СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

День правовой помощи детям. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

День правовой помощи детям. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом

Просмотр содержимого документа
«День правовой помощи детям. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом»

30






Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Татьяна Николаевна Москалькова


Всероссийский конкурс видеоуроков

«Права человека»


Образовательная акция – Всероссийский Единый урок «Права человека»


2 категория – преподаватели, педагоги-методисты и руководители образовательных организаций Российской Федерации



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА № 4



Лекция на тему: «День правовой помощи детям. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (часть 2 ст.45 Конституции РФ)»


Видеоурок рассчитан на учащихся 10 - 11 классов


Автор: Новиков Василий Савельевич, к. ю .н., доцент, почетный академик Международной академии дополнительного образования, учитель права и основ безопасности жизнедеятельности высшей категории, МОУ – ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛВ №4, [email protected], 8 (917) 579-37-78


2019 год


12+

Тема лекции: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (часть 2 ст.45 Конституции РФ)»


1. Тема №27 урока – лекции «Институт необходимой обороны» (Право, 11 класс).

2. Тема №21 урока – лекции «Предпосылки правомерного поведения» (Обществознание, 10 класс).

3. Тема №3 урока – лекции «Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях» (Основы безопасности жизнедеятельности, 10 класс).

Время: 30-45 минут.

Методы обучения: рассказ, объяснение, метод проблемного изложения учебного материала, просмотр видеороликов, работа с федеральными законами РФ.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, опорный конспект урока – лекции, Консультант Плюс - справочно-правовая система по законодательству России, ГАРАНТ - Информационно – правовой портал. Справочно-правовая система по законодательству России, телеканал НТВ. Передача ЧП, правовые информационные ресурсы в сети Интернет, Интернет-портал "Авторское право в России", Интернет-ресурсы по праву.

Межпредметные связи: конституционное право, уголовное право, административное право, криминология, обществознание, ОБЖ.

Основная и дополнительная литература:

Статья 45 Конституции РФ.

Статья 30 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФК «О чрезвычайном положении».

Статья 37 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ.

Статья 24 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии».

Постановление пленума Верховного Суда Российской Федерации № 19 г. от 27 сентября 2012 г. «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление».

Основные цели лекции:

– формировать умения и навыки реализации ст.45 Конституции РФ с использованием образовательных видеоуроков, которые помогут дать первоначальные представления о праве граждан РФ на необходимую оборону;

- совершенствовать правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты прав и свобод человека и гражданина РФ;

- расширить теоретические представления по данной проблематике;

- познать институт необходимой обороны;

- познать юридические основания, порядок, цель и юридические условия правомерности реализации ст. 45 Конституции РФ в целях самозащиты и защиты других граждан РФ;

- расширить теоретические представления о правилах безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального характера;

- познать чрезвычайные ситуации социального характера, указанные в части I статьи 24 Федерального закона РФ «Об оружии»;

- познать юридические основания применения физической силы в чрезвычайных ситуациях социального характера;

- познать три алгоритма реализации ст. 45 Конституции РФ в целях самозащиты и защиты других граждан РФ;

- познать цель реализации ст. 45 Конституции РФ в целях самозащиты и защиты других граждан РФ.

Задачи лекции:

- расширить представление учащихся школ о конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина, содействовать пониманию механизмов их защиты и способов реализации в реальной жизни;

- изучить основные положения Конституции Российской Федерации в сфере прав человека;

- акцентировать внимание учащихся на роли Конституции РФ в признании прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, их защите органами государственной власти, местного самоуправления и должностными лицами;

- ознакомить учащихся с существующей системой защиты прав человека, с институтом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации;

- ознакомить учащихся с нормативными документами, регулирующими защиту прав человека в Российской Федерации, с организациями, защищающими права человека и гражданина РФ;

- содействовать формированию учащихся демократических правовых ценностей;

- формировать у учащихся представление о практическом решении проблем защиты прав человека;

- способствовать формированию у учащихся активной жизненной позиции, их гражданскому самоопределению;

- способствовать повышению уровня знаний учащихся в сфере права;

- способствовать воспитанию уважительного отношения учащихся к правам и свободам человека и гражданина РФ;

- ознакомить учащихся со ст.45 Конституции Российской Федерации в целях формирования навыков и умений реализации ст. 45 Конституции РФ в целях самозащиты и защиты других граждан РФ, правомерного и правозащитного поведения, на формирование правовой культуры;

- содействовать уважению учащихся к ст.45 Конституции Российской Федерации, познанию основных прав человека и гражданина РФ;

содействовать духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

ОБУЧАЮЩИЕ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ):

- обеспечить усвоение обучающими норм права, регламентирующих личную безопасность граждан РФ;

- формировать навыки и умения самостоятельно добывать знания, чтобы юридически грамотно реализовать ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии».

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- развитие навыков и умений реализовать вышеуказанные нормы права;

- развитие навыков и умений использовать право на активную необходимую оборону.

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:

- формирование личности безопасного типа, модели безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального характера;

- формирование психологической культуры и юридической компетентности в целях эффективного и безопасного взаимодействия в обществе;

- воздержание от действий, запрещенных правом (соблюдение норм права).

