СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Демонстрационная версия итоговой работы по биологии (11 класс)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Демонстрационная версия итоговой работы  по биологии (11 класс)

Просмотр содержимого документа
«Демонстрационная версия итоговой работы по биологии (11 класс)»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

объединения «СТУПЕНИ ЗДОРОВЬЯ»

для учащихся 8 класса



216 часов в год (6 часов в неделю)





Руководитель:

Полушкина М.И.







г.о. САРАНСК

2018 – 2019 уч. г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа объединения «Ступени здоровья» рассчитана на обучающихся 8 класса и предоставля­ет учащимся сведения о физическом, психическом и социальном здоровье человека, не рассматриваемые в школьной программе по биологии. Данное объединение даёт обучающимся основы медицинских знаний, гигиены, санитарии и навыки, которые позволят им сохранить свое здоровье, оказать помощь пострадавшему, предупредить развитие вредных привычек в ус­ловиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оз­доровительные традиции как условие укрепления нравственных устоев семьи.

В основе структуры кружка лежат практические и семинарские занятия, направленные на овладение знаниями и навыками необходимыми для оказания первой помощи в чрезвычайных ситуациях. Программа рассчитана на 216 часов (6 часов в неделю).

Нормативная база

  • Закон РФ «Об образовании»

  • Национальная доктрина образования в РФ, одобренная постановлением Правительства РФ от 04.10.2000г.;

  • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010г

  • Нормативно-правовые акты, принимаемые на муниципальном уровне, локальные акты образовательного учреждения.


Цель программы:

- формирование у подростков мировоззрения добра, милосердия и терпимости к ближнему, предостережение их от опасности алкоголизма и наркомании;

- расширить и углубить знания учащихся в области современных достижений гигиены и санитарии.

Достижение этих целей планируется через решение следующих задач:

  • показать значение медицинских знаний в чрезвычайных ситуациях;

  • познакомить с медицинской терминологией;

  • привить навыки оказания первой помощи при различных видах повреждений;

  • помочь школьникам овладеть современными достижениями биологической науки в области гигиены и санитарии;

  • формировать осознанное отношение к своему здоровью;

  • использовать полученные знания для обеспечения безопас­ности жизнедеятельности и охраны здоровья школьников.



Ведущие методы:

  • словесный (лекция, беседа, дискуссия);

  • наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, фотографий, таблиц, схем); 

  • частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);

  • практический (выполнение биологических задач, доказательство на основе опыта)

Формы обучения:

  • коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);

  • групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);

  • индивидуальные (индивидуальная консультация).

Изучение каждого раздела начинается с лекции, которая сопровождается демонстрацией наглядных материалов. В конце раздела индивидуально выполняются творческие задания. По результатам выполнения различных вариантов проводятся индивидуальные консультации.

Основные средства обучения:

  • электронные учебные пособия;

  • теоретические материалы в печатном формате;

  • презентации;

  • видеофильмы, фотографии, таблицы, схемы;

  • другие наглядные материалы (макеты, модели и муляжи, рельефные таблицы по биологии). 

Темы сообщений, докладов, рефератов, творческих работ.

1. Профессия – врач.

2. Окружающая среда и здоровье человека.

3. Нетрадиционная медицина.

4. Народные средства в медицине.

5. Антисептики.

6. Народная мудрость гласит... (Народные пословицы и поговорки о климате, погоде и здоровье).

7. Лечебный массаж и его значение.

8. Витамины и здоровье.

9. Мода и здоровье.

Основные требования к знаниям и умениям обучающимся:

Учащиеся должны знать:

  • понятия «здоровье» и «болезнь»;

  • факторы здоровья и факторы риска болезни;

  • приемы оказания ПМП;

  • основные принципы лекарственной помощи;

  • правила выполнения массажа;

  • правила гигиены, сохраняющие здоровье человека.


Учащиеся должны уметь:

  • оказывать ПМП при несчастных случаях;

  • накладывать повязки;

  • накладывать жгут при кровотечениях;

  • проводить иммобилизацию при повреждениях скелета;

  • проводить инъекции;

  • выполнять точечный массаж;

  • работать с дополнительной литературой;

  • работать в группе;

  • определять цель, выделять объект исследования;

  • наблюдать и изучать;

  • выдвигать гипотезы;

  • составлять отчёт, придерживаясь определённой структуры;

  • делать выводы;

  • обсуждать результаты практической работы, участвовать в дискуссии.















