СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"День Конституции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование основ знаний младших школьников о Конституции, как главном законе России.

 

Просмотр содержимого документа
«"День Конституции"»

Классный час: «День Конституции» 3класс

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных и др.) у учащихся 3 класса по теме:
«Конституция, как главный закон России» 
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
• формирование общероссийской идентичности; 
• формирование уважительного и ответственного отношения к законам России.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
• формирование представления о правах и обязанностях гражданина нашей страны, школьника;
• формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);
• формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
• формирование начальных форм рефлексии
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
• формирование основ знаний младших школьников о Конституции, как главном законе России; 
Форма проведения: игра
Оборудование:10 экземпляров Конституции, листы бумаги, ручки



Организационный момент:
Учитель: Сегодня мы поговорим об одном важном государственном празднике. Может быть, кто-нибудь уже из вас знает, как называется наш государственный праздник 12 декабря?

Актуализация знаний:

Давным-давно тысячи лет тому назад на земле появились люди. Одновременно появились главные вопросы:

- Что люди могут делать и чего не могут?

- Что они обязаны делать и чего не обязаны?

- На что они имеют право, а на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти вопросы. Когда их решили, появились законы, которые помогали устранить кошмар и неразбериху.

- Что же такое закон?

Закон - это правила, которые устанавливает государство.

Их должны выполнять все граждане нашей страны. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Скажем хором: Конституцией.

Основная часть.

1) Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны. В этом году 25 юбилейная дата принятия новой Конституции.

2) В Конституции записаны права и обязанности наших граждан. Сегодня поговорим о правах ребёнка.

- Что такое право?

Право - это правила, по которым живут люди; эти правила охраняются государством. Первое право каждого человека - Право на рождение.

- О каких правах ещё слышали?

Право на имя.

Право на жизнь.

Право на образование.

Право на отдых.

Право на лечение.

Право на каникулы.

Право на жилище.

Право на занятие в кружках и секциях.

Право на тайну переписки и т.д.

Учитель: - Права ребёнка надо знать,

Не только знать, но соблюдать.

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

Путешествие по стране «Правознайке»

Учитель. Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость - сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и осмеяние, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло. Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.

Вопросы учащимся:

1. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас-Барабас.)

2. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)

3. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-яга.)

4. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность? («Три поросенка», «Дюймовочка» и др.)

5. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жилища? («Три поросенка».)

6. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг? («Золушка».)

На доске три листа с надписями:

Право на бесплатное образование.

Право на свободный труд, защиту от безработицы.

Право на неприкосновенность жилища.

Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Перед нами три островка. Чтобы узнать их названия, надо ответить на вопросы:

1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, какое право они нарушили?(Дети указывают на третий лист.)

2) Папа Карло жил очень бедно, у него не было постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ на втором листе.)

3) Буратино продал свою азбуку и не воспользовался каким правом? (Ответ на первом листе.)

Учитель: - Вы сможете продолжить путешествие по стране Правознайке, если возьмете в библиотеке книгу Е. Шабельника «Ваши права». (Учитель показывает книгу.)

В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование...»

- Какие же права есть у вас, школьников? (Право на учебу, право на отдых между уроками, право на каникулы, право на занятия в кружках и секциях.)

- Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права, но и обязанности. Какие же обязанности у школьника? (Дети отвечают.)

Правильно, обязанность уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников), культурно вести себя в классе, школе и за их пределами, ходить опрятными, выполнять устав школы.

Поиграем в игру: «Да - нет».

- Россия - наша страна?

- Да!

- Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

- Да!

- Можно ли относиться к человеку жестоко?

- Нет!

- Защищён ли человек законом?

- Да!

- Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

- Да!

- Можно ли без разрешения зайти в жилище человека?

- Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

- Да!

- Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

- Да!

- Может ли человек владеть имуществом? - Да!

Закрепление нового материала:
Учитель: - Наше государство большое и многонациональное. Жизнь в нём регулируется Конституцией РФ.
У каждой страны кроме конституции есть и такие государственные символы, как герб, флаг, гимн.
Сегодня мы узнаем, насколько хорошо вы знаете государственные символы, их историю, а также свои права и обязанности на интеллектуальной игре.
Конкурс:
1. Какой государственный символ изображён на монетах.
2. Что обозначает белый цвет на флаге? (мир и чистоту совести)
3. Что сжимает двуглавый орёл на гербе правой лапой? (скипетр)
4. Почему орёл двуглавый? (одна голова следит за врагами с запада, другая - с востока)
5. Кто помещён на груди орла? (Георгий Победоносец)
6. Как называется торжественная песня или мелодия? (гимн)

Рефлексия. Игра «Запрещается - разрешается».

1) Посмотри на этот знак

Человек поднял флаг.

Слушать мнение ребёнка

- Это разрешается.

2) С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить –

-Это разрешается.

3) Эта грань обозначает

Мать с ребёнком разлучают.

-Это запрещается.

4) Рисовать и петь, учиться,

Если заболел - лечиться.

-Это разрешается.
Подведение итогов: * презентация *
В заключении хочется прочитать вам замечательное стихотворение:

- Мы знаем о законе мало,
Не больше всех иных,
Мы знаем, делать нужно то,
Что благо для других.
Человеку нужно много,
Чтобы счастливо прожить!
Нужен дождь и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море.
Нужно море и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг, 
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.

Ученик 1.

Открыты все пути у нас

Без края, без преграды,

Но школьникам сейчас

Пока учиться надо.

Ученик 2.

Учеба - очень интересный труд,

Нам силу, радость

Знания несут.

Ученик 3.

К тому же мы прекрасно понимаем:

Кто с детства трудности преодолевает,

Судьбой своей тот управляет.

И тот, кто учится отлично в школе,

Характер закаляет свой и волю.

Учитель: - Всем удачи и добра!