СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

День пожилого человека

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«День пожилого человека»

Комитет по образованию Псковской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Псковской области

«Псковский агротехнический колледж»

(ГБПОУ ПО «Псковский агротехнический колледж»)




Разработка воспитательного мероприятия, направленного на воспитание нравственных качеств обучающихся 1 курса в организациях СПО

ДЕНЬ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА








Автор:

Белоусова О.Д.,

преподаватель






Псков

2022




  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нравственное  воспитание  подростка является актуальной проблемой для  нашего общества. В настоящее время  среди подрастающего  поколения наблюдается отсутствие контакта с пожилыми людьми.  Поэтому  становится  актуальным поиск путей и средств, направленных на формирование и проявление  ценностного уважительного отношения к старшему поколению.

     Актуальность темы классного часа заключается  в стремлении   научится почитать бабушек и дедушек, относиться с глубоким уважением к их  жизненному опыту, научится ценить  их советы, поддержку и в свою очередь оказывать им  помощь в делах,  дарить им свое тепло и доброту.

 

























Цель проведения: привлечение внимания общественности к проблемам людей пожилого возраста;


Задачи:

Образовательные:

1.расширить знания о истории праздника;

2.развитие творческих способностей;

Воспитательные:

1.воспитывать уважительное отношение к старшему поколению;

2. любовь к своим близким и родным людям:

3. воспитывать трепетное отношение к семейным традициям;

Развивающие:

1.Сплочение коллектива


Продолжительность занятия: 60 минут

Рекомендуемая форма занятия: беседа.

Содержательные блоки занятия:

Часть 1. Мотивационная

Вступительное слово педагога, беседа по предварительным вопросам.

Часть 2. Основная.

Организация деятельности учащихся. Общее обсуждение.

Часть 3. Заключение. Подведение итогов занятия, рефлексия.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная (3 минут)

Вступительное слово педагога.

С 1 октября 1992 года в России отмечают День пожилых людей. Решение об этом было принято Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году. Сначала День пожилых людей начали отмечать в Скандинавских странах Европы, затем в Америке, а с конца 80-х годов - во всем мире. Окончательно Международный день пожилых людей был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году, а в Российской Федерации - в 1992 году.

И теперь, каждый год, осенью, мы чествуем тех, кто все свои силы и знания посвятил своему народу, кто отдал здоровье и молодость молодому поколению.

В толковом словаре написано: «Пожилой – начинающий стареть…», а в народе считают по другому – говорят, что в этом возрасте жизнь только начинается!

Ничего, что годы пролетели

И морщинки на лице видны.

Это неизбежно ожидает

Каждого на жизненном пути!

Надо только добрым оставаться,

Не стареть душою никогда,

Быть здоровым, меньше волноваться,

И тогда вам горе не беда!


На Руси издавна говорили: хорошая беседа – сердечнее встречи, приветливая улыбка – лучшее угощение. Давайте же, улыбнемся, друг другу широко и открыто! И в нашем классе сразу станет светлее и теплее!


Педагог переходит к теме Дня пожилых людей.


Часть 2. Основная. Организация деятельности учащихся (40 минут)



Я хочу произнести строки из хорошо известной вам песни:


У природы нет плохой погоды

Всякая погода благодать.

Дождь и снег, любое время года,

Надо благодарно принимать!


Какие верные слова! Мы принимаем погоду такой, какая она есть. Лето – радует щедрыми дарами, осень - изобилием, весна – первой зеленью, зима – пушистым снегом и морозцем.

Так, и в жизни человека. У каждого возраста свои радости, свои краски. Юность – полна сил, надежд, любви. Зрелые годы – пора расцвета, творческих сил, пора свершений, забот о воспитании детей. Не менее ответственное время наступает, когда появляются внуки. К человеку будто бы вновь возвращается радость детства, надежд, заботы зрелости.


Давайте, на миг вернемся в детство. Для этого необходимо ответить на мои вопросы:


БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ:

  1. Как ласково называли вас в детстве?

