СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Демонстрационный вариант КИМА

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснение к демонстрационному варианту устной части контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена по русскому языку.Материал предназначен для подготовки к экзаменам ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Демонстрационный вариант КИМА»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Лицей им В.В.Карпова «» села Осиново Зеленодольского муниципального района

Республики Татарстан











Творческий проект



Демонстрационный вариант КИМ.

Пояснения к демонстрационному варианту

УСТНОЙ ЧАСТИ

контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена по русскому языку.




















Выполнила: Халикова З.Д.


Учитель русского языка и литературы

Пояснения к демонстрационному варианту

УСТНОЙ ЧАСТИ

контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ


При ознакомлении с демонстрационным вариантом устной части контрольных измерительных материалов по русскому языку следует иметь в виду, что задания, включённые в него, не отражают всего содержания, которое может проверяться с помощью вариантов контрольных измерительных материалов.

Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику основного государственного экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущих заданий, их количестве, а также об их форме и уровне сложности. Приведённые критерии оценки выполнения заданий устной части, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности ответов в устной форме.



Инструкция по выполнению заданий


Устная часть по русскому языку состоит из четырех заданий.

Задание 1 – чтение вслух небольшого текста Время на подготовку – 1,5 минуты.

В задании 2 предлагается пересказать прочитанный в задании 1 текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 1,5 минуты.

В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по поставленному вопросу. Время на подготовку – 1,5 минуты.

В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания.

Общее время ответа одного экзаменуемого (включая время на подготовку) – 15 минут.

Всё время ответа ведётся аудио- и видеозапись.

Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, старайтесь говорить ясно и чётко, не отходить от темы и следовать предложенному плану ответа. Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов.


Желаем успеха!



















Чтение текста вслух и его пересказ с включением приведенного высказывания

Задание 1. Чтение текста.

Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку. Обратите внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут.


С той минуты, как я узнал, что Пушкин в изгнании, во мне зародилась мысль непременно навестить его.   

Проведя праздник у отца в Петербурге, после крещения я поехал в Псков. Погостил у сестры несколько дней и от нее вечером пустился из Пскова; к утру следующего дня уже приближался к желаемой цели. Свернули мы, наконец, с дороги в сторону, мчались среди леса по гористому проселку – все мне казалось не довольно скоро! 

Кони несут среди сугробов. Скачем опять в гору извилистой тропой; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворённые ворота.

Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней и тащу его в комнату. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим!

Все это происходило на маленьком пространстве. В этой небольшой комнате помещалась кровать его с пологом, письменный стол, диван, шкаф с книгами. Во всем поэтический беспорядок.

Пушкин показался мне несколько серьезнее прежнего, сохраняя, однако ж, ту же веселость. Он, как дитя, был рад нашему свиданию. Прежняя его живость во всем проявлялась в каждом воспоминании. Наружно он мало переменился, оброс только бакенбардами.

Среди разговора внезапно он спросил меня: что о нем говорят в Петербурге и в Москве? Я ему ответил, что стихи его приобрели народность во всей России и, наконец, что близкие и друзья любят его, желая искренно, чтобы скорее кончилось его изгнание.

(По И. И. Пущину. Записки о Пушкине)

Задание 2. Пересказ текста

8 августа 1824 г. Пушкин приехал в Михайловское – место своей новой ссылки. Первые месяцы пребывания в Михайловском были необычайно тягостны. Краткие встречи с лицейскими друзьями: И.И. Пущиным, А.А. Дельвигом и А.М. Горчаковым - знакомство с Анной Керн, гостившей в соседнем селе Тригорском, скрасили изгнанничество поэта.


Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ размышления лицеиста Ивана Пущина об Александре Пушкине:


«Странное смешение в этом великолепном создании! Никогда не переставал я любить его; знаю, что и он платил мне тем же чувством; но невольно, из дружбы к нему, желалось, чтобы он наконец настоящим образом взглянул на себя и понял свое призвание».


Подумайте, где лучше всего использовать слова И.И. Пущина в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.


У Вас есть 1 минута на подготовку.










Задание 3 . Условный диалог


Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1 минута.



  1. Творчество. Какие понятия ассоциируются у Вас с этим словом?

Ответ: _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Получаете ли Вы дополнительное образование и по какому направлению? А может, посещаете творческие кружки или Ваше увлечение связано с творчеством?

Ответ: _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Что повлияло на Ваш выбор?

Ответ: _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Участвовали ли Вы в творческих конкурсах или, возможно, только планируете участие? Нужно ли творческому человеку соревноваться с другими и почему Вы так думаете?

Ответ: _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Согласны ли Вы с тем, что творчество способствует развитию человека? Аргументируйте свою точку зрения.

Ответ: _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

























Задание 4 .Монологическое высказывание. Вам даётся 1 минута на подготовку.

Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.




  1. Опишите фотографию.