Литература и средства обучения

Данная программа ориентирована на использование следующих учебно-методических пособий:



Для учителя

  1. Байкулова Н.Г. и др. ПМП при травмах. - Сара­тов. 2011.

  2. Бирюкова А.С. Секреты массажа. М.: 2014.

  3. Великорецкий А.И., Первая помощь до прихода врача. – М.: Медицина, 2015.

  4. Гайко Б.А. и др., Медико-санитарная подготовка учащихся. – 0 М.: Просвещение, 2014.

  5. Михайлов А.А. и др., Справочник фельдшера. – М.: Медицина, 2017.

  6. Сафонов А.Г. Учебное пособие для подготовки медицинских сестер. - М.2013.

  7. Ткаченко С.С., Шаповалов В.М. Оказание доврачебной помощи. - М. 2014

  8. Подборка журналов «Биология в школе» за 2003 – 2018 г.

  9. Электронная библиотека. http://rushim.ru.books

Для учащихся

  1. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010», 2СD. 2010.

  2. Васильев З.А., Любинская С.М. Резервы здоровья. - М. 2014.

  3. Головлев М.И, Основы медицинских знаний учащихся. - М: Просвещение. 2016.

  4. Драгомилов А.Г. и др., Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 кл. – М.: Вентана-Граф, 2016.

  5. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М: Просвещение. 2015.

  6. Косицкий Г.И. и др. Резервы нашего организма. Книга для учащихся. М: Просвещение. 2013.

  7. Лаптев А.П. Береги здоровье смолоду, - М.: Медицина. 2015.

  8. Смирнов А.Т. и др., Основы безопасности жизнедеятельности. 9 кл. – М.: ООО «Издательство АСТ»,

  9. Энциклопедия для детей. АВАНТА +, Биология, 2013.

  10. Энциклопедия для детей. АВАНТА +, Химия, 2013.

  11. Энциклопедия для детей. АВАНТА +, Человек, 2013.

  12. Я познаю мир. Биология. Детская энциклопедия. М.: АСТ. 2016.

  13. Я познаю мир. Медицина. Детская энциклопедия. М.: АСТ. 2016.

  14. Я познаю мир. Химия. Детская энциклопедия. М.: АСТ. 2016.

  15. http://portfolio.1september.ru





Календарно – тематический план

объединения «Ступени здоровья» 

8 класс (216 часов в год, 6 часов в неделю)

в году

в теме


Тема занятия

Кол-во

часов


Элементы содержания

Кол-во

Теор

Практик


Тема I «Основы гигиены и санитарии» (93 часа)


1-3

1-3

Предмет и методы гигиены.

3

Гигиена как профилактическое направление медицины, изу­чающее влияние факторов природной среды, быта и труда на орга­низм человека с целью охраны его здоровья. Методы гигиены.

1

2

4-6

4-6

Санитария как прикладная часть гигиены.

3

Отрасли гигиены. Связь гигиены с анатомией, фи­зиологией человека и другими науками.

1

2

7-9

7-9

История гигиены.

3

Санитарно - гигиеническая культура древнего мира и средневековья. История гигиены в России.

1

2

10-12

10-12

Экскурсия в участковую больницу.

3

Санитарно-гигиенический режим лечебного учреждения.

1

2

13-15

13-15

Оказание медицинской помощи в условиях поликлиники и стационара.

3

Знакомство с порядком оказания медицинской помощи в условиях поликлиники и стационара.


1

2

16-18

16-18

Иммунитет.

3

Условия возникновения инфекционного заболевания.

1

2

19-21

19-21

Предупреждение инфекционных заболеваний.

3

Профилактика инфекционных заболеваний.

1

2

22-24

22-24

История развития хирургии.

3

История обезболивания в хирургии. Вклад Н.И.Пирогова в науку.

1

2

25-27

25-27

Травматология как отрасль хирургии.

3

История развития травматологии.

1

2

28-30

28-30

Понятие о десмургии.

3

Общие сведения о десмургии. Виды мягких повязок.

1

2

31-33

31-33

Понятие о ране, классификация ран и их осложнения.

3

Признаки, характеризующие рану. Виды ран. Пневмоторакс.

1

2

34-36

34-36

Виды раневой инфекции.

3

Виды раневой инфекции (неспецифическая, специфическая, острая и хроническая). Опасность инфицирования ран.

1

2

37-39

37-39

Пути проникновения инфекции в рану.

3

Экзогенный и эндогенный путь проникновения инфекции в рану.

1

2

40-42

40-42

Травматизм и его профилактика.

3

Виды травм. Причины травм. Предупреждение травматизма.

