Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Лицей им В.В.Карпова «» села Осиново Зеленодольского муниципального района
Республики Татарстан
Творческий проект
Демонстрационный вариант КИМ.
Пояснения к демонстрационному варианту
УСТНОЙ ЧАСТИ
контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена по русскому языку.
Выполнила: Халикова З.Д.
Учитель русского языка и литературы
Пояснения к демонстрационному варианту
УСТНОЙ ЧАСТИ
контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
При ознакомлении с демонстрационным вариантом устной части контрольных измерительных материалов по русскому языку следует иметь в виду, что задания, включённые в него, не отражают всего содержания, которое может проверяться с помощью вариантов контрольных измерительных материалов.
Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику основного государственного экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущих заданий, их количестве, а также об их форме и уровне сложности. Приведённые критерии оценки выполнения заданий устной части, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности ответов в устной форме.
Инструкция по выполнению заданий
Устная часть по русскому языку состоит из четырех заданий.
Задание 1 – чтение вслух небольшого текста Время на подготовку – 1,5 минуты.
В задании 2 предлагается пересказать прочитанный в задании 1 текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 1,5 минуты.
В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по поставленному вопросу. Время на подготовку – 1,5 минуты.
В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания.
Общее время ответа одного экзаменуемого (включая время на подготовку) – 15 минут.
Всё время ответа ведётся аудио- и видеозапись.
Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, старайтесь говорить ясно и чётко, не отходить от темы и следовать предложенному плану ответа. Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Чтение текста вслух и его пересказ с включением приведенного высказывания
Задание 1. Чтение текста.
Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку. Обратите внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут.
С той минуты, как я узнал, что Пушкин в изгнании, во мне зародилась мысль непременно навестить его. Проведя праздник у отца в Петербурге, после крещения я поехал в Псков. Погостил у сестры несколько дней и от нее вечером пустился из Пскова; к утру следующего дня уже приближался к желаемой цели. Свернули мы, наконец, с дороги в сторону, мчались среди леса по гористому проселку – все мне казалось не довольно скоро! Кони несут среди сугробов. Скачем опять в гору извилистой тропой; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворённые ворота. Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней и тащу его в комнату. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим! Все это происходило на маленьком пространстве. В этой небольшой комнате помещалась кровать его с пологом, письменный стол, диван, шкаф с книгами. Во всем поэтический беспорядок. Пушкин показался мне несколько серьезнее прежнего, сохраняя, однако ж, ту же веселость. Он, как дитя, был рад нашему свиданию. Прежняя его живость во всем проявлялась в каждом воспоминании. Наружно он мало переменился, оброс только бакенбардами. Среди разговора внезапно он спросил меня: что о нем говорят в Петербурге и в Москве? Я ему ответил, что стихи его приобрели народность во всей России и, наконец, что близкие и друзья любят его, желая искренно, чтобы скорее кончилось его изгнание. (По И. И. Пущину. Записки о Пушкине) |
Задание 2. Пересказ текста
8 августа 1824 г. Пушкин приехал в Михайловское – место своей новой ссылки. Первые месяцы пребывания в Михайловском были необычайно тягостны. Краткие встречи с лицейскими друзьями: И.И. Пущиным, А.А. Дельвигом и А.М. Горчаковым - знакомство с Анной Керн, гостившей в соседнем селе Тригорском, скрасили изгнанничество поэта.
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ размышления лицеиста Ивана Пущина об Александре Пушкине:
«Странное смешение в этом великолепном создании! Никогда не переставал я любить его; знаю, что и он платил мне тем же чувством; но невольно, из дружбы к нему, желалось, чтобы он наконец настоящим образом взглянул на себя и понял свое призвание».
Подумайте, где лучше всего использовать слова И.И. Пущина в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Задание 3 . Условный диалог
Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1 минута.
Творчество. Какие понятия ассоциируются у Вас с этим словом? Ответ: _______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Получаете ли Вы дополнительное образование и по какому направлению? А может, посещаете творческие кружки или Ваше увлечение связано с творчеством? Ответ: _______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Что повлияло на Ваш выбор? Ответ: _______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Участвовали ли Вы в творческих конкурсах или, возможно, только планируете участие? Нужно ли творческому человеку соревноваться с другими и почему Вы так думаете? Ответ: _______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Согласны ли Вы с тем, что творчество способствует развитию человека? Аргументируйте свою точку зрения. Ответ: _______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ |
Задание 4 .Монологическое высказывание. Вам даётся 1 минута на подготовку.
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.
Опишите фотографию.
Случалось ли Вам быть свидетелем происшествия, в котором кто-либо поддержал нуждающегося в помощи? Возможно, Вы сами кому-то помогли в сложной ситуации. Расскажите об этом.
