Ход мероприятия:
Учитель.
Мы живем в стране, которая называется Россия. (Россияне, русские, русичи). Каждый человек должен знать и помнить, откуда родом, кто его предки. Род, родился, Родина, родословная—все эти слова родственные(родственники), однокоренные.
Сегодня мы еще раз обратимся ко своим истокам, воздадим дань прошлому. А помогут нам в этом странички, посвященные празднику славянской письменности.
24 мая отмечается День славянской письменности и культуры, память святых ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ Кирилла и Мефодия. Наша встреча и посвящена первой азбуке, длинной -длинной дороге славянских племен к письменности, к грамотности
Давайте и мы сегодня познакомимся с жизнью этих святых братьев.
Страница первая: «Дорога к письменности».
Ученик:
Для того чтобы передать слова, нужно было изобрести письменность. Все началось, как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень давно. В те далекие времена люди жили в пещерах, ведь домов еще не было. Но в некоторых пещерах жили медведи. Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так возникла дорога к письменности.
Когда люди открыли рисуночное письмо, они уже прошли большой путь по дороге к письменности. Но впереди их ждало еще очень много трудностей. Ведь далеко не все можно выразить с помощью рисунков.
Страница вторая: «Бессмертный след Кирилла и Мефодия».
Учитель:
Принято считать, что славяне до Кирилла и Мефодия не знали письменности.
Более 1114 лет назад братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний. Произошло это в 863 году.
Ученик.
Братья родились в многодетной семье военачальника, служившего в Солуни, в городке на границе Болгарии и Греции. Мефодий был старше брата на 6 лет. Мальчики с детства знали 2 языка: родной греческий и славянский, т. к. население городка состояло наполовину из греков, наполовину из славян.
Отец братьев был богат и «доброго рода», занимал пост военачальника. Сыновьям он дал прекрасное воспитание и образование. Константин, так звали Кирилла до пострижения в монашество, учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии, в том числе у Фотия, впоследствии патриарха Константинопольского.
Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно он изучал творения святителя Григория Богослова.
Константин благодаря живому и быстрому уму, страсти к учению и прилежанию, получил блестящее образование при императорском дворе. Оба брата жили духовной жизнью, не придавали особого значения богатству, славе, карьере. Младший брат переводил, писал, создав азбуку по-славянски. Старший — издавал книги, руководил школой, писал гимны и поэтические проповеди.
Учитель.
Давайте посмотрим как же была придумана азбука славян?
Сценка.
Ведущий. Все в школе казалось Константину интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами:
Кирилл. - А почему учитель все время говорит по – гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно разговаривал по – славянски.
Мефодий. - Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что книги, знания – все от греков.
Кирилл. - А почему у славян нет своих книг?
Мефодий. - Потому что писать на славянском языке нельзя.
Кирилл. - Как это? Вот я возьму и напишу «дом».
Мефодий. - А «я живу в доме» ты уже не напишешь, потому что тебе не хватит букв.
Кирилл (кричит) - Так я придумаю!
Ведущий. В это время мимо проходил их школьный учитель. Он услышал разговор братьев.
Учитель. - Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя!
Кирилл. - Нет, можно! Вот я вырасту и придумаю славянам буквы. Они будут писать, и не хуже, чем греки.
Ведущий. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал и придумал буквицы, а из них составил азбуку.
Учитель. Но придумать – это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не мог справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий.
Ученик:
Сначала Константин изобразил звуки, общие у славян и греков. Каждый неизвестный звук он пробовал записывать по-разному. Если знаки казались ему неуклюжими, он их заменял. Каждая буква должна быть простой и четкой - легкой для письма. Ведь книг славянам потребуется множество.
Ученик:
В связи с появлением славянской письменности, стали пустеть храмы, где проповедовали немецкие священники, и полны были, где звучала славянская речь. Не смогли с этим мириться немцы и объявили братьев и их книги вне закона. Вот тогда и пришлось братьям вместе с учениками отправиться в Рим. В Риме сам папа вышел к братьям, принял славянские книги, освятил их.
Ученик.
Константину не суждено было вернуться на родину. Тяжело заболев, он принял постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Умирая, Кирилл сказал брату: » Вот, брат, были мы с тобой парой в одной упряжке и пахали одну борозду. И я на поле падаю, окончив день свой. Не смей оставлять учительство свое…»
Ученик:
Мефодий, похоронив брата, вернулся к славянам, но по ложному доносу был заключен в темницу. На два с половиной года померк свет для того, кто сам нес свет людям. С огромным трудом ученикам удалось добиться освобождения Мефодия. Его просветительская и учительская деятельность продолжалась до самых последних дней.
Учитель: Вы узнали сейчас о том, когда и кем была создана наша азбука. Сегодня мы пользуемся с вами алфавитом, который нам кажется простым и удобным, но не всегда наша азбука была такой, и выучить ее было гораздо труднее.
Страница третья: «Из жизни русского алфавита».
