожидаемая продолжительность жизни».

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование знаний и представлений о демографической ситуации в России; о факторах, определяющих соотношение мужчин и женщин в разных возрастных группах; о половом и возрастном составе населения России; об ожидаемой продолжительности

жизни.

Метапредметные: формирование умений: 1) определять понятия; 2) анализировать источники географической информации — диаграммы и карты; 3) строить логическое

рассуждение и устанавливать связи и обобщения на примере карт и диаграмм; 4)осуществлять смысловое чтение; 5) подготавливать и обсуждать презентации о факторах,

влияющих на среднюю прогнозируемую продолжительность жизни.

Личностные: формирование способностей к саморазвитию и самообразованию на основе решения учебных задач.

Основное содержание: демографическая ситуация, половозрастная структура населения России, ожидаемая продолжительность жизни населения.

Деятельность обучающихся: выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин разных возрастов; определять половой и возрастной состав населения России по статистическим данным; подготавливать и обсуждать презентации о факторах, влияющих на среднюю прогнозируемую продолжительность жизни; сравнивать среднюю прогнозируемую продолжительность жизни мужчин и женщин в России и в других странах по статистическим данным.

Ценностный компонент урока: демографическая ситуация в России.

УМК: учебник, тетрадь, презентациия, диаграмма «Половозрастная структура населения России», карта «Возрастной состав населения регионов России».

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

Организационный момент. Организация класса на проведение урока. Эмоциональный настрой.

Я – человек 
Я – умею мыслить и удивляться, обижаться и огорчаться 
Я – умею думать и понимать, слушать и отвечать. 

2 .Проверка знаний. Дифференцировано. Индивидуально с использованием карточек-заданий.

  1. Как менялось воспроизводство населения в различные исторические периоды.

  2. Как в районах России происходил переход от традиционного к современному типу воспроизводства.

Карточка-задание


Карточка-задание

Актуализация опорных знаний. Мотивация. Определение темы и целей урока

  1. Как называется наука о населении

  2. Изображение человека на фотопленке

  3. Составьте словосочетание

  4. Определите тему урока

Прочитайте стихотворение

О переписи населения

Скоро к нам придут и перепишут.
С наших слов все данные запишут.
Зададут вопросы - мы ответим.
Про жилье, доходы, есть ли дети.

Про образование, пол и возраст и т.п.
Куча их, вопросов. Важны все!
Нужно множество аспектов охватить.
Чтоб полней картину жизни получить.

Данные пойдут для правильных решений.
Польза для всех нас и после поколений.
Будущая перепись для всех у нас одна.
Очень для страны она полезна и важна.

Дполняем тему, определяем цели урока.

II. Изучение нового материала

На уроке решается учебная задача — школьники должны выяснить, о чём рассказывает половозрастная пирамида. Половозрастная пирамида — яркий показатель демографической ситуации в стране. Она представляет собой графический вид демографической статистики.

У обучающихся должно сформироваться понятие «демографическая ситуация» — сложившееся в данном районе соотношение рождаемости, смертности и миграционной подвижности, создающих определённую для данного времени половозрастную структуру населения и динамику его численности. Слово «демографический» произошло от греческого слова «демос», что означает «народ».

Школьники на основе анализа половозрастной пирамиды России (рис. 15 на с. 36 учебника) дают характеристику половозрастной структуры населения России на 2012 г., выясняют, с чем связаны её особенности, устанавливают соотношение мужского и женского населения

России в разных возрастах. С целью усвоения данного материала они изучают фрагмент текста «О чём рассказывает пирамида населения?» (с. 36—37 учебника).

Следующий вопрос, изучаемый на уроке: «Где население молодое, а где — старое?» Ученики анализируют карту «Возрастной состав населения регионов России» (рис. 16 на с. 38 учебника) и определяют:

1-й ряд а) долю детей и подростков в отдельных регионах России;

2-й ряд - б) долю трудоспособного населения;

3-й ряд - в) долю пожилых людей в отдельных регионах.

Но прежде чем приступить к анализу карт, обучающиеся выясняют, что можно узнать по ним.

Вопрос «Как увеличить продолжительность жизни в России?» ученики изучают в ходе групповой работы.

Они: а) знакомятся с текстом «Как увеличить продолжительность жизни в России?

б) сравнивают, как различаются показатели ожидаемой продолжительности жизни в Рос-

сии и других странах;

в) обосновывают и предлагают меры по увеличению ожидаемой продолжительности жизни

россиян;

г) обсуждают позицию своей группы с одноклассниками.

Работа в группах.

На основе текста учебника «Как увеличить продолжительность жизни в России» определить, что такое показатель продолжительности жизни., от чего зависит здоровье и продолжительность жизни.

Работа в группах.

На основе текста учебника «Как увеличить продолжительность жизни в России» сравнить, как различаются показатели ожидаемой продолжительности жизни в России и других странах;

Работа в группах.

На основе текста учебника «Как увеличить продолжительность жизни в России» предложить меры по увеличению ожидаемой продолжительности жизни россиян;

Обобщение и систематизация.

Урок завершается выполнением заданий 8 и 9 на с. 39 учебника.

Домашнее задание: 1) изучить § 9; 2) ответить на вопросы и выполнить задания 1—6 на с. 39 учебника;

Рефлексия.

Подведение итогов.


Карточка-задание




Карточка-задание


Работа в группах.

На основе текста учебника «Как увеличить продолжительность жизни в России» определить, что такое показатель продолжительности жизни., от чего зависит здоровье и продолжительность жизни.


Работа в группах.

На основе текста учебника «Как увеличить продолжительность жизни в России» сравнить, как различаются показатели ожидаемой продолжительности жизни в России и других странах;


Работа в группах.

На основе текста учебника «Как увеличить продолжительность жизни в России» предложить меры по увеличению ожидаемой продолжительности жизни россиян;



Карточка-задание



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!