1

2

43-45

43-45

Практическая работа. «Использование дезинфицирующих средств для обработки ран».

3

Приготовление раствора перманганата калия для обработки ран, дезинфекции, отмачивания бинтов. Использование трубчатого эластичного бинта для удержания повязки на голове. Использование лейкопластыря и спиртового раствора йода при обработке ран.

1

2

46-48

46-48

Предупреждение сердечно­сосудистых заболеваний.


3

Заболе­вания сердца и сосудов, их предупреждение. Влияние курения и употребления спиртных напитков на сердечно - сосудистую систему (ССС). Предупреждение заболеваний ССС.

1

2

49-51

49-51

Первая помощь при сердечно­сосудистых заболеваниях.

3

Первая помощь при гипертоническом кризе; при стенокардии.

1

2

52-54

52-54

Лабораторная работа.

3

Рассматривание под мик­роскопом препарата сердечной мышцы.

1

2

55-57

55-57

Практическая работа.

3

Измерение частоты пульса и артериального давления до и после физической нагрузки.

1

2

58-60

58-60

Гигиена дыхания.

3

Особенности функционирования органов дыхания. Респираторные заболевания, их предупреждение и меры первой помощи.

1

2

61-63

61-63

Гигиена воздуха.

3

Гигиена голосового аппарата.

1

2

64-66

64-66

Практическая работа.

3

Санитарный анализ воздуха в помещении. Изготовление простейших респираторов.

1

2

67-69

67-69

Гигиена питания.

3

Значение и режим питания. Санитарно-гигиени­ческие требования к хранению и употреблению пищевых продук­тов.

1

2

70-72

70-72

Режим питья.

3

Гигиеническая оценка питьевой воды.

1

2

73-75

73-75

Заболевания органов пищеварения.

3

Пищевые отравления. Меры первой помощи. Гипо- и гиперви­таминозы, их предупреждение. Инфекционные, неинфекционные острые и хронические заболевания органов пищеварения.

1

2

76-78

76-78

Вредное действие наркотиков, алкоголя и курения на ор­ганы пищеварения.

3

Заболевания органов пищеварения, вызванные воздействием отравляющих веществ.

1

2

79-81

79-81

Практическая работа

3

Санитарная проверка пригодности для питья природной воды.

1

2

82-84

82-84

Профилактика кожных заболеваний. Закаливание.

3

Функции кожи и причины их нарушения. Уход за кожей. Про­филактика аллергических, гнойничковых и грибковых заболеваний, чесотки.

1

2

85-87

85-87

Лабораторная работа.

3

Определение типа кожи: нормальная, сухая, жирная.

1

2

88-90

88-90

Профилактика нервных и психических заболеваний.

3

Значение нервной системы. Безусловные и условные рефлексы. Понятие о динамическом стереотипе, его роли в повседневной жизни.

1

2

91-93

91-93

Стресс и психическое здоровье.

3

Навыки и привычки.

1

2


Тема II «Основы медицинских знаний» (102 часа)


94-96

1-3

Значение основ медицинских знаний.

3

Значение основ медицинских знаний в чрезвычайной ситуации.

1

2

97-99

4-6

Первая медицинская помощи при чрезвычайных ситуациях.

3

Этапы оказания первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

1

2

100-102

7-9

История обезболивания в хирургии.

3

Вклад ученых в развитие хирургии.

1

2

103-105

10-12

Первая медицинская помощь при ранениях.

3

Профилактика осложнений ран. Понятие о повязке и перевязке. Виды повязок, правила их наложения.

1

2

106-108

13-15

Понятие об асептике и антисептике.

3

Правила применения асептических средств.

1

2

109-111

16-18

Правила наложения стерильных повязок на голову и грудь.

3

Практическая работа. «Правила наложения стерильных повязок на голову и грудь».

1

2

112-114

19-21

Правила наложения стерильных повязок на живот и верхние конечности.

3

Практическая работа «Правила наложения стерильных повязок на живот и верхние конечности».

1

2

115-117

22-24

Правила наложения стерильных повязок на нижние конечности

3

Практическая работа «Правила наложения стерильных повязок на нижние конечности».

1

2

118-120

25-27

Первая медицинская помощь при кровотечениях.

3

Способы остановки артериального кровотечения. Способы остановки венозного и капиллярного кровотечения.

1

2

121-123

28-30

Практическая работа.

3

Правила наложения кровоостанавливающего жгута и закрутки.

1

2

124-126

31-33

Остановка работы сердца и дыхания.

