СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Департамент образования города москвы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на ШМО после курсов повышения квалификации в АСОУ

Просмотр содержимого документа
«Департамент образования города москвы»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

(ГБОУ ВПО МГПУ)


Научно-исследовательский институт столичного образования









Методические рекомендации





Организация взаимодействия образовательной организации с родителями (законными представителями) младших школьников в условиях реализации фгос ноо










Москва

2013

УДК

ББК

М


Печатается по решению
Научного совета НИИСО


Авторы:

Э.Р. Баграмян, Т.А. Конобеева, Р.Ш. Мошнина


Научный редактор:




Рецензенты:





Баграмян Э.Р., Конобеева Т.А.,. Мошнина Р.Ш. Организация взаимодействия образовательной организации с родителями (законными представителями) младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО. Методические рекомендации. – М.: МГПУ, 2013


.









© ГБОУ ВПО МГПУ, 2013

Введение

За последние сто лет человечество перешло в новую эпоху своего существования, в постиндустриальную. Космос, атом, компьютер, интернет, мобильная связь… Наше общество постоянно изменяется, поэтому и человеку нужно быть готовым к постоянным изменениям, а это значит, что необходимы изменения в системе образования. На протяжении нескольких последних столетий знания рассматривались как единственный результат образования, но наличие определенного объема знаний не может обеспечить личностную, социальную и профессиональную успешность ребенка в настоящем и будущем.

С сентября 2011 года образовательные организации России массово приступили к реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (ФГОС НОО). Главная цель новых образовательных стандартов заключается в создании условий для повышения качества российского образования. Это предполагает достижение новых образовательных результатов, обеспечивающих конкурентоспособность отечественной школы. Наряду с предметными результатами образования в ФГОС НОО выделены также личностные и метапредметные. При этом ценность знаний не подвергается сомнению, а лишь подчеркивается необходимость достижения и других результатов образования.

Достижение личностных результатов представляет собой особую трудность, так как формирование системы ценностных отношений обучающихся к себе и другим людям, мотивов, взглядов, чувств, таких как патриотизм, толерантность, гуманизм происходит длительно и не только в школе. На этот процесс оказывает большое влияние среда, в которой ребенок растет.

Сейчас редко встретишь расширенную семью, состоящую из нескольких поколений, да и нуклеарная семья терпит изменения. Практически стала нормой семья с одним родителем, что непосредственно влияет на решение ряда задач, которые семья традиционно выполняла: социализация индивидуума, становление его индивидуальности, а также поддержка членов семьи. Кризис семьи – это, прежде всего, кризис общения, что оказывает непосредственно влияние на воспитание детей.

Во многих семьях родители, общаясь с детьми, интересуются только выполнением домашних заданий и полученными отметками, их влияние на формирование личности ребенка на много слабее влияния СМИ, компьютерных игр, социальных сетей, сверстников.

Начиная с дошкольного возраста, ребенок погружается в огромной поток информации, идущей с экранов телевизоров, через Интернет. Технологизация всех сторон общества привела к тому, что уже дошкольники часто отдают предпочтения компьютерной игре, а не сюжетно-ролевой, что приводит к недоразвитию воли и произвольности. У многих детей уже в начальной школе проявляется компьютерная, экранная зависимость, что приводит к повышению уровня тревожности и страха, агрессивности. В начальной школе можно увидеть, что на переменах ученики общаются не с одноклассниками, а с «компьютерными технологиями», а это приводит к неумению устанавливать отношения со сверстниками, решать простейшие конфликты. Дети все реже играют во дворе, меньше двигаются, а это влечет за собой гиподинамию.

Изменения в окружающей среде приводят к изменениям в психическом развитии, а также оказывают влияние на формировании личности современного школьника, и, как мы видим, данные изменения часто носят негативный характер. Решение данных проблем невозможно без активизации, объединения усилий родителей и школы, а это значит, что необходим поиск новых форм сотрудничества основных участников образовательных отношений. Еще В. А. Сухомлинский писал: «Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя – школа и семья – не только действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания».1 Проблема взаимодействия семьи и школы до сих пор принадлежит к сложным и до конца не разрешенным.

Целью взаимодействия педагогов и родителей в условиях реализации ФГОС НОО может стать построение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, а также обеспечение преемственности в воспитании и развитии ребенка в образовательной организации и семье.

Среди задач взаимодействия родителей и педагогов как участников образовательных отношений можно выделить:

• информирование об инновационных процессах в системе образования;

• формирование активной позиции родителей как субъектов образования (участников образовательных отношений);

• преодоление недоверия родителей к происходящим изменениям в системе образования;

• подготовка родителей к самостоятельному аудиту проблем семейного воспитания.

Изменение целей и задач требует изменения содержания, форм работы.

Цель данных методических рекомендаций – помочь образовательным организациям, учителям начальных классов организовать взаимодействие с родителями (законными представителями) младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.

Данные методические рекомендации позволят еще раз обратить внимание на изменения, которые привнес в школьную жизнь ФГОС НОО, и не только рассмотреть различные формы сотрудничества родителей и педагогов, но и организовать, наполнить работу с родителями новым содержанием. Для удобства использования часть материалов представлена в электронном варианте.

Взаимодействие школы и родителей как участников образовательных отношений

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования является важнейшим нормативным правовым актом Российской Федерации, устанавливающим систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы. Впервые в стандарте прописана целостная система требований ко всей системе образования страны, а не только требования к предметному содержанию образования.

Рассмотрим в сопоставлении изменения, привносимые в образовательный процесс ФГОС НОО, и формы взаимодействия школы, педагогов и родителей, как участников образовательных отношений.

Кардинальным изменением, вносимым Стандартом, является смена знаниевой парадигмы на системно-деятельностный подход, который позволяет выделить основные результаты обучения, развития и воспитания в контексте универсальных учебных действий, формируемых у обучающихся.