Не забудьте рассказать,
когда и с кем что-нибудь случилось;
как вел себя человек, попавший в беду;
кто пришел ему на помощь и какие действия он предпринял, для того, чтобы предотвратить нежелательные последствия;
как разрешилась ситуация.
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.
Критерии оценивания выполнения заданий устной части
Задание 1. Чтение текста вслух
Таблица 1
Критерии оценивания чтения вслух | Баллы |
Интонация | |
ИЧ | Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста. | 1 |
Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста. | 0 |
Темп чтения | |
ТЧ | Темп чтения соответствует коммуникативной задаче. | 1 |
Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче. | 0 |
Максимальное количество баллов за всё задание | 2 |
Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания
Таблица 2
№ | Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания |
П1 | Сохранение при пересказе микротем текста | Баллы |
| Все основные микротемы исходного текста сохранены | 1 |
Упущена или добавлена одна и более микротем. | 0 |
П2 | Работа с высказыванием | |
| Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично. | 1 |
Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа не уместно и не логично, или приведенное высказывание не включено в текст во время пересказа. | 0 |
Максимальное количество баллов за всё задание | 2 |
Таблица 3
Критерии оценивания правильности речи (соблюдение грамматических, орфоэпических норм) за выполнение заданий 1 и 2 (Р1). |
Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки, искажения слов отсутствуют. | 2 |
Допущено не более 3 ошибок и/или искажений слов. | 1 |
Допущено более 3 ошибок и/или искажений слов. | 0 |
Максимальное количество баллов | 2 |
Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) – 6.
Задание 3. Монологическое высказывание
Таблица 4
Критерии оценивания монологического высказывания (М). |
Выполнение коммуникативной задачи | |
Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей. Даны ответы на все вопросы. Фактические ошибки отсутствуют. | 1 |
Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но не на все вопросы были даны ответы, и/или допущены фактические ошибки. | 0 |
Речевое оформление высказывания (Р2) | |
Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. | 1 |
Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (1 и более). | 0 |
Максимальное количество баллов | 2 |
*Примечание. Если экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей, т.е. получил 0 баллов по критерию 1, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.
Задание 4. Диалог
В рамках диалога должны быть заданы три вопроса.
Круг возможных вопросов для диалога
К теме 1 «Творчество»
Творчество. Какие понятия ассоциируются у Вас с этим словом?
Получаете ли Вы дополнительное образование и по какому направлению? А может, посещаете творческие кружки или Ваше увлечение связано с творчеством?
Согласны ли Вы с тем, что творчество способствует развитию человека? Аргументируйте свою точку зрения.
К теме 2 «Поход (экскурсия)»
Чем, по Вашему мнению, полезны походы (экскурсии)?
Что бы Вы порекомендовали Вашим сверстникам, которые собираются впервые отправиться в поход (на экскурсию)?
Что, по Вашему мнению, самое важное в походе?
К теме 3 «Мода»
Вы слушаете чужие советы? Чьи советы для Вас особенно важны?
Что на сегодняшний день Вы считаете модным в одежде? Это важно для Вас?
За что можно уважать человека?
Выполнение коммуникативной задачи оценивается отдельно для каждого данного экзаменуемым ответа на вопрос. Речевое оформление оценивается в целом по трем ответам.
Таблица 5
Критерии оценивания диалога (Д). |
Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей. Дан ответ на вопрос в диалоге. | 1 |
Ответ на вопрос не был дан или дан односложный ответ. | 0 |
Максимальное количество баллов | 1 |
Максимальное количество баллов за диалог – 3.
Таблица 6
Критерии оценивания речевого оформления заданий 3 и 4 (Р2). |
Критерии оценивания речевого оформления заданий 3 и 4 (Р2). |
Грамотность речи | |
Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки отсутствуют. | 2 |
Допущено не более 3 ошибок. | 1 |
Допущено более 3 ошибок. | 0 |
Речевое оформление | |
Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции | 1 |
Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции | 0 |
Максимальное количество баллов | 3 |
Максимальное количество баллов за монолог и диалог – 8.
Общее количество баллов за выполнение всей работы – 14.
Экзаменуемый получает зачет в случае, если за выполнение работы он набрал 8 и более баллов.
Спецификация КИМ
1. Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по разделу «Говорение» у выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях допуска к государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты устной части могут быть использованы при приёме обучающихся в профильные классы средней школы.
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Концептуальные подходы к формированию КИМ для устной части по русскому языку определялись спецификой предмета в соответствии с указанным в п. 2 нормативным документом.
Работа проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – умение создавать монологическое высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации. О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся,
связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических).
