Программа объединения «Ступени здоровья» рассчитана на обучающихся 8 класса и предоставляет учащимся сведения о физическом, психическом и социальном здоровье человека, не рассматриваемые в школьной программе по биологии. Данное объединение даёт обучающимся основы медицинских знаний, гигиены, санитарии и навыки, которые позволят им сохранить свое здоровье, оказать помощь пострадавшему, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздоровительные традиции как условие укрепления нравственных устоев семьи.
В основе структуры кружка лежат практические и семинарские занятия, направленные на овладение знаниями и навыками необходимыми для оказания первой помощи в чрезвычайных ситуациях. Программа рассчитана на 216 часов (6 часов в неделю).
- формирование у подростков мировоззрения добра, милосердия и терпимости к ближнему, предостережение их от опасности алкоголизма и наркомании;
- расширить и углубить знания учащихся в области современных достижений гигиены и санитарии.
Изучение каждого раздела начинается с лекции, которая сопровождается демонстрацией наглядных материалов. В конце раздела индивидуально выполняются творческие задания. По результатам выполнения различных вариантов проводятся индивидуальные консультации.
Темы сообщений, докладов, рефератов, творческих работ.
1. Профессия – врач.
2. Окружающая среда и здоровье человека.
3. Нетрадиционная медицина.
4. Народные средства в медицине.
5. Антисептики.
6. Народная мудрость гласит... (Народные пословицы и поговорки о климате, погоде и здоровье).
7. Лечебный массаж и его значение.
8. Витамины и здоровье.
9. Мода и здоровье.
Данная программа ориентирована на использование следующих учебно-методических пособий:
№ в году | № в теме | Тема занятия | Кол-во часов | Элементы содержания | Кол-во |
Теор | Практик |
Тема I «Основы гигиены и санитарии» (93 часа) |
1-3 | 1-3 | Предмет и методы гигиены. | 3 | Гигиена как профилактическое направление медицины, изучающее влияние факторов природной среды, быта и труда на организм человека с целью охраны его здоровья. Методы гигиены. | 1 | 2 |
4-6 | 4-6 | Санитария как прикладная часть гигиены. | 3 | Отрасли гигиены. Связь гигиены с анатомией, физиологией человека и другими науками. | 1 | 2 |
7-9 | 7-9 | История гигиены. | 3 | Санитарно - гигиеническая культура древнего мира и средневековья. История гигиены в России. | 1 | 2 |
10-12 | 10-12 | Экскурсия в участковую больницу. | 3 | Санитарно-гигиенический режим лечебного учреждения. | 1 | 2 |
13-15 | 13-15 | Оказание медицинской помощи в условиях поликлиники и стационара. | 3 | Знакомство с порядком оказания медицинской помощи в условиях поликлиники и стационара. | 1 | 2 |
16-18 | 16-18 | Иммунитет. | 3 | Условия возникновения инфекционного заболевания. | 1 | 2 |
19-21 | 19-21 | Предупреждение инфекционных заболеваний. | 3 | Профилактика инфекционных заболеваний. | 1 | 2 |
22-24 | 22-24 | История развития хирургии. | 3 | История обезболивания в хирургии. Вклад Н.И.Пирогова в науку. | 1 | 2 |
25-27 | 25-27 | Травматология как отрасль хирургии. | 3 | История развития травматологии. | 1 | 2 |
28-30 | 28-30 | Понятие о десмургии. | 3 | Общие сведения о десмургии. Виды мягких повязок. | 1 | 2 |
31-33 | 31-33 | Понятие о ране, классификация ран и их осложнения. | 3 | Признаки, характеризующие рану. Виды ран. Пневмоторакс. | 1 | 2 |
34-36 | 34-36 | Виды раневой инфекции. | 3 | Виды раневой инфекции (неспецифическая, специфическая, острая и хроническая). Опасность инфицирования ран. | 1 | 2 |
37-39 | 37-39 | Пути проникновения инфекции в рану. | 3 | Экзогенный и эндогенный путь проникновения инфекции в рану. | 1 | 2 |
40-42 | 40-42 | Травматизм и его профилактика. | 3 | Виды травм. Причины травм. Предупреждение травматизма. | 1 | 2 |
43-45 | 43-45 | Практическая работа. «Использование дезинфицирующих средств для обработки ран». | 3 | Приготовление раствора перманганата калия для обработки ран, дезинфекции, отмачивания бинтов. Использование трубчатого эластичного бинта для удержания повязки на голове. Использование лейкопластыря и спиртового раствора йода при обработке ран. | 1 | 2 |
