СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

День славянской письменности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок славянской письменности посвящен ко Дню славянской письменности и культуры

Просмотр содержимого документа
«День славянской письменности»

Ход  мероприятия:



Учитель.

Мы живем в стране, которая называется Россия. (Россияне, русские, русичи). Каждый человек должен знать и помнить, откуда родом, кто его предки. Род, родился, Родина, родословная—все эти слова родственные(родственники), однокоренные.

    Сегодня мы еще раз обратимся ко своим истокам, воздадим дань прошлому. А помогут нам в этом странички, посвященные празднику славянской письменности.



24 мая отмечается  День славянской письменности и культуры, память святых  ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ Кирилла и Мефодия. Наша встреча и посвящена   первой азбуке, длинной -длинной дороге славянских племен к письменности, к грамотности

Давайте и мы сегодня  познакомимся с жизнью этих святых братьев.





Страница первая: «Дорога к письменности».

Ученик:

Для того чтобы передать слова, нужно было изобрести письменность. Все началось, как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень давно. В те далекие времена люди жили в пещерах, ведь домов еще не было. Но в некоторых пещерах жили медведи. Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так возникла дорога к письменности.

   Когда люди открыли рисуночное письмо, они уже прошли большой путь по дороге к письменности. Но впереди их ждало еще очень много трудностей. Ведь далеко не все можно выразить с помощью рисунков.

Страница вторая: «Бессмертный след Кирилла и Мефодия».



Учитель: 

Принято считать, что славяне до Кирилла и Мефодия не знали письменности.

    Более 1114 лет назад братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний. Произошло это в 863 году.

 

 Ученик.

 Братья родились в многодетной семье военачальника, служившего в Солуни, в городке на границе Болгарии и Греции. Мефодий был старше брата на 6 лет. Мальчики с детства знали 2 языка: родной греческий и славянский, т. к. население городка состояло наполовину из греков, наполовину из славян.

Отец братьев был богат и «доброго рода», занимал пост военачальника.  Сыновьям он дал  прекрасное воспитание и образование.   Константин, так звали Кирилла до пострижения в монашество, учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии, в том числе у Фотия, впоследствии патриарха Константинопольского.

Константин в совершенстве постиг все науки своего времени  и многие языки, особенно прилежно он изучал творения святителя Григория Богослова.

     Константин благодаря живому и быстрому уму, страсти к учению и прилежанию, получил блестящее образование при императорском дворе. Оба брата жили духовной жизнью, не придавали особого значения богатству, славе, карьере. Младший брат переводил, писал, создав азбуку по-славянски. Старший — издавал книги, руководил школой, писал гимны и поэтические проповеди.



Учитель.

Давайте посмотрим как же была придумана азбука славян?



Сценка.

Ведущий. Все в школе казалось Константину интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами:

Кирилл. - А почему учитель все время говорит по – гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно разговаривал по – славянски.

Мефодий. - Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что книги, знания – все от греков.

Кирилл. - А почему у славян нет своих книг?

Мефодий. - Потому что писать на славянском языке нельзя.

Кирилл. - Как это? Вот я возьму и напишу «дом».

Мефодий. - А «я живу в доме» ты уже не напишешь, потому что тебе не хватит букв.

Кирилл (кричит) - Так я придумаю!

Ведущий. В это время мимо проходил их школьный учитель. Он услышал разговор братьев.

Учитель. - Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя!

Кирилл. - Нет, можно! Вот я вырасту и придумаю славянам буквы. Они будут писать, и не хуже, чем греки.

Ведущий. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал и придумал буквицы, а из них составил азбуку.

Учитель. Но придумать – это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не мог справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий.

Ученик:

Сначала Константин изобразил звуки, общие у славян и греков. Каждый неизвестный звук он пробовал записывать по-разному. Если знаки казались ему неуклюжими, он их заменял. Каждая буква должна быть простой и четкой - легкой для письма. Ведь книг славянам потребуется множество.