Теперь результат образования не измеряется только объемом полученных знаний, но и уровнем развития личности ученика, его способностей, которые позволят полученные знания использовать в жизни. Овладение учащимися универсальными учебными действиями дает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и навыков, то есть формирует умение учиться.

Большинство родителей следят за происходящими в системе образования изменениями. Их отношение часто формируется под воздействием средств массовой информации, а они часто представляют только одну точку зрения, причем негативную. Поэтому важно школе представить свою позицию. Знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями работы, задачами, итогами, по традиции, осуществлялось на общешкольных родительских собраниях. Для знакомства родителей с особенностями реализации требований ФГОС НОО в образовательной организации, в которой обучаются их дети, в начале учебного года можно провести общешкольное тематическое родительское собрание. В рамках этого собрания можно не только представить особенности стандарта, но и познакомить с ООП образовательной организации, в том числе с учебным планом и планом внеурочной деятельности.

При подготовке к этому собранию могут быть использованы материалы, расположенные в приложении (Приложение №1, №2). Кроме того, родители по окончании собрания могут получить информационный бюллетень, в котором рассматриваются острые вопросы введения стандарта, роль и место родителей учащихся в этом процессе (Приложение №3).

Смена парадигмы приводит к изменению роди учителя в образовательном процессе. Учитель теперь не просто транслирует знания, а создает условия для овладения обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, регулятивными, коммуникативными) и становления личности ученика в урочной и внеурочной деятельности. Учитель теперь не является единственным носителем знаний, поэтому возможно привлечение родителей к проведению учебных и внеучебных занятий, таким образом родители могут стать активными участниками образовательного процесса.

Например, при изучении темы: «Все профессии важны» по предмету «Окружающий мир» можно пригласить некоторых родителей и попросить их рассказать об особенностях своих профессий. Важно заранее вместе с родителями составить план сообщений и договориться о длительности и порядке выступлений.

Основная образовательная программа реализуется через учебный план и план внеурочной деятельности, причем внеурочная деятельность может носить как учебный, так и внеучебный характер. Примером внеурочной учебной деятельности могут служить экскурсии, проводимые в рамках изучения предмета «Окружающий мир». К проведению подобных экскурсий также можно привлекать родителей, если учитель знает, что они по роду своей деятельности занимаются живой природой. Такое взаимодействие предполагает подготовительную работу и распределение обязанностей, которое может быть таким: учитель осуществляет подготовку: разрабатывает маршрут, структуру, определяет методы, материал, который могут собрать дети, необходимое оборудование. Непосредственно перед экскурсией он проводит короткую беседу, на которой выясняют представления детей об объектах наблюдения, напоминают о правилах поведения на экскурсии, а вот работу с объектами наблюдения может провести родитель, итоговую беседу лучше проводить учителю.

Часто план внеурочной внеучебной деятельности включает экскурсии в музеи, парки. В этом случае выполнить роль экскурсоводов также могут родители.

Однако, такое вовлечение родителей в образовательный процесс возможно только после знакомства и установления доверительных отношений с родителями. Поэтому особое внимание следует уделить знакомству с семьями, родителями обучающихся.

Традиционно знакомство с родителями происходит на первом родительском собрании (к сожалению, посещение семей на дому ушло из массовой практики), которое проводится в конце учебного года, после набора обучающихся в первый класс. От успеха этого собрания многое зависит, поэтому к этому собранию следует подготовиться особенно тщательно.

Основной целью данного собрания должно стать знакомство с родителями обучающихся и знакомство родителей друг с другом.

Перед проведением родительского собрания следует изучить личные дела будущих первоклассников и заочно познакомиться с родителями учеников, подготовить визитки с именами родителей (законных представителей). Например, визитки могут содержать информацию: ФИО родителя, имя и фамилию ребенка, контактную информацию школы и оформлены в следующем виде:


Департамент образования города Москвы

ГБОУ СОШ №1388


1 а

Елена Владимировна

мама

Родионовой Ирины


Россия, 127006, г. Москва

ул. Долгоруковская д. 6 стр. 2

http://schuc1388.mskobr.ru

тел. канцелярии (499) 978-4244

e-mail школы : [email protected]

Электр. журнал : http://1388.eljur.ru




Если есть адреса электронной почты, то можно отправить приглашения на родительское собрание, причем будет хорошо, если первое собрание посетят и мамы, и папы, и об этом можно написать в приглашении.

Для получения более полной информации о родителях можно подготовить анкеты. Лучше, если в анкете будут и открытые (ответ в свободной форме), и закрытые (все варианты ответов заранее предусмотрены), и полузакрытые вопросы (ответ можно выбрать из числа приведенных или дать свой собственный), что повысит обоснованность и полноту информации.

Готовя анкету, учителю следует обратить внимание не только на общие сведения о родителях, материально-бытовые условия семьи, но и на образование, увлечения родителей и детей, интересы родителей к школьной жизни своего ребенка, уровень педагогической культуры родителей; степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка; семейные обычаи, традиции и ритуалы. Эта информация в дальнейшем позволит более плодотворно организовать взаимодействие с родителями в различных формах.

Нужно продумать план родительского собрания, текст выступления перед родителями, возможно, подготовить презентацию и т.д. Важно помнить, что не только учитель изучает родителей, но и родители изучают учителя, что отношения между учителем и родителем могут оказать существенное влияние на эффективность воспитательной работы и всегда необходимо соблюдать педагогические нормы и такт при общении с родителями.

Примерный план проведения знакомства с родителями может быть таким:

- Вступительное слово классного руководителя.

Во время этого выступления можно рассказать о себе, о том, чему хотите своих учеников научить, а также о традициях школы, ее истории.

