ВПР. География. 6 класс.
Проверочная работа по ГЕОГРАФИИ
6 КЛАСС
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по географии даётся 45 минут. Работа включает в себя
-
заданий.
Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Для выполнения задания 3 Вам потребуется линейка, а для выполнения задания 6 –
карандаш.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, атласом и другим справочным материалом.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Значком отмечены задания, ответы на которые фиксируются на карте,
приведённой на странице 2.
Желаем успеха!
Заполняется учителем, экспертом или техническим специалистом
Обратите внимание: в случае, если какие-либо задания не могли быть выполнены целым классом по причинам, связанным с отсутствием соответствующей темы в реализуемой школой образовательной программе, в форме сбора результатов ВПР всем обучающимся класса за данное задание вместо балла выставляется значение «Тема не пройдена». В соответствующие ячейки таблицы заполняется н/п.
Таблица для внесения баллов участника
ВведиВтвеедтиеткесттекст
Задание 1 выполняется с использованием карты мира, приведённой на странице 2.
Рассмотрите карту мира и выполните задания.
-
Запишите названия материков, обозначенных на карте буквами А и Б.
Название материка : Название материка :
-
С каким из названных Вами материков связаны открытия путешественников и исследователей, изображённых на портретах? Укажите в ответе букву, которой обозначен этот материк на карте.
Абель Тасман Н.Н. Миклухо-Маклай
Ответ.
Подпишите на карте океаны, омывающие берега указанного Вами материка.
Задание 2 выполняется с использованием карты мира, приведённой на странице 2.
Рассмотрите карту мира и выполните задания.
-
Найдите на карте точку 1 с координатами 19° ю. ш. 45° в. д. Поставьте на карте точку 2 с координатами 43° с. ш. 45° в. д.
В каком направлении от точки 1 расположена точка 2?
-
северном
-
южном
-
западном
-
восточном Ответ.
-
Точка 1 расположена на территории крупного географического объекта. Прочитайте текст, рассмотрите космический снимок и определите, какой географический объект описан в тексте.
Это четвёртый по величине остров мира. Он расположен к востоку от Африки и отделён от неё широким проливом. В центральной части острова расположено высокогорное плато, круто обрывающееся в сторону Индийского океана. Остров уникален по составу растительного и животного мира. Здесь обитают животные, которых нет больше нигде на планете, например лемуры и некоторые виды хамелеонов.
Запишите название этого географического объекта. Ответ.
Задание 3 выполняется с использованием приведённого ниже фрагмента топографической карты.
Рассмотрите фрагмент топографической карты и выполните задания.
-
На каком берегу реки Михалёвки находится церковь? Подчеркните верный ответ.
Ответ. На правом / на левом
В каком направлении от церкви расположен родник? Ответ.
-
Определите протяжённость маршрута А–В на местности с помощью масштаба карты. Для выполнения задания используйте линейку. Расстояние на карте измеряйте по центрам точек.
Ответ.
-
Какой из изображённых на фотографиях объектов может быть сооружён на участке, по которому проходит маршрут А–В? Укажите в ответе букву, которой обозначен этот объект.
А – футбольное поле Б – санный спуск В – пляж Ответ.
Какая особенность участка, по которому проходит маршрут А–В, определила Ваш выбор?
-
близость к реке
-
ровная поверхность
-
достаточный уклон
-
отдалённость от населённого пункта Ответ.
-
Разница во времени между городами Санкт-Петербургом и Якутском составляет
+6 часов, так как Якутск расположен восточнее Санкт-Петербурга, и день там наступает раньше. На рисунках представлены показания часов в Санкт-Петербурге и Якутске в тот момент, когда в Санкт-Петербурге 5 часов вечера. Запишите под каждым рисунком, как отображается то же самое время на электронных часах в этих городах.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ЯКУТСК
: :
-
Настя живёт в городе Санкт-Петербурге. Что она делает в указанное Вами время? Используйте для ответа приведённый режим дня школьника.
Ответ.
Что в это же время делает её сверстница Катя, которая живёт в Якутске, если она соблюдает тот же режим дня, что и Настя?
Ответ.
-
Чем обусловлена разница во времени в разных частях Земли?
-
климатическими условиями
-
движением Земли вокруг Солнца
-
осевым вращением Земли
-
сменой времён года Ответ.
-
Установите соответствие между природными зонами и их географическими особенностями.
Природные зоны
А – саванны и редколесья Б – тайга
Географические особенности
-
устойчивый снежный покров зимой
-
преимущественно травянистая растительность
-
занимает обширные равнины Африки
-
произрастание хвойных деревьев
-
занимает территорию в пределах умеренного пояса Северного полушария
-
местообитание зебр, жирафов, антилоп
Природная зона | А | Б |
Географические особенности | | |
Запишите в таблицу выбранные цифры под буквами, которыми обозначены природные зоны. Ответ.