Требования к результатам освоения лекции:

а) личностным:

- развитие самостоятельности и личной юридической ответственности за свои деяния, на основе знаний о нормах права, социальной справедливости и свободе;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных чрезвычайных ситуациях социального характера, умений не создавать юридических конфликтов и находить психологически и юридически грамотные выходы из спорных конфликтных ситуаций;

-формирование психологической установки на безопасный образ жизни в целях эффективного и безопасного взаимодействия в обществе;

- освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных) в целях уметь самостоятельно добывать новые знания, формировать навыки и умения с учетом личностного смысла учения.

б) метапредметным:

- овладение способностью самостоятельно принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности в области личной безопасности;

- освоение способов самостоятельного разрешения криминальных конфликтов;

- формирование умений самостоятельно определять наиболее эффективный порядок пресечения криминального конфликта;

- формирование умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку юридических событий;

- формирование готовности конструктивно разрешать юридические конфликты посредством учета интересов субъектов конфликта и сотрудничества.

в) предметным:

- формирование уважительного отношения к правам и свободам человека и гражданина РФ;

- развитие навыков и умений устанавливать психологические контакты с различными категориями граждан РФ;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных чрезвычайных ситуациях социального характера;

- формирование культуры личной безопасности;

- формирование юридической компетентности в целях обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в различных чрезвычайных ситуациях социального характера.

Введение. Актуальность лекции.

Криминологи утверждают, что правонарушители ежегодно совершают более 11.000.000 преступлений. Жертвами преступлений являются женщины, пенсионеры, инвалиды и дети. При этом дети ежегодно совершают более 100.000 преступлений. 17.10.2018 г. в 11:40 во время перемены студент четвертого курса Владислав Росляков устроил стрельбу и взорвал бомбу, имея при себе помповое ружье, 150 патронов и сумку с взрывным устройством, зашел в столовую колледжа и оставил там самодельную бомбу. Отойдя на определенное расстояние, он привел взрывное устройство в действие и затем открыл стрельбу по находящимся в здании людям. После этого он поднялся на второй этаж, где застрелил завуча и одного из педагогов в их кабинетах, после чего покончил с собой.

Во введении лектор обозначает место лекции в курсе "Право", показывает связь с другими учебными дисциплинами, вызывает у обучаемых интерес к теме, настраивает их непроизвольное внимание и устанавливает рабочую атмосферу в аудитории.

Основная часть лекции. 1-й учебный вопрос.

Содержание состояния необходимой обороны включает два основных компонента:

  • объективно общественно опасное посягательство;

  • защиту от объективно общественно опасного посягательства путём причинения вреда здоровью /или смерти / только посягающего.

Юридические условия правомерности базируются на двух парных категориях материалистической диалектики: возможность и действительность. Юридические условия правомерности, относящиеся к посягательству /возможность/, не возникают в готовом, сформировавшемся виде, а сначала существуют лишь в предпосылках, в реальной возможности, т.е. гражданин, обязан обнаружить в реальной объективной действительности юридические основания и условия правомерности. Гражданин должен быть очевидцем конкретного посягательства, и только тогда он имеет реальную возможность самостоятельно установить юридические условия правомерности, относящиеся к конкретному посягательству, а именно: посягательство должно быть объективно общественно опасным, наличным и действительным.

Если гражданин установил эти три вышеуказанные юридические условия правомерности, то он имеет реальную возможность своевременно и правомерно реализовать ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии». Однако, чтобы превратить реальную возможность в действительность /правомерно применить силу/, гражданин обязан соблюдать условия правомерности, относящиеся к защите:

  • защита разрешена путём применения силы в целях защиты исчерпывающего перечня объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии»;

  • защита осуществляется путём причинения смерти или причинения вреда здоровью только посягающего;

  • защита должна быть своевременной;

  • защита не должна превышать пределов необходимой обороны.

Проблемы, которые возникают в практике при реализации ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» в целях нейтрализации или поражения физических лиц, обусловлены тем, что гражданам реально невозможно дать единый /общий/ универсальный рецепт для всех криминальных конфликтов, указанных в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии», как защитить себя и не нарушить при этом закон, как установить начальный и конечный моменты во временных границах /наличность посягательства/ данного конкретного посягательства и т.п., когда граждане вправе применять силу на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих.

В каждом конкретном криминальном конфликте очень много особенностей, а также субъектных, объектных и обстановочных условий, которые реально невозможно заранее предусмотреть, но именно они должны учитываться гражданами, чтобы своевременно и правомерно реализовать ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии». Для более глубокого познания и понимания этой совокупности семи юридических условий' психологически целесообразно, чтобы они рассматривались в отдельности.

Базируясь на двух парных категориях материалистической диалектики: возможность и действительность, мы можем юридические условия правомерности применения физической силы и гражданского оружия гражданами разделить на следующие две условные группы:

- юридические условия правомерности, определяющие реальную возможность правомерно реализовать ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» гражданами;

- юридические условия правомерности, определяющие своевременность и правомерность реализации ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» гражданами. Эти юридические условия правомерности разработаны учёными и сформулированы судебной практикой в постановлении Пленума Верховного суда СССР от 16 августа 1984 г. №14 «О применении судами законодательства, обеспечивающего право граждан на необходимую оборону от общественно опасных посягательств» и в постановлении пленума Верховного Суда Российской Федерации № 19 г. от 27 сентября 2012 г. «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление».