46-48 | 46-48 | Предупреждение сердечнососудистых заболеваний. | 3 | Заболевания сердца и сосудов, их предупреждение. Влияние курения и употребления спиртных напитков на сердечно - сосудистую систему (ССС). Предупреждение заболеваний ССС. | 1 | 2 |
49-51 | 49-51 | Первая помощь при сердечнососудистых заболеваниях. | 3 | Первая помощь при гипертоническом кризе; при стенокардии. | 1 | 2 |
52-54 | 52-54 | Лабораторная работа. | 3 | Рассматривание под микроскопом препарата сердечной мышцы. | 1 | 2 |
55-57 | 55-57 | Практическая работа. | 3 | Измерение частоты пульса и артериального давления до и после физической нагрузки. | 1 | 2 |
58-60 | 58-60 | Гигиена дыхания. | 3 | Особенности функционирования органов дыхания. Респираторные заболевания, их предупреждение и меры первой помощи. | 1 | 2 |
61-63 | 61-63 | Гигиена воздуха. | 3 | Гигиена голосового аппарата. | 1 | 2 |
64-66 | 64-66 | Практическая работа. | 3 | Санитарный анализ воздуха в помещении. Изготовление простейших респираторов. | 1 | 2 |
67-69 | 67-69 | Гигиена питания. | 3 | Значение и режим питания. Санитарно-гигиенические требования к хранению и употреблению пищевых продуктов. | 1 | 2 |
70-72 | 70-72 | Режим питья. | 3 | Гигиеническая оценка питьевой воды. | 1 | 2 |
73-75 | 73-75 | Заболевания органов пищеварения. | 3 | Пищевые отравления. Меры первой помощи. Гипо- и гипервитаминозы, их предупреждение. Инфекционные, неинфекционные острые и хронические заболевания органов пищеварения. | 1 | 2 |
76-78 | 76-78 | Вредное действие наркотиков, алкоголя и курения на органы пищеварения. | 3 | Заболевания органов пищеварения, вызванные воздействием отравляющих веществ. | 1 | 2 |
79-81 | 79-81 | Практическая работа | 3 | Санитарная проверка пригодности для питья природной воды. | 1 | 2 |
82-84 | 82-84 | Профилактика кожных заболеваний. Закаливание. | 3 | Функции кожи и причины их нарушения. Уход за кожей. Профилактика аллергических, гнойничковых и грибковых заболеваний, чесотки. | 1 | 2 |
85-87 | 85-87 | Лабораторная работа. | 3 | Определение типа кожи: нормальная, сухая, жирная. | 1 | 2 |
88-90 | 88-90 | Профилактика нервных и психических заболеваний. | 3 | Значение нервной системы. Безусловные и условные рефлексы. Понятие о динамическом стереотипе, его роли в повседневной жизни. | 1 | 2 |
91-93 | 91-93 | Стресс и психическое здоровье. | 3 | Навыки и привычки. | 1 | 2 |
Тема II «Основы медицинских знаний» (102 часа) |
94-96 | 1-3 | Значение основ медицинских знаний. | 3 | Значение основ медицинских знаний в чрезвычайной ситуации. | 1 | 2 |
97-99 | 4-6 | Первая медицинская помощи при чрезвычайных ситуациях. | 3 | Этапы оказания первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях. | 1 | 2 |
100-102 | 7-9 | История обезболивания в хирургии. | 3 | Вклад ученых в развитие хирургии. | 1 | 2 |
103-105 | 10-12 | Первая медицинская помощь при ранениях. | 3 | Профилактика осложнений ран. Понятие о повязке и перевязке. Виды повязок, правила их наложения. | 1 | 2 |
106-108 | 13-15 | Понятие об асептике и антисептике. | 3 | Правила применения асептических средств. | 1 | 2 |
109-111 | 16-18 | Правила наложения стерильных повязок на голову и грудь. | 3 | Практическая работа. «Правила наложения стерильных повязок на голову и грудь». | 1 | 2 |
112-114 | 19-21 | Правила наложения стерильных повязок на живот и верхние конечности. | 3 | Практическая работа «Правила наложения стерильных повязок на живот и верхние конечности». | 1 | 2 |
115-117 | 22-24 | Правила наложения стерильных повязок на нижние конечности | 3 | Практическая работа «Правила наложения стерильных повязок на нижние конечности». | 1 | 2 |
118-120 | 25-27 | Первая медицинская помощь при кровотечениях. | 3 | Способы остановки артериального кровотечения. Способы остановки венозного и капиллярного кровотечения. | 1 | 2 |
121-123 | 28-30 | Практическая работа. | 3 | Правила наложения кровоостанавливающего жгута и закрутки. | 1 | 2 |
124-126 | 31-33 | Остановка работы сердца и дыхания. | 3 | Причины остановки работы сердца и дыхания. | 1 | 2 |
127-129 | 34-36 | Понятие реанимации. | 3 | Возможные ошибки при проведении реанимации. | 1 | 2 |
