СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

День леса (21 марта)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическое мероприятие к Дню леса  для учащихся начальных классов  “Без леса не было бы жизни на земле”

Цели: систематизировать и расширить представление о детей о лесе и его значении, прививать любовь к природе.

Оформление : выставка художественной и научно-популярной литературы; выставка фотографий; картина И.И.Шишкина “Корабельная роща” (репродукция); на бутафорских листьях высказывания замечательных людей о лесе, народные пословицы, поговорки, афоризмы.

 

“Много леса — не губи, мало леса — береги, нету леса — посади!”

“Без леса не было бы жизни на земле”. (Л.Леонов.)

“Озеленять жилища, насаждать бульвары, парки – это творчество. Это устроение человеческой жизни, это воспитание человека”. (Ф.Гладков.)

“Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней.” (Л.Толстой.)

“Любовь к родной стране без любви к природе невозможна”. (К.Паустовский.)

“Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша”. (А.Чехов.)

“Каждый обязан в жизни вырастить дерево, выстроить дом, воспитать человека”. (Восточная мудрость)

Думы о зелени — думы о будущем.

Сажай лес в поле — будет хлеба боле.

Ход мероприятия

Ученик:

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таиться?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои!

 

Ведущая: Дети, сегодня мы с вами поговорим о лесе. Там, где лес, - там чистый воздух. Это дом для зверей и птиц, это грибные поляны и душистая, вкусная земляника. Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: “Мы – хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Ученик: Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?

Ученик: Лес – наше богатство. Лес – это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес – всегда чистый воздух.

Ученик: Лес – это дом для зверей и птиц. Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.

Ученик: Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

1. З А Г А Д К И

 

 

2. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Почему у ели всегда острая вершина? (Потому что ель, пока она жива, все время непрерывно растет в высоту, а другие лесные деревья, достигшие определенного возраста, перестают расти в высоту, зато стволы их начинают раздаваться вширь. Закругленная вершина кроны – первый признак прекращения роста в высоту).

2. Древесина какого хвойного дерева очень прочна и устойчива против гниения? (Лиственницы. Известны постройки из нее, просуществовавшие 300-500 лет и более)

3. Из какого дерева делают спички? (Осина)

4. Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза)

5. Что такое годичные кольца прироста, и что по ним можно определить? (Годичное кольцо прироста – это все слои клеток древесины, образовавшиеся весной, летом и осенью. По годичным кольцам можно определить возраст дерева. По толщине годичных колец можно узнать, в каких условиях росло дерево в разные годы жизни. Узкие годичные кольца свидетельствуют о недостатке влаги, о затенении дерева и о его плохом питании. По годичным кольцам можно определить и страны света. Годичные кольца обычно шире с той стороны дерева, которая обращена к югу, и уже с той, которая обращена к северу).

6. Древесина какого дерева обладает наилучшей звукопроводимостью и идет на изготовление резонансных дек музыкальных инструментов? (Ель).

7. Какой самый страшный враг леса? (Лесной пожар).

8. Какую пользу приносят птицы для леса? (Совы уничтожают вредных грызунов и насекомых. Одна сова съедает 12-14 мышей в день. Кукушки в большом количестве истребляют мохнатых гусениц шелкопрядов – наиболее опасных вредителей леса и других насекомых. Дятлы уничтожают личинок вредных насекомых. Жаворонки, ласточки, стрижи, мухоловки, трясогузки, синицы, корольки, пеночки, горихвостки, малиновки, поползни, пищухи, дрозды, соловьи и др. приносят своим птенцам пищу от 300 до 600 раз в день, скармливая им при этом огромное количество вредных насекомых и их личинок).

9. У каких деревьев осенью листья красные? (Клен, рябина)

10. Почему гибнет лес, когда вырубают старые дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев жили птицы, летучие мыши. Они истребляли вредных насекомых леса. Не стало гнезд – не стало птиц. Молодой лес гибнет от вредных насекомых).

 

3. ЗНАЕМ ЛИ МЫ ЛЕСНЫЕ ГРИБЫ И ЯГОДЫ

1. Срежешь гриб и вскоре увидишь: ножка на срезе потемнела. А у этого не темнеет никогда, даже если его высушить. Может, потому и получил гриб свое название. Как называется гриб? (Белый гриб).

2. Голубая поляна. Разве такое бывает? Но, приглядитесь, вся она покрыта маленькими кустарничками. А на этих кустарничках висят голубые ягоды. Они и окрашивают поляну в голубой цвет. Как называется ягода? (Голубика).

3. Приникли к земле красивые, вырезанные по краям листочки. А между ними на тонкой ножке – вкусная и ароматная ягода, первая ягода лета. Как называется? (Земляника).

