Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР»
Рузаевского муниципального района
День изобретений
(интеллектуальное развлечение для обучающихся дошкольного возраста)
Подготовила и провела: Заведующая структурным подразделением, педагог дополнительного образования – И.Э. Приказчикова |
г. Рузаевка, 2025г.
Цель: расширить представление дошкольников о науке, изобретениях.
Задачи:
Обогатить знания обучающихся о мире открытий и изобретений.
Познакомить дошкольников с великими русскими изобретателями и их изобретениями.
Формировать представления о взаимосвязи рукотворного и природного мира.
Развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность.
Воспитывать уважение к труду изобретателя, патриотические чувства, гордость за изобретения, сделанные в нашей стране.
Предварительная работа: беседа «Кто такие изобретатели? Что бы ты сам хотел изобрести?»; беседы про изобретения, их создателей, про детские изобретения; просмотр тематических презентации, видеоматериала; коллективная деятельность на тему «Игрушка, которую еще не изобрели»; игры по ТРИЗ «Рукотворный и нерукотворный мир», «Чем похожи - чем отличаются», «Хорошо - плохо».
Ход развлечения.
I. Организационный момент.
Педагог:
Как птицы и растения, стобою там и тут Живут изобретения, открытия живут. Не то чтоб скучно, серо, без них иначе б жил, И был бы дом пещерой, а стол бы камнем был. | И днем бы на охоту ты безоружным брел: Копье ведь тоже кто-то когда-то изобрел Игла, горшок и парус, да что там ни возьми, Компьютер и гитара придуманы людьми. |
Стул, двери, ложка, вилка, ракета и кино, Гамак, сенокосилка, автобус и окно. Пусть чуда нет теперь в них, но мир не позабыл Людей тех самых, первых, кто чудо сотворил. |
- А кто же такие изобретатели? Ответы
II. Основная часть.
Педагог: Давайте вспомним…
…это было давным-давно, когда человек был очень близок к природе.
Люди заметили, что есть животные и птицы, которые гораздо лучше человека видят, лучше слышат, лучше охотятся, и стали использовать эти способности.
Человек начал придумывать и изобретать нужные и полезные предметы для себя и других людей и стал…. изобретателем!
Изобретатель - это такой же, как и мы с вами человек, но только больше наблюдал, больше интересовался, думал и рассуждал.
Значит, какой он, изобретатель? Наблюдательный, любознательный, заинтересованный, рассудительный, думающий.
- Как можно по-другому назвать изобретателя, который может что-то сделать и у него получается? Какой это человек? Человек творческий, умелый, умелец, фантазер, мастер своего дела, человек - «золотые руки», молодец.
Презентация «Великие изобретатели и их изобретения».
Педагог:
- Сейчас предлагаю посмотреть на экран, и познакомится со знаменитым мастером, умельцем и изобретателем Иваном Петровичем Кулибиным.
Иван Петрович Кулибин изобрел много умных технических устройств, механизмов. И хотя это было 200 лет тому назад, мы помним об этом человеке.
Иван Петрович был из бедной семьи, с детства работал, был трудолюбивым, аккуратным и целеустремленным человеком.
Над некоторыми изобретениями он работал в течение всей своей жизни. Старался сделать их лучше и полезнее для людей.
Он много знал, умел, всему учился самостоятельно, обращался за советами к ученым. Он оставил после себя добрую память и много замечательных изобретений.
Хотите узнать, что он изобрел?
Он изобрел удивительные часы размером с куриное яйцо, каждый час дверца в часах открывались, и золотые и серебряные куколки показывали театральное представление. Иван Кулибин подарил их царице Екатерине II, за это она забрала его в свои мастерские.
Иван Кулибин придумал мощный прожектор - фонарь, где свет от пламени свечки увеличивался во много раз за счет маленьких кусочков зеркала. Таким фонарем освещали мастерские, маяки.
Одним из знаменитых изобретений была телега-самокатка, в которой использовались разные рычаги, двигатель, тормоза. В ней сидел человек и управлял ею.
Другие его изобретения отгадайте из загадок:
Я весь день жужжу-жужжу, Ветерком тебя стужу. Вентилятор | Этот конь не ест овса, Вместо ног два колеса. Сядь верхом и мчись на нем, Только лучше правь рулем. Велосипед |
Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит, И горят в глазах жука Два блестящих огонька. Автомашина | То снизу вверх, то сверху вниз Он целый день послушно ходит. Ты только к кнопке прикоснись Он тут же сам к тебе подходит. Лифт |
- Вот такой был замечательный изобретатель.
Напомните, как его звали? Иван Петрович Кулибин.