  2. Случалось ли Вам быть свидетелем происшествия, в котором кто-либо поддержал нуждающегося в помощи? Возможно, Вы сами кому-то помогли в сложной ситуации. Расскажите об этом.



Не забудьте рассказать,

  • когда и с кем что-нибудь случилось;

  • как вел себя человек, попавший в беду;

  • кто пришел ему на помощь и какие действия он предпринял, для того, чтобы предотвратить нежелательные последствия;

  • как разрешилась ситуация.





Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.






















Критерии оценивания выполнения заданий устной части

Задание 1. Чтение текста вслух

Таблица 1

Критерии оценивания чтения вслух

Баллы

Интонация


ИЧ

Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста.

1

Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста.

0

Темп чтения


ТЧ

Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.

1

Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче.

0

Максимальное количество баллов за всё задание

2


Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания

Таблица 2

Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания

П1

Сохранение при пересказе микротем текста

Баллы


Все основные микротемы исходного текста сохранены

1

Упущена или добавлена одна и более микротем.

0

П2

Работа с высказыванием





Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично.

1

Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа не уместно и не логично,

или

приведенное высказывание не включено в текст во время пересказа.

0

Максимальное количество баллов за всё задание

2



Таблица 3

Критерии оценивания правильности речи (соблюдение грамматических, орфоэпических норм) за выполнение заданий 1 и 2 (Р1).

Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки, искажения слов отсутствуют.

2

Допущено не более 3 ошибок и/или искажений слов.

1

Допущено более 3 ошибок и/или искажений слов.

0

Максимальное количество баллов

2


Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) – 6.

  1. Задание 3. Монологическое высказывание



Таблица 4

Критерии оценивания монологического высказывания (М).

Выполнение коммуникативной задачи



Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей.

Даны ответы на все вопросы.

Фактические ошибки отсутствуют.

1

Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,

но

не на все вопросы были даны ответы,

и/или

допущены фактические ошибки.

0

Речевое оформление высказывания (Р2)


Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена.

1

Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (1 и более).

0

Максимальное количество баллов

2

*Примечание. Если экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей, т.е. получил 0 баллов по критерию 1, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.

Задание 4. Диалог

В рамках диалога должны быть заданы три вопроса.

Круг возможных вопросов для диалога

К теме 1 «Творчество»

  1. Творчество. Какие понятия ассоциируются у Вас с этим словом?

  2. Получаете ли Вы дополнительное образование и по какому направлению? А может, посещаете творческие кружки или Ваше увлечение связано с творчеством?

  3. Согласны ли Вы с тем, что творчество способствует развитию человека? Аргументируйте свою точку зрения.


К теме 2 «Поход (экскурсия)»

  1. Чем, по Вашему мнению, полезны походы (экскурсии)?

  2. Что бы Вы порекомендовали Вашим сверстникам, которые собираются впервые отправиться в поход (на экскурсию)?

  3. Что, по Вашему мнению, самое важное в походе?

К теме 3 «Мода»

  1. Вы слушаете чужие советы? Чьи советы для Вас особенно важны?

  2. Что на сегодняшний день Вы считаете модным в одежде? Это важно для Вас?

  3. За что можно уважать человека?


Выполнение коммуникативной задачи оценивается отдельно для каждого данного экзаменуемым ответа на вопрос. Речевое оформление оценивается в целом по трем ответам.

Таблица 5

Критерии оценивания диалога (Д).

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей.

Дан ответ на вопрос в диалоге.

1

Ответ на вопрос не был дан

или

дан односложный ответ.

0

Максимальное количество баллов

1


Максимальное количество баллов за диалог – 3.

Таблица 6

Критерии оценивания речевого оформления заданий 3 и 4 (Р2).

Критерии оценивания речевого оформления заданий 3 и 4 (Р2).

Грамотность речи


Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки отсутствуют.

2

Допущено не более 3 ошибок.

1

Допущено более 3 ошибок.

0

Речевое оформление


Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции

1

Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции

0

Максимальное количество баллов

3


Максимальное количество баллов за монолог и диалог – 8.

Общее количество баллов за выполнение всей работы – 14.

Экзаменуемый получает зачет в случае, если за выполнение работы он набрал 8 и более баллов.

Спецификация КИМ


1. Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по разделу «Говорение» у выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях допуска к государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты устной части могут быть использованы при приёме обучающихся в профильные классы средней школы.


2. Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).


3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Концептуальные подходы к формированию КИМ для устной части по русскому языку определялись спецификой предмета в соответствии с указанным в п. 2 нормативным документом.

Работа проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – умение создавать монологическое высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации. О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся,

связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических).

Выполнение экзаменуемыми совокупности представленных в работе заданий позволяет оценить соответствие уровня их подготовки, достигнутого к концу обучения в основной школе, государственным требованиям к уровню подготовки по русскому языку, что обеспечивает возможность успешного продолжения обучения в старшей школе.

Экзаменационная работа построена с учетом вариативности: экзаменуемым предоставляется право выбора одной из трёх предложенных тем монолога и беседы.

