СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Демонстрационный экзамен как средство оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Круглый стол.

Просмотр содержимого документа
«Демонстрационный экзамен как средство оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций»

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК СРЕДСТВО ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

С.В.Романов, директор колледжа, преподаватель высшей квалификационной категории

И.В.Тимкина, заместитель директора по образовательной деятельности, преподаватель высшей квалификационной категории

Инженерно-экономический колледж

Набережночеслнинского института (филиала) Казанского (Приволжского) федерального университета

Ключевые слова: компетентностный подход; демонстрационный экзамен; профессиональные компетенции.

Аннотация: в данном выступлении рассматриваются средства оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций и приводится обоснование использования демонстрационного экзамена, как средства оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций у будущих выпускников колледжа.

Современное профессиональное образование, основанное на компетентностном подходе, как одном из ведущих тенденций Федерального государственного образовательного стандарта ориентировано на выработку у студентов компетенций, а именно набора знаний, умений, а также практического опыта, которые позволяют выпускнику колледжа успешно реализовываться в профессиональной сфере деятельности. В связи с этим появляется необходимость в компетентностной направленности образовательного процесса, разработке технологий и средств оценки качества подготовки обучающихся в рамках компетентностных требований.

В настоящее время для продуктивной работы обучающихся необходимо проводить контроль их знаний, который является неотъемлемой частью образовательного процесса.

При этом, одной из самых важных проблем в теоретическом и практическом обучении является оценка уровня сформированности профессиональных компетенций у будущих специалистов.

Целью оценки уровня сформированности профессиональных компетенций является установление соответствия имеющихся профессиональных компетенций требованиям ФГОС СПО и требованиям рынка труда.

В настоящее время остро встал вопрос в выборе средств оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций у будущих специалистов.

Если говорить об оценке уровня сформированности профессиональных компетенций, то из опыта работы приходим к выводу, что существующую систему оценивания необходимо менять, в связи с тем, что оценочные материалы проверяют в первую очередь теоретическую подготовку, а не практическую подготовленность.

Актуальность этой темы была рассмотрена на нескольких уровнях.

Так, актуальность на социально-педагогическом уровне обусловлена потребностями общества в высококвалифицированных специалистах, способных результативно и эффективно выполнять производственные функции, быстро и именно практически решать поставленные задачи и возникающие проблемы. В настоящее время добиться успеха в условиях рыночной экономики сможет лишь тот, кто научился четко определять цели, организовывать поиск путей их реализации, анализировать ход работы, извлекать уроки из временных неудач. В связи с этим педагогам профессиональной школы необходимо не только подготовить квалифицированных выпускников, но и выйти на новый уровень подготовки будущих специалистов, соответствующих мировым стандартам. Одним из ведущих средств для оценки уровня сформированности компетенций является демонстрационный экзамен в виде демонстрации на практике профессионального мастерства, которое оценивают не только преподаватели колледжей, но и представители работодателей.

Актуальность проблемы исследования на научно-теоретическом уровне обусловлена недостаточной теоретической не разработанностью проблемы использования демонстрационного экзамена как ведущего дидактического средства в определении уровня сформированности профессиональных компетенций.

Исследования в этой области в основном охватывают проблему качества подготовки специалистов, отвечающих требованиях работодателей. Пути решения проблемы приведения в соответствие требованиям работодателя качество подготовки выпускника технических вузов и колледжей заключаются в разногласиях между работодателем и образовательным учреждением в требованиях к конечному результату обучения. Анализ оценки и мнения работодателей и выпускников образовательных организаций о том, как происходит процесс трудоустройства молодежи, с чем связаны наибольшие трудности и препятствия показывает, что в большинстве случаев профессиональная подготовка выпускников не учитывает специфику рынка труда.

Однако, работ, посвященных исследованиям педагогических возможностей демонстрационного экзамена как ведущего дидактического средства в формировании и определении уровня сформированности профессиональных компетенций, пока нет.

На научно-методическом уровне: компетентностный и средовый подходы являются основными при реализации ФГОС СПО. Главной задачей по реализации требований федерального государственного образовательного стандарта является реализация практической направленности подготовки специалистов. Предлагаемые подходы предусматривают формирование требований к знаниям, умениям и навыкам работы, позволяющим качественно выполнять конкретную трудовую функцию в рамках соответствующей профессиональной деятельности.

Современные требования к оцениванию направлены на оценивание объективной готовности будущего специалиста к выполнению определенного вида трудовой деятельности.