Ученик:
В 862 году пришли к императору Михаилу III послы от моравского князя Ростислава (Моравия тогда была одним из сильнейших славянских государств в Европе, находилась на территории нынешней Чехии), с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке.
Учитель.
Сейчас мы на несколько минут превратимся в актеров.
(Инсценировка фрагмента повести В.Воскобойникова «Братья».)
Главные герои:
Послы
Патриарх Фотий
Император Михаил III
Константин
Сценка.
(На стуле сидит царь Михаил в окружении придворных, патриарх Фотий и Константин)
Ученик: Послы Моравского княжества от правителя своего пришли с просьбою. Просят принять!
Послы: « Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их».
Фотий (осторожно): Послать наших людей в земли Моравские надо обязательно…
Михаил (с сомнением): А нужны ли нам эти Моравы? Какая от них польза?
Фотий (спокойно): Польза в том, что враги- иноверцы окружают наше государство со всех сторон, а друзей становится все меньше. И когда целый народ предлагает нам дружбу, отдает себя добровольно под влияние нашей церкви, от этого нельзя отворачиваться.
Михаил: Ну, что ж… Давай пошлем учителей. Но кого? Назови мне имя способного человека.
Фотий: Я думаю, такой человек находится среди нас.
(Все смотрят туда же, куда и Фотий, - на Константина)
Михаил: В самом деле… (Константину). Кроме тебя и твоего брата, послать некого. Кто еще так хорошо знает язык славян!
Константин: В моравскую землю, к славянам, я пойду с радостью.(Внезапно). Но прав государь - будет ли от этого польза? (Все удивлены; Константин объясняет). Польза будет только в том случае, если у них есть грамота. (Смотрит прямо в глаза царю). Есть ли у них грамота?
(Михаил пожимает плечами, смотрит на митрополита).
Фотий (уверенно): Грамоты у них нет, государь. Народ их неучен и дик. Поэтому послы и пришли к нам за помощью.
Михаил: (Константину, лениво): А ты их своими речами просвещай…
Константин (тихо, но твердо): Просвещение народа без книг на его родном языке равносильно усилиям писать на воде!
Фотий (поддерживая Константина): Книги, писанные на языке славян, необходимы, государь.
Михаил: Я приказываю… Раз нет у славян грамоты, значит, надо ее составить. И книги, которые нужны, перевести с нашего языка на славянский.(Константину). Поручаю это тебе и твоему брату.
(Константин смиренно кланяется).
Учитель:
Так братья – проповедники стали и учителями. С 863 года ведет свое начало славянская письменность. В IX веке появилось сразу 2 азбуки –кириллица и глаголица.
Ученик.
Глаголица
Глаголица — одна из двух славянских азбук. Название образовано от старославянского глаголъ — «слово», «речь». Почти полностью совпадая с кириллицей по алфавитному составу, расположению и звуковому значению букв, глаголица резко отличалась от неё формой букв. Строка древнего глаголического письма напоминает греческую скоропись, но буквенные начертания не имеют соответствий с греческими буквами. Считают, что некоторые буквы составлены на основе знаков самаритянского и древнееврейского письма, однако своеобразие глаголического письма не позволяет уверенно связать его ни с одним из современных ему алфавитов и косвенно подтверждает предположение о том, что эта азбука изобретена одним из славянских просветителей и авторов славянской азбуки Кириллом (Константином Философом) ещё до отъезда Кирилла и его брата Мефодия в Моравию. Глаголица широко употреблялась в 60-х гг. IX в. в Моравии, откуда проникла в Болгарию и Хорватию, в которой используется в богослужебных книгах и ныне; изредка употреблялась и в Древней Руси.
Ученик. Кириллица
Кириллица — одна из двух древнейших славянских азбук. Название восходит к имени Кирилла (до принятия монашества — Константина), выдающегося просветителя и проповедника христианства у славян. Вопрос о времени создания кириллицы и о ее хронологии, соотношении с глаголицей нельзя считать окончательно решенным. Некоторые исследователи предполагают, что кириллица была создана Кириллом и его братом Мефодием в IX в., ранее, чем глаголица. Однако большая часть специалистов считает, что кириллица моложе глаголицы и что первой славянской азбукой, которую создали Кирилл и Мефодий в 863 была глаголица.
Письменные памятники от эпохи создания кириллицы не сохранились. Не вполне ясен и состав букв первоначальной кириллицы, возможно, некоторые из них появились позднее. Кириллица употреблялась у южных, восточных и, очевидно, некоторое время у западных славян, на Руси была введена в X-XI вв. в связи с христианизацией. Кириллица у восточных и южных славян имеет длительную традицию, что засвидетельствовано многочисленными памятниками письменности. Древнейшие из них датируются X-XI вв.