4. Ягода невкусная: очень уж большие косточки в ней. Но посмотри: если листочки этого растения закручены вниз – будет хорошая погода. Примета верная: растение – хороший барометр. Как называется растение? (Костяника).

5. В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны. А в сырую – блестят, будто смазанные маслом. Как называются эти грибы? (Маслята).

6. Красивый гриб, яркий. А есть его нельзя! Но и не уничтожай: он лесу нужен. Для некоторых животных гриб – лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу и человеку – смертельный яд. Как называется этот гриб? (Мухомор).

7. Живут эти гриб на деревьях или на пнях большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно сразу собрать чуть ли не целое лукошко. Как называются эти грибы? (Опята).

8. У этих грибов шляпки разного цвета: и синие, и красные, и желтые, и фиолетовые. А название одно. Какое? (Сыроежки).

9. Какую ягоду можно найти зимой на болоте? (Клюква).

10. Ты сорвал с куста ягоду, проглотил и даже не знаешь, что съел не одну, а сразу много ягод, только они маленькие и сцеплены вместе. Как называется эта ягода? (Малина).

4. СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ

Враг природы тот кто лес не бережет.

Лес и вода родные брат и сестра.

Без корня и трава не растет.

Одно дерево погубил посади сорок.

Рощи да леса родного края краса.

Сухое дерево горит сырое урожай дарит.

5. ЖИВОТНЫЕ В ЛЕСУ

1. По веткам скачет, а не птица,

Рыжая, а не лисица. (белка)

2. Спинка зеленоватая, грудка желтоватая,

Черненькая шапочка и полоска шарфика. (синица)

3. Что за зверь лесной встал передо мной?

Он стоит среди травы, уши больше головы? (заяц)

4. Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый,

Любит снежные луга. (олень)

5. На овчарку он похож:

Что ни зуб – то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (волк)

6. Будет сильно тот реветь.

Кому встретится ….. (медведь).

7. Что случилось? Что стряслось?

На опушку вышел… (лось).

8. Зря он времени не тратил –

Излечил деревья … (дятел).

6. П Е С Н И:

Кто больше знает песен о деревьях, кустарниках, травах, цветах? (Командам предстоит по очереди пропеть по одному куплету песни на заданную тематику, или продолжить песню, начатую ведущим программы).

1. Что стоишь качаясь, тонкая рябина …

2. Тополиный пух, жара, июль …

3. Тополя, тополя все в пуху …

4. Распустилась черемуха, нарядилась невестою …

5. Ландыши, ландыши …

6. Травы, травы, травы не успели …

7. Цветет черемуха к похолоданию …

8 В лесу родилась ёлочка....

9. Ой, цветет калина …

10. Миллион, миллион, миллион алых роз …

 

Подведение итогов.

 

Литература:

1. Загадки. Скороговорки: Любимые стихи. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.

2. Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. М.: Лесная промышленность, 1967.

3. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник из Федерального комплекта для 9-11 классов общеобразовательной школы. М.: АО МДС, 1996.

Просмотр содержимого документа
«День леса (21 марта)»

День леса

«Звуки леса»

Ведущий: Слайд 1

Придумано кем-то и просто и мудро,

При встрече здороваться «Доброе утро»

-Здравствуйте! – скажем, и солнцу, и птицам,

- Здравствуйте!- милым улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе «Здравствуйте» слышно и вечером.

Ребята! Посмотрите, какая красота вокруг: всё цветет и зеленеет. Я приглашаю вас всех в лес, ведь сегодня праздник – День рождения леса. Поздравим всех обитателей леса с этим праздником. Как красиво в лесу! А вот и березка – красавица, здесь кто-то сидит. Но кто же это? Кто вы дедушка?

Лесовичок:

Я – старичок - Лесовичок, охраняю этот лес. С чем вы пожаловали ко мне с добром или со злом? Это хорошо, а то есть дети, которые ломают ветки, рвут цветы, обижают птиц и лесных зверей.

Ведущий: Дети расскажут стихи. Слайд 2

1. Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

2. Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

3. Кто в глуши твоей таится,

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи.

Ты же видишь, мы свои. (С. Погорельский)

Ведущий: Слайд 3

А теперь мы расскажем пословицы и поговорки о лесе.

Невысок лесок – а от ветра защита.

На лес не поднимай руку, он будет служить и сыну, и внуку.

Нет леса – посади, мало леса – не руби, много леса – береги!

Срубил дерево – посади два.

Зелёное царство – лучшее лекарство.

Рощи да леса – всему свету краса.

Больше леса – больше снега.

По лесу ходи, под ноги гляди.

Лесовичок: Слайд 4

Молодцы, ребята! А теперь отгадайте загадку. Отгадаете, пропущу вас в лес.

Кто на зиму раздевается, а на лето одевается?