- Знакомство со спецификой обучения в начальной школе.

Родителям необходимо объяснить, что начальная школа выполняет целый ряд специфических функций. Среди них наиболее значимые: адаптация учащихся к новым социальным условиям, первичное формирование новой для детей социальной роли ученика, выработка и развитие специальных поведенческих навыков и умений, определяющих комфортность и безопасность пребывания ребенка в образовательном учреждении, развитие представления о здоровом образе жизни и др. Реализация указанных функций невозможна без создания в сознании учащихся системы морально-нравственных ценностей в качестве главной системы координат, определяющей основные направления жизнедеятельности младших школьников в образовательном учреждении и за его пределами.

Система ценностей, в свою очередь, определяется социальным заказом и теми задачами, которые декларируются государством в документах, регламентирующих систему образования в нашей стране, в том числе и во ФГОС НОО. В обобщенном виде социальный заказ может быть представлен следующим образом: наиболее полное гармоничное развитие личности интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающей ключевыми компетентностями, способной к ответственному поведению и самореализации в современном ей (личности) обществе.

Следует обратить внимание родителей на то, что специфика обучения в начальной школе во многом определяется психологическими особенностями младших школьников. Наиболее значимой из них является смена ведущей деятельности, характеризующей этот возрастной период. Если в дошкольном детстве ведущей деятельностью была игра, то с достижением 6 – 7 летнего возраста ее место занимает учебная деятельность. Ее полноценное и развернутое формирование является главной целью начального образования. Отсюда становится понятна одна из наиболее очевидных особенностей системы образования в начальной школе – это нерасторжимый сплав процессов обучения и воспитания в урочной и внеурочной деятельности, где родители выполняют полноправную роль участников образовательного процесса.

Другой отличительной особенностью образования младших школьников, является его позитивный педацентризм как принцип. Педацентрический подход к образованию отнюдь не является последней инновацией. Уже в «Конвенции ООН о правах ребенка» (1989) заявлено о праве на сохранение индивидуальности и приоритетности интересов ребенка перед интересами общества. Однако долгое время это направление в педагогике по ряду причин не получало должного распространения.

Принцип позитивного педацентризма определяется такими психологическими особенностями младших школьников как: наглядно-образное мышление, неразвитость внутренней и монологичной речи, нестабильность эмоционально-волевой сферы, целостность восприятия природы и общества. Педацентрический подход (от ребенка, его возможностей, потребностей и нужд) позволяет определенным образом структурировать содержание и процесс образования в начальной школе.

Так, общеизвестно, что первый класс это наиболее трудный, многопроблемный и тревожный период жизни для всех субъектов образования: детей, родителей, педагогов. Именно в это время должна быть реализована главная функция начальной школы – адаптация учащихся к новым социальным условиям, формирование у них новой социальной роли – ученик.

Реализация адаптационной функции образования в первом классе невозможна без выявления круга общих и индивидуальных проблем проживания этого периода всеми детьми в классе. Наиболее общей проблемой первоклассников является введение их в новую систему координат, задаваемую условиями школьной среды. За короткий промежуток времени детям необходимо усвоить огромное количество ответов на множество вопросов: Кто? Что? Где? Когда? и Почему? Под усвоением в данном случае понимается не просто принятие к сведению факта существования определенных предписаний и требований, но и их запоминание, а также готовность следовать им в соответствующей ситуации. Это обстоятельство детерминирует третью особенность образования в начальной школе – признание в ученике субъекта образования (личности), каким бы маленьким и неразвитым он нам не казался, наравне с другими субъектами воспитания – родителями и учителем. Специфика состоит в том, что учитель в начальной школе исполняет роль доверенного лица и полномочного представителя интересов ребенка во всех социальных институтах и инстанциях. Наиболее эффективно, успешно и целенаправленно эта роль реализуется в согласованном сотрудничестве с родителями, однако так бывает не всегда.

Поэтому следующей особенностью образования в начальной школе является не просто сотрудничество, а планомерное, целенаправленное взаимодействие, основанное на согласованном распределении полномочий, всех субъектов образования при ведущей роли учителя.

Заметим, что выше названные и другие изменения в поведении и отношениях младших школьников происходят достаточно быстро, поэтому содержание и формы обучения и воспитания в каждом классе начальной школы имеют свои особенности, однако все они укладываются в общие рамки специфики образования в начальной школе.

- Знакомство с целями современными образования, с новыми требованиями к результатам обучения.

Цели личности, общества и государства в образовании, как правило, полностью не совпадают. Как показали многочисленные социальные исследования, приоритетными целями образования для семьи являются: личностная, социальная и профессиональная успешность ребенка в настоящем и будущем. Наиболее значимыми целями образования для общества были названы: безопасность и здоровье, свобода и ответственность, социальная справедливость и благосостояние этого самого общества. А вот государство перед системой образования ставит вот такие цели: национальное единство страны, внешняя и внутренняя безопасность государства, развитие человеческого потенциала и конкурентоспособность на мировой арене. В этой связи ФГОС НОО выступает как социальная норма, предполагающая заключение общественного договора между семьей, обществом и государством.

Во ФГОС НОО выделены три группы результатов: предметные, метапредметные и личностные.

Предметные результаты выражаются в усвоении обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов. Это в большинстве своем знания и умения, которые непосредственно связаны с содержанием учебных предметов. Новизна этих результатов состоит в том, что оцениваться они будут тем выше, чем лучше ученик сможет эти знания и умения применить в самых разных ситуациях.

Метапредметные результаты – это освоенные учащимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые для решения учебных и жизненных задач. Эти результаты получили название универсальных учебных действий (УУД), всего их более 100.