Первое юридическое условие правомерности - это реальная угроза объективно общественно опасного посягательства против жизни, здоровья или собственности. В теории уголовного права и судебной практике под реальной угрозой посягательства или посягательством понимают только активные противоправные насильственные действия, направленные на достижение преступного результата путём применения насилия над потерпевшим либо создания реальной угрозы его немедленного применения, независимо от того, будет ли привлечено лицо, его совершившее, к уголовной ответственности или освобождено от неё в связи с невменяемостью, недостижением возраста привлечения к уголовной ответственности или по другим основаниям.

Второе юридическое условие - это наличность /временные границы конкретного посягательства - начальный и конечный моменты/ реальной угрозы посягательства на исключительный круг объектов уголовно-правовой охраны, предусмотренных в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии». Наличность - это те временные границы /начальный и конечный моменты посягательства/, когда граждане имеют реальную возможность своевременно и правомерно реализовать ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» гражданами в целях нейтрализации или поражения посягающих.

Третье юридическое условие правомерности - действительность реальной угрозы посягательства против жизни, здоровья или собственности. Это юридическое условие правомерности является юридическим критерием отграничения между реальной необходимой обороной и мнимой необходимой обороной.

Мнимая необходимая оборона - применение физической силы гражданином против воображаемого /существующего в психике/, кажущегося, но в реальной объективной действительности не существующего посягательства на объекты уголовно-правовой охраны, указанные в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии».

Вывод по 1-му учебному вопросу.

Необходимая оборона - это своевременная и правомерная защита объектов уголовно-правовой охраны и некоторых объектов административно-правовой охраны от реальной угрозы объективно общественно опасного, наличного и действительного посягательства, осуществляемая гражданами путём причинения вреда здоровью /или смерти/ только посягающего в результате реализации ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии», если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

Основная часть лекции. 2-й учебный вопрос.

Если гражданин установил эти три юридические условия правомерности, предпосылки, юридическую базу, то он имеет только реальную возможность правомерно реализовать ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих. Однако, чтобы превратить эту реальную возможность в действительность /своевременно и правомерно применить силу/, гражданин обязан соблюдать юридические условия правомерности, определяющие своевременность и правомерность реализации ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» гражданами.

Первое юридическое условие правомерности - это исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охраны, предусмотренных в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии», зашита которых разрешена гражданину путём реализации ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии». Этот исключительный круг объектов уголовно-правовой охраны может быть расширен только законодателем.

Следовательно, из общего круга объектов уголовно-правовой охраны, предусмотренных в Особенной части Уголовного кодекса РФ, в ч.1 ст.24 Федерального закона «Об оружии», закреплены только основные, главные, наиболее важные объекты уголовно-правовой охраны /жизнь, здоровье и собственность/, защита которых разрешена всеми способами, не запрещёнными законом, в том числе и путём применения оружия всеми гражданами независимо от их профессиональной или специальной подготовки и формального социального статуса. При этом граждане имеют право на активную необходимую оборону независимо от реальной возможности избежать реальной угрозы посягательства против жизни, здоровья или собственности или обратиться за помощью к другим физическим лицам или в правоохранительные органы.

Второе юридическое условие правомерности - вынужденное причинение смерти или вреда здоровью только посягающего путём реализации ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии».

Сущность активной необходимой обороны в юридическом смысле заключается в том, что защита своих прав и свобод и прав и свобод другого лица, общества и государства осуществляется путём применения физической силы и при этом в целях причинить в рамках действующего законодательства РФ вред здоровью только посягающего, а не другим гражданам, которые оказались на месте происшествия в силу случайного стечения обстоятельств.

Третье юридическое условие - своевременность применения физической силы гражданами. Это юридическое условие правомерности является юридическим критерием отграничения для трёх условных групп криминальных конфликтов, когда граждане обязаны:

а) реализовать ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» только после предупреждения правонарушителей;

б) реализовать ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» только без предупреждения правонарушителей;

в) реализовать ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» не только без предупреждения, но и при этом используя фактор внезапности, переключая внимание посягающих, усыпляя их бдительность.

Четвёртое юридическое условие правомерности - это пределы /реально возможно допустимые ст. 37 УК РФ / своевременного и правомерного применения физической силы гражданами.

Превышением пределов необходимой обороны гражданином признаётся только умышленное причинение /ч. З ст.37 УК РФ/ тяжкого вреда здоровью /ч.1 ст.114 УК РФ/ или умышленное причинение смерти /ч.1 ст. 108 УК РФ/ посягающему, т.е. заведомо и явно нецелесообразного /резкого, значительного и при этом очевидного для всех граждан/ несоответствия характеру и степени реальной угрозы объективно общественно опасного, наличного и действительного посягательства на объекты уголовно-правовой охраны, а также обстоятельствам, в которых причинялся нецелесообразный, без необходимости умышленно тяжкий вред здоровью посягающего или умышленно причинялась смерть посягающему путём реализации ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» гражданином.

Вывод по 2-му учебному вопросу.

Совокупность названных семи юридических условий правомерности позволяет необходимую оборону признать правомерной по действующему законодательству РФ, а, следовательно, правомерным применением физической силы гражданами на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих уже на ранней стадии возникновения юридических оснований и условий правомерности, связанных с реализацией ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии».

Заключительная часть лекции.

Лектор подводит итог сказанному в основной части лекции и делает выводы по теме. Резюмируя изложенное, мы можем сделать следующие выводы по теме лекции:

Педагогические работники и граждане РФ обязаны повышать свой уровень правовой компетентности.