Оценочные средства носят комплексный характер, требует принятия практических решений, как в известной ситуации, так и в нестандартных ситуациях. Современные оценочные средства должны быть направлены на решение не теоретических, а профессиональных задач, требующих применения информации из разных областей знаний. В идеальном случае задание представляет собой показательную работу в реальных условиях.

В учебном процессе необходимо предусмотреть активное использование инновационных оценочных средств при формировании компетентностной модели подготовки специалистов.

Одним из таких оценочных средств, направленных на демонстрацию компетенций, а также применения их в конкретной ситуации, является демонстрационный экзамен.

Демонстрационный экзамен – это процедура, позволяющая обучающемуся в условиях, приближенных к производственным продемонстрировать освоенные профессиональные компетенции.

Другими словами, демонстрационный экзамен представляет собой оценку результатов обучения методом наблюдения за выполнением трудовых действий на рабочем месте будущими специалистами.

Данный вид экзамена проводится с целью определения у студентов и выпускников уровня сформированности профессиональных компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере или выполнять работу по конкретным профессии или специальности в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия.

Выпускники, прошедшие аттестационные испытания в формате демонстрационного экзамена получают возможность:

- одновременно с подтверждением уровня освоения образовательной программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами подтвердить свою квалификацию в соответствии с требованиями международных стандартов Ворлдскиллс без прохождения дополнительных аттестационных испытаний;

- подтвердить свою квалификацию по отдельным профессиональным модулям, востребованным работодателями и получить предложение о трудоустройстве на этапе выпуска из образовательной организации;

- одновременно с получением диплома о среднем профессиональном образовании получить документ, подтверждающий квалификацию, признаваемый предприятиями, осуществляющими деятельность в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия.

Методика проведения демонстрационного экзамена и оценки квалификации разработана на основе зарубежного опыта оценки и признания квалификаций работников компаний. Признание квалификации основывается на подтверждении работодателем и обществом ценности компетенций (опыта, знаний, умений) работника, сформированных в результате предшествующего обучения и профессиональной деятельности.

В европейской практике основным способом оценки и признания квалификаций был признан демонстрационный экзамен, в российской таким способом оценки выступает квалификационный экзамен.

Демонстрационный экзамен проводится с целью оценки и подтверждения квалификации кандидата, необходимой для выполнения работ в одной из областей трудовой деятельности.

Сдача демонстрационного экзамена – это реальная демонстрация умений и навыков в работе.

Демонстрационный экзамен сдается путем демонстрации на практике профессионального мастерства, определенного в базовом учебном плане.

Профессиональное мастерство оценивают специалисты предприятий и преподаватели.

Опыт работы зарубежных стран дает возможность предполагать, что демонстрационный экзамен может быть эффективен при реализации программ среднего профессионального образования, профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки, при условии наличия заинтересованного работодателя.

Демонстрационный экзамен повышает мотивацию обучающихся и работников, так как меняются подходы в организации обучения, осуществляется переход к самостоятельному обучению на рабочем месте при сопровождении квалифицированных преподавателей и ведущих специалистов предприятий.

При внедрении демонстрационного экзамена проведение теоретических и практических занятий будет осуществляться по новым формам и методикам.

Студенты смогут выполнять роль инструкторов, которая в последующем им самим же и поможет при демонстрации своих знаний на практике при сдаче демонстрационного экзамена.

Сотрудничество с работодателями поможет образовательным организациям скорректировать требования к результатам обучения, перечисленным в федеральных государственных образовательных стандартах, обновить образовательные программы для организации процесса обучения и производственной практики на базе организаций.

При проведении демонстрационного экзамена у студентов появляется возможность показать свои знания и практические навыки, которые оценивают эксперты – представители работодателей. И именно практические умения работодатель оценивает при приеме на работу выпускника колледжа. При проведении демонстрационного экзамена создаются условия максимального приближения к будущей профессиональной деятельности, для оценки экзамена привлекаются внешние эксперты, роль которых выполняют представители работодателей.

Демонстрационный экзамен должен стать не только средством оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций у выпускников учебных заведений, но и выступать связующем звеном между образовательными организациями и работодателями. С помощью внедрения демонстрационного экзамена как педагогического средства оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций может быть достигнута договоренность, а тем самым исчерпано противоречие между профессиональным образованием и требованиями, предъявляемыми работодателями к современному выпускнику средне-профессиональной образовательной организации.