  2. Во что любили играть?

  3. Самые яркие воспоминания (впечатления) о детстве?


Большинство ваших воспоминаний связано с бабушками и дедушками. С их заботой, любовью и вниманием! А ведь ваши бабушки и дедушки тоже были маленькими. Рассказывали ли они вам о своем детстве? Кем они хотели стать?


Педагог организует разговор в классе, предварительно учащиеся должны были опросить своих бабушек и дедушек


Так или иначе, когда то ваши бабушки и дедушки играли в куклы. Девочки играют с куклами, чтобы в будущем стать мамами. Они рассказывают куклам сказки и поют колыбельные песни.

1.Вспомните, какие колыбельные песни пели вам ваши бабушки?

2.А какие сказки рассказывали на ночь?



Россия - многонациональная страна. Традиции почитать старших есть у многих народов и являются неотъемлемой частью семейного воспитания. Так, на Кавказе уважения и почитания старших вытекает из авторитета отцовства, что восходит к древнему культу предков, а в Республике Ингушетия говорят: «Кто чтит предков, тот возвышает свою честь», русские крестьяне, прививая детям любовь к Отчизне, воспитывая их на героических подвигах предков, старались показать им, что любовь к родине начинается с любви к родителям и с проявления уважения к людям старшим по возрасту.

История рассказывает, что на Руси за столом пожилым людям предоставлялось почётное место, взрослые члены семьи спрашивали советы у стариков. На сельской сходке мнение стариков по тому или иному вопросу было зачастую решающим.

 В Российской Федерации повышение качества жизни пожилых людей является одним из приоритетных направлений государственной политики. В рамках Дня пожилых людей проводятся бесплатные концерты, благотворительные спектакли, киносеансы, вечера отдыха, конкурсы художественной самодеятельности и спортивные соревнования среди пожилых людей.  А мы посвящаем этому событию сегодняшний классный час.


А каково отношение к старикам сейчас?

Следственный отдел России по Жуковскому району Калужской области возбудил уголовное дело по статье «Истязание». Фигурантами стали несколько молодых людей, жителей Жуковского района. Видео с кадрами издевательств над пожилым мужчиной попало в сеть, после чего проверкой занялась полиция, к расследованию подключилась Прокуратура. В ходе проверки стало известно, что противоправные действия в отношении беспомощного человека совершались год - с октября 2020 года по ноябрь 2021 года. Несколько молодых людей издевались над пенсионером, а свои действия снимали на телефон.

«С целью причинения физических и психических страданий, систематически наносили побои и совершали иные насильственные действия», - сообщила пресс-служба СУ СК России по Калужской области.

Санкция указанной статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы от 3 до 7 лет.

(Педагог организует разговор в классе)


Многих раздражает, когда пожилые люди утверждают, что мы слушаем не ту музыку, смотрим не те фильмы, нас раздражает, когда они о чем-то нас просят, дают советы, к которым мы не прислушиваемся, заставляют есть, когда не хочется. Многие считают, что старики только путаются под ногами!

Но на самом деле наше будущее – это старость. Нам этого не миновать!

Сухомлинский В.А. писал - «Старые люди имеют право поучать, советовать. Умей уважать это моральное право».

Надо уметь любить, терпеть и беречь стариков. Они самые близкие люди. Всё личное у них позади – заботы, радости, тревоги, интересная жизнь. И только мы их единственная забота, последняя радость, постоянная тревога, основной жизненный интерес и жить им осталось гораздо меньше, чем нам. 


Современные старики – это ветераны войны, работники тыла, дети войны, которые своими лишениями и страданиями дали возможность нам с вами появиться на свет и жить в мире.  Им было не легко в годы войны. На фронте воевали наши дедушки и бабушки, которым в ту пору было 18-20 лет, В тылу, трудились женщины, старики и подростки. Рабочие смены длились 12-13 часов, ночевали часто прямо на заводах, чтобы не тратить время дорогу. Продовольствия не хватало. Хлеб и соль стали на вес золота.