Основания:

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" /Президент Российской Федерации Д.Медведев 04 февраля 2010 г. Пр-271;

Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан /Президент Российской Федерации Д. Медведев 28 апреля 2011 г. Пр-1168. Опубликовано 14 июля 2011 г.(п.2 и 3 ст.15).

При совершении посягательства группой лиц гражданин вправе применять физическую силу и гражданское огнестрельное оружие ограниченного поражения в целях нейтрализации или поражения любого из посягающих и при этом пределы реализации ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» определяются характером и степенью активных противоправных насильственных действий всей группы.

На условиях реальной угрозы объективно общественно опасного /первое/, наличного /второе/, действительного /третье юридическое условие правомерности/ посягательства и принципе наступательности /упреждения активных противоправных насильственных действий посягающих/ борьбы с преступностью базируются гарантии личной физической безопасности вооружённого гражданина.

Лектор отвечает на вопросы граждан. Закрепление полученной информации. Первичная проверка понимания лекции. Первичное закрепление новых знаний на лекции.

Тест.

Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:

1. Какие Вы знаете юридические условия правомерности реализации ст.45 Конституции РФ?

  • 1.________________________________________________________

  • 2.________________________________________________________

  • 3.________________________________________________________

  • 4.________________________________________________________

  • 5.________________________________________________________

  • 6.________________________________________________________

  • 7.________________________________________________________

Ответ

  • 1. Реальная угроза объективно общественно опасного посягательства

  • 2. Наличность реальной угрозы посягательства

  • 3. Действительность реальной угрозы посягательства

  • 4. Исчерпывающий перечень объектов уголовно – правовой охраны

  • 5. Вынужденное причинение вреда

  • 6. Своевременность реализации ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии»

  • 7. Пределы реализации ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии»

Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:

2. Какие чрезвычайные ситуации социального характера законодатель закрепил в ст.37 УК РФ?

  • 1. Чрезвычайные ситуации социального характера пресечения нападения правонарушителей

  • 2. Чрезвычайные ситуации социального характера уголовно-правового задержания правонарушителей

  • 3. Чрезвычайные ситуации социального характера устранения источников опасности

Ответ

1. Чрезвычайные ситуации социального характера пресечения нападения правонарушителей

Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:

3. Какие Вы знаете три порядка реализации ст.45 Конституции РФ?

  • 1.__________________________________________________________

  • 2.__________________________________________________________

  • 3.__________________________________________________________

Ответ

  • 1. Только после предупреждения

  • 2. Только без предупреждения

  • 3. Не только без предупреждения, но и при этом используя фактор внезапности

Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:

4. Какие объекты уголовно – правовой охраны законодатель закрепил в части 1 статьи 24 ФЗ РФ «Об оружии»?

  • 1.

  • 2.

  • 3.

Ответ

  • 1. Жизнь

  • 2. Здоровье

  • 3.Собственность

Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:

5. Реализация ст.45 Конституции РФ, ст.30 ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении», ст.37 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии» в состоянии необходимой обороны для граждан РФ является:

  • 1. Субъективным правом

  • 2. Общественным долгом

  • 3. Моральной обязанностью

  • 4. Юридической обязанностью

Ответ

  • 1. Субъективным правом

  • 2. Общественным долгом

  • 3. Моральной обязанностью

Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:

6. Реализация ст.45 Конституции РФ, ст.30 ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении», ст.37,38 и 39 УК РФ и ст.18 – 24 ФЗ РФ «О полиции» в чрезвычайных ситуациях социального характера для сотрудников правоохранительных органов является:

  • 1. Субъективным правом

  • 2. Общественным долгом

  • 3. Моральной обязанностью

  • 4. Юридической обязанностью.

Ответ

4. Юридической обязанностью

Рефлексия

  • 1. Что нового Вы узнали сегодня на лекции?

  • 2. Как Вы думаете, пригодятся ли знания, полученные сегодня на лекции, в реальной жизни?

  • 2. Согласны ли Вы с тем, что юридические конфликты необходимо разрешать, руководствуясь действующим законодательством РФ?

  • 3. Какие Вы знаете способы разрешения юридических конфликтов в образовательных организациях?

4 основные правила личности безопасного типа:

  • 1. Предвидеть опасность

  • 2. При наличии реальной возможности избегать её

  • 3. При необходимости активно действовать

  • 4. Чтобы не стать жертвой криминального конфликта, мы должны проходить профессионально – психологическую подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях социального характера.


Приложения

Приложение №1

В целях защиты жизни и здоровья участников образовательных отношений целесообразно формировать навыки и умения реализации ст.45 Конституции РФ с использованием образовательных видеоуроков, которые помогут дать первоначальные представления о праве граждан РФ на необходимую оборону, а так же в целях защиты прав и свобод участников образовательных отношений, формирования правовой культуры у молодежи, повышения эффективности борьбы с преступностью в РФ и совершенствования правовых норм, регламентирующих правовой режим деятельности заместителей директоров по организации безопасности образовательных организаций, проект Федерального Закона РФ «О заместителях директоров по организации безопасности образовательных организаций в РФ» необходимо изложить в следующей редакции.


Приложения

Приложение №1


Проект


Проект ФЗ РФ «О заместителях директоров по организации безопасности образовательных организаций в РФ»



Настоящий закон определяет назначение, правовые основы, принципы деятельности, права, обязанности, ответственность, гарантии правовой защиты заместителей директоров по организации безопасности образовательных организаций в РФ (далее – граждан).