   Ученик:

В связи с появлением славянской письменности, стали пустеть храмы, где проповедовали немецкие священники, и полны были, где звучала славянская речь. Не смогли с этим мириться немцы и объявили братьев и их книги вне закона. Вот тогда и пришлось братьям вместе с учениками отправиться в Рим. В Риме сам папа вышел к братьям, принял славянские книги, освятил их.

    Ученик.

Константину не суждено было вернуться на родину. Тяжело заболев, он принял постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Умирая, Кирилл сказал брату: » Вот, брат, были мы с тобой парой в одной упряжке и пахали одну борозду. И я на поле падаю, окончив день свой. Не смей оставлять учительство свое…»

Ученик:

Мефодий, похоронив брата, вернулся к славянам, но по ложному доносу был заключен в темницу. На два с половиной года померк свет для того, кто сам нес свет людям. С огромным трудом ученикам удалось добиться освобождения Мефодия. Его просветительская и учительская деятельность продолжалась до самых последних дней.

Учитель: Вы узнали сейчас о том, когда и кем была создана наша азбука. Сегодня мы пользуемся с вами алфавитом, который нам кажется простым и удобным, но не всегда наша азбука была такой,  и выучить ее было гораздо труднее.











Страница третья: «Из жизни русского алфавита».

 

Ученик:

В 862 году пришли к императору Михаилу III послы от моравского князя Ростислава (Моравия тогда была одним из сильнейших славянских государств в Европе, находилась на территории нынешней Чехии), с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке.  



Учитель.

Сейчас мы на  несколько минут превратимся в актеров.



 (Инсценировка фрагмента повести В.Воскобойникова «Братья».)

Главные герои:

Послы

Патриарх Фотий

 Император Михаил III

Константин

Сценка.



(На стуле сидит  царь Михаил в окружении придворных, патриарх Фотий и Константин)



Ученик:  Послы Моравского княжества от правителя своего пришли с просьбою.  Просят принять!



Послы:  « Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их».



Фотий  (осторожно):  Послать наших людей в земли Моравские надо обязательно…



Михаил (с сомнением):  А нужны ли нам эти Моравы? Какая от них польза?



Фотий (спокойно):  Польза в том, что враги- иноверцы окружают наше государство со всех сторон, а друзей становится все меньше. И когда целый народ предлагает нам дружбу, отдает себя добровольно под влияние нашей церкви, от этого нельзя отворачиваться.



Михаил: Ну, что ж… Давай пошлем учителей. Но кого? Назови мне имя способного человека.



Фотий: Я думаю, такой человек находится среди нас.

(Все смотрят туда же, куда и Фотий, - на Константина)



Михаил: В самом деле… (Константину). Кроме тебя и твоего брата, послать некого. Кто еще так хорошо знает язык славян!



Константин:  В моравскую землю, к славянам, я пойду с радостью.(Внезапно). Но прав государь - будет ли от этого польза? (Все удивлены; Константин объясняет). Польза будет только в том случае, если у них есть грамота. (Смотрит прямо в глаза царю). Есть ли у них грамота?

(Михаил пожимает плечами, смотрит на митрополита).



Фотий (уверенно): Грамоты у них нет, государь. Народ их неучен и дик. Поэтому послы и пришли к нам за помощью.



Михаил: (Константину, лениво): А ты их своими речами просвещай…



Константин (тихо, но твердо): Просвещение народа без книг на его родном языке равносильно усилиям писать на воде!



Фотий (поддерживая Константина): Книги, писанные на языке славян, необходимы, государь.



Михаил: Я приказываю… Раз нет у славян грамоты, значит, надо ее составить. И книги, которые нужны, перевести с нашего языка на славянский.(Константину). Поручаю это тебе и твоему брату.

(Константин смиренно кланяется).



Учитель:

 Так братья – проповедники стали и учителями.      С 863 года ведет свое начало славянская письменность. В IX веке появилось сразу 2 азбуки –кириллица и глаголица.



Ученик.

Глаголица

Глаголица — одна из двух славянских азбук. Название образовано от старославянского глаголъ — «слово», «речь». Почти полностью совпадая с кириллицей по алфавитному составу, расположению и звуковому значению букв, глаголица резко отличалась от неё формой букв. Строка древнего глаголического письма напоминает греческую скоропись, но буквенные начертания не имеют соответствий с греческими буквами. Считают, что некоторые буквы составлены на основе знаков самаритянского и древнееврейского письма, однако своеобразие глаголического письма не позволяет уверенно связать его ни с одним из современных ему алфавитов и косвенно подтверждает предположение о том, что эта азбука изобретена одним из славянских просветителей и авторов славянской азбуки Кириллом (Константином Философом) ещё до отъезда Кирилла и его брата Мефодия в Моравию. Глаголица широко употреблялась в 60-х гг. IX в. в Моравии, откуда проникла в Болгарию и Хорватию, в которой используется в богослужебных книгах и ныне; изредка употреблялась и в Древней Руси.  



Ученик. Кириллица



Кириллица — одна из двух древнейших славянских азбук. Название восходит к имени Кирилла (до принятия монашества — Константина), выдающегося просветителя и проповедника христианства у славян. Вопрос о времени создания кириллицы и о ее хронологии, соотношении с глаголицей нельзя считать окончательно решенным. Некоторые исследователи предполагают, что кириллица была создана Кириллом и его братом Мефодием в IX в., ранее, чем глаголица. Однако большая часть специалистов считает, что кириллица моложе глаголицы и что первой славянской азбукой, которую создали Кирилл и Мефодий в 863 была глаголица.

Письменные памятники от эпохи создания кириллицы не сохранились. Не вполне ясен и состав букв первоначальной кириллицы, возможно, некоторые из них появились позднее. Кириллица употреблялась у южных, восточных и, очевидно, некоторое время у западных славян, на Руси была введена в X-XI вв. в связи с христианизацией. Кириллица у восточных и южных славян имеет длительную традицию, что засвидетельствовано многочисленными памятниками письменности. Древнейшие из них датируются X-XI вв.  

Кириллица XI-XIV вв. характеризовалась особым типом письма — уставом с геометричностью в начертаниях букв. С конца XIII в. у южных славян и с середины XIV в. у восточных буквы кириллицы теряют строгий геометрический облик, появляются варианты начертания одной буквы, увеличивается количество сокращенных слов, этот тип письма называется полууставом. С конца XIV в. на смену уставу и полууставу приходит скоропись.

То есть азбука учит добру, она рассказывает о жизни земли.



Стихотворение Валентина Сидорова «Кириллица»

            Так вот они – наши истоки,

            Плывут, в полумраке светясь,

            Торжественно – строгие строки,

            Литая славянская вязь.

            Так вот где, так вот где впервые

            Обрёл у подножия гор

            Под огненным знаком Софии

            Алмазную твёрдость глагол.

            Великое таинство звука,

            Презревшее тленье и смерть,

            На синих днепровских излуках

            Качнуло недвижную твердь.

            И Русь над водой многопенной,

            Открытая вольным ветрам,

           «Я есмь!» - заявила Вселенной,

           «Я есмь!» - заявила векам.





Ученик:

В старину учились дети –

 Их учил церковный дьяк, -

 Приходили на рассвете

 И твердили буквы так:

 А да Б – как Аз да Буки,

 В – как Веди, Г – глаголь.

 И учитель для науки

 По субботам их порол.

 Вот такой чудной вначале

 Наша грамота была!

 Вот каким пером писали –

 Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины

 Называли «перочинным»:

 Очиняли им перо,

 Если не было остро.

 

Ученик:

Трудно грамота давалась

 Нашим предкам в старину,

 А девицам полагалось

 Не учиться ничему.

 Обучались лишь мальчишки.

 Дьяк с указкою в руке

 Нараспев читал им книжки

 На славянском языке.

   

Учитель.

Можете ли вы назвать самую дорогую букву русского алфавита?