Родителей можно успокоить по поводу их количества, так как многие из этих действий формируются в ходе предметного обучения и только некоторые из них требуют специального времени и места для своего формирования. Например, умение ставить учебную цель формируется практически на всех уроках. То же можно сказать о действии планирования. А вот умение спорить цивилизованными способами, аргументировать собственную точку зрения без применения силовых приемов и громкости голоса, управлять поведением партнера в процессе общения – все это потребует специальных занятий и, главное, потребует применения в реальных жизненных условиях. Поэтому родителям нужно обратить внимание на то, какие условия созданы в семье для формирования УУД у Вашего ребенка. Как и предметные результаты УУД оцениваются с помощью диагностических, срезовых, проектных и др. работ.

Личностные результаты – это готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. Личностные результаты выявляются с целью построения дальнейшего маршрута развития и координации действий педагогов и родителей. Ни о каких отметках в этом случае не может быть и речи.

- Учебные пособия

Учебник, по-прежнему, остается основным средством обучения на всех его этапах. Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» (статья ) «Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.»2

Федеральные перечни учебников и перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе, размещаются на официальном сайте Минобрнауки России (http://mon.gov.ru/) и ежегодно обновляются.

При знакомстве родителей с учебниками следует продемонстрировать умение ориентироваться в их многообразии, осуществлять целесообразный объективный отбор учебных изданий для определенной категории учащихся, определять его функциональную пригодность для получения принципиально новых результатов: личностных и метапредметных, и наиболее оптимальным образом строить процесс обучения на основе применения этих изданий.

Знакомя родителей с учебниками, можно рассмотреть информационную, систематизирующую, обучающую и контролирующую, а также воспитательную и развивающую функции учебников.

При ознакомлении с разнообразными функциями учебника может возникнуть вопрос о средствах в учебнике, которыми достигается их реализация. При всем многообразии авторских вариаций и специфики предметного содержания в любом учебнике совершенно отчетливо выделяются четыре системы средств – аппараты, которые позволяют выполнять учебникам все выше обозначенные функции: текстовой аппарат; аппарат усвоения; аппарат ориентировки; иллюстративный аппарат.

- Заключительное слово учителя

В заключительном слове должен прозвучать жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении всех проблем воспитания и обучения, ори­ентация на успешное развитие личности обучающихся и дальнейшее сотрудничество с родителями.

Закончить такое собрание можно заполнением родителями анкет и ответами на вопросы родителей.

После изучения анкет, заполненных родителями, можно составить примерный план проведения совместно с родителями урочных и внеурочных занятий. В начале четверти (триместра) родителям можно отправить по электронной почте этот примерный план и выявить, кто из родителей в каких мероприятиях и в каких формах готов принимать участие.

Знакомство родителей с системно-деятельностным подходом можно организовать через посещение открытых уроков. Эта форма позволяет родителям изнутри изучить методику преподавания, требования учителя, увидеть специфику учебной деятельности младшего школьника. Такой открытый урок следует закончить анализом, который позволит выявить имеющиеся сомнения, определить роль родителей в образовательном процессе, при этом в ходе обсуждения открытого урока с родителями целесообразно обратить их внимание на следующие особенности его проведения:

- педагогический стиль работы учителя. Он может быть авторитарным, демократическим или гуманным.

- общая психологическая атмосфера на уроке. В зависимости от педагогического стиля работы учителя может быть комфортная, напряженная или угнетающая.

- интенсивность и темп урока может быть оптимальный, завышенный или замедленный.

- использование приемов активизации познавательной активности учащихся позволяет обеспечить субъектную позицию ученика на уроке. Наиболее эффективны в этом смысле демократическая беседа, проблемные вопросы и ситуации, дискуссии, диспуты, сюжетно-ролевые и дидактические игры, имитации и драматизации, тренинги – упражнения.

- использование приемов релаксации (расслабления, восстановления) позволяют снять напряжение на уроке, избежать перегрузки учащихся, способствуют сохранению психического и физического здоровья учителя и учащихся. Наиболее распространёнными приёмами релаксации являются физкультурные минутки, паузы, аутотренинги, офтальмотренаж. Однако, задача релаксации даже в начальной школе успешно решаются на основе элементарной смены видов деятельности учащихся на уроке. Важно, чтобы релаксационные приёмы не разрушали логику урока, не нарушали его структуру, не приводили к дезадаптации учащихся в учебной деятельности.

- наличие интриги, коллизии, проблемы урока позволяет сбалансировать развитие не только интеллектуальной, но и эмоциональной сфер личности ребёнка.

- возможности диалогического и полилогического общения на уроке является необходимым условием для формирования у учащихся коммуникативных умений, действий анализа и обобщения, выстраивания позитивных межличностных отношений в классе.

- учет индивидуальных, возрастных и половых психологических особенностей.

- педагогический такт, «вес», мобилизация и пристройка учителя Педагогический такт, безусловно, требует уважения к личности ребёнка, соблюдения всех его прав, формирования общей и этической культуры. Педагогический «вес» учителя определяется, прежде всего, его психологическим статусом. Мобилизация учителя на уроке характеризует степень его включённости в деятельность преподавания.

- соответствие атмосферы урока его целям и задачам. Атмосфера на уроке может быть разнообразной. Важно, чтобы она не противоречила его содержанию и не препятствовала достижению его целей и задач.

Для удобства родителям можно предложить схему анализа урока. Примерная схема анализа урока родителями приведена в приложении (Приложение №4).

развитие форм взаимодействия участников образовательных отношений в части формирования основной образовательной программы начального общего образования образовательной организации;

Воспитание подрастающего поколения – это вопрос стратегический, от его решения зависит будущее страны. Недостатки воспитания в детском возрасте трудно восполнить в последующие годы, поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества. ФГОС НОО обрисовал портрет идеального ученика, закончившего начальную школу. Планка поднята очень высоко. Приблизиться к заданному результату можно только объединив усилия школы, обучающихся и их родителей, общественности и т.д. при ведущей роли учителя, поэтому в Стандарте подчеркивается необходимость развития форм государственно-общественного управления образованием.