Выполнение экзаменуемыми совокупности представленных в работе заданий позволяет оценить соответствие уровня их подготовки, достигнутого к концу обучения в основной школе, государственным требованиям к уровню подготовки по русскому языку, что обеспечивает возможность успешного продолжения обучения в старшей школе.
Экзаменационная работа построена с учетом вариативности: экзаменуемым предоставляется право выбора одной из трёх предложенных тем монолога и беседы.
Система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом создавалась с учётом требований теории и практики педагогических измерений и отечественных традиций преподавания русского языка.
4. Структура КИМ
Каждый вариант КИМ состоит из четырех заданий базового уровня сложности, различающихся формой заданий.
Задание 1 – выразительное чтение вслух текста научно-публицистического стиля.
Задание 2 – пересказ текста с привлечением дополнительной информации.
Задание 3 – тематическое монологическое высказывание.
Задание 4 – участие в диалоге.
Все задания представляют собой задания открытого типа с развёрнутым ответом.
5. Разделение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам действий
Таблица 1. Распределение заданий по видам работы с языковым материалом
Виды работы с языковым материалом | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за выполнение заданий, предусматривающих различные виды работы с языковым материалом, от максимального первичного балла за всю работу, равного 14 баллам |
Выразительное чтение текста | 1 | 2 | 14 |
Пересказ текста с привлечением дополнительной информации | 1 | 2 | 14 |
Создание устного монологического высказывания | 1 | 2 | 14 |
Участие в условном диалоге | 1 | 3 | 22 |
Соблюдение норм современного русского литературного языка | | 5 | 36 |
Соблюдение норм современного русского литературного языка | | 5 | 36 |
Итого | 4 | 14 | 100 |
6. Распределение заданий КИМ по уровням сложности
В табл. 2 представлено распределение заданий экзаменационной работы по уровням сложности.
Таблица 2. Распределение заданий КИМ по уровням сложности
Задание | Уровень сложности заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 14 баллам |
Задание 1 | Базовый | 2 | 14 |
Задание 2 | Базовый | 2 | 14 |
Задание 3 | Базовый | 2 | 14 |
Задание 4 | Базовый | 3 | 22 |
Соблюдение норм современного русского литературного языка | | 5 | 36 |
Соблюдение норм современного русского литературного языка | | 5 | 36 |
Итого | | 14 | 100 |
7. Продолжительность экзамена
На выполнение экзаменационной работы отводится 15 минут на одного участника экзамена.
8. Дополнительные материалы и оборудование
Для проведения устной части экзамена могут использоваться лингафонные кабинеты с соответствующим оборудованием.
9. Система оценивания выполнения заданий КИМ
Ответ на задание 1 (чтение текста) работы оценивается по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за чтение – 2.
За верное выполнение задания 2 (пересказ текста с привлечением дополнительной информации) выпускник получает 2 балла.
Соблюдение норм современного русского литературного языка во время работы с текстом оценивается отдельно. Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за речевое оформление ответа на задания 1 и 2 – 2 балла.
Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) – 6.
Оценка ответа на задание 3 работы осуществляется по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за монологическое высказывание – 2.
Выполнение коммуникативной задачи в задании 4 оценивается отдельно для каждого данного экзаменуемым ответа на вопрос. Речевое оформление оценивается в целом по трем ответам и составляет 3 балла.
Слушание текста Эмоциональная реакция на чтение ученика. | Чтение текста вслух | 3 мин |
Переключение ученика на другой вид работы. | | |
Слушание текста Эмоциональная реакция на пересказ ученика. | Пересказ текста с привлечением дополнительной информации | 3 мин |
Предложить обучающемуся выбрать вариант беседы и выдать соответствующую карточку с планом монологического ответа | | |
МОНОЛОГ |
Предложить обучающемуся ознакомиться с планом ответа. Предупредить, что высказывание не должно занимать более 2 минут. | | |
| Подготовка к ответу | 1,5 мин |
Слушать устный ответ. Эмоциональная реакция на описание. | Ответ по плану выбранного варианта | 2 мин |
ДИАЛОГ С ЭКЗАМЕНУЕМЫМ |
Задать вопросы для диалога | Вступает в диалог | 3 мин |
Задания проверяются специалистами по русскому языку, прошедшими специальную подготовку для проверки заданий устной части.
Приложение
Обобщённый план варианта устной части ГИА выпускников IX классов
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Уровни сложности заданий: Б – базовый.