-
В какой из указанных природных зон могли быть сделаны представленные фотографии? Запишите название природной зоны.
Ответ.
-
На метеорологической станции города N в январе были проведены наблюдения за направлением ветра. По результатам наблюдений метеорологи построили розу ветров. Рассмотрите розу ветров и ответьте на вопросы.
Какой ветер чаще всего дул в январе?
Ответ.
В каком направлении дует этот ветер?
Ответ.
-
Выберите рисунок, на котором знаками отображена погода в тот день, когда температура воздуха опустилась ниже 10 градусов мороза. Запишите в ответе букву, которой обозначен этот рисунок.
Ответ.
-
Андрей в течение дня наблюдал за погодой и описал её в дневнике наблюдений. Прочитайте это описание и отобразите его с помощью условных обозначений так, как на представленных выше рисунках.
7 Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Литосфера — твёрдая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части подстилающей её мантии. (2)Глубинные разломы разделяют литосферу на блоки – литосферные плиты, которые могут перемещаться по пластичному слою мантии под действием внутренних сил Земли. (3)Перемещение литосферных плит приводит к изменению положения материков и океанов на поверхности Земли. (4)Литосферные плиты сходятся, расходятся или двигаются параллельно друг другу, смещаясь в среднем на 2-3 см в год.
(5)В местах столкновения литосферных плит на суше образуются складчатые горы, а в океане, вдоль границы с сушей — глубоководные желоба. (6)Расхождение литосферных плит приводит к формированию на дне океанов срединно-океанических хребтов.
По каким предложениям можно сделать вывод о результатах движения литосферных плит? Запишите номера предложений.
Ответ.
ИЛИ
Прочитайте предложения и выполните задание.
-
Используя богатства природы, человек активно внедряется во все оболочки Земли.
-
При создании водохранилищ и распашке земель изменяются водный баланс и почвенный покров, что нарушает видовой состав флоры и фауны на огромных территориях.
-
В Мировом океане среду обитания живых организмов особенно сильно нарушает загрязнение воды.
-
Современные технологии позволяют человеку осваивать новые территории, добывать богатства земных недр, прогнозировать природные процессы и даже управлять ими.
-
Ежегодно в атмосферу Земли выбрасывается огромное количество вредных веществ.
-
Вырубка лесов, охота, сбор редких видов растений приводят к сокращению и даже уничтожению растительного и животного мира нашей планеты.
По каким предложениям можно сделать вывод о негативном влиянии человека на биосферу? Запишите номера предложений.
Ответ.
Рассмотрите фотографию с изображением опасного явления природы. Запишите его название.
Ответ.
В какой части географической оболочки Земли зарождается это явление?
-
литосфере
-
гидросфере
-
биосфере
-
атмосфере
Ответ.
Используя приведённую ниже таблицу, выполните задания.
Численность и состав населения
№ | Страна | Численность населения, млн человек | Состав населения, % |
городское | сельское |
1 | Австралия | 25 | 88 | 12 |
2 | Греция | 11 | 80 | 20 |
3 | Египет | 95 | 43 | 57 |
4 | Франция | 65 | 80 | 20 |
-
Расположите страны в порядке уменьшения численности населения, начиная со страны с самой большой численностью. Запишите в ответе последовательность порядковых номеров этих стран.
Ответ.
-
В какой стране более половины населения проживает в сельской местности? Запишите в ответе название страны.
Ответ.
В каких двух странах доля городского населения одинакова? Запишите в ответе названия
стран.
Ответ.
-
В какой стране, из указанных в таблице, сделана представленная фотография?
Запишите в ответе название страны.
Ответ.
Какой уникальный объект, созданный живыми организмами, расположен вблизи восточного побережья указанной Вами страны?
-
Марианская впадина
-
остров Пасхи
-
Большой Барьерный риф
-
Драконовы горы Ответ.
-
Найдите на карте точку 1 с координатами 19° ю. ш. 45° в. д. Поставьте на карте точку 2 с координатами 43° с. ш. 45° в. д.
В каком направлении от точки 1 расположена точка 2?
-
северном
-
южном
-
западном
-
восточном
Содержание верного ответа, критерии и указания по оцениванию | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: -
отметка точки на карте (допускается погрешность ± 1°); -
указание направления: 1 | |
Правильно отмечена точка на карте и указано направление | 2 |
Правильно отмечена точка на карте; направление не указано / указано неправильно | 1 |
Точка на карте не отмечена / отмечена неправильно независимо от указания направления. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
3.1. На каком берегу реки Михалёвки находится церковь? В каком направлении от церкви расположен родник?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
Правильный ответ должен содержать ответы на два вопроса: -
на правом берегу; -
в западном направлении / на запад | |
Правильно даны ответы на два вопроса | 2 |
Правильно дан ответ только на один любой вопрос | 1 |
Ответы на вопросы не даны / даны неправильно | 0 |
Максимальный балл | 2 |
3.3. Какой из изображённых на фотографиях объектов может быть сооружён на участке, по которому проходит маршрут А–В? Укажите в ответе букву, которой обозначен этот объект.