Средством развития взаимодействия участников образовательных отношений может стать сайт образовательной организации.

На сайте каждой школы должны быть обязательно размещены уставные документы, основная образовательная программа начального общего образования образовательной организации, а также ссылки на основные акты, регламентирующие деятельность образовательной организации, а именно Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993, «Семейный кодекс Российской Федерации» " (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (действующая редакция от 03.07.2013).

Полезно создать на сайте форум для родителей, где они могут общаться на интересующую их тему, помочь друг другу советами и подсказками, обменяться жизненным опытом. Темы форума могут задаваться как администрацией, так и родителями.

Организация обратной связи, «горячей линии» с родителями, когда они могут в любой момент задать администрации, учителям вопрос и получить ответ в течение определенного времени сделает сайт более «живым». Например, при организации обратной связи можно условиться, что ответы будут публиковаться один раз в неделю.

При сильной загруженности на работе многие родители не имеют возможности посещать открытые уроки или внеурочные мероприятия, поэтому на сайте также можно создать раздел «Методический банк», в котором размещались бы фрагменты открытых уроков, внеурочных мероприятий и методические разработки. Этот раздел также может быть полезен учителям для обмена опытом.

Для обмена опытом совместной деятельности родителей и детей на сайте школы можно также создать раздел «Родитель+ ребенок», в котором бы размещались совместные проекты родителей и детей, и миниотчеты о ходе их выполнения, что помогло бы другим родителям организовывать подобную деятельность.

Таким образом, создание на сайте школы ряда постоянно обновляющихся разделов, таких как «Нормативная база», «Методический банк», «Родитель+ребенок», «Вопросы и ответы», «Горячая линия», а также родительского форума позволит родителям всегда быть в курсе происходящих в школе изменений и сделает сайт более действенным инструментом взаимодействия.

Одним из коллегиальных органов школьного управления является родительский комитет школы (класса). Права и обязанности родительского комитета фиксируются в положении о родительском комитете школы. По традиции эта структура, в том числе, занималась организацией экскурсий и других внеклассных мероприятий. С введением Стандарта на смену внеклассной работе пришла внеурочная деятельность, которой отводится особая роль в достижении планируемых результатов.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и призвана создать необходимые условия для формирования и развития индивидуальности каждого обучающегося. Этот факт приводит к усилению роли родительского комитета в организации образовательного процесса.

Еще одной формой взаимодействия родителей и образовательного учреждения является электронный дневник школьника, который позволяет повысить информированность родителей об успеваемости, посещаемости, домашнем задании и др. Возможности электронного дневника школьника зависят от сервиса, к которому подключена школа, а их достаточно много, например, ГШИС электронный журнал, образовательная сеть Дневник.ру, Общегородской электронный дневник, МРКО, ЭлЖур и др., поэтому учителю следует изучить все возможные опции и познакомить с ними родителей. На наш взгляд, следует обратить особое внимание на опцию (если она есть), позволяющую родителям увидеть продвижение ребенка за различные периоды времени по каждому предмету, а также рейтинг ребенка в классе по конкретному предмету.

Ежегодно результаты деятельности школы представляются в публичном докладе директора школы. Информируя общественность о состоянии и развитии образовательной организации, следует представить результаты взаимодействия школы с родителями, так как публикации этого доклада предшествует аналитическая работа, а значит, есть возможность выявить «плюсы» и «минусы», наметить перспективные направления взаимодействия с родителями обучающихся.

расширение возможностей для индивидуального развития, в том числе одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья через построение индивидуальных образовательных траекторий;

Одной из задач, которые ставит ФГОС НОО перед образовательными организациями, является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в том числе одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Решить данную задачу можно построением индивидуальных образовательных траекторий, причем к этому процессу следует активно подключать родителей. Ведь без помощи родителей эта задача в полном объеме не может быть решена.

«Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.

Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его способностей – оргдеятельностных, познавательных, творческих, коммуникативных и иных.»3

Построение индивидуальной образовательной траектории важно для всех детей, но особенно актуально для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Обязательным условием при этом является наличие у обучаемых выбора содержания, форм, темпа, методов и т.д.

Построение индивидуальных образовательных траекторий может вестись в двух направлениях: формирование индивидуального учебного плана ребенка и формирование индивидуального плана внеурочной деятельности ребенка.

Формирование индивидуального учебного плана ребенка может осуществляться посредством «внешней дифференциации» (выбор родителями, например, класса с углубленным изучением математики или английского языка) или «внутренней дифференциации» (выбор темпа изучения учебного программного материала, учебных заданий и разных видов деятельности на уроках, определение характера и степени дозировки помощи со сторон учителя).

Большие возможности для построения индивидуального учебного плана дает нелинейное расписание, которое, к сожалению, так мало распространено в наших школах.

Формирование индивидуального плана внеурочной деятельности не может осуществляться без участия родителей.

На одном из родительских собраний в начале учебного года вопросы участия учащихся во внеурочной деятельности решаются их родителями, поэтому очень важно представить весь спектр предлагаемых направлений и форм организации внеурочной деятельности, а также очень важно подчеркнуть, что данная форма организации направлена на достижение планируемых результатов обучения, особенно метапредметных и личностных.