130-132 | 37-39 | Практическая работа. | 3 | Оказание первой медицинской помощи при остановке сердца и дыхания одним и двумя спасателями. | 1 | 2 |
133-135 | 40-42 | Первая медицинская помощь при синдроме длительного сдавливания и закрытых повреждениях. | 3 | Признаки синдрома длительного сдавливания. Первая медицинская помощь при синдроме длительного сдавливания. | 1 | 2 |
136-138 | 43-45 | Признаки ушиба и сотрясения головного мозга. | 3 | Первая медицинская помощь при этих травмах. | 1 | 2 |
139-141 | 46-48 | Понятие о переломах и травматическом шоке. | 3 | Виды переломов, основные признаки. | 1 | 2 |
142-144 | 49-51 | Профилактика травматического шока. | 3 | Способы преодоления травматического шока. | 1 | 2 |
145-147 | 52-54 | Первая медицинская помощь при переломах. | 3 | Этапы оказания первой медицинской помощи при различных переломах. | 1 | 2 |
148-150 | 55-57 | Практическая работа. | 3 | Отработка навыков оказания первой помощи при переломах конечностей. | 1 | 2 |
151-153 | 58-60 | Первая медицинская помощь при ожогах. | 3 | Виды ожогов. Первая медицинская помощь при ожогах. | 1 | 2 |
154-156 | 61-63 | Понятие об ожоговой болезни и ожоговом шоке. | 3 | Признаки ожоговой болезни и ожогового шока. | 1 | 2 |
157-159 | 64-66 | Действие низких температур. | 3 | Степени обморожений. Замерзание. | 1 | 2 |
160-162 | 67-69 | Практическая работа. | 3 | Оказание первой медицинской помощи при обморожениях, замерзании. | 1 | 2 |
163-165 | 70-72 | Первая помощь при пищевых отравлениях | 3 | Меры профилактики и первой помощи при пищевых отравлениях. | 1 | 2 |
166-168 | 73-75 | Самопомощь в чрезвычайных ситуациях. | 3 | Принципы оказания самопомощи. | 1 | 2 |
169-171 | 76-78 | Понятие инъекций. | 3 | Правила выполнения инъекций. | 1 | 2 |
172-174 | 79-81 | Точечный массаж. | 3 | Понятие точечного массажа. Приемы выполнения точечного массажа. | 1 | 2 |
175-177 | 82-84 | Презентация творческих работ. | 3 | Оказание первой медицинской помощи при различных поражениях и повреждениях. | 1 | 2 |
178-180 | 85-87 | Физическая активность и здоровье. | 3 | Отрицательное влияние гиподинамии на здоровье. Роль физической активности в сохранении здоровья. | 1 | 2 |
181-183 | 88-90 | Предупреждение вредных привычек. Наркотики. | 3 | Свойства наркотиков. Реакция на наркотики здорового организма. Стадии развития наркомании. | 1 | 2 |
184-186 | 91-93 | Физическая и психическая деградация личности наркомана. | 3 | Признаки деградация личности наркомана. | 1 | 2 |
187-189 | 94-96 | Борьба с курением, предупреждение развития пьянства и алкоголизма. | 3 | Понятие о здоровом образе жизни. | 1 | 2 |
190-192 | 97-99 | Гигиена труда. | 3 | Понятие работоспособности. Гигиена учебного труда и развитие личности. | 1 | 2 |
193-195 | 100-102 | Профессия жизни – врач! | 3 | Осознанный выбор – профессия врача. | 1 | 2 |
Тема II «Психогигиена и здоровье» (21 час) |
196-198 | 1-3 | Физическое и психическое здоровье человека. | 3 | Определение физического и психического здоровья человека. Воздействие здоровья на духовную жизнь человека. Нравственность контролирует физическое здоровье. Основные свойства человеческой психики. | 1 | 2 |
199-201 | 4-6 | Психическое равновесие. | 3 | Признаки хорошего психического здоровья. Способность человека поддерживать психическое равновесие. Развитие этой способности. | 1 | 2 |
202-204 | 7-9 | Нарушенное равновесие психики человека. | 3 | Факторы, влияющие на нарушение равновесия нервной системы. Нервное напряжение, истощение, депрессия. Результат действия отрицательных факторов. | 1 | 2 |
205-207 | 10-12 | Физическое изнашивание организма. | 3 | Нарушение обмена веществ. Развитие неврастении. | 1 | 2 |
208-210 | 13-15 | Связь темперамента с образом жизни и здоровьем человека. | 3 | Валеологический самоанализ: определение собственного темперамента; определение темперамента персонажа по описаниям. | 1 | 2 |
211-213 | 16-18 | Эмоциональный настрой и его роль в сохранении здоровья. | 3 | Бодрость духа, оптимизм, хорошее настроение. Улыбка лучше таблетки. Релаксационные упражнения. | 1 | 2 |
214-216 | 19-21 | Человек и дисциплина. | 3 | Дисциплина. Взаимоотношения между людьми и их формирование. | 1 | 2 |