Кириллица XI-XIV вв. характеризовалась особым типом письма — уставом с геометричностью в начертаниях букв. С конца XIII в. у южных славян и с середины XIV в. у восточных буквы кириллицы теряют строгий геометрический облик, появляются варианты начертания одной буквы, увеличивается количество сокращенных слов, этот тип письма называется полууставом. С конца XIV в. на смену уставу и полууставу приходит скоропись.
То есть азбука учит добру, она рассказывает о жизни земли.
Стихотворение Валентина Сидорова «Кириллица»
Так вот они – наши истоки,
Плывут, в полумраке светясь,
Торжественно – строгие строки,
Литая славянская вязь.
Так вот где, так вот где впервые
Обрёл у подножия гор
Под огненным знаком Софии
Алмазную твёрдость глагол.
Великое таинство звука,
Презревшее тленье и смерть,
На синих днепровских излуках
Качнуло недвижную твердь.
И Русь над водой многопенной,
Открытая вольным ветрам,
«Я есмь!» - заявила Вселенной,
«Я есмь!» - заявила векам.
Ученик:
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, -
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот такой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!
Этот нож не без причины
Называли «перочинным»:
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Ученик:
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
Учитель.
Можете ли вы назвать самую дорогую букву русского алфавита?
«Ъ» занимала место где-нибудь в самом конце и – помалкивала. О.И. Сенковский очень сердился на букву «ъ»:. «Пагубнее всех и всего этот тунеядец «ъ» … на хвосте русских слов: он пожирает более восьми процентов времени и бумаги».
Не замечая и не задумываясь, мы произносим слова, которым более сотен лет. Эти слова пришли из общеславянского в древнерусский, а потом в наш современный русский язык. Это знакомые всем нам слова: мать, отец, сын, брат, весна, зима и т. д. А сколько в нашем языке древних пословиц и поговорок, фразеологизмов, которые мы так часто употребляем.
Знать на ять – знать досконально, на отлично.
Прописать ижицу – проучить как следует, высечь, наказать.
Стоять фертом - стоять руки в боки, как буква Ф
Сперва аз да буки, а потом и науки – т.е. сначала азбуку надо выучить, а потом заниматься науками.
Пословицы
Ученье-свет, а неученье - тьма.
Сперва аз, буки, потом и все науки.
Азбука – к мудрости ступенька.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Кто силен в науке, не знает скуки.
С мудрым знаться – ума набраться.
Красна пава перьем, а человек ученьем.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?
(Из названия двух первых букв АЗ и БУКИ (буквы), сложилось слово АЗБУКА, которое по существу представляло дословный перевод греческого слова АЛЬФАБЕТ (первые две буквы греческой азбуки называются АЛЬФА и БЕТА или ВИТА), отсюда же позднее возникло и слова АЛФАВИТ)
(Аз-бу-ка)
(Ал-фа-вит)
Страница четвертая: «День славянской письменности и культуры».
Учитель:
-Что такое праздник?
(День торжества, установленный в честь или память кого- либо или чего - либо.)
Отдавая дань памяти великим просветителям, в 1885 году такой праздник отмечался и в России. Он был посвящен 1000- летию со дня смерти Мефодия.
Учитель.
А теперь в заключение послушаем стихотворение Ивана Бунина. Что великий поэт завещал нам, своим потомкам?
Ученик:
Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
Ученик:
Вставай, народ, вздохни всей грудью,
Заре навстречу поспеши.
И Азбукой, тебе подаренной,
Судьбу грядущую пиши.
Надежда, вера греет души.
Наш путь тернистый – путь вперёд!
Лишь тот народ не погибает,
Где дух Отечества живёт.
Ученик:
Пройдя под солнцем просвещенья
Из дальней славной старины,
Мы и сейчас, славяне-братья,
Первоучителям верны!
К апостолам высокославным
Любовь святая глубока.
Дела Мефодия – Кирилли
В славянстве будут жить века!
Викторина
1. Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)
2. Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела? (863)
3. Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)
4. Какое имя в миру до монашеского пострига носил Кирилл?(Константин)
5. Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий? (Мефодий)
6. Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином? (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник, как и его отец)
7. Как называли Кирилла за ум и прилежание? (Философ)
8. Какой город на Руси стал центром славянского книгопечатания и местом основания Кирилло-Мефодиевского общества? (Киев)
9. Каким письмом были написаны первые славянские письменные памятники? (Глаголицей)
10. Какой язык является древнейшим литературным языком? (Славянский)
11. Назовите произведения Древней Руси, написанные на древнерусском языке. ( «Повесть временных лет», «Русская правда» - свод законов, «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха» и др.)
12. В чьё царствование славянская азбука была заменена «гражданской»
(По Указу Петра Первого)
13. Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)
14. Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)
Учитель.
Русский алфавит – это наше национальное достояние. Именно он отражает всё богатство нашего великого русского языка, именно он и есть стержень нашей культуры, нашего самосознания, нашего бытия как русской нации.
Будем же повторять заповедные нам строки великого русского поэта Анны Ахматовой, написанные в феврале грозного 1942 года:
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем навеки.