Пересказ текста с привлечением дополнительной информации | 11 | | 2.1 2.4 3.1 3.5 3.6 | Б | 2 |
Создание устного монологического высказывания | 2.1–2.4 8.1–8.3 | 8.6 9.1–9.4 | 1.2 1.3 3.2–3.7 3.9 3.10 | Б | 2 |
Участие в диалоге | 2.1–2.4 8.1–8.3 | 8.6 9.1–9.4 | 1.2 1.3 3.2–3.7 3.9 3.10 | Б | 3 |
Соблюдение норм современного русского литературного языка | | | 3.7 3.9 | | 5 |
Всего заданий – 4; из них с развернутым ответом – 4; по уровню сложности: Б – 4. Максимальный первичный балл – 14. Общее время выполнения работы – 15 минут на одного человека. |
Описание процедуры
Для проведения устного экзамена используется два типа аудиторий:
аудитория подготовки, в которой участник ОГЭ заполняет бланк регистрации и ожидает своей очереди сдачи экзамена (в качестве аудиторий подготовки можно использовать обычные аудитории для сдачи ОГЭ, дополнительное оборудование для них не требуется);
аудитория проведения, в которой участник ОГЭ отвечает на задания КИМ (в аудитории проведения присутствует экзаменатор-собеседник, функционирует программное обеспечение для записи устного ответа, при принятии соответствующей модели проведения, в аудитории может находиться эксперт, который оцениванивает ответ непосредственно во время экзамена).
Общее время нахождения участника ОГЭ в аудитории проведения не превышает 30 минут, включая подготовительные мероприятия, работу с КИМ, выполнение экзаменационной работы, прослушивание записи ответа.
Общая длительность экзамена в ППЭ: 2 часа. Таким образом, через одно рабочее место в аудитории проведения за день могут пройти максимум 4 участника ОГЭ (последние сдающие проведут в аудитории подготовки 1,5 часа).
Обеспечение и состав ЭМ
Для выполнения экзаменационной работы КИМ, вложенный в доставочный спецпакет, состоит из:
- материалов для участника ОГЭ (текст для чтения, карточки с темами беседы на выбор и планами беседы). Эти материалы необходимо до начала экзамена распечатать в двух экземплярах, разрезать карточки с планами беседы так, чтобы на листе была карточка с планом беседы только по одной теме. Все распечатанные и разрезанные материалы раскладываются на рабочем месте экзаменатора-собеседника отдельными стопками: тексты для чтения, листы с тремя темами беседы, карточки с планом беседы по каждой теме.
- материалы для экзаменатора-собеседника (карточки экзаменатора-собеседника по каждой теме беседы). Эти материалы необходимо распечатать в двух экземплярах.
- материалы для организатора в аудитории (протокол, в котором записывается время ответа каждого обучающегося); Протокол необходимо распечатать в одном экземпляре.
- материалы для эксперта (текст для чтения обучающегося, карточка экзаменатора-собеседника, карточка эксперта (файл: "Собеседник. карточка эксперта")). Карточка эксперта распечатывается в трех-четырех экземплярах.
Доставочный спецпакет содержит указанные материалы и ИК с бумажными бланками регистрации устного экзамена.
Организатор приглашает в аудиторию по одному обучающемуся. Обучающийся представляется. Экзаменатор-собеседник предлагает ему прочитать текст, затем выбрать тему беседы и устно ответить на вопросы в соответствии с предложенным планом. Экзаменатор-собеседник задает в контексте услышанного ответа по теме несколько вопросов.
Подготовительный этап проведения экзамена
За 4-5 календарных дней до проведения экзамена необходимо получить из РЦОИ следующие материалы:
дистрибутивы используемого для проведения экзамена программного обеспечения для записи устных ответов участников ОГЭ (далее – ПО для записи устных ответов);
информацию о номерах аудиторий и типу рассадки (ОВЗ или стандартная);
Выполнить техническую подготовку ППЭ:
проверить соответствие технического оснащения компьютеров (ноутбуков) в аудиториях проведения и Штабе ППЭ, а также резервных компьютеров (ноутбуков), предъявляемым минимальным требованиям;
установить ПО для записи устных ответов на всех компьютерах (ноутбуках) в каждой аудитории проведения;
проверить качество аудиозаписи на всех компьютерах с установленным ПО для записи устных ответов;
Подготовить дополнительное оборудование, необходимое для проведения устного экзамена:
принтер, который будет использоваться для печати сопроводительной документации к флеш-накопителям с аудиозаписями устных ответов участников ОГЭ, и проверить его работоспособность;
резервную рабочую станцию в Штабе ППЭ.
Техническая подготовка ППЭ должна быть завершена за два дня до проведения экзамена.
Не позднее чем за один день до проведения экзамена:
совместно с членами ГЭК и руководителем ППЭ провести контроль готовности ППЭ к проведению экзамена:
провести контроль качества аудиозаписи на всех компьютерах с установленным ПО для записи устных ответов участников ОГЭ в каждой аудитории проведения;
проверить наличие дополнительного (резервного) оборудования:
USB-модем для обеспечения резервного канала доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». USB-модем используется в случае возникновения проблем с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» по стационарному каналу связи.