Никому не удавалось так быстро отгадать мою загадку, а вы справились. Прежде чем пойти в лес, я должен познакомить вас с тремя правилами, которые надо знать тем, кто приходит в лес.

1 правило – не сори!

2 правило – не шуми! Будете шуметь – распугаете птиц, они останутся голодными. И перестанут петь свои песенки.

3 правило – не губи! В лесу ничего лишнего нет. Не рви цветы, не ломай ветки, не бросай камни в зверей, не дави муравьёв. Всё живое связано между собой. Повторите эти правила со мной: не шуми, не сори, не губи.

Ведущий:

Повторим ещё раз правила поведения в лесу. Слайд 5

Игра «Правила поведения в лесу» Что обозначает каждый знак? (знаки) Слайд 6

Лесовичок:

Справились вы с этим заданием.

Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт,

Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нём!

Добро пожаловать в волшебное царство леса! А мне пора свои владения обходить, за порядком следить.

Ведущий: Слайд 7

Как красиво в лесу! Шумят берёзки, зеленеют ёлочки. А посмотрите, сколько тут цветов! И жёлтые, и белые, голубые, красные… А как они называются, вы знаете? Отгадайте.

1. Цветок с лепестками различной окраски,

С красивым названием (анютины глазки)

2. Видел я такой цветок: золотистый ободок,

Долго он в траве сидел, стал седым и улетел. (Одуванчик)

3. Белые фонарики на зеленой ножке.

Я весной их встретил на лесной дорожке. (Ландыши)

4. Из–под снега расцветает. Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

5. То фиолетовый, то голубой. Он на опушке встречается с тобой.

Названье ему очень звонкое дали. Но только звенеть он сумеет едва ли.

(Колокольчик)

Ведущий:

Лес – это дом не только для деревьев, цветов, но и для других лесных обитателей.

Игра «Кто в лесу живет?» Назовите тех, кто в лесу живет.

Викторина «Птицы – друзья леса» Слайд 8

1. Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи)

2. Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)

3. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? ( Тетерева, рябчики)

4. Где гнездятся скворцы? ( В скворечниках, в дуплах деревьев)

5. Какая птица не высиживает птенцов и не вьет гнезда? (кукушка)

Ведущий: Ой, сколько мусора кто- то оставил в лесу. Ребята, почистим лес от мусора?

Конкурс «Уборка мусора» (картинки: железные, стеклянные банки, бумага, пакеты, палки) Слайд 9

Если оставить ржавые железные банки, то …

Если оставить стеклянные банки, то…

Если оставить пластиковые бутылки, то…

Конкурс «Потуши пожар»

Бочки для воды – стаканы, ведра – ложки. Кто быстрее наберет воду в стакан.

Ведущий:

Ну вот, пожар потушили, мусор в лесу убрали. Можно и погулять, и пособирать грибы.

На полянку за грибами, трудный и опасный путь.

По болоту, через кочки. Ты внимательнее будь!

Игра «По болоту, через кочки»

Добрались до грибной поляны.

Игра « Съедобный – несъедобный» Слайд 10

Игра «Назови одним словом»

1. Волк, лиса, медведь, енот, заяц – это (звери) Слайд 11

2. Малина, земляника, голубика – это (ягоды) Слайд 12

3. Ель, сосна, береза, дуб, осина – это (деревья) Слайд 13

4. Дрозд, соловей, дятел, кукушка – это (птицы) Слайд 14

5. Комар, муха, стрекоза, бабочка - это (насекомые) Слайд 15

Ведущий:

Не только стрекозы и бабочки живут в лесу, но и светлячки, букашки, жучки и паучки.

Песенка «Паучок» Слайд 16

Ведущий: Слайд 17

Очень красиво в нашем лесу! Со всеми заданиями мы справились, много узнали о лесе, его обитателях. Вспомнили, как бережно нужно относиться к природе. Можете смело гулять в нашем лесу, любоваться его красотой. Растите добрыми, любите и берегите наш лес! И тогда он вас порадует веселым пением птиц, чистым воздухом, красивыми цветами и сладкими ягодами. Лесовичок оставил для вас подарок. ( Корзина с фруктами)

Солнце прячется в тумане,

Лес дремучий, до свиданья!

Защитил ты нас от зноя,

Напоил живой водою,

Дал здоровья, свежих сил

И гостинцем угостил.

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем! С.Погорельский

Берегите лес, ребята!

Он нам дарит кислород

В нем живут еще зверята

Разных видов и пород.

Поутру поют там птицы,

А листва укроет в зной.

И пыльца цветов на лицах

Оставляет запах свой.

Берегите лес, ребята!

И не жгите в нем костры.

Благодарны будут звери

И деревья, и кусты.

Памятка «Как вести себя в лесу»