Моделирование содержания и форм внеурочной деятельности младшего школьника. Родители составляют индивидуальный план внеурочной деятельности своего ребенка. Каждый родитель получает комплект карточек разного цвета, которые отражают следующее:

  1. пять направлений внеурочной деятельности (Требования ФГОС: общеинтеллектуальное, общекультурное, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное);

  2. пять подпрограмм ООП НОО (Структура ООП II раздел: программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся; программа формирования УУД; программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программа отдельных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; программа коррекционной работы);

  3. условия ОУ (заполняются учителем, отражают реальные условия образовательного учреждения);

  4. интересы, склонности и вовлечённость ребёнка в систему дополнительного образования (карточки и графы таблицы заполняются родителями).

Заполнение проекта плана внеурочной деятельности.

Родителям предлагается заполнить таблицу с помощью карточек.

Первая строка заполняется под руководством учителя, которое выражается в информировании родителей о существующих направлениях внеурочной деятельности и их роли в достижении планируемых результатов.

Вторая строка заполняется родителями с опорой на первую строку и комментарии учителя. Следует обратить внимание родителей на необходимость установления соответствия между направлениями внеурочной деятельности и соответствующей подпрограммы ООП.

Третья строка заполняется родителями на основании информации, представленной учителем, о наличии в образовательном учреждении необходимых условий для реализации каждого направления внеурочной деятельности.

Четвёртая строка полностью заполняется родителями самостоятельно.

Пятая строка заполняется родителями с помощью карточек, на которых представлены предложения ОУ по формам внеурочной деятельности.

На основании индивидуальных планов внеурочной деятельности проводится комплектование групп (внутри параллели, между параллелями и др.) и разрабатывается расписание групповых и индивидуальных занятий внеурочной деятельности.

Пример:

План внеурочной деятельности

учащегося ___________ класса

МОУ СОШ №______________

Ф.И. ребёнка________________________________________________________

Направления внеурочной деятельности

обще-интеллектуальное


Общекультурное



духовно-нравственное


спортивно-оздоровительное


социальное


+

-

+

-

+

Подпрограммы ООП НОО

формирования УУД

отдельных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности

духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся

формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

коррекционной работы

Условия ОУ

компьютерный класс, интерактивные доски

хореографический класс, изостудия, актовый зал

цифровые коллекции произведений искусства, интернет для виртуальных экскурсий.

два спортивных зала, спортивные площадки, лаборатория, комната для релаксации

логопедический кабинет, офтальмо кабинет, кабинет психолога

Интересы, склонности и вовлечённость ребёнка в систему дополнительного образования

Изучение растений и животных, планеты и звёзды

музыкальная школа с 4 лет

рисование растений и животных

фигурное катание

затруднённое произношение сонорных

Формы внеурочной деятельности

Кружок «Юный натуралист» (2 часа), клуб «Звездочёт»

(2 часа).

_

Изостудия (2 часа).

_

Занятия с логопедом (2 часа).


Работу по формированию родителями индивидуального плана внеурочной деятельности своего ребёнка можно организовать следующим образом. Каждый родитель получает расписание уроков класса, комплект прямоугольников разного цвета, которые отражают 5 направлений внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) и внеурочные занятия, которые предлагает данное образовательное учреждение, а также план внеурочной деятельности школы с указанием времени проведения.

Если ребенок уже посещает спортивную, художественную или музыкальную школу, то родитель в расписание сначала вносит время посещения этих учреждений, а затем он может расположить выбранные прямоугольники-внеурочные занятия на расписании, тем самым наглядно представив вовлеченность своего ребенка во внеурочную деятельность, а также какие направления внеурочной деятельности преобладают. При осуществлении выбора внеурочных занятий важно напомнить родителям, что у ребенка может быть не более 10 часов внеурочных занятий в неделю. После окончательного выбора внеурочных занятий родитель заполняет индивидуальный план внеурочной деятельности ребенка, бланк которого ему предлагает учитель.

Обязательным условием построения индивидуальной образовательной траектории является учет индивидуальных особенностей ребенка, однако их нужно выявить, для этого следует организовать такую среду, в которой ребенок мог проявить себя: свои способности, таланты, интересы. Для этого необходимо осуществлять демонстрацию достижений учащихся, путем проведения различных конкурсов, викторин, концертов с обязательным приглашением родителей на эти мероприятия, так как это позволяет более объективно оценить способности своего ребенка.


При построении индивидуальной образовательной траектории нельзя обойтись без индивидуальных и групповых консультаций, как с учителем начальных классов, так и специалистами: психологом, логопедом и т.д.


Одной из форм внеурочной деятельности является проектная и исследовательская деятельность. Метод проектов используется в мировой практике обучения около ста лет. В России этот метод использовали в 20-30 годы прошлого столетия, но из-за его чрезмерного использования в ущерб другим методам обучения все закончилось полным запретом, так что можно говорить о второй волне интереса к этому методу в нашей стране.

Популярность метода проектов обуславливается рациональным сочетанием теоретических знаний и их практическим применением для решения конкретных проблем окружающей действительности.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Успех проекта во многом зависит от значимости решаемой проблемы для ребенка и осуществляемого руководства учителем. В начальной школе при выполнении проекта также велика роль родителей, поэтому можно разрабатывать тематику совместных проектов, на консультации можно приглашать учащихся вместе с родителями, чтобы помочь участникам проекта составлять план работы над проектом, распределять обязанности, чтобы родитель помогал, а не выполнял за ребенка проект.


Выделение во ФГОС НОО новых групп результатов приводит к необходимости пересмотра процесса оценивания, ведь процесс формирования личности в учебной деятельности нельзя оценить баллом. Балльная отметка не позволяет в полной мере судить от индивидуальных достижениях учащихся, она оценивает результат, а не процесс. Следовательно, школе требуется создать такую систему оценивания, которая давала бы реальное представление об учебных и других достижениях ребенка. Требованием ФГОС НОО является критериальное оценивание. Согласно Стандарту содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов и др. фиксируются в основной образовательной программе основного общего образования образовательной организации, а это значит, что родители как участники образовательных отношений могут принять участие в формировании критериев и должны быть ознакомлены с процедурой оценивания и формой представления результатов.

Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику и выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса – за счет выбора процедур, форм, содержания оценочной деятельности.

Система оценки достижения планируемых результатов фиксируется в одном из разделов основной образовательной программы начального общего образования образовательной организации, в связи с этим следует организовать знакомство родителей с особенностями оценивания. Формы можно выбрать различные, например, деловая игра. Для этого можно использовать материал, представленный в приложении (приложение №3).

Одним из эффективных средством мониторинга образовательных достижений учащихся является портфолио, который дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности.

Портфолио представляет собой собрание различных материалов, которые могут быть доказательством и иллюстрацией индивидуальных достижений и процесса развития учащегося, при этом выделяют различные виды портфолио: рабочий портфолио, портфолио процесса, показательный портфолио и др.

В формировании портфолио участвуют обучающиеся, родители обучающихся, классный руководитель и другие педагогические работники школы. Формированию портфолио должна предшествовать подготовительная работа с родителями о функциях портфолио и его структуре. Для этого могут использоваться материалы из приложения (приложение №4). Кроме того, родителей можно включить в оценочную деятельность, если привлечь их к написанию отзывов для портфолио своего ребенка.


Достижение планируемых результатов предполагает специальное оснащение образовательного процесса, которое включает учебники и учебные пособия, наглядные пособия, демонстрационно-лабораторное оборудование, современные информационные программы, высокотехнологичное оборудование, электронные образовательные ресурсы.

С введением Стандарта все чаще в школах стали использовать электронные и цифровые образовательные ресурсы. Знакомство с особенностями этих ресурсов можно организовать с помощью материалов, расположенных в приложении (приложение №5)

Достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы предполагает оснащение образовательного процесса инновационным оборудованием и программным обеспечением, что нашло отражение в Федеральных требованиях к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости образовательного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом № 986 Министерства образования и науки Российской Федерации от «04» октября 2010 г.). Федерального перечня оборудования учебных помещений нет, но есть перечни, разрабатываемые на региональном уровне. Так, в соответствии с приказом №33 Департамента образования города Москвы от 12 февраля 2013 г. были разработаны перечни для оснащения начальной школы (http://mosmetod.ru/).

В Москве оснащенности образовательного процесса уделяется большое внимание, в школы города Москвы было закуплено различное оборудование, среди которого ноутбуки, принтер, сканер, графический планшет, интерактивная доска, проектор, документ-камера, цифровой фотоаппарат, цифровой микроскоп и т.д. Однако, приобретение оборудования не делает образовательный процесс высоко эффективным, необходимо его рациональное использование.

Чтобы родители имели более полное представление об оснащении образовательного процесса, можно провести демонстрацию инновационного оборудования, когда любой родитель в определенный день мог бы посмотреть, как это оборудование работает. Для организации подобного мероприятия следует подготовить маршрутный лист, который бы указывал в каком кабинете возможности какого оборудования и программ демонстрируется, и тогда родитель может сам выбрать наиболее для него интересное. Следующим шагом по знакомству с инновационным оборудованием или программным обеспечением может стать проведение практикума для детей и родителей, когда родители смогут под руководством учителя или ребенка на практике изучить его возможности. Далее родители вместе с детьми могут использовать данное оборудование при выполнении совместных проектов. Для этого можно выделить один день в неделю, например, субботу, когда кабинет с оборудованием будет свободен . В таком случае родители будут уверены, что оборудование не просто есть, но и активно используется.


Формы взаимодействия семьи и школы

Одной из форм взаимодействия школы и родителей может стать общешкольный День здоровья. В рамках этого мероприятия родители могут посетить школьную столовую, попробовать еду, которую предлагают обучающимся, побеседовать с медицинским работником, принять участие в спортивных состязаниях вместе со своими детьми и на практике убедиться в соблюдении образовательной организацией санитарно-гигиенических норм.

Организация семейного домашнего чтения также может стать одной из форм взаимодействия учителя, родителей и детей. Традиционно на лето детям дают список книг для чтения. Если к списку рекомендованной литературы прибавить и различные задания: нарисовать иллюстрации к прочитанному, описать главных героев, составить план к пересказу произведения, написать отзыв, выполнить пересказ, причем ребенок сам может выбирать, какое задание к какому произведению он выполнит, какое выполнит самостоятельно, а какое с привлечением взрослых. На последнем родительском собрании можно обратить внимание на необходимость создания ситуаций, в которых ребенок выполнял бы различные виды пересказа: полный (пересказ близко к тексту), выборочный (пересказ отдельных эпизодов), сжатый (передача только основных событий), творческий (с элементами сочинения), при этом обращать внимание не только на воспроизведение сюжета, но и использовать специфические для жанра языковых средств, ведь рассказывая, ребенок развивает свою речь, более четко формулирует отношение к поступкам героев, описываемым событиям. Кроме того, в список для чтения можно включить книги для семейного чтения, можно организовывать совместные выборочные пересказы, например, ребенок начинает пересказ, затем пересказ продолжает родитель и т.д. При такой организации летнего домашнего чтения 1 сентября можно провести День книги. В рамках этого дня организовать выставку сделанных детьми и родителями иллюстраций, читательских дневников, провести круглый стол для детей и родителей «Моя любимая книга».


Итак, изменения, происходящие в системе начального образования, вызванные введением ФГОС НОО, находят свое отражение в организации взаимодействия родителей и учителей.

Изменения, вносимые ФГОС НОО

Формы взаимодействия с родителями

Примечания

Переход от «знаниевой» парадигмы к компетентностной

Родительское собрание, построенное на основе системно-деятельностного подхода

Приложение №1.