Готовность аудиторий проведения к сдаче экзамена подтверждается последующим заполнением «Протокол технической готовности ППЭ к экзамену в устной форме». Указанный протокол удостоверяется подписями технического специалиста, руководителя ППЭ и членов ГЭК.
На этапе проведения экзамена технический специалист обязан:
не менее чем за час до экзамена запустить ПО для записи устных ответов на всех компьютерах в каждой аудитории проведения;
распечатать в указанном необходимом количестве полученные материалы для проведения экзамена – КИМ и передать их руководителю ППЭ.
По окончании экзамена технический специалист должен:
сверить данные в ПО для записи ответов о записанных ответах с данными в ведомости проведения экзамена;
выполнить экспорт ответов участников ОГЭ в каждой аудитории и записать их на флеш-накопитель;
сформировать в последней аудитории проведения сопроводительный бланк к флеш-накопителю, содержащий общие сведения о записанных данных (общее количество работ и общее количество ответов) и протокол создания аудионосителя ППЭ, содержащий детальные сведения о записанных данных (имена файлов с ответами, их размер и т.п.), распечатать сопроводительный бланк и протокол. Также сохранить сопроводительный бланк в электронном виде на флеш-накопитель и распечатать его на любом компьютере с принтером.
При использовании нескольких флеш-накопителей сопроводительный бланк и протокол создания должны быть сформированы для каждого флеш-накопителя отдельно.
Передать флеш-накопитель с ответами, сопроводительный бланк и протокол ППЭ руководителю ППЭ.
Не позднее чем за один день до проведения экзамена член ГЭК обязан:
совместно с руководителем ППЭ и техническим специалистом провести контроль готовности ППЭ к проведению экзамена:
провести контроль качества аудиозаписи на всех рабочих местах участников ОГЭ в каждой аудитории проведения;
Проверить наличие дополнительного (резервного) оборудования:
USB-модем для обеспечения резервного канала доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». USB-модем используется в случае возникновения проблем с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» по стационарному каналу связи;
принтер, который будет использоваться для печати сопроводительной документации к флеш-накопителям с аудиозаписями ответов участников ОГЭ, и проверить его работоспособность;
резервный внешний CD (DVD)-привод;
резервную станцию в штабе ППЭ.
Готовность аудиторий проведения к сдаче экзамена подтверждается последующим заполнением «Протокола технической готовности ППЭ к экзамену в устной форме». Указанный протокол удостоверяется подписями технического специалиста, руководителя ППЭ и членов ГЭК.
Подписанный протокол остается на хранение в ППЭ.
ответы на станции записи после завершения выполнения экзаменационной работы) возможна подача апелляции о нарушении установленного порядка проведения ГИА.
От руководителя ППЭ член ГЭК должен получить (в дополнении к стандартной процедуре) флеш-накопитель (-ли) с аудиозаписями ответов участников ОГЭ и сопроводительный бланк (-и) к нему. На этапе проведения экзамена член ГЭК:
обеспечивает доставку ЭМ в ППЭ не позднее 07.30 по местному времени в день проведения экзамена:
доставочные спецпакеты с ИК и КИМ;
пакет руководителя (акты, протоколы, формы апелляции, списки распределения участников ГИА и работников ППЭ, ведомости, отчеты и др.);
возвратные доставочные пакеты для упаковки бланков регистрации устного экзамена после проведения экзамена (на каждом возвратном доставочном пакете напечатан «Сопроводительный бланк к материалам ОГЭ», обязательный к заполнению);
возвратные доставочные пакеты для упаковки использованных компакт-дисков, на которые записаны электронные КИМ.
в случае обеспечения доставки ЭМ в ППЭ сотрудниками специализированной организации по доставке ЭМ – прибывает не позднее доставки ЭМ указанными сотрудниками;
передает ЭМ руководителю ППЭ в Штабе ППЭ по «Акту приемки-передачи экзаменационных материалов в ППЭ по русскому языку в устной форме»;
выполняет необходимые действия по обеспечению функционирования системы обеспечения информационной безопасности КИМ, принятой в субъекте РФ;
Член ГЭК вместе с техническим специалистом обеспечивают расшифровку КИМ, выполняя функции каждый в рамках своей компетенции.
В случае возникновения у участника претензий к качеству записи ответов (участник может прослушать свои
На подготовительном этапе руководитель ППЭ совместно с руководителем образовательной организации, на базе которой организован ППЭ, обязаны:
обеспечить каждую аудиторию проведения персональным компьютером с CD (DVD)-приводом для чтения компакт-дисков и гарнитурой (с микрофоном), соответствующими техническим требованиям не ниже минимальных;
предоставить принтер для печати сопроводительной документации к флеш-накопителям с аудиозаписями ответов; подготовить резервную станцию в Штабе ППЭ;
подготовить резервный внешний CD (DVD)-привод и резервные гарнитуры;
подготовить материалы, которые могут использовать участники ОГЭ в период ожидания своей очереди:
научно-популярные журналы,
любые книги,
журналы,
газеты и т.п.