Статья 1. Правовые основы деятельности граждан


Правовую основу деятельности граждан составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Федеральные Конституционные законы РФ, настоящий Закон, указы президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные и межведомственные подзаконные нормативные правовые акты РФ, законы и иные подзаконные нормативные правовые акты субъектов РФ.


Статья 2. Основные принципы деятельности граждан


Деятельность граждан основывается на следующих основных принципах:

- законности;

- соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

- неотвратимость наказания за совершение правонарушений право нарушителями;

- системность и комплексное использование экономических, политических, социальных, пропагандистских ,информационных, правовых, специальных и иных мер, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина;

- взаимодействие с сотрудниками правоохранительных органов;

- приоритет мер предупреждения правонарушений;

- единоначалие руководства;

- централизации управления;

- взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности образовательных учреждений;

- уважения прав и свобод человека и гражданина;

- гуманизма;

- гласности.


Статья 3. Задачи граждан


Задачами граждан являются:

- взаимодействие с сотрудниками правоохранительных органов;

- управление работой служб образовательных организаций по вопросам обеспечения безопасности и антитеррористической деятельности;

- содействие учителям по преподаванию курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и курса «Безопасность жизнедеятельности»

- предупреждение террористических актов в образовательных организациях;

- участие в служебных расследованиях несчастных случаев с обучающимися;

- взаимодействие с военным комиссариатом по вопросу первоначальной постановкой граждан мужского пола на воинский учет. Иные задачи на граждан могут быть возложены только настоящим Законом.


Статья 4. Ограничения в сфере деятельности граждан


Гражданам запрещается:

- проводить оперативно- розыскные мероприятия;

- выполнять задачи полиции, основные направления деятельности органов ФСБ РФ, осуществлять прокурорский надзор и решать задачи, других правоохранительных органов;

- заниматься частной охранной деятельностью и частной детективной деятельностью;

- скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными фактами готовящихся или совершенных преступлений;

- выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;

- собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;

- осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в образовательных организациях без письменного согласия на то соответствующих должностных лиц;

- прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;

- совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;

- фальсифицировать документы или вводить в заблуждение граждан и должностных лиц.


Статья 5. Обязанности граждан


На заместителя руководителя образовательной организации по обеспечению безопасности возлагаются следующие обязанности:

5.1.1. Обеспечение сохранности служебной и иной охраняемой законом тайны, неразглашение иных сведений, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, которые затрагивают личную жизнь, честь и достоинство участников образовательного процесса и других лиц;

5.1.2. Организация работы по обеспечению безопасности образовательного и производственных процессов, при проведении спортивно - массовых и культурно – зрелищных массовых мероприятий, проводимых в образовательной организации;

5.1.3. Взаимодействие с территориальными подразделениями органов внутренних дел, гражданской обороны, федеральной службы безопасности, муниципальным органом управления образованием, военным комиссариатом, другими органами и организациями, находящимися на территории муниципального образования по вопросам антитеррористической деятельности образовательной организации;

5.1.4. Организация охранной деятельности и контрольно-пропускного режима;

5.1.5. Внесение предположений руководителю муниципального органа управления образованием по совершенствованию системы мер безопасности и антитеррористической защищенности образовательной организации;

5.1.6. Разработка документов и инструкций по действиям личного состава в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, в рамках своей компетенции;

5.1.7. Принятие необходимых мер по оснащению образовательной организации средствами антитеррористической защищенности;

5.1.8. Организация функционирования образовательной организации при возникновении чрезвычайных ситуаций;

5.1.9. Разработка планирующей и отчетной документации по вопросам безопасности и антитеррористической защищенности образовательной организации;

5.1.10. Организация и проведение занятий и тренировок по противопожарной безопасности, действиям по сигналам гражданской обороны и при угрозе совершения террористического акта;

5.1.11. Осуществление разработки наглядной агитации по безопасности жизнедеятельности для участников образовательного процесса;

5.1.12. Оказание консультативной помощи педагогическим работникам по внеклассной работе по вопросам безопасности;

5.1.13. Обеспечение служебных расследований несчастных случаев с обучающимися (воспитанниками) и сотрудниками образовательной организации, происшедших в образовательной организации;

5.1.14. Участие в мероприятиях по осуществлению административно-общественного контроля по охране труда;

5.1.15. Контроль соблюдения установленных правил трудового и внутреннего распорядка дня и условий содержания в безопасном состоянии помещений образовательной организации;

5.1.16. Подготовка планов мероприятий, проектов приказов и распоряжений руководителя образовательной организации по вопросам антитеррористической защищенности;

5.1.17. Проведение вводного инструктажа с сотрудниками вновь принятыми в образовательную организацию;

5.1.18. Обеспечение контроля за правомерным и безопасным использованием помещений образовательной организации, сдаваемых в аренду, проведением ремонтных и строительных работ, в том числе на предмет выявления фактов возможной подготовки террористических актов;

5.1.19. Создание и организация функционирования комиссии по чрезвычайным ситуациям и формирований групп ГОЧС в образовательной организации;

5.1.20. Взаимодействие с городским военкоматом по вопросу организации учета допризывной молодёжи.