Система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом создавалась с учётом требований теории и практики педагогических измерений и отечественных традиций преподавания русского языка.


4. Структура КИМ

Каждый вариант КИМ состоит из четырех заданий базового уровня сложности, различающихся формой заданий.

Задание 1 – выразительное чтение вслух текста научно-публицистического стиля.

Задание 2 – пересказ текста с привлечением дополнительной информации.

Задание 3 – тематическое монологическое высказывание.

Задание 4 – участие в диалоге.

Все задания представляют собой задания открытого типа с развёрнутым ответом.


5. Разделение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам действий

Таблица 1. Распределение заданий по видам работы с языковым материалом


Виды работы с языковым материалом

Коли­чество зада­ний

Максималь­ный первичный балл

Процент максимального первичного балла за выполнение заданий, предусматривающих различные виды работы
с языковым материалом, от максимального первичного балла за всю работу, равного 14 баллам

Выразительное чтение текста

1

2

14

Пересказ текста с привлечением дополнительной информации

1

2

14

Создание устного монологического высказывания

1

2

14

Участие в условном диалоге

1

3

22

Соблюдение норм современного русского литературного языка


5

36

Соблюдение норм современного русского литературного языка


5

36

Итого

4

14

100


6. Распределение заданий КИМ по уровням сложности

В табл. 2 представлено распределение заданий экзаменационной работы по уровням сложности.

Таблица 2. Распределение заданий КИМ по уровням сложности


Задание

Уровень слож­ности заданий

Максималь­ный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 14 баллам

Задание 1

Базовый

2

14

Задание 2

Базовый

2

14

Задание 3

Базовый

2

14

Задание 4

Базовый

3

22

Соблюде­ние норм современ­ного русского литера­турного языка


5

36

Соблюде­ние норм современ­ного русского литера­турного языка


5

36

Итого


14

100


7. Продолжительность экзамена

На выполнение экзаменационной работы отводится 15 минут на одного участника экзамена.


8. Дополнительные материалы и оборудование

Для проведения устной части экзамена могут использоваться лингафонные кабинеты с соответствующим оборудованием.


9. Система оценивания выполнения заданий КИМ

Ответ на задание 1 (чтение текста) работы оценивается по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за чтение – 2.

За верное выполнение задания 2 (пересказ текста с привлечением дополнительной информации) выпускник получает 2 балла.

Соблюдение норм современного русского литературного языка во время работы с текстом оценивается отдельно. Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за речевое оформление ответа на задания 1 и 2 – 2 балла.

Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) – 6.


Оценка ответа на задание 3 работы осуществляется по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за монологическое высказывание – 2.

Выполнение коммуникативной задачи в задании 4 оценивается отдельно для каждого данного экзаменуемым ответа на вопрос. Речевое оформление оценивается в целом по трем ответам и составляет 3 балла.

Слушание текста

Эмоциональная реакция на чтение ученика.

Чтение текста вслух

3 мин

Переключение ученика на другой вид работы.



Слушание текста

Эмоциональная реакция на пересказ ученика.

Пересказ текста с привлечением дополнительной информации

3 мин

Предложить обучающемуся выбрать вариант беседы и выдать соответствующую карточку с планом монологического ответа



МОНОЛОГ

Предложить обучающемуся ознакомиться с планом ответа.

Предупредить, что высказывание не должно занимать более 2 минут.



Подготовка к ответу

1,5 мин

Слушать устный ответ.

Эмоциональная реакция на описание.

Ответ по плану выбранного варианта

2 мин

ДИАЛОГ С ЭКЗАМЕНУЕМЫМ

Задать вопросы для диалога

Вступает в диалог

3 мин


Задания проверяются специалистами по русскому языку, прошедшими специальную подготовку для проверки заданий устной части.


Приложение

Обобщённый план варианта устной части ГИА выпускников IX классов

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Уровни сложности заданий: Б – базовый.

Пересказ текста с привлечением дополнительной информации

11


2.1

2.4

3.1

3.5

3.6

Б

2

Создание устного монологического высказывания

2.1–2.4

8.1–8.3

8.6

9.1–9.4

1.2

1.3

3.2–3.7

3.9

3.10

Б

2

Участие в диалоге

2.1–2.4

8.1–8.3

8.6

9.1–9.4

1.2

1.3

3.2–3.7

3.9

3.10

Б

3

Соблюдение норм современного русского литературного языка



3.7

3.9


5

Всего заданий – 4;

из них с развернутым ответом – 4;

по уровню сложности: Б – 4.

Максимальный первичный балл – 14.

Общее время выполнения работы – 15 минут на одного человека.