Материалы должны быть на русском языке и взяты из школьной библиотеки.
Не позднее, чем за один день до проведения экзамена:
совместно с членами ГЭК и техническим специалистом провести контроль готовности ППЭ к проведению экзамена.
Готовность аудиторий проведения к сдаче экзамена подтверждается последующим заполнением «Протокола технической готовности ППЭ к экзамену в устной форме». Указанный протокол удостоверяется подписями технического специалиста, руководителя ППЭ и членов ГЭК.
В день экзамена:
не позднее 07.30 по местному времени получить ЭМ от членов ГЭК:
доставочные спецпакеты с ИК и КИМ;
пакет руководителя (акты, протоколы, формы апелляции, списки распределения участников ГИА и работников ППЭ, ведомости, отчеты и др.);
возвратные доставочные пакеты для упаковки бланков регистрации устного экзамена после проведения экзамена (на каждом возвратном доставочном пакете напечатан «Сопроводительный бланк к материалам ОГЭ», обязательный к заполнению);
возвратные доставочные пакеты для упаковки использованных компакт-дисков, на которые записаны электронные КИМ.
Проверить комплектность и целостность упаковки ЭМ.
За полчаса до экзамена выдать организаторам в аудитории подготовки:
материалы, которые могут использовать участники ОГЭ в период ожидания своей очереди:
научно-популярные журналы,
любые книги,
журналы,
газеты и т.п.
Материалы должны быть на русском языке и взяты из школьной библиотеки.
Приносить участниками собственные материалы категорически запрещается.
Не позднее 09.30 по местному времени выдать организаторам в аудитории проведения доставочные спецпакеты с ИК и КИМ.
После окончания выполнения экзаменационной работы участниками ОГЭ руководитель ППЭ должен в Штабе ППЭ в присутствии членов ГЭК:
получить от технического специалиста флеш-накопитель с аудиозаписями ответов, сопроводительный бланк к нему и протокол создания аудионосителя ППЭ (протокол остаётся на хранении в ППЭ);
получить от всех ответственных организаторов в аудитории проведения следующие материалы:
запечатанные возвратные доставочные пакеты с бланками регистрации устной части экзамена,
запечатанные возвратные доставочные пакеты с использованными компакт-дисками;
неиспользованные ИК;
испорченные или имеющие полиграфические дефекты ИК (при наличии);
«Протокол проведения ОГЭ в аудитории проведения»;
«Протокол проведения ОГЭ в аудитории подготовки»;
«Ведомость коррекции персональных данных участников ГИА в аудитории» (при наличии);
служебные записки (при наличии).
Совместно с членами ГЭК сверить данные сопроводительного бланка к флеш-накопителям с ведомостями сдачи экзамена в аудиториях;
передать членами ГЭК ЭМ для доставки в РЦОИ.
На этапе проведения экзамена организаторы в аудитории подготовки обязаны:
за полчаса до экзамена получить от руководителя ППЭ и раздать участникам ОГЭ:
материалы, которые могут они использовать в период ожидания своей очереди:
научно-популярные журналы,
любые книги,
журналы,
газеты и т.п.
Материалы должны быть на русском языке.
Приносить участниками собственные материалы категорически запрещается.
Не ранее 10.00 по местному времени получить из аудиторий проведения комплекты ИК участников ОГЭ;
провести инструктаж участников ОГЭ по процедуре выполнения устной части экзаменационной работы и заполнению бланков регистрации, объяснить их права и обязанности (в соответствии с действующими нормативным документами);
раздать в произвольном порядке участникам ОГЭ ИК (конверты с бланками регистрации устного экзамена);
провести контроль заполнения бланков регистрации устного участниками ОГЭ;
Начало экзамена в аудитории подготовки считается с момента завершения инструктажа и заполнения бланков, окончанием экзамена считает момент, когда аудиторию покинул последний участник.
сообщить организатору вне аудитории об окончании заполнения бланков регистрации устного экзамена участниками ОГЭ.
По окончании экзамена организаторы в аудитории подготовки должны:
собрать все неиспользованные ИК, а также ИК и бланки регистрации устного экзамена, имеющие полиграфические дефекты или испорченные участниками ОГЭ ИК;
передать собранные материалы руководителю ППЭ.