Физминутка «Дом».
Мы кирпичики поставим …Стучат кулачками обех рук друг о друга
Раз, два, три их посчитаем. …Указательным пальцем правой руки считают
Желтый, красный, голубой, …Указательным пальцем левой руки считают
С ним построим домой большой! …Соединить обе руки над головой, имитируя крышу дома
Педагог: Чтобы научиться изобретать, мы должны научиться наблюдать за природой.
Картинка №1
Что придумал человек, глядя на летающих птиц?
Придумал диковинную птицу с неподвижными крыльями.
Как называется Чудо-птица? Самолет
Картинка №2
Что общего? Могут летать.
Чем отличаются? Птица - живой мир, самолет - предметный мир. Тело у птицы покрыто перьями, а самолет создан из железа, пластика.
Что хорошего в самолете, а что плохого? + Быстро перевозит людей, груз, летает над водой. – Надо большой разбег для взлета, не может летать в непогоду. Не может взлетать с места.
Дидактическая игра. Эстафета «Что на что похоже».
Педагог: Предлагаю взять картинку со стола, найти пару с той - в которой есть что-то общее.
Нужно объяснить свой выбор.
Звучит музыкальное сопровождение.
Примеры: Зонт – лист, пылесос – слон, кран – водопад, петух – будильник, вертолет – стрекоза, кран – жираф.
Составление предложений по образцу «Человек увидел лист и придумал зонт».
И таких примеров много.
В природе можно найти много интересного, она остается мудрым учителем для человека.
Природу надо любить и беречь, внимательно наблюдать и изучать.
Изобретатели придумали много разных предметов, которые мы сейчас используем дома и на работе.
- А для чего они нужны человеку? Чтобы облегчить жизнь и труд человека, сделать ее веселее и радостнее.
Все детские изобретения, несомненно, делают нашу жизнь удобнее и интереснее. И сегодня именно тот день, в который нужно порадоваться изобретательности юных гениев, оценить значимость их многочисленных изобретений и поощрить разносторонние детские таланты.
Изобретения человека не остаются неизменными. Меняются условия жизни и требования человека, возникают новые технологии и материалы, а вместе с ними изменяются и придуманные механизмы.
Отгадайте загадки - и вы узнаете об эволюции приборов, о которых мы сейчас будем говорить.
Если мне вдруг одиноко - Тишину нарушит звон. Голос друга издалека В тишине подарит он. Подскажите, все, кто сможет, Речь сейчас идет о чем? О телефоне | Любую музыку, что ты мне заказал, Исполнят знаменитые оркестры, Тебе споют все звезды и маэстро, Со мной твой дом - большой концертный зал. Музыкальный проигрыватель |
Игра «Разложи по деталям».
Работа в команде.
Участникам надо правильно разложить одинаковые детали конструктора.
Педагог: Изобретают не только взрослые, но и дети.
Ежегодно более 500 тысяч детей и подростков изобретают различные гаджеты и игры, создают и усовершенствуют роботов и технику.
Все детские изобретения, несомненно, делают нашу жизнь удобнее и интереснее. И сегодня именно тот день, в который нужно порадоваться изобретательности юных гениев, оценить значимость их многочисленных изобретений и поощрить разносторонние детские таланты.
17 января во всем мире отмечается День детских изобретений или, День детей-изобретателей. Символично, что датой этого Дня выбран день рождения одного из выдающихся американцев - государственного деятеля, дипломата, ученого, изобретателя, журналиста Бенджамина Франклина.
Замечательно, что свое первое изобретение - пару ласт для плавания, которые надевались на руки, - Бен Франклин изобрел в возрасте 12 лет.
В дальнейшем, он продолжил научные исследования и, проведя множество экспериментов, внес неоценимый вклад в мировую науку.
- А вы можете сейчас изобрести из разных деталей коструктора что-то интересное? Ответы
Работа с конструктором.
- Вы тоже изобретатели!
Подведение итога.
- О ком и о чем мы с вами сегодня говорили?
- Чем вы сегодня занимались?
- Что вам понравилось больше всего?
Желаю всем вам оставаться такими же творческими людьми. Придумывайте что-то новое и интерсное.
И, возможно, совсем скоро, мы будем использовать в своей жизни ваши изобретения.
Список источников:
Строгова, Е. Как делаются открытия. -М.: Детская литература, 1993. - 240 c.
Адамс Саймон. Иллюстрированный атлас. Эпоха открытий. Современный мир. - М.: Махаон, 2009. - 482 c.
Аугуста, И. Великие открытия. - М.: Мир, 2013. - 228 c.