ПРИМЕРНЫЕ АЛГОРИТМЫ РАБОТЫ
В УЧЕБНЫХ КООПЕРАЦИЯХ
Примерный алгоритм изучения текста в паре
1. Запишите название в тетрадь.
2. Прочитайте первый фрагмент текста.
3. Расскажите поочерёдно друг другу то, о чём прочитали.
4. Объясните значение незнакомых слов и ключевых выражений.
5. Что хочет сказать нам автор?
6. Какие примеры он приводит?
7. Задайте друг другу вопросы на понимание содержания фрагмента, ответьте на них. Запишите вопросы в тетради.
8. Что для вас оказалось непонятным? Сформулируйте вопросы, на которые вы не получили ответ?
9. Запишите эти вопросы в тетради в отдельной колонке.
10. Проработайте каждый последующий фрагмент текста по пунктам 1 – 9.
11. Что для вас оказалось непонятным после обсуждения всего текста? Сформулируйте вопросы, на которые вы не получили ответ? Запишите эти вопросы в тетради.
P.S. Кроме этого алгоритма, могут быть и другие задания:
1) в самой теме и 2) в программе курса (см. пункт «Форма отчёта при первичном освоении»).
Порядок работы в паре по методике взаимообмена заданиями (на 2 задания)
1. Прочитай напарнику задание из своей карточки.
2. Выполни в тетради напарника задание № 1 из своей карточки, объясняя его решение.
3. Проследи, как твой напарник выполняет задание № 2 из твоей карточки.
4. Поменяйся ролями с напарником: пусть теперь он объяснит тебе задание своей карточки, работая по пунктам 1–3.
5. Поменяйся карточками с напарником. Поблагодари напарника за работу. Смени партнера.
Порядок работы в паре по методике взаимотренажа
1. Найди себе напарника для работы.
2. Продиктуй первое задание своей карточки напарнику, не говоря ответа. Проверь ответ напарника по своей карточке.
3. Если напарник ответил правильно, то продиктуй ему второе задание своей карточки, затем проверь правильность ответа. Если напарник ошибается, повтори ему задание снова и назови правильный ответ, а потом попроси, чтобы напарник повторил это задание и правильный ответ. Далее перейди к следующему заданию.
4. Поменяйтесь с напарником ролями. Ответь на задания из карточки напарника.
5. Найди себе другого напарника, взяв с собой свою карточку, и поработай с ним по пунктам 1-4.
Учусь схематизировать
Определяю:
– объекты, которые буду изображать;
– знаки, которыми буду изображать выбранные объекты;
– местоположение объектов на схеме;
– связи между объектами;
– знаки, которыми буду изображать связи.
Последовательно изображаю.
ВПТ (взаимопередача тем)
I. Примерный план самостоятельного изучения темы
1. Самостоятельно изучи тему
1.1. Запиши название и номер темы у себя в тетради.
1.2. Изучи первую часть темы, озаглавь её, заглавие запиши в тетрадь.
1.3. Выполни задания первой группы, относящиеся к этой части.
Если нет заданий к этой части, то сформулируй вопросы для её понимания.
1.4. Изучи следующую часть темы; озаглавь её; заглавие запиши в тетрадь; выполни задания, относящиеся к этой части (или сформулируй вопросы для понимания этой части).
И т.д. по каждой части темы.
1.5. Выполни задание второй группы, которые направлены на понимание всей темы.
2. Сдай тему учителю или другому обучающемуся, которому учитель доверил принять эту тему (время сдачи темы следует заранее запланировать!).
II. Примерный план обучения теме
1. Обучи теме партнёра
Над каждым фрагментом темы работайте по пунктам 1.1–1.7.
1.1. Восстанови напарнику содержание и смысл первого пункта своего плана.
1.2. Объясни напарнику сложные моменты этого пункта.
1.3. Попроси напарника задать вам вопросы на понимание этого фрагмента темы. Ответь на эти вопросы.
1.4. Задай своему напарнику свои вопросы на понимание содержания первого пункта.
1.5. Предложи выполнить задания первой группы к этому пункту.
1.6. Попроси напарника сформулировать заголовок первого пункта плана. Запиши в тетрадь напарника заглавие первого пункта (его вариант заголовка или свой – чей лучше).
1.7. Восстанови напарнику содержание и смысл второго пункта плана, объясняя сложные места. Проверь уровень понимания, выполнение напарником заданий первой группы. Попроси задать вопросы. Сам задай свои вопросы. Запиши заглавие пункта в тетрадь напарника.
2. Далее напарник выполняет задания второй группы
2.1. Предложи напарнику самостоятельно выполнить задания второй группы (они направлены на понимание всей темы).
2.2. Проверь правильность выполнения заданий второй группы у своего напарника.
2.3. Поблагодарите друг друга за работу.
3. Смени напарника
Предложи напарнику передать полученную тему другому (по пунктам 1–2).
(Время передачи темы следует заранее запланировать!)
Примерный план работы по методике поабзацной проработки текстов
(по методике А.Г. Ривина)
Получите текст. Запишите в тетради его название.
Найдите партнёра с другим текстом. Запишите его фамилию на полях своей тетради. Договоритесь с ним об очерёдности работы.
1. Изучите абзац своего текста
1.1. Прочитайте напарнику свой абзац. Вместе с напарником попытайтесь ответить на вопрос: «О чем говорится в абзаце?»
1.2. Перечитайте абзац, объясняя значение каждого ключевого слова и словосочетания (отвечая на вопрос, почему стоит именно это слово, а не другое?), каждого предложения.
1.3. Какова главная мысль абзаца? (Ответить на этот вопрос помогают ответы на вспомогательные вопросы: что хотел подчеркнуть автор? почему предложения выстроены именно в таком порядке?)
1.4. Сформулируйте главную мысль абзаца одним предложением.
1.5. Какими примерами (если они есть) подтверждается главная мысль абзаца?
1.6. Попробуйте (если это необходимо) привести свои примеры к абзацу.
1.7. Обсудите, согласны ли вы с мыслями автора. Если нет, то объясните, почему.
1.8. Предложите 2-3 заголовка абзаца, отражающих его содержание.
1.9. Выберите из предложенных заголовков один, наиболее точно и кратко отражающий содержание абзаца. Запишите его в тетрадь.
2. Помогите напарнику в проработке его абзаца
Поменяйтесь ролями, работайте по пунктам 1.1–1.9.
3. Смените напарника
3.1. В новой паре кратко восстановите (расскажите напарнику) содержание предыдущих абзацев.
3.2. Работайте над следующим абзацем с напарником по пунктам 1.1–1.9.
3.3. Поменяйтесь ролями. Помогите напарнику. Выслушайте краткое содержание предыдущих абзацев его текста. Дальше работайте по пунктам 1.1–1.9.
4