На этапе проведения экзамена организаторы в аудитории проведения обязаны:
не позднее 09.45 по местному времени получить от руководителя ППЭ доставочные спецпакеты с ИК и КИМ;
не ранее 10.00 по местному времени передать комплекты ИК из доставочных спецпакетов в аудитории если неисправности не могут быть устранены, в аудитории должна быть установлена резервная рабочая станция, на которой продолжается сдача экзамена,
если неисправности не могут быть устранены и нет резервной рабочей станции, то участники, которые должны были сдавать экзамен в аудитории, где вышла из строя станция с ПО для записи устных ответов, направляются в другие аудитории для сдачи экзамена в порядке общей очереди,
если из строя вышла единственная рабочая станция в ППЭ и нет возможности её замены, то принимается, что участники ОГЭ не закончили экзамен по объективным причинам с оформлением соответствующего «акта о досрочном завершении экзамена по объективным причинам») и направляются на пересдачу экзамена в резервный день решением председателя ГЭК.
В случае возникновения у участника претензий к качеству записи его ответов (участник ОГЭ может прослушать свои ответа на станции записи ответов после завершения экзамена), необходимо пригласить в аудиторию технического специалиста для устранения возможных проблем, связанных с воспроизведением записи.
Если проблемы воспроизведения устранить не удалось и участник ОГЭ настаивает на неудовлетворительном качестве записи его устных ответов, в аудиторию необходимо пригласить члена ГЭК для разрешения ситуации, в этом случае возможно оформление апелляции о нарушении установленного порядка проведения ОГЭ. До разрешения этой ситуации следующий участник ОГЭ в аудиторию не приглашается.
По окончании выполнения экзаменационной работы участниками ОГЭ организаторы в аудитории проведения должны:
вызвать технического специалиста для завершения экзамена и выгрузки файлов аудиозаписей ответов участников ОГЭ;
провести контроль действий технического специалиста по экспорту аудиозаписей ответов участников ОГЭ на флеш-накопитель;
запечатать бланки регистрации устного экзамена участников ОГЭ и компакт-диски в возвратные доставочные пакеты;
передать руководителю ППЭ сопроводительные документы, в том числе запечатанные регистрационные бланки устного экзамена участников ОГЭ, компакт-диски с КИМ, протокол проведения экзамена в аудитории.
На этапе проведения экзамена организаторы вне аудитории обязаны:
обеспечить переход участников ОГЭ из аудиторий подготовки в аудитории проведения;
перед сопровождением первой группы участников ОГЭ в аудитории проведения ожидать окончания заполнения бланков регистрации устного экзамена участниками у аудитории подготовки;
набрать в аудитории подготовки группу участников ОГЭ;
сопроводить группу участников ОГЭ первой очереди в аудитории проведения (один организатор вне аудитории обеспечивает сопровождение участников ОГЭ из аудитории подготовки только в расположенные рядом аудитории проведения);
после перевода участников ОГЭ в аудитории ожидать окончания сдачи экзамена участниками ОГЭ;
по просьбе организатора в аудитории проведения сопровождать следующих участников ОГЭ из аудитории подготовки до аудитории проведения.
Сбор групп участников ОГЭ и переход из аудиторий подготовки в аудиторию проведения осуществляется согласно Ведомости перемещения участников ГИА. Организатор вне аудитории должен получить указанную ведомость у организатора в аудитории проведения, к которой он прикреплён или у руководителя ППЭ.
Действия организатора вне аудитории в случае неявки участников ОГЭ.
Организатор вне аудитории, имея при себе ведомость перемещения участников ОГЭ, набирает необходимую группу для "своих" аудиторий проведения.
В каждой группе должно быть количество участников ОГЭ равное количеству аудиторий проведения. В случае неявки участников ОГЭ, организатор должен добрать необходимое количество явившихся участников ОГЭ следующих по порядку в ведомости перемещения участников ГИА. Т.е. необходимо соблюдать правило: всегда приводить в аудитории проведения, количество участников ОГЭ равное количеству аудиторий проведения.
Действия организатора вне аудитории в случае выхода из строя рабочей станции в аудитории проведения.
О том, что в аудитории вышла из строя рабочая станция с ПО для записи устных ответов, должен сообщить организатор в аудитории проведения.
В этом случае работа с очередью сдачи экзамена аналогична ситуации неявки участников ОГЭ за тем исключением, что очередь сбивается не из-за неявки, а из-за сокращения размера группы участников ОГЭ, которые должны быть приведены в аудитории проведения.
Комплект материалов для оценивания устных ответов
Инструкция для эксперта
Уважаемый коллега!
При прослушивании устных ответов участников экзамена рекомендуется пользоваться следующей схемой оценивания.