Описание процедуры


  • Особенности подготовки к сдаче экзамена

Для проведения устного экзамена используется два типа аудиторий:

аудитория подготовки, в которой участник ОГЭ заполняет бланк регистрации и ожидает своей очереди сдачи экзамена (в качестве аудиторий подготовки можно использовать обычные аудитории для сдачи ОГЭ, дополнительное оборудование для них не требуется);

аудитория проведения, в которой участник ОГЭ отвечает на задания КИМ (в аудитории проведения присутствует экзаменатор-собеседник, функционирует программное обеспечение для записи устного ответа, при принятии соответствующей модели проведения, в аудитории может находиться эксперт, который оцениванивает ответ непосредственно во время экзамена).

  • Продолжительность выполнения экзаменационной работы

Общее время нахождения участника ОГЭ в аудитории проведения не превышает 30 минут, включая подготовительные мероприятия, работу с КИМ, выполнение экзаменационной работы, прослушивание записи ответа.

Общая длительность экзамена в ППЭ: 2 часа. Таким образом, через одно рабочее место в аудитории проведения за день могут пройти максимум 4 участника ОГЭ (последние сдающие проведут в аудитории подготовки 1,5 часа).


Обеспечение и состав ЭМ

Для выполнения экзаменационной работы КИМ, вложенный в доставочный спецпакет, состоит из:

- материалов для участника ОГЭ (текст для чтения, карточки с темами беседы на выбор и планами беседы). Эти материалы необходимо до начала экзамена распечатать в двух экземплярах, разрезать карточки с планами беседы так, чтобы на листе была карточка с планом беседы только по одной теме. Все распечатанные и разрезанные материалы раскладываются на рабочем месте экзаменатора-собеседника отдельными стопками: тексты для чтения, листы с тремя темами беседы, карточки с планом беседы по каждой теме.

- материалы для экзаменатора-собеседника (карточки экзаменатора-собеседника по каждой теме беседы). Эти материалы необходимо распечатать в двух экземплярах.

- материалы для организатора в аудитории (протокол, в котором записывается время ответа каждого обучающегося); Протокол необходимо распечатать в одном экземпляре.

- материалы для эксперта (текст для чтения обучающегося, карточка экзаменатора-собеседника, карточка эксперта (файл: "Собеседник. карточка эксперта")). Карточка эксперта распечатывается в трех-четырех экземплярах.

Доставочный спецпакет содержит указанные материалы и ИК с бумажными бланками регистрации устного экзамена.

  • Процедура сдачи устного экзамена участником ОГЭ

Организатор приглашает в аудиторию по одному обучающемуся. Обучающийся представляется. Экзаменатор-собеседник предлагает ему прочитать текст, затем выбрать тему беседы и устно ответить на вопросы в соответствии с предложенным планом. Экзаменатор-собеседник задает в контексте услышанного ответа по теме несколько вопросов.

  • Инструкция для технического специалиста ППЭ

Подготовительный этап проведения экзамена

За 4-5 календарных дней до проведения экзамена необходимо получить из РЦОИ следующие материалы:

дистрибутивы используемого для проведения экзамена программного обеспечения для записи устных ответов участников ОГЭ (далее – ПО для записи устных ответов);

информацию о номерах аудиторий и типу рассадки (ОВЗ или стандартная);

Выполнить техническую подготовку ППЭ:

проверить соответствие технического оснащения компьютеров (ноутбуков) в аудиториях проведения и Штабе ППЭ, а также резервных компьютеров (ноутбуков), предъявляемым минимальным требованиям;

установить ПО для записи устных ответов на всех компьютерах (ноутбуках) в каждой аудитории проведения;

проверить качество аудиозаписи на всех компьютерах с установленным ПО для записи устных ответов;

Подготовить дополнительное оборудование, необходимое для проведения устного экзамена:

принтер, который будет использоваться для печати сопроводительной документации к флеш-накопителям с аудиозаписями устных ответов участников ОГЭ, и проверить его работоспособность;

резервную рабочую станцию в Штабе ППЭ.

Техническая подготовка ППЭ должна быть завершена за два дня до проведения экзамена.

Не позднее чем за один день до проведения экзамена:

совместно с членами ГЭК и руководителем ППЭ провести контроль готовности ППЭ к проведению экзамена:

провести контроль качества аудиозаписи на всех компьютерах с установленным ПО для записи устных ответов участников ОГЭ в каждой аудитории проведения;

проверить наличие дополнительного (резервного) оборудования:

USB-модем для обеспечения резервного канала доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». USB-модем используется в случае возникновения проблем с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» по стационарному каналу связи.

Готовность аудиторий проведения к сдаче экзамена подтверждается последующим заполнением «Протокол технической готовности ППЭ к экзамену в устной форме». Указанный протокол удостоверяется подписями технического специалиста, руководителя ППЭ и членов ГЭК.

На этапе проведения экзамена технический специалист обязан:

не менее чем за час до экзамена запустить ПО для записи устных ответов на всех компьютерах в каждой аудитории проведения;

распечатать в указанном необходимом количестве полученные материалы для проведения экзамена – КИМ и передать их руководителю ППЭ.

По окончании экзамена технический специалист должен:

сверить данные в ПО для записи ответов о записанных ответах с данными в ведомости проведения экзамена;

выполнить экспорт ответов участников ОГЭ в каждой аудитории и записать их на флеш-накопитель;

сформировать в последней аудитории проведения сопроводительный бланк к флеш-накопителю, содержащий общие сведения о записанных данных (общее количество работ и общее количество ответов) и протокол создания аудионосителя ППЭ, содержащий детальные сведения о записанных данных (имена файлов с ответами, их размер и т.п.), распечатать сопроводительный бланк и протокол. Также сохранить сопроводительный бланк в электронном виде на флеш-накопитель и распечатать его на любом компьютере с принтером.

При использовании нескольких флеш-накопителей сопроводительный бланк и протокол создания должны быть сформированы для каждого флеш-накопителя отдельно.

Передать флеш-накопитель с ответами, сопроводительный бланк и протокол ППЭ руководителю ППЭ.


  • Инструкция для членов ГЭК


Не позднее чем за один день до проведения экзамена член ГЭК обязан:

совместно с руководителем ППЭ и техническим специалистом провести контроль готовности ППЭ к проведению экзамена:

провести контроль качества аудиозаписи на всех рабочих местах участников ОГЭ в каждой аудитории проведения;

Проверить наличие дополнительного (резервного) оборудования:

USB-модем для обеспечения резервного канала доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». USB-модем используется в случае возникновения проблем с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» по стационарному каналу связи;

принтер, который будет использоваться для печати сопроводительной документации к флеш-накопителям с аудиозаписями ответов участников ОГЭ, и проверить его работоспособность;

резервный внешний CD (DVD)-привод;

резервную станцию в штабе ППЭ.

Готовность аудиторий проведения к сдаче экзамена подтверждается последующим заполнением «Протокола технической готовности ППЭ к экзамену в устной форме». Указанный протокол удостоверяется подписями технического специалиста, руководителя ППЭ и членов ГЭК.

Подписанный протокол остается на хранение в ППЭ.

ответы на станции записи после завершения выполнения экзаменационной работы) возможна подача апелляции о нарушении установленного порядка проведения ГИА.

От руководителя ППЭ член ГЭК должен получить (в дополнении к стандартной процедуре) флеш-накопитель (-ли) с аудиозаписями ответов участников ОГЭ и сопроводительный бланк (-и) к нему. На этапе проведения экзамена член ГЭК:

обеспечивает доставку ЭМ в ППЭ не позднее 07.30 по местному времени в день проведения экзамена:

доставочные спецпакеты с ИК и КИМ;

пакет руководителя (акты, протоколы, формы апелляции, списки распределения участников ГИА и работников ППЭ, ведомости, отчеты и др.);

возвратные доставочные пакеты для упаковки бланков регистрации устного экзамена после проведения экзамена (на каждом возвратном доставочном пакете напечатан «Сопроводительный бланк к материалам ОГЭ», обязательный к заполнению);

возвратные доставочные пакеты для упаковки использованных компакт-дисков, на которые записаны электронные КИМ.

в случае обеспечения доставки ЭМ в ППЭ сотрудниками специализированной организации по доставке ЭМ – прибывает не позднее доставки ЭМ указанными сотрудниками;

передает ЭМ руководителю ППЭ в Штабе ППЭ по «Акту приемки-передачи экзаменационных материалов в ППЭ по русскому языку в устной форме»;

выполняет необходимые действия по обеспечению функционирования системы обеспечения информационной безопасности КИМ, принятой в субъекте РФ;

Член ГЭК вместе с техническим специалистом обеспечивают расшифровку КИМ, выполняя функции каждый в рамках своей компетенции.

В случае возникновения у участника претензий к качеству записи ответов (участник может прослушать свои

  • Инструкция для руководителя ППЭ

На подготовительном этапе руководитель ППЭ совместно с руководителем образовательной организации, на базе которой организован ППЭ, обязаны:

обеспечить каждую аудиторию проведения персональным компьютером с CD (DVD)-приводом для чтения компакт-дисков и гарнитурой (с микрофоном), соответствующими техническим требованиям не ниже минимальных;

предоставить принтер для печати сопроводительной документации к флеш-накопителям с аудиозаписями ответов; подготовить резервную станцию в Штабе ППЭ;

подготовить резервный внешний CD (DVD)-привод и резервные гарнитуры;

подготовить материалы, которые могут использовать участники ОГЭ в период ожидания своей очереди:

научно-популярные журналы,

любые книги,

журналы,

газеты и т.п.

Материалы должны быть на русском языке и взяты из школьной библиотеки.

Не позднее, чем за один день до проведения экзамена:

совместно с членами ГЭК и техническим специалистом провести контроль готовности ППЭ к проведению экзамена.

Готовность аудиторий проведения к сдаче экзамена подтверждается последующим заполнением «Протокола технической готовности ППЭ к экзамену в устной форме». Указанный протокол удостоверяется подписями технического специалиста, руководителя ППЭ и членов ГЭК.

