Классный час: «День Конституции» 3класс
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных и др.) у учащихся 3 класса по теме:
«Конституция, как главный закон России»
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
• формирование общероссийской идентичности;
• формирование уважительного и ответственного отношения к законам России.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
• формирование представления о правах и обязанностях гражданина нашей страны, школьника;
• формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);
• формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
• формирование начальных форм рефлексии
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
• формирование основ знаний младших школьников о Конституции, как главном законе России;
Форма проведения: игра
Оборудование:10 экземпляров Конституции, листы бумаги, ручки
Организационный момент:
Учитель: Сегодня мы поговорим об одном важном государственном празднике. Может быть, кто-нибудь уже из вас знает, как называется наш государственный праздник 12 декабря?
Актуализация знаний:
Давным-давно тысячи лет тому назад на земле появились люди. Одновременно появились главные вопросы:
- Что люди могут делать и чего не могут?
- Что они обязаны делать и чего не обязаны?
- На что они имеют право, а на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти вопросы. Когда их решили, появились законы, которые помогали устранить кошмар и неразбериху.
- Что же такое закон?
Закон - это правила, которые устанавливает государство.
Их должны выполнять все граждане нашей страны. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Скажем хором: Конституцией.
Основная часть.
1) Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны. В этом году 25 юбилейная дата принятия новой Конституции.
2) В Конституции записаны права и обязанности наших граждан. Сегодня поговорим о правах ребёнка.
- Что такое право?
Право - это правила, по которым живут люди; эти правила охраняются государством. Первое право каждого человека - Право на рождение.
- О каких правах ещё слышали?
Право на имя.
Право на жизнь.
Право на образование.
Право на отдых.
Право на лечение.
Право на каникулы.
Право на жилище.
Право на занятие в кружках и секциях.
Право на тайну переписки и т.д.
Учитель: - Права ребёнка надо знать,
Не только знать, но соблюдать.
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
Путешествие по стране «Правознайке»
Учитель. Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость - сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и осмеяние, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло. Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.
Вопросы учащимся:
1. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас-Барабас.)
2. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)
3. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-яга.)
4. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность? («Три поросенка», «Дюймовочка» и др.)
5. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жилища? («Три поросенка».)
6. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг? («Золушка».)
На доске три листа с надписями:
• Право на бесплатное образование.
• Право на свободный труд, защиту от безработицы.
• Право на неприкосновенность жилища.
Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Перед нами три островка. Чтобы узнать их названия, надо ответить на вопросы:
1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, какое право они нарушили?(Дети указывают на третий лист.)
2) Папа Карло жил очень бедно, у него не было постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ на втором листе.)
3) Буратино продал свою азбуку и не воспользовался каким правом? (Ответ на первом листе.)
Учитель: - Вы сможете продолжить путешествие по стране Правознайке, если возьмете в библиотеке книгу Е. Шабельника «Ваши права». (Учитель показывает книгу.)
В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование...»
- Какие же права есть у вас, школьников? (Право на учебу, право на отдых между уроками, право на каникулы, право на занятия в кружках и секциях.)
- Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права, но и обязанности. Какие же обязанности у школьника? (Дети отвечают.)
Правильно, обязанность уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников), культурно вести себя в классе, школе и за их пределами, ходить опрятными, выполнять устав школы.
Поиграем в игру: «Да - нет».
- Россия - наша страна?
- Да!
- Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
- Да!
- Можно ли относиться к человеку жестоко?
- Нет!
- Защищён ли человек законом?
- Да!
- Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
- Да!
- Можно ли без разрешения зайти в жилище человека?
- Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
- Да!
- Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
- Да!
- Может ли человек владеть имуществом? - Да!
Закрепление нового материала:
Учитель: - Наше государство большое и многонациональное. Жизнь в нём регулируется Конституцией РФ.
У каждой страны кроме конституции есть и такие государственные символы, как герб, флаг, гимн.
Сегодня мы узнаем, насколько хорошо вы знаете государственные символы, их историю, а также свои права и обязанности на интеллектуальной игре.
Конкурс:
1. Какой государственный символ изображён на монетах.
2. Что обозначает белый цвет на флаге? (мир и чистоту совести)
3. Что сжимает двуглавый орёл на гербе правой лапой? (скипетр)
4. Почему орёл двуглавый? (одна голова следит за врагами с запада, другая - с востока)
5. Кто помещён на груди орла? (Георгий Победоносец)
6. Как называется торжественная песня или мелодия? (гимн)
Рефлексия. Игра «Запрещается - разрешается».
1) Посмотри на этот знак
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребёнка
- Это разрешается.
2) С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
-Это разрешается.
3) Эта грань обозначает
Мать с ребёнком разлучают.
-Это запрещается.
4) Рисовать и петь, учиться,
Если заболел - лечиться.
-Это разрешается.
Подведение итогов: * презентация *
В заключении хочется прочитать вам замечательное стихотворение:
- Мы знаем о законе мало,
Не больше всех иных,
Мы знаем, делать нужно то,
Что благо для других.
Человеку нужно много,
Чтобы счастливо прожить!
Нужен дождь и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море.
Нужно море и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.
Ученик 1.
Открыты все пути у нас
Без края, без преграды,
Но школьникам сейчас
Пока учиться надо.
Ученик 2.
Учеба - очень интересный труд,
Нам силу, радость
Знания несут.
Ученик 3.
К тому же мы прекрасно понимаем:
Кто с детства трудности преодолевает,
Судьбой своей тот управляет.
И тот, кто учится отлично в школе,
Характер закаляет свой и волю.
Учитель: - Всем удачи и добра!