Схема оценивания выполнения задания 1
НОМЕР УЧАСТНИКА | | | | | | | | | | |
Чтение текста | Выразительность речи | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Соблюдение языковых норм | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Искажение слов при чтении | | | | | | | | | | |
Соблюдение орфоэпических норм | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Интонация | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Темп чтения | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Схема оценивания выполнения задания 2
НОМЕР УЧАСТНИКА | | | | | | | | | | |
| Смысловая цельность, речевая связность и последовательность ответа на вопрос | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Соблюдение орфоэпических норм | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Соблюдение языковых норм | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Наличие речевых ошибок | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Богатство словаря, точность выражения мысли, разнообразие грамматических конструкций в ответах на вопросы | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Схема оценивания выполнения заданий 3 и 4
ФИО / НОМЕР УЧАСТНИКА | | | | | | | | | | |
Монолог | Описание фотографии (если выбранный экзаменуемым вариант предполагает этот вид работы) | | | | | | | | | | |
Раскрыт аспект 1 | | | | | | | | | | |
Раскрыт аспект 2 | | | | | | | | | | |
Раскрыт аспект 3 | | | | | | | | | | |
Раскрыт аспект 4 | | | | | | | | | | |
Дан ответ на дополнительный вопрос 1 | | | | | | | | | | |
Дан ответ на дополнительный вопрос 2 | | | | | | | | | | |
Дан ответ на дополнительный вопрос 3 | | | | | | | | | | |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Богатство словаря, точность выражения мысли, разнообразие грамматических конструкций | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Соблюдение орфоэпических норм | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Наличие речевых ошибок | | | | | | | | | | |
Соблюдение языковых норм | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Взаимодействие с собеседником | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
*Примечание. Если экзаменуемый не справился с одним из заданий, то колонки для фиксирования успехов экзаменуемого по этому заданию остаются пустыми.
Перечень оцениваемых аспектов устной речи
Выразительность речи во время чтения
Соблюдение норм
Искажение / верное прочтение слов
Темп чтения
Система оценивания устной речи (шкалы оценивания и максимальные баллы)
Задание 1. Чтение текста вслух
Таблица 1
Критерии оценивания чтения вслух | Баллы |
Интонация | |
ИЧ | Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста. | 1 |
Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста. | 0 |
Темп чтения | |
ТЧ | Темп чтения соответствует коммуникативной задаче. | 1 |
Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче. | 0 |
Максимальное количество баллов за всё задание | 2 |
Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания
Таблица 2
№ | Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания |
П1 | Сохранение при пересказе микротем текста | Баллы |
| Все основные микротемы исходного текста сохранены | 1 |
Упущена или добавлена одна и более микротем. | 0 |
П2 | Работа с высказыванием | |
| Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично. | 1 |
Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа не уместно и не логично, или приведенное высказывание не включено в текст во время пересказа. | 0 |
Максимальное количество баллов за всё задание | 2 |
Таблица 3
Критерии оценивания правильности речи (соблюдение грамматических, орфоэпических норм) за выполнение заданий 1 и 2 (Р1). |
Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки, искажения слов отсутствуют. | 2 |
Допущено не более 3 ошибок и/или искажений слов. | 1 |
Допущено более 3 ошибок и/или искажений слов. | 0 |
Максимальное количество баллов | 2 |
Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) – 6.
Задание 3. Монологическое высказывание
Таблица 4
Критерии оценивания монологического высказывания (М). |
Выполнение коммуникативной задачи | |
Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей. Даны ответы на все вопросы. Фактические ошибки отсутствуют. | 1 |
Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но не на все вопросы были даны ответы, и/или допущены фактические ошибки. | 0 |
Речевое оформление высказывания (Р2) | |
Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. | 1 |
Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (1 и более). | 0 |
Максимальное количество баллов | 2 |
*Примечание. Если экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей, т.е. получил 0 баллов по критерию 1, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.
Задание 4. Диалог
Выполнение коммуникативной задачи оценивается отдельно для каждого данного экзаменуемым ответа на вопрос. Речевое оформление оценивается в целом по трем ответам.
Таблица 5
Критерии оценивания диалога (Д). |
Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей. Дан ответ на вопрос в диалоге. | 1 |
Ответ на вопрос не был дан или дан односложный ответ. | 0 |
Максимальное количество баллов | 1 |
Максимальное количество баллов за диалог – 3.
Таблица 6
Критерии оценивания речевого оформления заданий 3 и 4 (Р2). |
Грамотность речи | |
Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки отсутствуют. | 2 |
Допущено не более 3 ошибок. | 1 |
Допущено более 3 ошибок. | 0 |
Речевое оформление | |
Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции | 1 |
Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции | 0 |
Максимальное количество баллов | 3 |
Максимальное количество баллов за монолог и диалог – 8.
Общее количество баллов за выполнение всей работы – 14.
Экзаменуемый получает зачет в случае, если за выполнение работы он набрал 8 и более баллов.