В день экзамена:

не позднее 07.30 по местному времени получить ЭМ от членов ГЭК:

доставочные спецпакеты с ИК и КИМ;

пакет руководителя (акты, протоколы, формы апелляции, списки распределения участников ГИА и работников ППЭ, ведомости, отчеты и др.);

возвратные доставочные пакеты для упаковки бланков регистрации устного экзамена после проведения экзамена (на каждом возвратном доставочном пакете напечатан «Сопроводительный бланк к материалам ОГЭ», обязательный к заполнению);

возвратные доставочные пакеты для упаковки использованных компакт-дисков, на которые записаны электронные КИМ.

Проверить комплектность и целостность упаковки ЭМ.

За полчаса до экзамена выдать организаторам в аудитории подготовки:

материалы, которые могут использовать участники ОГЭ в период ожидания своей очереди:

научно-популярные журналы,

любые книги,

журналы,

газеты и т.п.

Материалы должны быть на русском языке и взяты из школьной библиотеки.

Приносить участниками собственные материалы категорически запрещается.

Не позднее 09.30 по местному времени выдать организаторам в аудитории проведения доставочные спецпакеты с ИК и КИМ.

После окончания выполнения экзаменационной работы участниками ОГЭ руководитель ППЭ должен в Штабе ППЭ в присутствии членов ГЭК:

получить от технического специалиста флеш-накопитель с аудиозаписями ответов, сопроводительный бланк к нему и протокол создания аудионосителя ППЭ (протокол остаётся на хранении в ППЭ);

получить от всех ответственных организаторов в аудитории проведения следующие материалы:

запечатанные возвратные доставочные пакеты с бланками регистрации устной части экзамена,

запечатанные возвратные доставочные пакеты с использованными компакт-дисками;

неиспользованные ИК;

испорченные или имеющие полиграфические дефекты ИК (при наличии);

«Протокол проведения ОГЭ в аудитории проведения»;

«Протокол проведения ОГЭ в аудитории подготовки»;

«Ведомость коррекции персональных данных участников ГИА в аудитории» (при наличии);

служебные записки (при наличии).

Совместно с членами ГЭК сверить данные сопроводительного бланка к флеш-накопителям с ведомостями сдачи экзамена в аудиториях;

передать членами ГЭК ЭМ для доставки в РЦОИ.

  • Инструкция для организаторов в аудитории подготовки

На этапе проведения экзамена организаторы в аудитории подготовки обязаны:

за полчаса до экзамена получить от руководителя ППЭ и раздать участникам ОГЭ:

материалы, которые могут они использовать в период ожидания своей очереди:

научно-популярные журналы,

любые книги,

журналы,

газеты и т.п.

Материалы должны быть на русском языке.

Приносить участниками собственные материалы категорически запрещается.

Не ранее 10.00 по местному времени получить из аудиторий проведения комплекты ИК участников ОГЭ;

провести инструктаж участников ОГЭ по процедуре выполнения устной части экзаменационной работы и заполнению бланков регистрации, объяснить их права и обязанности (в соответствии с действующими нормативным документами);

раздать в произвольном порядке участникам ОГЭ ИК (конверты с бланками регистрации устного экзамена);

провести контроль заполнения бланков регистрации устного участниками ОГЭ;

Начало экзамена в аудитории подготовки считается с момента завершения инструктажа и заполнения бланков, окончанием экзамена считает момент, когда аудиторию покинул последний участник.

сообщить организатору вне аудитории об окончании заполнения бланков регистрации устного экзамена участниками ОГЭ.

По окончании экзамена организаторы в аудитории подготовки должны:

собрать все неиспользованные ИК, а также ИК и бланки регистрации устного экзамена, имеющие полиграфические дефекты или испорченные участниками ОГЭ ИК;

передать собранные материалы руководителю ППЭ.

  • Инструкция для организатора в аудитории проведения

На этапе проведения экзамена организаторы в аудитории проведения обязаны:

не позднее 09.45 по местному времени получить от руководителя ППЭ доставочные спецпакеты с ИК и КИМ;

не ранее 10.00 по местному времени передать комплекты ИК из доставочных спецпакетов в аудитории если неисправности не могут быть устранены, в аудитории должна быть установлена резервная рабочая станция, на которой продолжается сдача экзамена,

если неисправности не могут быть устранены и нет резервной рабочей станции, то участники, которые должны были сдавать экзамен в аудитории, где вышла из строя станция с ПО для записи устных ответов, направляются в другие аудитории для сдачи экзамена в порядке общей очереди,

если из строя вышла единственная рабочая станция в ППЭ и нет возможности её замены, то принимается, что участники ОГЭ не закончили экзамен по объективным причинам с оформлением соответствующего «акта о досрочном завершении экзамена по объективным причинам») и направляются на пересдачу экзамена в резервный день решением председателя ГЭК.

В случае возникновения у участника претензий к качеству записи его ответов (участник ОГЭ может прослушать свои ответа на станции записи ответов после завершения экзамена), необходимо пригласить в аудиторию технического специалиста для устранения возможных проблем, связанных с воспроизведением записи.

Если проблемы воспроизведения устранить не удалось и участник ОГЭ настаивает на неудовлетворительном качестве записи его устных ответов, в аудиторию необходимо пригласить члена ГЭК для разрешения ситуации, в этом случае возможно оформление апелляции о нарушении установленного порядка проведения ОГЭ. До разрешения этой ситуации следующий участник ОГЭ в аудиторию не приглашается.

По окончании выполнения экзаменационной работы участниками ОГЭ организаторы в аудитории проведения должны:

вызвать технического специалиста для завершения экзамена и выгрузки файлов аудиозаписей ответов участников ОГЭ;

провести контроль действий технического специалиста по экспорту аудиозаписей ответов участников ОГЭ на флеш-накопитель;

запечатать бланки регистрации устного экзамена участников ОГЭ и компакт-диски в возвратные доставочные пакеты;

передать руководителю ППЭ сопроводительные документы, в том числе запечатанные регистрационные бланки устного экзамена участников ОГЭ, компакт-диски с КИМ, протокол проведения экзамена в аудитории.

  • Инструкция для организатора вне аудитории

На этапе проведения экзамена организаторы вне аудитории обязаны:

обеспечить переход участников ОГЭ из аудиторий подготовки в аудитории проведения;

перед сопровождением первой группы участников ОГЭ в аудитории проведения ожидать окончания заполнения бланков регистрации устного экзамена участниками у аудитории подготовки;

набрать в аудитории подготовки группу участников ОГЭ;

сопроводить группу участников ОГЭ первой очереди в аудитории проведения (один организатор вне аудитории обеспечивает сопровождение участников ОГЭ из аудитории подготовки только в расположенные рядом аудитории проведения);

после перевода участников ОГЭ в аудитории ожидать окончания сдачи экзамена участниками ОГЭ;

по просьбе организатора в аудитории проведения сопровождать следующих участников ОГЭ из аудитории подготовки до аудитории проведения.

Сбор групп участников ОГЭ и переход из аудиторий подготовки в аудиторию проведения осуществляется согласно Ведомости перемещения участников ГИА. Организатор вне аудитории должен получить указанную ведомость у организатора в аудитории проведения, к которой он прикреплён или у руководителя ППЭ.

Действия организатора вне аудитории в случае неявки участников ОГЭ.

Организатор вне аудитории, имея при себе ведомость перемещения участников ОГЭ, набирает необходимую группу для "своих" аудиторий проведения.

В каждой группе должно быть количество участников ОГЭ равное количеству аудиторий проведения. В случае неявки участников ОГЭ, организатор должен добрать необходимое количество явившихся участников ОГЭ следующих по порядку в ведомости перемещения участников ГИА. Т.е. необходимо соблюдать правило: всегда приводить в аудитории проведения, количество участников ОГЭ равное количеству аудиторий проведения.

Действия организатора вне аудитории в случае выхода из строя рабочей станции в аудитории проведения.

О том, что в аудитории вышла из строя рабочая станция с ПО для записи устных ответов, должен сообщить организатор в аудитории проведения.

В этом случае работа с очередью сдачи экзамена аналогична ситуации неявки участников ОГЭ за тем исключением, что очередь сбивается не из-за неявки, а из-за сокращения размера группы участников ОГЭ, которые должны быть приведены в аудитории проведения.

Комплект материалов для оценивания устных ответов

Инструкция для эксперта


Уважаемый коллега!

При прослушивании устных ответов участников экзамена рекомендуется пользоваться следующей схемой оценивания.


Схема оценивания выполнения задания 1


НОМЕР УЧАСТНИКА

 

 

 

 

 

 





Чтение текста

Выразительность речи


  • речь выразительна













  • речь не выразительна











Соблюдение языковых норм


  • нет ошибок











  • 1 ошибка











  • 2-3 ошибки











  • более 3 ошибок











Искажение слов при чтении

  • нет ошибок

  • 1 и более











Соблюдение орфоэпических норм


  • нет ошибок











  • 1 ошибка











  • 2-3 ошибки











  • более 3 ошибок











Интонация

  • соответствует пунктуационному оформлению текста / нет ошибок

 

 

 

 

 

 





  • 1 ошибка











  • 2-3 ошибки











  • более 3 ошибок











Темп чтения

  • соответствует коммуникативной задаче











  • не соответствует коммуникативной задаче











Схема оценивания выполнения задания 2

НОМЕР УЧАСТНИКА

 





 

 

 

 

 






Смысловая цельность, речевая связность и последовательность ответа на вопрос


  • логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена











  • допущена 1 логическая ошибка











  • высказывания нелогично, изложение непоследовательно, допущено более 1 логической ошибки; коммуникативный замысел просматривается с трудом











Соблюдение орфоэпических норм

  • нет ошибок











  • 1 и более











Соблюдение языковых норм

  • нет ошибок











  • 1 и более











Наличие речевых ошибок

  • нет ошибок











  • 1 и более











Богатство словаря, точность выражения мысли, разнообразие грамматических конструкций в ответах на вопросы


  • богатство словаря и точность выражения мысли, разнообразие грамматических конструкций











  • есть нарушения точности выражения мысли, или /и прослеживается однообразие грамматических конструкций











  • бедность словаря и однообразие грамматических конструкций













Схема оценивания выполнения заданий 3 и 4

ФИО / НОМЕР УЧАСТНИКА

 

 

 

 

 

 





Монолог

Описание фотографии (если выбранный экзаменуемым вариант предполагает этот вид работы)

  • Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – описал фотографию.


  • Экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей – описал фотографию.











Раскрыт аспект 1











Раскрыт аспект 2











Раскрыт аспект 3

 

 

 

 

 

 





Раскрыт аспект 4











Дан ответ на дополнительный вопрос 1











Дан ответ на дополнительный вопрос 2











Дан ответ на дополнительный вопрос 3











Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения


  • логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена











  • допущено не более 2 логических ошибок











  •  высказывание нелогично, изложение непоследовательно, допущено более 2 логических ошибок; коммуникативный замысел просматривается с трудом












Богатство словаря, точность выражения мысли, разнообразие грамматических конструкций


  • богатство словаря и точность выражения мысли, разнообразие грамматических конструкций











  • есть нарушения точности выражения мысли, или /и прослеживается однообразие грамматических конструкций











  • бедность словаря и однообразие грамматических конструкций











Соблюдение орфоэпических норм

  • нет ошибок











  • 1 ошибка











  • 2-3 ошибки











  • более 3 ошибок











Наличие речевых ошибок

  • нет ошибок

  • 1 и более











Соблюдение языковых норм


  • нет ошибок











  • 1 ошибка











  • 2-3 ошибки











  • более 3 ошибок











Взаимодействие с собеседником

  • есть











  • нет













*Примечание. Если экзаменуемый не справился с одним из заданий, то колонки для фиксирования успехов экзаменуемого по этому заданию остаются пустыми.



Перечень оцениваемых аспектов устной речи

  1. Выразительность речи во время чтения

  2. Соблюдение норм

  3. Искажение / верное прочтение слов

  4. Темп чтения


Система оценивания устной речи (шкалы оценивания и максимальные баллы)

Задание 1. Чтение текста вслух

Таблица 1

Критерии оценивания чтения вслух

Баллы

Интонация


ИЧ

Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста.

1

Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста.

0

Темп чтения


ТЧ

Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.

1

Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче.

0

Максимальное количество баллов за всё задание

2


Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания

Таблица 2

Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания

П1

Сохранение при пересказе микротем текста

Баллы


Все основные микротемы исходного текста сохранены

1

Упущена или добавлена одна и более микротем.

0

П2

Работа с высказыванием




Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично.

1

Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа не уместно и не логично,

или

приведенное высказывание не включено в текст во время пересказа.

0

Максимальное количество баллов за всё задание

2



Таблица 3

Критерии оценивания правильности речи (соблюдение грамматических, орфоэпических норм) за выполнение заданий 1 и 2 (Р1).

Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки, искажения слов отсутствуют.

2

Допущено не более 3 ошибок и/или искажений слов.

1

Допущено более 3 ошибок и/или искажений слов.

0

Максимальное количество баллов

2


Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) – 6.



Задание 3. Монологическое высказывание

Таблица 4

Критерии оценивания монологического высказывания (М).

Выполнение коммуникативной задачи


Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей.

Даны ответы на все вопросы.

Фактические ошибки отсутствуют.

1

Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,

но

не на все вопросы были даны ответы,

и/или

допущены фактические ошибки.

0

Речевое оформление высказывания (Р2)


Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена.

1

Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (1 и более).

0

Максимальное количество баллов

2


*Примечание. Если экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей, т.е. получил 0 баллов по критерию 1, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.

Задание 4. Диалог

Выполнение коммуникативной задачи оценивается отдельно для каждого данного экзаменуемым ответа на вопрос. Речевое оформление оценивается в целом по трем ответам.

Таблица 5

Критерии оценивания диалога (Д).

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей.

Дан ответ на вопрос в диалоге.

1

Ответ на вопрос не был дан

или

дан односложный ответ.

0

Максимальное количество баллов

1


Максимальное количество баллов за диалог – 3.

Таблица 6

Критерии оценивания речевого оформления заданий 3 и 4 (Р2).

Грамотность речи


Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки отсутствуют.

2

Допущено не более 3 ошибок.

1

Допущено более 3 ошибок.

0

Речевое оформление


Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции

1

Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции

0

Максимальное количество баллов

3


Максимальное количество баллов за монолог и диалог – 8.

Общее количество баллов за выполнение всей работы – 14.

Экзаменуемый получает зачет в случае, если за выполнение работы он набрал 8 и более баллов.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!