3

Причины остановки работы сердца и дыхания.

1

2

127-129

34-36

Понятие реанимации.

3

Возможные ошибки при проведении реанимации.

1

2

130-132

37-39

Практическая работа.

3

Оказание первой медицинской помощи при остановке сердца и дыхания одним и двумя спасателями.

1

2

133-135

40-42

Первая медицинская помощь при синдроме длительного сдавливания и закрытых повреждениях.

3

Признаки синдрома длительного сдавливания. Первая медицинская помощь при синдроме длительного сдавливания.

1

2

136-138

43-45

Признаки ушиба и сотрясения головного мозга.

3

Первая медицинская помощь при этих травмах.

1

2

139-141

46-48

Понятие о переломах и травматическом шоке.

3

Виды переломов, основные признаки.

1

2

142-144

49-51

Профилактика травматического шока.

3

Способы преодоления травматического шока.

1

2

145-147

52-54

Первая медицинская помощь при переломах.

3

Этапы оказания первой медицинской помощи при различных переломах.

1

2

148-150

55-57

Практическая работа.

3

Отработка навыков оказания первой помощи при переломах конечностей.

1

2

151-153

58-60

Первая медицинская помощь при ожогах.

3

Виды ожогов. Первая медицинская помощь при ожогах.

1

2

154-156

61-63

Понятие об ожоговой болезни и ожоговом шоке.

3

Признаки ожоговой болезни и ожогового шока.

1

2

157-159

64-66

Действие низких температур.

3

Степени обморожений. Замерзание.

1

2

160-162

67-69

Практическая работа.

3

Оказание первой медицинской помощи при обморожениях, замерзании.

1

2

163-165

70-72

Первая помощь при пищевых отравлениях

3

Меры профилактики и первой помощи при пищевых отравлениях.

1

2

166-168

73-75

Самопомощь в чрезвычайных ситуациях.

3

Принципы оказания самопомощи.

1

2

169-171

76-78

Понятие инъекций.

3

Правила выполнения инъекций.

1

2

172-174

79-81

Точечный массаж.

3

Понятие точечного массажа. Приемы выполнения точечного массажа.

1

2

175-177

82-84

Презентация творческих работ.

3

Оказание первой медицинской помощи при различных поражениях и повреждениях.

1

2

178-180

85-87

Физическая активность и здоровье.

3

Отрицательное влияние гиподинамии на здоровье. Роль физической активности в сохранении здоровья.

1

2

181-183

88-90

Предупреждение вредных привычек. Наркотики.

3

Свойства наркотиков. Реакция на наркотики здорового орга­низма. Стадии развития наркомании.

1

2

184-186

91-93

Физическая и психическая деградация личности наркомана.

3

Признаки деградация личности наркомана.

1

2

187-189

94-96

Борьба с курением, предупрежде­ние развития пьянства и алкоголизма.

3

Понятие о здоровом образе жизни.

1

2

190-192

97-99

Гигиена труда.

3

Понятие работоспособности. Гигиена учебного труда и развитие личности.

1

2

193-195

100-102

Профессия жизни – врач!

3

Осознанный выбор – профессия врача.

1

2


Тема II «Психогигиена и здоровье» (21 час)


196-198

1-3

Физическое и психическое здоровье человека.

3

Определение физического и психического здоровья человека. Воздействие здоровья на духовную жизнь человека. Нравственность контролирует физическое здоровье. Основные свойства человеческой психики.

1

2

199-201

4-6

Психическое равновесие.

3

Признаки хорошего психического здоровья. Способность человека поддерживать психическое равновесие. Развитие этой способности.

1

2

202-204

7-9

Нарушенное равновесие психики человека.

3

Факторы, влияющие на нарушение равновесия нервной системы. Нервное напряжение, истощение, депрессия. Результат действия отрицательных факторов.

1

2

205-207

10-12

Физическое изнашивание организма.

3

Нарушение обмена веществ. Развитие неврастении.

1

2

208-210

13-15

Связь темперамента с образом жизни и здоровьем человека.

3

Валеологический самоанализ: определение собственного темперамента; определение темперамента персонажа по описаниям.

1

2

211-213

16-18

Эмоциональный настрой и его роль в сохранении здоровья.

3

Бодрость духа, оптимизм, хорошее настроение. Улыбка лучше таблетки. Релаксационные упражнения.

1

2

214-216

19-21

Человек и дисциплина.

3

Дисциплина. Взаимоотношения между людьми и их формирование.

1

2






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!