Какая особенность участка, по которому проходит маршрут А–В, определила Ваш выбор?
-
близость к реке
-
ровная поверхность
-
достаточный уклон
-
отдалённость от населённого пункта
А – футбольное поле Б – санный спуск В – пляж
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: -
указание объекта: Б -
указание особенности участка: 3 | |
Правильно указаны объект и особенность участка | 2 |
Правильно указан только объект; особенность участка не указана / указана неправильно | 1 |
Объект указан неправильно независимо от указания особенности участка. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
4.2. Настя живёт в городе Санкт-Петербурге. Что она делает в указанное Вами время? Используйте для ответа приведённый режим дня школьника.
Что в это же время делает её сверстница Катя, которая живёт в Якутске, если она соблюдает тот же режим дня, что и Настя?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
Правильный ответ должен содержать ответы на два вопроса: -
Настя выполняет домашние задания; -
Катя спит | |
Правильно даны ответы на два вопроса | 2 |
Правильно дан ответ только на один любой вопрос | 1 |
Ответы на вопросы не даны / даны неправильно | 0 |
Максимальный балл | 2 |
На метеорологической станции города N в январе были проведены наблюдения за направлением ветра. По результатам наблюдений метеорологи построили розу ветров. Рассмотрите розу ветров и ответьте на вопросы.
6.1. Какой ветер чаще всего дул в январе? В каком направлении дует этот ветер?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
Правильный ответ должен содержать ответы на два вопроса: -
юго-восточный ветер; -
в северо-западном направлении / на северо-запад | |
Правильно даны ответы на два вопроса | 2 |
Правильно дан ответ только на один любой вопрос | 1 |
Ответы на вопросы не даны / даны неправильно | 0 |
Максимальный балл | 2 |
6.3. Андрей в течение дня наблюдал за погодой и описал её в дневнике наблюдений. Прочитайте это описание и отобразите его с помощью условных обозначений так, как на представленных выше рисунках.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
Правильный ответ должен содержать заполненную таблицу с изображением условных знаков элементов погоды: | |
| | | | +22 °С | 50% | | |
Таблица заполнена правильно | 2 |
В таблице допущена одна ошибка / один из условных знаков не указан | 1 |
В таблице допущены две и более ошибки / не указаны два и более условных знака. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Рассмотрите фотографию с изображением опасного явления природы. Запишите его название.
В какой части географической оболочки Земли зарождается это явление?
-
литосфере
-
гидросфере
-
биосфере
-
атмосфере
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: -
указание явления природы: смерч/торнадо; -
ответ на вопрос: 4 | |
Правильно указано явление природы и дан ответ на вопрос | 2 |
Правильно указано только явление природы, ответ на вопрос не дан / дан неправильно | 1 |
Явление природы указано неправильно / не указано независимо от ответа на вопрос. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Используя приведённую ниже таблицу, выполните задания.
Численность и состав населения
№ | Страна | Численность населения, млн человек | Состав населения, % |
городское | сельское |
1 | Австралия | 25 | 88 | 12 |
2 | Греция | 11 | 80 | 20 |
3 | Египет | 95 | 43 | 57 |
4 | Франция | 65 | 80 | 20 |
9.2. В какой стране более половины населения проживает в сельской местности? Запишите в ответе название страны.
В каких двух странах доля городского населения одинакова? Запишите в ответе названия
стран.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
Правильный ответ должен содержать ответы на два вопроса: -
в Египте; -
в Греции и во Франции | |
Правильно даны ответы на два вопроса | 2 |
Правильно дан ответ на любой один вопрос | 1 |
Ответы на вопросы не даны / даны неправильно | 0 |
Максимальный балл | 2 |
9.3. В какой стране, из указанных в таблице, сделана представленная фотография?
Запишите в ответе название страны.
Какой уникальный объект, созданный живыми организмами, расположен вблизи восточного побережья указанной Вами страны?
-
Марианская впадина
-
остров Пасхи
-
Большой Барьерный риф
-
Драконовы горы
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
Правильный ответ должен содержать два элемента: -
указание страны: Австралия / Австралийский Союз; -
ответ на вопрос: 3 | |
Правильно указано название страны и дан ответ на вопрос | 2 |
Правильно указано только название страны, ответ на вопрос не дан / дан неправильно | 1 |
Название страны не указано / указано неправильно независимо от ответа на вопрос. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Система оценивания выполнения всей работы
Максимальный первичный балл за выполнение работы 33.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0–9 | 10–20 | 21–28 | 29–33 |
© 2023 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки