СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деньги как ключевая деталь произведения Н. В. Гоголя «Шинель»( презентация- проект)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деньги как ключевая деталь произведения Н. В. Гоголя «Шинель» ( презентация к проекту)

Просмотр содержимого документа
«Деньги как ключевая деталь произведения Н. В. Гоголя «Шинель»( презентация- проект)»

   Город Хабаровск. МАОУ Гимназия восточных языков №4   Деньги как ключевая деталь произведения Н. В. Гоголя «Шинель» Секция литературы Исследовательская работа Подготовила: Ефремова Дарья ученица 8 «В» класса  Руководитель: Буяло Юлия Юрьевна, учитель русского языка и литературы.  Хабаровск-2019 год

Город Хабаровск. МАОУ Гимназия восточных языков №4 Деньги как ключевая деталь произведения Н. В. Гоголя «Шинель»

Секция литературы

Исследовательская работа

Подготовила: Ефремова Дарья ученица 8 «В» класса

Руководитель: Буяло Юлия Юрьевна, учитель русского языка и литературы.

Хабаровск-2019 год

Жизнь, здоровье, деньги, ум, как святое братство,   А спокойствие души – главное богатство.   Не гоните лошадей – дни не торопите,   Живите в мире и любви, а впрочем, как хотите…   Тема исследования была выбрана с целью формирования финансовой грамотности среди молодёжи.  Объектом исследования является роль денег, их влияние на человека, как в самом произведение, так и в реальной жизни.

Жизнь, здоровье, деньги, ум, как святое братство,  А спокойствие души – главное богатство.  Не гоните лошадей – дни не торопите,  Живите в мире и любви, а впрочем, как хотите…

Тема исследования была выбрана с целью формирования финансовой грамотности среди молодёжи.

Объектом исследования является роль денег, их влияние на человека, как в самом произведение, так и в реальной жизни.

Гипотеза : Деньги, богатство сами по себе не содержат ничего злого или доброго. Но при неправильном обращении они могут превратиться в разрушительное оружие для человека.  Есть такие вещи, которые ни за какие деньги не купишь.  За деньги можно купить часы, но не время, дом, но не семью, лекарство, но не здоровье. Актуальность исследования:  роль денег в жизни человека, взаимосвязь  поступков и наличия денег на примере страниц повести «Шинель»,абсурдность «меры ценности» человека в чиновничье-бюрократическом обществе – тема многих произведений Гоголя, и это, как ни прискорбно звучит, сейчас актуально.  «Шинель» — это прит­ча, где в иносказательной форме показано, как человек — кроткий, смиренный, почти что безгрешный — может податься соблазну, стать рабом своих страстей и погибнуть духовно. Главное в повести происходит не на петербургских улицах, а в душе Акакия Акакиевича.  « Шинель» остается актуальной и по сей день, в ней раскрывается множество проблем, связанных с судьбой человека и его финансовым положением в обществе.

Гипотеза : Деньги, богатство сами по себе не содержат ничего злого или доброго. Но при неправильном обращении они могут превратиться в разрушительное оружие для человека.

Есть такие вещи, которые ни за какие деньги не купишь. За деньги можно купить часы, но не время, дом, но не семью, лекарство, но не здоровье.

Актуальность исследования: роль денег в жизни человека, взаимосвязь поступков и наличия денег на примере страниц повести «Шинель»,абсурдность «меры ценности» человека в чиновничье-бюрократическом обществе – тема многих произведений Гоголя, и это, как ни прискорбно звучит, сейчас актуально.

«Шинель» — это прит­ча, где в иносказательной форме показано, как человек — кроткий, смиренный, почти что безгрешный — может податься соблазну, стать рабом своих страстей и погибнуть духовно. Главное в повести происходит не на петербургских улицах, а в душе Акакия Акакиевича. « Шинель» остается актуальной и по сей день, в ней раскрывается множество проблем, связанных с судьбой человека и его финансовым положением в обществе.

Цель : формирование экономического мышления и культуры обращения с деньгами, как части общей культуры человека, по средствам анализа художественного текста.

Задачи :

1 . Выявить наличие качеств, определяющих возможность подростков самостоятельно решать денежные вопросы;

2 . Раскрыть сущность денег, как нравственной категории;

3 . Рассмотреть позицию автора через многомирие денег и охарактеризовать пространственный мир персонажей и устанавивать его связь с личностью героя.

4 . Выявить отрицательное и положительное влияние материального благосостояния на человеческое сознание- обеспечить понимание индивидуального стиля Н.В. Гоголя через призму вещей.

Теоретическая значимость данной работы обусловлена использованием различных литературных подходов, принципов и методов, что позволит представить указанную проблему в её многогранности.

Практическая значимость работы состоит в том, что её материалы и выводы могут быть использованы для финансовой грамотности на примере литературного произведения и проведении спецсеминаров по истории русской литературы XIX века, а также могут быть включены в учебные и учебно-методические пособия по соответствующей проблематике.

Методы исследования : анкетирование, анализ текста повести, художественное обоснование и выводы.

2. Терминология. 2.1.Что значат деньги для автора «Шинели»? Деньги и вещи — вот та страсть, которая писателю особенно ненавистна. Деньги - это специфический товар с максимальным показателем ликвидности.  Мех  - эквивалентом, аналог денег при торговых операциях.  Шуба - показатель благосостояния человека.  Одежда - отличительный знак, помогающий понять и оценить «все тончайшие оттенки положения человека в системе общественной иерархии».(P.M. Кирсанова)   Капот-  «вышедшее из употребление- женское верхнее платье»( В.И.Даль).  Шинель на фризе-  мундирная одежда, строго регламентирована правительственными постановлениями из грубой шерстяной ткани, одного из дешевых видов сукна.

2. Терминология.

2.1.Что значат деньги для автора «Шинели»?

Деньги и вещи — вот та страсть, которая писателю особенно ненавистна.

Деньги - это специфический товар с максимальным показателем ликвидности.

Мех - эквивалентом, аналог денег при торговых операциях.

Шуба - показатель благосостояния человека.

Одежда - отличительный знак, помогающий понять и оценить «все тончайшие оттенки положения человека в системе общественной иерархии».(P.M. Кирсанова) 

Капот- «вышедшее из употребление- женское верхнее платье»( В.И.Даль).

Шинель на фризе- мундирная одежда, строго регламентирована правительственными постановлениями из грубой шерстяной ткани, одного из дешевых видов сукна.

 2.2.Доказательство зависимости человека от материального состояния Главный герой имел очень скромный бюджет, но при этом откладывал большую часть средств, из чего можно сделать вывод, что он был независимым от денег, до того момента, пока ему не понадобилась шуба. Для главного героя шуба была смыслом жизни. Он проживал каждый день, сильно ограничивая самого себя в потребностях, только, чтобы накопить себе на новую. Помимо денег он вложил в эту вещь свою душу, поэтому потеряв ее, он потерял самого себя.

2.2.Доказательство зависимости человека от материального состояния

Главный герой имел очень скромный бюджет, но при этом откладывал большую часть средств, из чего можно сделать вывод, что он был независимым от денег, до того момента, пока ему не понадобилась шуба.

Для главного героя шуба была смыслом жизни. Он проживал каждый день, сильно ограничивая самого себя в потребностях, только, чтобы накопить себе на новую. Помимо денег он вложил в эту вещь свою душу, поэтому потеряв ее, он потерял самого себя.

 Социологический опрос среди школьников 5-8 классов.  ЦЕЛЬ: выяснить, что важнее жизненные блага или вещи, которые продаются за деньги, насколько школьники владеют основами финансовой грамотности.

Социологический опрос среди школьников 5-8 классов.

ЦЕЛЬ: выяснить, что важнее жизненные блага или вещи, которые продаются за деньги, насколько школьники владеют основами финансовой грамотности.

Согласны ли Вы с утверждением: Деньги правят миром, а не человек ими?

Согласны ли Вы с утверждением: Деньги правят миром, а не человек ими?

Какие способы повышения дохода вы считаете эффективными?

Какие способы повышения дохода вы считаете эффективными?

Готовы ли потратить много времени и сил, вкладывая деньги в свое образование?

Готовы ли потратить много времени и сил, вкладывая деньги в свое образование?

 3.Роль деталей в повести.  3.2.Свадебный мотив.  Накопление искомых 80 рублей описывается в повести как сложный процесс ухаживания героя за невестой, которую как будто подыскивает для героя портной. Неслучайно сердце героя, «вообще весьма покойное, начало биться». В новой шинели герой ведет себя как женатый - человек, позволяет себе вольности и поступки, которых наверняка избегал бы прежде.  Однако грабители — «какие-то люди с усами» -  крадут его счастье, лишают радости обладания невестой-шинелью . В рамках незримого сказочного сюжета о поиске невесты герой-мертвец возвращается, чтобы отыскать свою «подругу», вызволить ее из рук похитителей.  3.1.Рождение и воспитание. Акакий-« невинный».  В контексте дважды Акакий Акакиевич. « Никак нельзя было дать другого имени… это случилось совершенно по необходимости». Акакиевичу необходимо было сохранить первозданное ангелоподобие своего духовного мира, пронеся нетронутым через жизненные испытания.

3.Роль деталей в повести.

3.2.Свадебный мотив. Накопление искомых 80 рублей описывается в повести как сложный процесс ухаживания героя за невестой, которую как будто подыскивает для героя портной. Неслучайно сердце героя, «вообще весьма покойное, начало биться». В новой шинели герой ведет себя как женатый - человек, позволяет себе вольности и поступки, которых наверняка избегал бы прежде. Однако грабители — «какие-то люди с усами» -  крадут его счастье, лишают радости обладания невестой-шинелью . В рамках незримого сказочного сюжета о поиске невесты герой-мертвец возвращается, чтобы отыскать свою «подругу», вызволить ее из рук похитителей.

3.1.Рождение и воспитание.

Акакий-« невинный».

В контексте дважды Акакий Акакиевич. « Никак нельзя было дать другого имени… это случилось совершенно по необходимости». Акакиевичу необходимо было сохранить первозданное ангелоподобие своего духовного мира, пронеся нетронутым через жизненные испытания.

3.3.Работа. Карьера. Интересы.   « Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, -- нет, он служил с любовью. Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его..»  Шинель не только потребность, но и способ «приблизиться» к коллегам.  Душевная пустота: ему больше не о ком и не о чем думать и тем предметом, мечтой, которую он лелеет - становится именно шинель.  Вещь и наличие денег становятся косвенным знаком эволюции персонажа.

3.3.Работа. Карьера. Интересы.

« Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, -- нет, он служил с любовью. Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его..»

Шинель не только потребность, но и способ «приблизиться» к коллегам.

Душевная пустота: ему больше не о ком и не о чем думать и тем предметом, мечтой, которую он лелеет - становится именно шинель.

Вещь и наличие денег становятся косвенным знаком эволюции персонажа.

3.4.Здоровье. Смерть.    Глубокое моральное потрясение послужило причиной физической болезни героя. У него исчезла цель его жизни, то чему он посвятил всего себя, мечта, так непросто сбывшаяся и так быстро исчезнувшая - его шинель. Предсмертный бред является, своего рода, моментом истины: много ли сделал полезного, какую память оставил о себе. «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное…»  Шинель и работа были для него единственной целью и отдушиной. А в этом ли смысл жизни?

3.4.Здоровье. Смерть.

Глубокое моральное потрясение послужило причиной физической болезни героя. У него исчезла цель его жизни, то чему он посвятил всего себя, мечта, так непросто сбывшаяся и так быстро исчезнувшая - его шинель. Предсмертный бред является, своего рода, моментом истины: много ли сделал полезного, какую память оставил о себе.

«Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное…»

Шинель и работа были для него единственной целью и отдушиной. А в этом ли смысл жизни?

 3.5. Бюджет героя. «Маленький» человек-Башмачкин мог правильно распоряжаться деньгами: Экономить деньги. Не пользоваться платными услугами, а все делать самому (шить, стирать, готовить). Летом накопить деньги и на эти деньги сшить шинель летом, а не зимой, когда денег итак не хватает. Экономить свет не зимой, когда рано темнеет, а летом и весной. Планировать бюджет заранее. 6.Оценивать последствия расходов.

3.5. Бюджет героя.

«Маленький» человек-Башмачкин мог правильно распоряжаться деньгами:

  • Экономить деньги.
  • Не пользоваться платными услугами, а все делать самому (шить, стирать, готовить).
  • Летом накопить деньги и на эти деньги сшить шинель летом, а не зимой, когда денег итак не хватает.
  • Экономить свет не зимой, когда рано темнеет, а летом и весной.
  • Планировать бюджет заранее.

6.Оценивать последствия расходов.

4. Заключение. В произведение «Шинель» испытывается сила воли человека: деньги управляют человеком или человек ими? Справедливость, которую герой не смог найти при жизни, все-таки восторжествовала после его смерти. Призрак Башмачкина срывает шинели со знатных и богатых людей. Мир несправедлив, бесчеловечен,только вмешательство потусторонней силы способно изменить подобное положение дел. Деньги постепенно заменяют человеку всё: совесть, честность, порядочность. Зачем нужны эти возвышенные чувства, когда всё можно купить? Деньги –это средство удовлетворения потребностей. Деньги, несомненно, вносят бездуховность в жизнь людей, обезображивают, убивают всё человеческое, позволяют людям забывать о нравственности, способствуют появлению “мёртвых душ”. Пусть для молодежи мерилом жизни станут не яхты и замки навороченных олигархов, а такие ценности, как семья, дружба, любовь, милосердие.  Выбор делает сам человек и несет за него ответственность!

4. Заключение.

В произведение «Шинель» испытывается сила воли человека: деньги управляют человеком или человек ими? Справедливость, которую герой не смог найти при жизни, все-таки восторжествовала после его смерти.

Призрак Башмачкина срывает шинели со знатных и богатых людей. Мир несправедлив, бесчеловечен,только вмешательство потусторонней силы способно изменить подобное положение дел.

Деньги постепенно заменяют человеку всё: совесть, честность, порядочность. Зачем нужны эти возвышенные чувства, когда всё можно купить? Деньги –это средство удовлетворения потребностей. Деньги, несомненно, вносят бездуховность в жизнь людей, обезображивают, убивают всё человеческое, позволяют людям забывать о нравственности, способствуют появлению “мёртвых душ”.

Пусть для молодежи мерилом жизни станут не яхты и замки навороченных олигархов, а такие ценности, как семья, дружба, любовь, милосердие.

Выбор делает сам человек и несет за него ответственность!

5. Список используемой литературы:

1.Бухаркин П.Е. Об одной евангельской параллели к «Шинели» Н.В.Гоголя (К проблеме внетекстовых факторов смыслообразования в повествовательной прозе)/Бухаркин П.Е. Концепция и смысл. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. - С. 197211.

2. Вайскопф М. Материал и покрой гоголевской «Шинели»//Гоголь как явление мировой литературы. По материалам международн. научн. конф-ии, посвящ. 150-летию со дня смерти Н.В.Гоголя. М.: ИМЛИ РАН, 2003. - С. 193-201.

3.Ветловская В.Е. Житийные источники гоголевской «Шинели»//Русская литература. 1999.-№ 1.-С. 18-35.

4.Дилакторская О.Г. Фантастическое в «Петербургских повестях» Гоголя. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1986. 204 с.

5.Кривонос В.Ш. Загадка эпилога «Шинели» Гоголя//Литература (приложение к газете «Первое сентября). 2002. - № 9. - С. 9-10.

6. Липсиц И.В., Рязанова О.И. Л61 Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 352 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).

7.Сурков Е.А. Тип героя и жанровое своеобразие повести Н.В.Гоголя «Шинель»//Типологический анализ литературного произведения/Отв. ред. Н.Д.Тамарченко. Кемерово: Изд-во КГУ, 1982. - С. 67-74.

8.Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009.

9. Трунова А.В. Научно-исследовательская работа Хитрости маленького бюджета по повести Н. В. Гоголя «Шинель»

10. Фангер Д. В чем же, наконец, существо «Шинели» и в чем ее особенность//Н.В.Гоголь. Материалы и исследования. М.: Наследие, 1995. - С. 50-62.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!