    «Ъ» занимала место где-нибудь в самом конце и – помалкивала. О.И. Сенковский очень сердился на букву «ъ»:. «Пагубнее всех и всего этот тунеядец «ъ» … на хвосте русских слов: он пожирает более восьми процентов времени и бумаги».

   

 Не замечая и не задумываясь, мы произносим слова, которым более сотен лет. Эти слова пришли из общеславянского в древнерусский, а потом в наш современный русский язык. Это знакомые всем нам слова: мать, отец, сын, брат, весна, зима и т. д. А сколько в нашем языке древних пословиц и поговорок, фразеологизмов, которые мы так часто употребляем.



Знать на ять – знать досконально, на отлично.

Прописать ижицу – проучить как следует, высечь, наказать.

Стоять фертом  - стоять руки в боки, как буква Ф

Сперва аз да буки, а потом и науки – т.е. сначала азбуку надо выучить, а потом заниматься науками.



Пословицы

Ученье-свет, а неученье - тьма.

Сперва аз, буки, потом и все науки.

 Азбука – к мудрости ступенька.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Кто силен в науке, не знает скуки.

  С мудрым знаться – ума набраться.

Красна пава перьем, а человек ученьем.

Грамоте учиться – всегда пригодится.





Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?

(Из названия двух первых букв АЗ и БУКИ (буквы), сложилось слово АЗБУКА, которое  по существу представляло дословный перевод греческого слова АЛЬФАБЕТ (первые две буквы греческой азбуки называются АЛЬФА и БЕТА или ВИТА), отсюда же позднее возникло и слова  АЛФАВИТ)

(Аз-бу-ка)

(Ал-фа-вит)







Страница четвертая: «День славянской письменности и культуры».



Учитель:

-Что такое праздник?

(День торжества, установленный в честь или память кого- либо или чего - либо.)

 Отдавая дань памяти великим просветителям, в 1885 году такой праздник отмечался и в России. Он был посвящен 1000- летию со дня смерти Мефодия.

   







 Учитель.

А теперь в заключение послушаем стихотворение Ивана Бунина. Что великий поэт завещал нам, своим потомкам?



Ученик:

Молчат гробницы, мумии и кости,

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.



Ученик:

Вставай, народ, вздохни всей грудью,

Заре навстречу поспеши.

И Азбукой, тебе подаренной,

Судьбу грядущую пиши.

    Надежда, вера греет души.

Наш путь тернистый – путь вперёд!

Лишь тот народ не погибает,

Где дух Отечества живёт.


Ученик:

Пройдя под солнцем просвещенья

Из дальней славной старины,

Мы и сейчас, славяне-братья,

Первоучителям верны!

    К апостолам высокославным

Любовь святая глубока.

Дела Мефодия – Кирилли

В славянстве будут жить века!



Викторина


1. Кто создал славянскую азбуку?  (Кирилл и Мефодий)

2. Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела?   (863)

3. Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)

4. Какое имя в миру до монашеского пострига  носил Кирилл?(Константин)

5. Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий?  (Мефодий)

6. Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином?  (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник, как и его отец)

7. Как называли Кирилла за ум и прилежание?  (Философ)

8. Какой город на Руси стал центром славянского книгопечатания и местом основания Кирилло-Мефодиевского общества?  (Киев)

9. Каким письмом были написаны первые славянские письменные памятники?  (Глаголицей)

10. Какой язык является древнейшим литературным языком?  (Славянский)

11. Назовите произведения Древней Руси, написанные на древнерусском            языке.  ( «Повесть временных лет»,  «Русская правда» - свод законов,    «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха» и др.)

12. В чьё царствование славянская азбука была заменена «гражданской»

(По Указу Петра Первого)

13. Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)

14. Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)





Учитель.

Русский алфавит – это наше национальное достояние. Именно он отражает всё богатство нашего великого русского языка, именно он и есть стержень нашей культуры, нашего самосознания, нашего бытия как русской нации.

Будем же повторять заповедные нам строки великого русского поэта Анны Ахматовой, написанные в феврале грозного 1942 года:



Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем навеки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!