Просмотр содержимого документа
«Державин Г.Р. Поэт и государственный чиновник. Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник» Урок литературы 8 класс»
Державин Г.Р. Поэт и государственный чиновник. Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник»
8 класс
автор- составитель : Буяло Ю.Ю.
учитель русского языка и литературы МАОУ гимназия №4 г. Хабаровск-2018г.
Исследовательская работа с текстом оды «Вельможа»
Честный и неподкупный государственный деятель:
Царский любимец, грабящий страну и народ:
- «Се образ ложныя молвы, // Се глыба грязи позлащенной! О! тщетно счастия рука, // Против естественного чина, // Безумца рядит в господина, // Или в шутиху дурака». «А ты, вторый Сарданапал!.. — На толь, чтобы на все взирал // Ты оком мрачным, равнодушным... Средь радостей казался скучным... Проснися, // сибарит! — Ты спишь // Иль только в сладкой неге дремлешь, // Несчастных голосу не внемлешь // И в развращенном сердце мнишь... // Стыд, совесть - слабых душ тревога! // Нет добродетели! нет Бога» — // Злодей...»
- «Которые собою сами // Умели титла заслужить // Похвальными себе делами; // Кого ни знатный род, ни сан, // Ни счастие не украшали; // Но кои доблестью снискали... // Себе почтенье от граждан». «Ум здравый, сердце просвещенно; орудье власти есть; подпора царственного зданья»
ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЯПРОВОЖДЕНИЯ ВЕЛЬМОЖИ. Крылатые выражения из оды
Каким по мысли Державина должно быть справедливое государственное устройство?
- Концепция Державина сводится к иерархически выстроенному патриархальному обществу. Общество представляет единое тело, роль «главы» которого, то есть решающей инстанции, отдана монарху, царю. Народ с детской верой полагается на «главу», соблюдая полное единодушие. Не имея своей воли в политическом целом, народ может, однако, испытывать восхищение от переживания общего согласованного действия.
Державина издавна любили сравнивать с древнеримским поэтом Горацием. В стихотворении «Городок (К ***)», обращенном, вероятно, к Н.И. Трубецкому (1797—1874), Пушкин писал: Питомцы юных граций, С Державиным потом Чувствительный Гораций Является вдвоем.
Гораций является, по сути, полноправным родоначальником “литературного памятника”. О своей посмертной славе как поэта он говорит в оде «К Мельпомене». Создал памятник я, бронзы литой прочней, Царственных пирамид выше поднявшийся. Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой Не разрушат его, не сокрушит и ряд Нескончаемых лет, время бегущее…
. Выразительное чтение перевода М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул...» (1747).
- Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный аквилон сотреть не может, Ни множество веков, ни едка древность. Не вовсе я умру, но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю. Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом. Где быстрыми шумит струями Авфид, Где Давнус царствовал в простом народе, Отечество мое молчать не будет, Что мне беззнатной род препятством не был, Чтоб внесть в Италию стихи эольски И перьвому звенеть Алцейской лирой. Взгордися праведной заслугой, муза, И увенчай главу Дельфийским лавром.
Лексическая работа
- Авфид, Давнус, стихи эольски, алцейской лирой. Альцей (Алкей), дельфийским лавром, Муза.
- Авфид - река в Апулии, замечательная своим быстрым течением; ныне Офанто.
- Давнус — Давн, легендарный царь Апулии, родины Горация.
- Эолийские (по наименованию одного из греческих племен) стихи считались образцом древнегреческой лирики.
- Алцейской лирой – лирой Алцея=Алкея, одного из лучших древнегреческих поэтов.
- Муза – богиня, покровительница наук и искусства.
- Дельфийским лавром – в городе Дельфы находился храм Аполлона, предводителя муз. Лавр считался священным деревом.