Статья 6. Права граждан


4.1. Заместитель руководителя образовательной организации по организации безопасности имеет право:

4.1.1. Участвовать в подготовке проектов приказов и распоряжений руководителя по вопросам охраны образовательной организации, обеспечения безопасности учащихся (воспитанников), преподавательского состава и обслуживающего персонала;

4.1.2. Распоряжаться вверенным ему имуществом, инвентарем, иными материально-техническими средствами с соблюдением требований, определенных законодательными и нормативными правовыми актами;

4.1.3. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции;

4.1.4. Инициировать и проводить совещания по вопросам безопасности персонала, обучающихся (воспитанников) образовательной организации;

4.1.5. Запрашивать и получать от руководства и сотрудников образовательной организации необходимую информацию и документы по вопросам обеспечения безопасности;

4.1.6. Проводить проверки своевременности и качества исполнения поручений по вопросам безопасности образовательной организации;

4.1.7. Требовать прекращения работ в случае нарушения установленных норм и требований, правил и инструкций по безопасности, давать указания по устранению выявленных нарушений;

4.1.8. Отдавать распоряжения сотрудникам, обучающимся (воспитанникам) по вопросам обеспечения безопасности, выполнения требований по обеспечению правопорядка;

4.1.9. Вносить дополнения, изменения в инструкции по мерам безопасности, использованию оборудования и помещений;

4.1.10. Проводить проверки состояния внутри объектового режима функционирования и выполнения установленного распорядка;

4.1.11. Принимать решения по вопросам организации и проведения мероприятий по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности, гражданской обороны, согласуя их с руководителем образовательной организации;

4.1.12.На преподавательскую деятельность в количестве 9 часов в неделю и повышение квалификации с отрывом от служебной деятельности не реже 1 раза в 5 лет;

4.1.13. По поручению руководителя образовательной организации представительствовать в различных органах и организациях по вопросам, входящим в его компетенцию.


Статья 7. Юридические основания и порядок применения гражданами огнестрельного оружия ограниченного поражения


Гражданам разрешается хранение и ношение огнестрельного оружия ограниченного поражения (далее – оружия) в образовательных организациях. Они имеют право применять огнестрельное оружие ограниченного поражения в соответствии с нормативными правовыми актами РФ.

Граждане имеют право применять огнестрельное оружие ограниченного поражения только в ситуациях, предусмотренных настоящим Законом.

Граждане обязаны приходить специальную профессионально-психологическую подготовку к действиям в ситуациях криминального характера в образовательных организациях системы МВД РФ.

Граждане имеют право применять огнестрельное оружие ограниченного поражения только в целях:

- пресечь реальную угрозу нападения посягающих;

- задержать и доставить правонарушителей в органы власти;

- устранить источники опасности.

Юридические основания – это конкретные неправомерные активные противоправные насильственные действия физических лиц, с которыми юридические нормы связывают субъективное право заместителей директоров по организации безопасности образовательных организаций применять огнестрельное оружие в борьбе с преступностью.

При применении огнестрельного оружия ограниченного поражения гражданин обязан:

- обнажить огнестрельное оружие, привести его в боевую готовность;

- предупредить правонарушителя о своем намерении применить его, предоставив при этом правонарушителю достаточно времени для выполнения законных требований – это первый порядок применения огнестрельного оружия;

- применять огнестрельное оружие без предупреждения, когда предупреждение в создавшихся обстоятельствах является невозможным или нецелесообразным – второй порядок применения огнестрельного оружия;

- применять огнестрельное оружие не только без предупреждения, но и при этом используя фактор внезапности, переключая внимание правонарушителей, усыпляя их бдительность, когда предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или нецелесообразным – третий порядок применения огнестрельного оружия;

- соблюдать законность и проявлять бдительность;

- соблюдать объективные и субъективные ограничения, предусмотренные настоящим Законом;

- стремиться причинить правонарушителю минимальный вред его здоровью;

- оказать первую помощь правонарушителю, если она ему необходима;

- обеспечить охрану места происшествия, когда в результате применения огнестрельного оружия имеются смерть, ранения физических лиц или причинен значительный материальный ущерб физическим или юридическим лицам;

- сообщить о факте применения огнестрельного оружия оперативному дежурному по ОВД;

- предоставить в течение 24 часов с момента применения огнестрельного оружия заявление и объяснение начальнику ОВД по месту жительства или применения огнестрельного оружия.

Юридические условия правомерности применения огнестрельного оружия ограниченного поражения закреплены в статьях 37,38 и 39 УК РФ, а настоящий Закон призван конкретизировать общественно полезную деятельность заместителей директоров по организации безопасности образовательных организаций. На социально полезную деятельность заместителей директоров по организации безопасности образовательных организаций распространяются обстоятельства, исключающие преступность деяния.


Статья 8. Применение и использование огнестрельного оружия ограниченного поражения


Заместители директоров по организации безопасности образовательных организаций имеют право применять огнестрельное оружие ограниченного поражения в целях:

1. Самозащиты себя или другого гражданина от нападения, опасного для жизни или здоровья.

2. Пресечения попыток завладения оружием гражданина.

3. Освобождения заложников.

4. Задержания правонарушителя, оказывающего вооруженное сопротивление.

5. Пресечения группового или вооруженного нападения на жилища и транспортные средства граждан, образовательные организации. Это ситуации пресечения нападения правонарушителей.

6. Задержания правонарушителя, застигнутого при совершении особо тяжкого или тяжкого посягательства против жизни, здоровья, или собственности и пытающегося скрыться с места происшествия. Это ситуации уголовно-правового задержания правонарушителей.

Запрещается применять огнестрельное оружие ограниченного поражения в отношении малолетних, женщин с явными признаками беременности, физических лиц, имеющих при себе детей, лиц пожилого возраста, лиц с явными признаками инвалидности, кроме случаев совершения ими группового нападения или сопротивления, угрожающего жизни или здоровью людей, совершения или вооруженного нападения или сопротивления, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние граждане.

Заместители директоров по организации безопасности образовательных организаций имеют право использовать огнестрельное оружие ограниченного поражения в целях:

  1. Остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей, управляя этим транспортным средством, и отказывается остановиться, несмотря на неоднократные законные требования гражданина.

  2. Обезвреживания животного, реально угрожающего жизни или здоровью людей.

  3. Подачи сигналов тревоги, вызова помощи, предупреждения о своем намерении применить огнестрельное оружие. Это ситуации устранения источников опасности.

Запрещается использовать огнестрельное оружие ограниченного поражения на поражение физических лиц, автотранспорта общего пользования и грузовых автомобилей (при наличии пассажиров), мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров, мопедов, а также на горных дорогах, участках дорог с ограниченной видимостью, железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, бензозаправочных станциях, в туннелях и при значительном скоплении людей.


Статья 9. Гарантии личной физической безопасности вооруженного гражданина


Заместитель директора по организации безопасности образовательной организации имеет право обнажить огнестрельное оружие ограниченного поражения и привести его в боевую готовность, если считает, что в создавшейся ситуации могут возникнуть предусмотренные частями 1 и 3 статьи 8 настоящего Закона юридические основания для его применения.

Попытки лица, задержанного гражданином с обнаженным огнестрельным оружием ограниченного поражения, приблизиться к нему, сократив при этом указанное расстояние или прикоснуться к его оружию предоставляют заместителю директора по организации безопасности образовательной организации право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 8 настоящего Закона.


Статья 10. Гарантии правовой и социальной защиты гражданина


Заместителями директоров по организации безопасности образовательных организаций в РФ являются граждане РФ, которые проходят специальное профессиональное обучение или переподготовку в образовательных организациях высшего образования системы Министерства внутренних дел РФ, а также в иных образовательных организациях высшего образования.

На должность заместителя директора по организации безопасности назначается лицо, которое получило образование в образовательных организациях высшего образования в системе МВД РФ, МО РФ, ФСБ РФ, МЧС РФ или прошло переподготовку в организациях дополнительного профессионального образования системы МВД РФ, а также в иных организациях дополнительного профессионального образования.

Заместители директоров по организации безопасности образовательных организаций имеют право на постоянное ношение и хранение огнестрельного оружия ограниченного поражения.

На работу принимаются граждане РФ не моложе 25 лет и не старше 65 лет и способные по состоянию здоровья исполнять возложенные на граждан обязанности.

Не могут быть приняты на работу граждане, имеющие либо имевшие судимость.

Для поступающего на работу гражданина устанавливается испытательный срок от одного до трех месяцев.

Граждане могут быть уволены с работы в соответствии с действующим трудовым законодательством РФ.

Заместители директоров по организации безопасности образовательных организаций подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с действующим законодательством РФ.

Для граждан устанавливается общая продолжительность рабочего времени не более 40 часов в неделю.

Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска предоставляется гражданам 56 календарных дней.

Работа граждан по совместительству осуществляется в порядке, установленном трудовым законодательством РФ.

Работа граждан сверх установленного времени, а также в ночное время, в выходные и праздничные дни разрешается в соответствии с действующим законодательством РФ.

Виды и размеры заработной платы граждан устанавливаются Правительством РФ и должны обеспечивать достаточные материальные предпосылки для комплектования кадров образовательных организаций на конкурсной основе.

Законные требования граждан обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами. Граждане не несут ответственности за моральный, материальный и физический вред, причиненный правонарушителю применением в предусмотренных настоящим Законом ситуациях огнестрельного оружия ограниченного поражения и физической силы, если они находились в состоянии необходимой обороны, причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайней необходимости. На общественно полезную деятельность граждан распространяются обстоятельства, исключающие преступность деяния.

Гражданин при выполнении возложенных на него обязанностей подчиняется только непосредственному и прямым начальником. Никто другой не вправе вмешиваться в деятельность гражданина, кроме лиц, прямо уполномоченных на то законом. Никто не имеет права понуждать граждан выполнять обязанности, которые настоящим Законом на граждан не возложены. При получении приказа или указаний, явно противоречащих закону, гражданин обязан руководствоваться действующим законодательством РФ.

Показания гражданина по делу о преступлении или административном правонарушении оцениваются наравне с иными доказательствами, полученными в установленном действующим законодательством РФ порядке.

Гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В случае гибели гражданина в связи с осуществлением общественно полезной деятельности либо его смерти до истечения одного года после увольнения с работы вследствие ранения (контузии), заболевания, полученных в период работы, семье погибшего( умершего) и его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере десятилетней средней заработной платы погибшего (умершего) с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

При причинении гражданину в связи с осуществлением общественно полезной деятельности вреда здоровью, исключающего для него возможность дальнейшей работы, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетней средней заработной платы с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

В случае причинения средней тяжести вреда здоровью в связи с осуществлением общественно полезной деятельности гражданину выплачивается единовременное пособие, а размере трехлетней средней заработной платы с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

В случае причинения легкого вреда здоровью в связи с осуществлением общественно полезной деятельности гражданину выплачивается единовременное пособие в размере двухлетней средней заработной платы с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.


