МОУ детский сад № 214
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 214 Кировского района Волгограда
ДЕНЬ ИВАНА КУПАЛА
(игровой, музыкальный праздник на основе славянских традиций для детей дошкольного возраста).
Подготовила и провела
Музыкальный руководитель
Горбачева И.В.
Волгоград - 2021
ДЕНЬ ИВАНА КУПАЛА
(игровой, музыкальный праздник на основе славянских традиций для детей дошкольного возраста).
Тема: славянский праздник.
Цель: с помощью игр, театрализации и музыки рассказать детям простым языком о жизни славян.
Оборудование:
Щиты с изображением Ивана Купала и Аграфены Купальницы;
Цветы;
Банный веник;
Цветы для игры «Найди папоротников цвет»;
Клады;
Карты с кладами;
Фрукты и ягоды;
Ковш;
Ёмкости для умывания;
Водные призы;
Брызгалка для Водяного;
Имитация костра;
Колесо;
Костюмы героев праздника;
Музыкальный центр;
Микрофоны- 2;
Фонограмма на CD.
Действующие лица.
Рассказчик.
Иван Купала.
Аграфена Купальница.
Потешники.
Царица Вода.
Водяной.
/Праздник проводится на улице. Необходимо выбрать место, где есть мягкая трава и деревья. С двух сторон площадки расположены большие щиты, на которых изображены- Иван Купало и Аграфена Купальница. В записи звучит музыкальная композиция из репертуара гр. «Иван Купала». Исполняется пластическая композиция «Купальские игрища»: катится колесо, потешники прыгают через огонь, поиски цветка папоротника и т. д. Далее на площадку в славянской рубахе, штанах и босиком выходит рассказчик./
РАССКАЗЧИК. В давние- давние времена жил- был народ, который называли славянами. И был у славян праздник- День Ивана Купала. Купало- это древнее славянское божество. Стоял он в древнем городе Киеве. Это весёлый и прекрасный славянский бог, одетый в лёгкую одежду, а в руках у него цветы и плоды. На голове венок из ярких полевых цветов. Давайте вместе скажем:
Купала на Ивана!
Купала на Ивана!
Бежал Иван-
Да в воду упал!
Купала на Ивана!
Купала на Ивана!
Три, четыре! Ребятки, говорите вместе со мной!
ДЕТИ с РАССКАЗЧИКОМ.
Купала на Ивана!
Купала на Ивана!
Бежал Иван-
Да в воду упал!
Купала на Ивана!
Купала на Ивана!
/Звучит славянская мелодия. Появляется Иван Купала, он осыпает всех присутствующих цветами./
ИВАН КУПАЛА /кланяется низко до земли/. Приветствую, вас юные создания! Рад видеть вас на моём празднике! Только, что же вы стоите? На мой праздник положено- песни петь, хороводы водить, да игрища устраивать! Ну, что готовы поиграть?
/Ответ детей./
РАССКАЗЧИК. Иван Купала хочет предложить нам игру «Найди папоротников цвет». На поляне расположены различные цветы. Ваша задача отыскать цветок папоротника.
/Проводится игра. Выбирают 6- 8 игроков. На поляне заранее приготовлены различные имитации растений, среди, которых легендарный цветок папоротника. Задача игроков, этот яркий цветок отыскать и Ивану отдать. После того, как игра завершиться, Иван Купала награждает победителя корзинкой с плодами и ягодами, а всем остальным участникам вручает поощрительные призы- большие красные яблоки. Можно дарить и другие фрукты или ягоды./
ИВАН КУПАЛА. Ай да, молодцы! Порадовали вы меня!
/Звучит весёлая народная мелодия. Купала приглашает детей в пляс./
РАССКАЗЧИК. Перед Ивановым днём празднуется День Аграфены Купальницы. На Аграфену нужно обязательно в баньке помыться, свежим веничком попариться, да пол в баньке положено целебными травами застелить. А что ещё делали славяне в этот замечательный день, Аграфена вам сама сейчас и расскажет.
/В записи звучит славянская мелодия. Появляется Аграфена Купальница. Волосы у неё длинные, распущены, на ней простая длинная рубаха, а в руках веничек банный./
АГРАФЕНА КУПАЛЬНИЦА. Здравствуйте, детвора! Здоровья вам, люди добрые! В давние времена в мой день, а точнее сказать, в ночь можно было попробовать найти клад. Вот этим сейчас я и хочу предложить вам заняться!
РАССКАЗЧИК. На этой полянке в нескольких местах спрятаны сладкие клады. Я сейчас раздам вам карты, с помощью которых вы попробуете найти клад.
АГРАФЕНА КУПАЛЬНИЦА. А как клад найдёте, себе его возьмёте и на полдник съедите.
/Проводится игра «Найди клад». Дети под руководством воспитателей ищут клады. Конечно же, все должны их обязательно найти. Заранее воспитателям необходимо объяснить, где находится клад, предназначенный для их группы. Далее дети с воспитателями и героями праздника водят хоровод./
РАССКАЗЧИК. Зовут её в народе «матушка» или «царица». Люди всегда придавали огромное значение воде. И сейчас мы с вами встречаем Царицу Воду!
/В записи звучит плеск воды, далее он переходит в лиричную славянскую мелодию. В просторном голубом одеянии и с короной на голове появляется- Царица Вода. Она обходит по поляне круг и зачёрпывая из ковша воду разбрызгивает её в разные стороны./
ЦАРИЦА ВОДА. Я- Царица Вода!
Нет воды- кругом беда!
Не зря в народе говорят,
Утром, малышей будят:
«Водичка, водичка!
Умой моё личико!»
Ребятки, давайте вместе со мной эти слова громко скажем, а потом водичку зачерпнём и умоемся!
/Дети повторяют вышеуказанные слова вместе с Царицей Водой и зачерпнув воду, из принесённых воспитателями, заранее приготовленных ёмкостей, умываются. Далее Царица Вода предлагает детям изобразить в пластике:
Волны;
Рыбок;
Водоросли;
Кувшинки;
Лодочки.
Самых лучших ребятишек награждают водными призами: «Поймай кольцо», рыбками и т. д./
РАССКАЗЧИК. Живёт он в водоворотах рек, прудов и озёр, а спать любит забираться под водяную мельницу. Ой, ребята, по- моему вот и сам Водяной к нам на праздник пожаловал! Сейчас, наверняка, начнёт водой брызгаться! Но вы не бойтесь он сегодня добрый, ведь у нас праздник!
/В записи звучит славянская мелодия. Появляется Водяной, он брызгает на ребят водой из брызгалки./
ВОДЯНОЙ. Ну что, ребятишки, празднуете?
ДЕТИ. Да!
ВОДЯНОЙ. А со мной поиграть не желаете?
ДЕТИ. Желаем!
ВОДЯНОЙ. Ну, вот и славненько!
/Проводится игра «Водяной». Дети идут по кругу со словами: «Водяной, Водяной! Всё сидишь ты под водой! Выйди, выйди, хоть на час! Угадай кого- то из нас!». Водяной сидит в центре круга с закрытыми глазами, на последних словах он поднимается и идёт к детям. Останавливается у какого- нибудь ребёнка и начинает его ощупывать, пытаясь определить, кто это? Игру можно повторить несколько раз./
ИВАН КУПАЛА /после игры/. Ай да, молодцы! Хорошо вы играли, в празднике участие принимали!
АГРАФЕНА КУПАЛЬНИЦА. Давайте наш праздник весёлой пляской вокруг купальского костра завершим!
/В центре ставят имитацию большого купальского и танцуют вокруг него. После этого праздник завершён./
6