Ваши бабушки и дедушки рассказывали вам, через что им пришлось пройти в годы ВОв?

(Педагог организует разговор в классе, предварительно учащиеся должны были опросить своих бабушек и дедушек)



У каждого из нас есть бабушки и дедушки, пожилые родственники и просто соседи. Все они должны чувствовать, что нужны своей семье, детям, внукам. Никогда не поздно пересмотреть свое отношение к ним. Взрослые дети обязаны заботиться о своих родителях, бабушках и дедушках так же, как те заботились о них в детстве.

А как вы проявляете уважение к бабушкам и дедушкам в вашей семье? Какие традиции общих занятий с бабушками и дедушками есть в вашей семье? В какие игры играете? Расскажите о наиболее интересных.

(Педагог организует разговор в классе)

Подумайте, чем старые люди могут помочь молодым, и чем молодые могут помочь старым.

(работа в группах)

(Например: старые люди могут дать мудрый совет, научить терпению т.д.. Молодые люди могут подарить старым внимание, заботу, доброе слово и т. д.)

Чтобы дольше быть молодым, здоровым, не стареть, надо слушать советы мудрых людей. А мудрости у них много. У людей пожилого возраста можно услышать в разговоре много шуток-прибауток, загадок, пословиц и поговорок. Сейчас я буду называть начало пословицы – а вы продолжите:

1. Своя сторона (не бывает холодна).

2. Каждый кулик (свое болото хвалит).

3. Были бы кости, а (мясо нарастет).

4. Время не деньги, (потеряешь, не найдешь).

5. Поспешишь – (людей насмешишь).

6. Не мытьем, (так катаньем).

7. Не место красит человека, а (человек место).

8. Где родился, (там и пригодился).


А сейчас, я предлагаю вашему вниманию легенду «Старость и Молодость».

( разыгрываем сценку, роли распределяем заранее)

Шла себе Путем Жизни беззаботная Молодость, напевая, что все безразлично, что со всякими бедствиями она легко справится и совсем-совсем никого не боится. Но однажды вцепилась в нее Болезнь.

- Чего тебе от меня надо? - Спрашивает у нее Молодость.

- Здоровья немножко и силы, - говорит Болезнь.

- Бери, у меня хватит! Скорее только отстань!

Услышала это Старость и говорит: «Эх, Молодость, Молодость! Болезнь надо гнать, а не давать ей здоровье по кусочкам».

- Какое твое дело, - резанула Молодость в ответ, - как хочу, так и живу, что хочу, то и делаю!

Старость хотела убедить неразумную, но Молодость еще выше задрала голову и зашагала дорогами Жизни, и тут вдруг ее настигла Ложь. А настигнув, повела нехожеными тропами к Подлости и Лицемерию. Далее пристали к ней, как смола, Лень и Зависть.

Старость все наставляла Молодость на ум, но всегда слышала: «Какое твое дело?»

После долгих скитаний Молодость встретилась с Любовью. Встретившись, начала присматриваться к себе. И стало ей стыдно. Захотелось быть лучшей, достойной своей спутницы. Только тогда она пришла за советом к Старости. А взглянула на нее Старость - от Молодости остались только следы – и, с сожалением сказала: «Теперь уже поздно».

Как Вы поняли эту легенду?

(идет обсуждение)


Часть 3. Заключение. Рефлексия (17 минут)

Вот и закончилась наша беседа. Предлагаю подвести итог нашей встрече.

Давайте продолжим фразы: «Старые люди имеют право на … (уважение, заботу, любовь, внимание окружающих …)

«Молодое поколение не должно … (обижать, унижать, оскорблять, … своих бабушек и дедушек)

(идет обсуждение)


«Если хочешь, чтобы дети почитали тебя в старости, сам почитай стариков», - гласит русская пословица.

Будьте внимательны и терпимы к пожилым людям не только 1-го октября.

(просмотр мультфильма «Жили были дед и баба)