Презентация «Особенности системно-деятельностного подхода»

Изменения роли и функции педагога в образовательном процессе

Привлечение родителей к проведению уроков

Привлечение родителей к проведению внеурочных мероприятий

Открытые уроки для родителей с последующим обсуждениям

Организация совместных проектов для детей и родителей

Приложение №2. Схема анализа урока родителями

Развитие форм взаимодействия участников образовательных отношений в части формирования основной образовательной программы начального общего образования образовательной организации

Обновление и изменение в работе сайта школы

Электронный дневник школьника

Работа с родительским комитетом

Публичный доклад директора по итогам года с разделом о работе с родителями


Расширение возможностей для индивидуального развития, в том числе одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья

Формирование индивидуального учебного плана

Формирование индивидуального плана внеурочной деятельности

Проведение Дней здоровья

Организация семейного чтения

Осуществление групповых и индивидуальных консультаций, в т.ч. с привлечением различных специалистов


Формирование критериальной оценки результатов освоения основной образовательной программы

Родительское собрание, построенное на основе системно-деятельностного подхода

Формирование портфолио

Написание отзывов о работе ребенка

Приложение №3.

Презентация «Планируемые результаты обучения и система оценивания»

Приложение №4.

Презентация

«Портфолио ученика»

оснащенность образовательного процесса

Родительское собрание, посвященное знакомству с особенностями УМК

Родительское собрание, посвященное знакомству с ЭОР и ЦОР

Презентация инновационного оборудования

Практикум по работе с инновационным оборудованием

Выполнение совместных проектов с использованием инновационного оборудования


Приложение №5.

Презентация

«Электронные и цифровые образовательные ресурсы»


Вместо заключения

В нашей стране нет такого человека, которого бы не интересовали вопросы образования, ведь каждый из нас в той или иной мере занимается образованием: самообразованием, образованием своих детей, внуков. И, конечно же, изменения, происходящие в современной системе образования, не могут не вызывать живой интерес.

Существует мнение, что раньше, особенно, в советские времена, образование было лучше. Оно точно было другое, его содержание и основные направления соответствовали требованиям индустриальной эпохи. За последние 20 лет в нашем обществе произошли коренные социально-экономические изменения. Коренным образом изменилась и идеология. Могло ли образование при этом оставаться прежним?

Все произошедшие изменения социально-экономической жизни нашей страны и мира в целом нашли свое отражение в новых федеральных государственных образовательных стандартах.

Стандарты теперь не только нормируют содержание образования, но затрагивают все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни.

Согласно стандартам школьное обучение должно быть построено так, чтобы каждый выпускник мог не только осознанно выбрать профессию, но и был готов действовать в новых обстоятельствах, готов к самообразованию и саморазвитию, к сотрудничеству с другими людьми, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Принципиальным отличием новых стандартов является выдвижение на первый план личности самого ребёнка и происходящих с ним в процессе обучения изменений, а не суммы знаний, накопленных за время обучения в школе, т.е. более важным становится не предметный, а личностный результат. Каждый ребенок должен перестать быть только обучаемым, ему необходимо стать обучающимся.

Каждый родитель знает, что когда ребенок не хочет есть, кормление превращается в пытку и для родителей, и для ребенка. Конечно, можно заставить ребенка есть силой, можно положить ему еду в рот, но проглотить все равно он должен сам! А это значит, что и учиться ребенок должен сам.

Вне всякого сомнения, декларировать замечательные идеи, заложенные в новых стандартах легко, гораздо сложнее реализовать их в практике образования. Для достижения указанных в стандартах результатов (личностных, метапредметных, предметных) должна коренным образом измениться система работы педагога, должно измениться отношение общества к образованию, педагогу, а это не происходит быстро.

Поэтому в период перехода на новые стандарты сложнее всего приходится нашим детям. Понятно желание каждого родителя сделать жизнь своих детей лучше, легче, участвовать в образовательном процессе, тем более, что новые стандарты дают родителям, общественности такую возможность.

Участвовать в образовательном процессе можно по-разному. Можно все критиковать: государство, стандарты, школу, учителей, детей, но принесет ли это пользу нашим детям? Можно нанять репетиторов по всем предметам и получить при этом колоссальную перегрузку детей. Можно за детей делать проектные работы, писать сочинения, рефераты, но чему при этом научится ребенок?

А еще можно сотрудничать. Сотрудничать с учителями и, конечно же, с нашими детьми. Может быть, встречаясь вечером со своим ребенком, разговор начинать не с вопроса: «Какие у тебя сегодня отметки?», а, например: «Чему новому ты сегодня научился?»; попробовать выполнить проектную работу не за ребенка, а вместе с ним. Возможно, что на это потребуется больше времени, сразу не получится, но начинать-то нужно. Обратного пути уже нет.

Литература

  1. Бурменская Г. В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / ред. И. Сафронова. – М.: Просвещение, 2011.

  4. Фельдштейн Д. И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы//Образовательная политика, 2010.№5-6 С.82-87

  5. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. [Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2006. – 929 Кб.

  6. Якимов Н. А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников / Н. А. Якимов // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 1. – С. 48–51.

  7. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

  8. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Серия «Стандарты второго поколения», – М.: Просвещение 2009.

  9. Щуркова Н.Е., Мошнина Р.Ш., Яковлев Д.Е. Профессиональный журнал работы классного руководителя (1-4 и 5-11 классы): М.: Центр «Педагогический поиск», 2008.

  10. Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 2003.

Нормативные документы

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  2. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  3. Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373".

  4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

  5. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993).

  6. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены Приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. N 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).

  7. Письмо Департамента общего образования от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

1 Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности. // История педагогики в России. М., 1999. С. 376-377

2 Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» - М.: Эксмо, 2013 – С. 32-33

3 (А.В. Хуторской)

39



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!