«День единого текста как инструмент формирования читательской грамотности обучающихся». Данная тема очень актуальна, так какрастет число обучающихся, имеющих низкую учебную мотивацию, увеличивается число неуспевающих и слабоуспевающих. Снижение учебной мотивации напрямую связано с умением работать с информацией: анализировать, интегрировать, интерпретировать, делать выводы.
«День единого текста» – это организационно-педагогическая технология изучения одного и того же текста на разных уроках, в результате которого обучающиеся совершенствуют навыки работы с информацией, а также повышают познавательную мотивацию по учебным предметам.
Просмотр содержимого документа
««День единого текста как инструмент формирования читательской грамотности обучающихся» Последний континент. для 5-11 классов»
Последний континент
Шестой материк был открыт во время кругосветного плавания капитана 2-го ранга ФаддеяФаддеевича Беллинсгаузена и лейтенанта Михаила Петровича Лазарева на шлюпах «Восток» и «Мирный» в 1819–1821 годах. Гипотезу о существовании Терра аустралисинкогнита («Неведомой Южной земли») выдвинули еще географы древнего мира, ее поддерживали и средневековые ученые. Начиная с XVI века, эту землю помещали на картах в районе Южного полюса, а поиски ее безуспешно вели мореплаватели в XV–XVIII веках.
Основной задачей экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева было пересечь все меридианы в южной приполярной зоне на максимально высоких широтах, выяснить, существуют ли там земли, и по возможности пройти к Южному полюсу. Инструкция Адмиралтейского департамента предписывала мореплавателям «производить полезные для наук наблюдения», метеорологические, океанографические и магнитные, изучать льды, айсберги, течения, температуры и солености морской воды на различных глубинах, собирать для Академии этнографические, ботанические, зоологические, минералогические коллекции.
Ф.Ф. Беллинсгаузен командовал шлюпом «Восток», а М.П. Лазарев — шлюпом «Мирный». 4 июля 1819 года корабли покинули Кронштадт и взяли курс на Рио-де-Жанейро, куда пришли 2 ноября того же года.
15 декабря «Восток» и «Мирный» оказались в антарктических водах и произвели гидрографическую опись юго-западных берегов острова Южная Георгия. Были открыты мысы, заливы и группа островов, названные именами участников экспедиции. Следуя курсом на юг, русские корабли 28 января 1820 года подошли к побережью Антарктиды (ныне Берег Принцессы Марты). Об этой важной для мировой истории дате Ф.Ф. Беллинсгаузен написал следующее: «Продолжая путь на юг, в полдень в широте 69 градусов 21минута 28 секунд, долготе 2 градуса 14 минут 50 секунд мы встретили льды, которые представились нам сквозь шедший тогда снег в виде белых облаков. Ветер был от NE умеренный, при большой зыби от NW; по причине снега зрение наше далеко не простиралось; я привел в бейдевинд на SE, и, пройдя сим направлением две мили, мы увидели, что сплошные льды простираются от востока чрез юг на запад; путь наш вел прямо в сие льдяное поле, усеянное буграми».
Так скромно в летопись великих открытий вошла новая дата 16 января (ст. ст.) — день, когда русские открыли Антарктиду — шестой материк земного шара». Памятный момент Михаил Лазарев описал в письме другу: «16 января достигли мы широты 69°23' S, где встретили матерый лед чрезвычайной высоты, и в прекрасный тогда вечер, смотря на салингу, простирался оный так далеко, как могло только достигать зрение… Отсюда продолжали мы свой путь к осту, покушаясь при всякой возможности к зюйду, но всегда встречали льдяной материк, не доходя 70°… Открылась, наконец, та матерая на юге земля, которую так долго искали и существование коей сидевшие филозофы в кабинетах своих полагали необходимым для равновесия земного шара».
Говоря о сделанных географических открытиях, командир экспедиции упоминает о том, что «в продолжение плавания нашего обретено двадцать девять островов, в том числе в южном холодном поясе два, в южном умеренном — восемь, а девятнадцать — в жарком поясе; обретена одна коральная мель с лагуном» . Помимо этого, экспедиция выполнила большой объем исследований в самых разных областях — океанологии, зоологии, ботанике, климатологии, физической географии и других. Морская опись всех изученных районов, а также исправление контура берегов земель, уже нанесенных на карту, были настолько точными, что карта, составленная Беллинсгаузеном, использовалась до середины XX века.
№ урока, Предмет | Ф.И.учащегося _____________________________________________________ Задания № 1-6 для 5-10 классов!!!! |
1. | | Какова основная задача экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева? Найти Южный полюс. Собирать ботанические, минералогические, зоологические и этнографические коллекции. 3- Пересечь все меридианы в южной приполярной зоне на максимально высоких широтах. |
2. | | Соотнесите данные из текста и даты. Будьте внимательны. 16 января 1820 года | А) Русские корабли покинули Рио-де-Жанейро | 2 ноября 1819 года | Б) пересекли Южный полюс | 4 июля 1819 года | В) произвели гидрографическую опись юго-западных берегов острова Южная Георгия | 15 декабря 1819 года | Г)Русские корабли подошли к побережью Антарктиды | 28 января 1820 года | Д) Русские корабли вернулись в Россию. | 1 - 2 - 3- 4- 5- | |
3. | | Запишите следующие координаты: широта 69градусов 21минута 28секунд, долгота 2градуса 14минут 50секунд, используя условные обозначения. |
4. | | В тексте сказано, что дул ветер в разных направлениях: NE, NW,SE, запишите направления, используя словосочетания (например, Юго-Западный) NE_______________________________________________ NW ______________________________________________ SE _______________________________________________ |
5. | | Выпишите все устаревшие слова и профессионализмы из письма Лазарева другу: ______________________________________________________________ ____________________________________________________________________ |
6. | | П еречислите гидрографические объекты, которые встретились на пути экспедиции: |
7. для 8-10 классов, остальные по желанию!!! | Постройте столбчатую диаграмму долготы дня в зависимости от даты (закрасьте столбики): Время | | | | | 17ч 22м | | | | | 9ч 9м | | | | | 8ч 25м | | | | | 7ч 3м | | | | | | 4 июля | 2 ноября | 15 декабря | 28 января | 4 июля – долгота дня 17ч 22м 2 ноября – долгота дня 9ч 9м 15 декабря– долгота дня 7ч 03м 28 января – долгота дня 8ч 25м |