Стихотворения «Памятник» М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина
М.В. ЛОМОНОСОВ Г.Р.ДЕРЖАВИН
Стихотворный размер
Реалии источника
Авторская позиция
Тема
М.В. Ломоносов
Стихотворения «Памятник» М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина
Г.Р. Державин
- Пятистопный ямб
- Античные реалии: «Я знак бессмертия себе воздвигнул. // Превыше пирамид и крепче меди, // Что бурный аквилон сотреть не может, // Ни множество веков, ни едка древность»
- Личность автора перевода условна
- Роль творчества, поэзии в жизни людей. Первый русский «Памятник» является переводом оды Горация
- Шестистопный ямб
- Перечисление российских гидронимов: «Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, // Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал»
- Личность автора перестает быть условной
- Тема индивидуальной поэтической славы. Автор выбирает заданную тему и создает на нее оригинальную вариацию. Державин оказывается создателем русской автобиографической поэзии
Выразительное чтение первой строфы. • Гораций видел залог своего бессмертия в мощи Рима: «Я буду возрастать повсюду славой, // Пока великий Рим владеет светом». В чем Державина залог бессмертия? • Какова сила поэзии? Почему памятник назван «чудесным», «вечным»? Сила поэзии для Державина могущественнее даже законов природы, которым он единственно готов быть подчинен. Памятник чудесен превосходством над природой («металлов тверже», неподвластен вихрям, громам, времени) и над славой «земных богов» — царей. Памятник поэта «выше пирамид»).
Выразительное чтение второй и третьей строф. • Найдите во второй строфе слова, созвучные слову «славяне». • В чем видит Державин прочность своей славы? В уважении к отечеству, обыгрывая общность корня в словах «слава» и «славяне».
. Выразительное чтение третьей строфы. • Каков смысл перечисления российских географических названий в третьей строфе? Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал. Реки, перечисленные в «Памятнике» Державина, находятся на большом расстоянии друг от друга. Их удаленность друг от друга задает масштаб будущей славы поэта, соответствующий масштабности изображения мира в оде XVIII века.
КОММЕНТАРИЙ К ТЕКСТУ
- Державин не знал латинского языка и пользовался немецкими переводами, а также советами друзей. К тому же был перевод Ломоносова. Но, вероятно приняв описание места рождения Горация за перечисление будущей славы, Державин тем самым становится основателем новой традиции в русской поэзии. В дальнейшем все подражания будут написаны с упоминанием мест будущей славы. Нельзя также забывать, что XVIII век – век географических открытий; экспедиции Академии наук вслед за испанцами и португальцами занимаются исследованием земного шара.
- Первые два стиха третьей строфы «Памятника» Державина объясняются как частичной ошибкой, так и духом эпохи.
- Начиная с Державина, поэты стали говорить о своей славе не локальной, но всеобъемлющей.
Выразительное чтение четвертой строфы.
- Почему в четвертой строфе «Памятника» употреблено слово «дерзнул»?
- Поэт «дерзнул... возгласить» не о подвигах, не о величии — о добродетелях императрицы, т. е. отнестись к ней, как к обычному человеку, говорить о достоинствах ее человеческих, что в то время было не принято.
- Под именем Фелицы Державин изобразил Екатерину II. Поэт использует имя Фелицы, упомянутое в сочиненной императрицей для своего внука Александра «Сказке о царевиче Хлоре», которая была напечатана в 1781 году. Содержание сказки дидактично. Киргизский хан похитил русского царевича Хлора. Желая испытать его способности, хан дает царевичу задание найти розу без шипов (символ добродетели). Благодаря помощи ханской дочери Фелицы (от лат. felicitos — счастье) и ее сына Рассудка Хлор отыскивает розу без шипов на вершине высокой горы.
- Олицетвиоряя в себе современное общество, поэт тонко хвалит Фелицу, сравнивая себя с нею и сатирически изображая свои пороки.
- Каково значение сочетания слов «забавный русский слог»? Выпишите слова, принадлежащие к «высокому» стилю. Какова их роль?
Выразительное чтение пятой строфы. • Надеется ли поэт на единодушное одобрение современников? • Какие черты музы Державина находят отражение в этих строчках? • Какие средства художественной выразительности использовал поэт (эпитеты, олицетворение, сравнение, гиперболы)? Каково их значение?
Подведение итогов урока.
- Почему поэт выбирает именно стихотворение Горация для подражания?
.
- Тема индивидуальной поэтической славы была актуальна для античной поэзии и совершенно невозможна в классицистической. Великий поэт, никогда не укладывается в заданные рамки, даже если сам их себе выбирает: поэт-классицист Державин выбирает заданную тему и создает на нее оригинальную вариацию — он ставит себя в один ряд с монархами и героями, он «поднимает» индивидуальное «я», и это «я» художника.
Домашнее задание
- Выучить наизусть « Памятник» Н.Г.Державин.
- Прочитать « Бедная Лиза» Н.М.Карамзин
- Тезисный план ст. учебника. Сопоставить классицизм и сентиментализм