Статья 11. Заместитель директора по безопасности образовательной организации и его оплата труда


В целях обеспечения комплексной безопасности образовательной организации, реализации законодательных мер и мероприятий обеспечения защищенности образовательной организации от реальных и прогнозируемых угроз социального, природного и техногенного характера, его безопасного функционирования, готовности сотрудников и обучающихся целесообразным действиям в чрезвычайных ситуациях, численность сотрудников и обучающихся которого превышает пятьдесят человек вводится должность заместителя директора по безопасности образовательного учреждения.

Работодатель, численность сотрудников и обучающихся которого не превышает пятьдесят человек, руководствуясь статьями 60.2 и 151 ТК РФ, поручает работнику исполнять обязанности заместителя директора по безопасности. Доплата за совмещение профессий производится в размере 50% ставки заместителя директора по безопасности образовательной организации.


Статья 12. Ответственность граждан


За противоправные действия или бездействия граждане несут установленную действующим законодательством РФ ответственность.

Вред, причиненный физическим или юридическим лицам гражданином, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ. Гражданин привлекается к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности на общих основаниях в соответствии с действующим законодательством РФ.

Граждане выполняют обязанности и пользуются своими правами, предусмотренными настоящим Законом, в пределах своей компетенции. Для выполнения своих обязанностей гражданин может использовать свои права, предусмотренные настоящим Законом.


Статья 13. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2020 года


Приложение №2


Личные права и свободы человека и гражданина РФ:

  • право на жизнь – ст.20;

  • право на достоинство личности – ст.21;

  • право на свободу и личную неприкосновенность – ст.22;

  • право на частную жизнь – ст.23 и 24;

  • право на неприкосновенность жилища – ст.25;

  • право на определение и указание своей национальной принадлежности – ст.26;

  • право на пользование родным языком – ст.26;

  • право на свободу передвижения и выбор места жительства – ст.27;

  • право на свободу совести и вероисповедания – ст.28;

  • право на свободу мысли и слова – ст.29


Приложение №3


Политические права и свободы человека и гражданина РФ:

  • право на свободу печати и массовой информации – ч.4 и 5 ст.29;

  • право на объединение – ст.30;

  • право на мирные собрания и публичные манифестации – ст.31;

  • право участвовать в управлении делами государства;

  • право избирать и быть избранным;

  • право на равный доступ к государственной службе;

  • право участвовать в отправлении правосудия – ст.32;

  • право обращений – ст.33


Приложение №4


Экономические права человека и гражданина РФ:

  • право на экономическую деятельность – ст.34;

  • право частной собственности – ст.35;

  • право частной собственности на землю – ст.36;

  • право на свободу труда;

  • право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

  • право на вознаграждение за труд;

  • право на защиту от безработицы;

  • право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, право на забастовку;

  • право на отдых – ст.37


Приложение №5


Социальные права человека и гражданина РФ:


  • право на защиту материнства, детства и семьи – ст.38;

  • право на социальное обеспечение – ст.39;

  • право на жилище – ст.40;

  • право на охрану здоровья и медицинскую помощь ст.41

  • право на экологическую безопасность - 42


Приложение №6


Культурные права человека и гражданина РФ:


Юридические гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина РФ:


- общие гарантии прав и свобод человека и гражданина РФ;

- конституционные гарантии правосудия


Приложение №8


Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина РФ:


  • защита прав и свобод – обязанность государства – ч.1 ст.45;

  • самозащита прав и свобод – ч.2 ст.45;

  • судебная защита прав и свобод – ч.1 и 2 ст.46;

  • международная защита прав и свобод – ч.3 ст.46;

  • право на возмещение вреда – ст.53;

  • неотменяемость прав и свобод – ст.55;

  • полная дееспособность – ст.60


Приложение №9


Конституционные гарантии правосудия:


  • гарантии подсудности – ст.47;

  • право на квалифицированную юридическую помощь – ст.48;

  • презумпция невиновности – ст.49;

  • запрет повторного осуждения, недействительность незаконно полученных доказательств и право на пересмотр приговора – ст.50;

  • гарантия от самообвинения и право на не свидетельствование против своего супруга и близких родственников – ст.51;

  • права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью – ст.52;

  • запрет обратной силы закона – ст.54


Приложение №10


Неотменяемость прав и свобод человека и гражданина РФ – ч.3 ст.55 Конституции РФ:


  • Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях:

  • защиты основ конституционного строя;

  • защиты нравственности;

  • защиты здоровья;

  • защиты прав и законных интересов других лиц;

  • обеспечения обороны страны;

  • обеспечения безопасности государства


Приложение №11


Конституционные обязанности человека и гражданина РФ:


  • обязанность соблюдать Конституцию РФ -ч.2 ст.15;

  • обязанность платить законно установленные налоги и сборы – ст.57;

  • обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам – ст.58;

  • обязанность защиты Отечества – ч.1 ст.59;

  • обязанность нести военную службу;

  • обязанность уважать права и свободы других лиц – ч.3 ст.17;

  • обязанность заботиться о детях и нетрудоспособных родителях – ч.2 и 3 ст.38;

  • обязанность получить основное общее образование ч.4 ст.43;

  • обязанность заботиться о памятниках истории и культуры – ч.3 ст. 44


Приложение №12